Напоминание

"Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина как средство развития читательского интереса и коммуникативной культуры младших школьников"


Автор: Хохлова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №189 "Шанс"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина как средство развития читательского интереса и коммуникативной культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 189 «Шанс»

Центрального района Санкт-Петербурга

«Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина как средство

развития читательского интереса и коммуникативной

культуры младших школьников»

Автор:

Учитель начальных классов

Хохлова Татьяна Анатольевна

Основная концептуальная идея современного образования заключается в том, что

российская школа должна тать школой духовно - нравственного развития и

воспитания гражданина нашего Отечества. Развитие речи- один из основных аспектов,

влияющих на формирование личностных качеств ребёнка. Задача педагога –

грамотно организовать эту работу. Прекрасная возможность реализовать это

предоставляется при изучении творчества А.С. Пушкина. Я использую для этого

уроки чтения и изобразительного искусства. Прикосновение к творчеству такого поэта,

не должно быть внезапным и насильным. По- моему надо подготовить учеников к

восприятию А.С. Пушкина, ведь этот поэт никогда не писал для детей.

Я начинаю работать с небольших произведений Пушкина. Это лирические

отступления из романа «Евгений Онегин», стихи о природе. И как продолжение работы

в этом направлении являются уроки ИЗО.

При изучении лирики Пушкина обращаю внимание на то, что поэт с такой

любовью и нежностью воспевает красоту родной природы. На уроках ИЗО детям

предлагается проиллюстрировать знакомое стихотворение с описанием определённого

настроения поэта. На уроках чтения мы знакомимся со «Сказкой о рыбаке и рыбке».

Работу с этим произведением строю в несколько этапов.

-Смысловая подготовка

После первого прочтения проводится работа над семантикой слов, незнакомых

учащимся. Внимание детей необходимо привлечь к тем словам, которые не встречаются

в современной речи. Здесь же знакомлю своих учеников с такими понятиями ,как

историзмы и архаизмы. Учащиеся знакомятся с предметами быта той исторической

эпохи, в которой было написано литературное произведение. Они видят «ветхую

землянку крестьян, деревянное корыто, избу со светёлкой». На уроках ИЗО работаю с

иллюстрациями профессиональных художников, а далее предлагаю ребятам

самостоятельно изобразить любой предмет быта, который встречается в сказке.

-Работа над образом

При прочтении описания моря мы подробно анализируем динамику авторского видения

моря. «Синее море», «Разыгралась чёрная буря», оно «темнеет». Эпитет сращивается с

определённым словом и уже не содержит в себе точного указания на цвет. Можно

предложить детям определить цветовую гамму и сделать иллюстрацию. Так, ярче можно

представить образ не только конкретного героя, но и моря, ветра, месяца.

Такую работу можно проводить с любой сказкой А.С.Пушкина. В «Сказке о царе

Салтане…» читатель встречается с множеством образов злых и добрых. Но я хочу

остановиться на образе Царевны - лебедь. Как прекрасно вырисовал Пушкин волшебную

царевну. Читая описание Царевны – лебедь, ясно представляешь эту красавицу. Все

атрибуты, которыми автор наделил её, говорят об этом. «Месяц под косой блестит, а во

лбу звезда горит». В ней чувствуется что-то таинственное волшебное. Поэт даёт

возможность наблюдать за ней, показывая этот образ в динамике. «А сама то величава,

выступает – словно пава. А как речь то говорит – словно реченька журчит». Результаты

работы на уроков чтения воплощаются на уроке ИЗО. Вспомнив сказку, на уроке ИЗО

предлагаю просмотр видеофрагментов, где автор противопоставляет добро и зло, т.е.

контрастных героев. Эти образы помогают юному читателю понять характеры героев.

При рассмотрении образа положительного героя «Царевны – лебедь» говорю с детьми о

том, какими эпитетами наделило её автор. Поэтому актуален показ картины Врубеля

«Царевна – лебедь». «Сказка о царе Салтане…» будоражит воображение и рождает

фантастические образы. Но тем и замечательны сказки, что большинство их героев – это

реальные люди со всеми добродетелями и недостатками. На уроке дети много говоря об

этом, делятся своими переживаниями и резюмируя высказывания. Делают вывод о том,

что человек красив не только внешне, но и внутренним миром, своими делами, добрым

отношением к людям. Читая сказку, обращаю внимание детей на то, что поэт редко

употребляет слова, обозначающие цвета. Поэт знал, что в русских волшебных сказках

всегда присутствует образ солнца с его его золотым сиянием и поэтому эпитеты

«золотой», «блестит», «сияет» употребляется часто. Но ведь это не свет на палитре, а

тёплый тон, солнечное свечение. Поэтому и в передаче добрых и нежных образов детьми

используются не очень яркие цвета. Художник всегда старается передать не только

внешнее сходство, но и характер человека. Поэтому злым и коварным героям присущи

такие цвета как красный, бордовый. Линии резкие и форма с выражением лица комична.

Очень сложно рассмотреть все особенности языка и стиля сказок великого поэта. Важно

понять и раскрыть текст со стороны словоупотребления, стараться донести до детей это

понимание роли пушкинского слова в создании художественного образа. Всё

вышесказанное способствует формирование читательского интереса у младших

школьников.

Используемая литература:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк6

книга для учителя М.Просвещение 1991

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. Учебное

пособие в 2 ч.

Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. М. Олимп



В раздел образования