Автор: Хохлова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №189 "Шанс"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина как средство развития читательского интереса и коммуникативной культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 189 «Шанс»
Центрального района Санкт-Петербурга
«Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина как средство
развития читательского интереса и коммуникативной
культуры младших школьников»
Автор:
Учитель начальных классов
Хохлова Татьяна Анатольевна
Основная концептуальная идея современного образования заключается в том, что
российская школа должна тать школой духовно - нравственного развития и
воспитания гражданина нашего Отечества. Развитие речи- один из основных аспектов,
влияющих на формирование личностных качеств ребёнка. Задача педагога –
грамотно организовать эту работу. Прекрасная возможность реализовать это
предоставляется при изучении творчества А.С. Пушкина. Я использую для этого
уроки чтения и изобразительного искусства. Прикосновение к творчеству такого поэта,
не должно быть внезапным и насильным. По- моему надо подготовить учеников к
восприятию А.С. Пушкина, ведь этот поэт никогда не писал для детей.
Я начинаю работать с небольших произведений Пушкина. Это лирические
отступления из романа «Евгений Онегин», стихи о природе. И как продолжение работы
в этом направлении являются уроки ИЗО.
При изучении лирики Пушкина обращаю внимание на то, что поэт с такой
любовью и нежностью воспевает красоту родной природы. На уроках ИЗО детям
предлагается проиллюстрировать знакомое стихотворение с описанием определённого
настроения поэта. На уроках чтения мы знакомимся со «Сказкой о рыбаке и рыбке».
Работу с этим произведением строю в несколько этапов.
-Смысловая подготовка
После первого прочтения проводится работа над семантикой слов, незнакомых
учащимся. Внимание детей необходимо привлечь к тем словам, которые не встречаются
в современной речи. Здесь же знакомлю своих учеников с такими понятиями ,как
историзмы и архаизмы. Учащиеся знакомятся с предметами быта той исторической
эпохи, в которой было написано литературное произведение. Они видят «ветхую
землянку крестьян, деревянное корыто, избу со светёлкой». На уроках ИЗО работаю с
иллюстрациями профессиональных художников, а далее предлагаю ребятам
самостоятельно изобразить любой предмет быта, который встречается в сказке.
-Работа над образом
При прочтении описания моря мы подробно анализируем динамику авторского видения
моря. «Синее море», «Разыгралась чёрная буря», оно «темнеет». Эпитет сращивается с
определённым словом и уже не содержит в себе точного указания на цвет. Можно
предложить детям определить цветовую гамму и сделать иллюстрацию. Так, ярче можно
представить образ не только конкретного героя, но и моря, ветра, месяца.
Такую работу можно проводить с любой сказкой А.С.Пушкина. В «Сказке о царе
Салтане…» читатель встречается с множеством образов злых и добрых. Но я хочу
остановиться на образе Царевны - лебедь. Как прекрасно вырисовал Пушкин волшебную
царевну. Читая описание Царевны – лебедь, ясно представляешь эту красавицу. Все
атрибуты, которыми автор наделил её, говорят об этом. «Месяц под косой блестит, а во
лбу звезда горит». В ней чувствуется что-то таинственное волшебное. Поэт даёт
возможность наблюдать за ней, показывая этот образ в динамике. «А сама то величава,
выступает – словно пава. А как речь то говорит – словно реченька журчит». Результаты
работы на уроков чтения воплощаются на уроке ИЗО. Вспомнив сказку, на уроке ИЗО
предлагаю просмотр видеофрагментов, где автор противопоставляет добро и зло, т.е.
контрастных героев. Эти образы помогают юному читателю понять характеры героев.
При рассмотрении образа положительного героя «Царевны – лебедь» говорю с детьми о
том, какими эпитетами наделило её автор. Поэтому актуален показ картины Врубеля
«Царевна – лебедь». «Сказка о царе Салтане…» будоражит воображение и рождает
фантастические образы. Но тем и замечательны сказки, что большинство их героев – это
реальные люди со всеми добродетелями и недостатками. На уроке дети много говоря об
этом, делятся своими переживаниями и резюмируя высказывания. Делают вывод о том,
что человек красив не только внешне, но и внутренним миром, своими делами, добрым
отношением к людям. Читая сказку, обращаю внимание детей на то, что поэт редко
употребляет слова, обозначающие цвета. Поэт знал, что в русских волшебных сказках
всегда присутствует образ солнца с его его золотым сиянием и поэтому эпитеты
«золотой», «блестит», «сияет» употребляется часто. Но ведь это не свет на палитре, а
тёплый тон, солнечное свечение. Поэтому и в передаче добрых и нежных образов детьми
используются не очень яркие цвета. Художник всегда старается передать не только
внешнее сходство, но и характер человека. Поэтому злым и коварным героям присущи
такие цвета как красный, бордовый. Линии резкие и форма с выражением лица комична.
Очень сложно рассмотреть все особенности языка и стиля сказок великого поэта. Важно
понять и раскрыть текст со стороны словоупотребления, стараться донести до детей это
понимание роли пушкинского слова в создании художественного образа. Всё
вышесказанное способствует формирование читательского интереса у младших
школьников.
Используемая литература:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк6
книга для учителя М.Просвещение 1991
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. Учебное
пособие в 2 ч.
Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. М. Олимп