Напоминание

Текстильные аппликация и коллаж на твёрдом основании


Автор: Тубасова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Саха-Якутия, Мирнинский район, п. Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Текстильные аппликация и коллаж на твёрдом основании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» п. Айхал

Республика Саха (Якутия)

«Текстильные

аппликации и коллаж

на твердом основании »

Тубасова Ольга Николаевна

преподаватель художественного отделения

п. Айхал 2017 г.

Тема «Коллаж» в образовательных программах рассматривается недостаточно

широко и емко.

Коллаж – это составление изображения на основе склеивания его элементов из

кусочков бумаги, ткани, соломки, фольги и т. д.

Освоение нетрадиционных техник и материалов, многообразие видов и форм

деятельности в изобразительном искусстве стимулирует интерес детей к

творчеству.

Знакомство с техникой аппликативного коллажа начинаем с 1 класса и

усложняем с каждым годом – от простейших аппликаций и упражнений по

гармоничному подбору фактур до объемно-пространственных композиций с

рельефно-пластическими формами в 7 классе.

В данной разработке рассматривается текстильный коллаж (5 класс) на тему

«Русское зодчество». Необходимо обеспечить детей дополнительным наглядным

материалом, иллюстрациями, обогатив их знаниями и расширив тем самым

возможности воображения.

Ознакомившись с наследием русского и христианского зодчества (фото церквей,

колоколен, деревянных русских храмов, острогов и т. д.), выделяем характерные

элементы декора в архитектуре.

На данном этапе полезно посмотреть репродукции работ И. Билибина, В.

Васнецова, сделать собственные зарисовки каких-то элементов.

В дальнейшем дети работают над эскизами собирательного образа собственного

храма, выделяя наиболее важные элементы для достижения яркого, стильного

образа.

Работа над композицией является обязательной и неотъемлемой частью

процесса обучения, - лишь при грамотно построенной композиции возможно

получить в итоге гармоничную, хорошо продуманную и даже экспрессивную

картинку.

Особое внимание следует уделить:

выбору формата;

выбору типа композиции (открытый, закрытый, статичный или

динамичный);

определить композиционный строй (симметрия, асимметрия, доминанта).

Определившись с конкретным изображением в рамках общей темы, необходимо

продумать создание наиболее выразительного образа в соответствии с условиями:

плоскостное решение;

локальные цвета с дальнейшим подбором лоскутов;

орнаментальное решение, наполнение декоративными элементами;

органическое, активное участие фона в раскрытии образа.

Выбор узкого направления для раскрытия темы сразу выявляет тех детей, кто

мыслит стереотипно.

В данной работе образ архитектуры носит собирательный характер,

текстильная техника устанавливает определенные ограничения; часто – образ

рождается сразу, и тогда остается только определиться с цветовой палитрой –

детализация может конкретизироваться по ходу работы.

Но бывает, что у ребенка лишь какие-то разрозненные ассоциации с темой…

Тогда необходимо помочь «сложить» композицию, - определить главное и

второстепенное, сделать несколько карандашных зарисовок с выявлением центра.

Когда композиция будет найдена, можно обсудить без прорисовки детали и декор.

Допустимо применять утрированность или небольшие искажения форм. Важно

отметить, что этот прием должен быть оправдан замыслом!

Эскиз к будущей работе выполняется согласно замыслу сначала в небольшом

формате. Необходимо уделить особое внимание общей композиции, достигая

согласованности изображаемых объектов. В эскизе немаловажное значение имеют

пропорциональность, масштабность предметов, их ритм, динамика. Композиция

должна быть до конца продуманной, уравновешенной, не перегруженной

излишними мелкими деталями, желательно с выделенным композиционным

центром.

Максимальная выразительность образов достигается путем стилизации, когда

акцентируются характерные особенности архитектуры, свойственные именно

русскому зодчеству.

Обязательно еще на этапе подготовки эскизов следует продумать тональные

отношения объектов и цветовой строй картины.

Силуэт, линия должны быть «красивыми» и не ломать сути самого здания,

подчеркивая характер и особенности архитектуры.

Эскиз выполняется в 2 экземплярах. Один – общий; второй – из картона для

изготовления лекал, разрезав который, получим лекала всех деталей.

Проработав эскиз, рисунок переносим в соответствии с масштабом на картон.

Работу в материале начинаем с подбора ткани для фона и основных элементов. На

этом этапе бывает необходимо некоторая корректировка замысла, обусловленная

ограниченностью разнообразия ткани и тесьмы. Можно заменить недостающие

цветовые пятна газетами, бумагой, кожей и т. д. Лучше воспользоваться

материалами с родственной фактурой. Используемые элементы (дерево, керамика,

стекло, бусины и т. д.) должны сочетаться в композиции и не «выпадать» из

контекста задуманного произведения, подчеркивая декоративность.

Прежде чем приступить к работе, нужно накрахмалить хлопчатобумажные

ткани, просушить, тогда при раскрое края не будут осыпаться. Детали из тонких

тканей и кожи приклеиваем ПВА, БФ-2 или клейстером. ХБ ткани легко

наклеиваются с помощью клей-карандаша.

Декоративность в работе подразумевает условность, двухмерность

пространства. Важно добиться равновесия, ритмичности.

Начиная с замысла и заканчивая выполнением коллажа в материале с

завершающим оформлением работ в кружевные или текстильные паспарту, дети

создают собственные, уникальные своей неповторимостью картины.

Следует отметить, что законы гармонии реальны, объективны и самое главное,

- действуют в постоянной взаимосвязи. Поэтому их освоение и новые техники,

открытия – настоятельная необходимость для творческого развития ребенка.

Список литературы

1. Бернштейн Д. «Коллаж в России XX в.» (2005 г. ГРМ)

2. Савенкова Л. «Формула творческого обучения» («Искусство» № 1, 2009 г.)

3. Стопплман М. «Ткани и другой текстиль» (С-Петербург, Норинт, 2000 г.)

4. Митителло К. «Аппликация» (Культура и традиции)



В раздел образования