Автор: Тубасова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Саха-Якутия, Мирнинский район, п. Айхал
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Текстильные аппликация и коллаж на твёрдом основании
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» п. Айхал
Республика Саха (Якутия)
«Текстильные
аппликации и коллаж
на твердом основании »
Тубасова Ольга Николаевна
преподаватель художественного отделения
п. Айхал 2017 г.
Тема «Коллаж» в образовательных программах рассматривается недостаточно
широко и емко.
Коллаж – это составление изображения на основе склеивания его элементов из
кусочков бумаги, ткани, соломки, фольги и т. д.
Освоение нетрадиционных техник и материалов, многообразие видов и форм
деятельности в изобразительном искусстве стимулирует интерес детей к
творчеству.
Знакомство с техникой аппликативного коллажа начинаем с 1 класса и
усложняем с каждым годом – от простейших аппликаций и упражнений по
гармоничному подбору фактур до объемно-пространственных композиций с
рельефно-пластическими формами в 7 классе.
В данной разработке рассматривается текстильный коллаж (5 класс) на тему
«Русское зодчество». Необходимо обеспечить детей дополнительным наглядным
материалом, иллюстрациями, обогатив их знаниями и расширив тем самым
возможности воображения.
Ознакомившись с наследием русского и христианского зодчества (фото церквей,
колоколен, деревянных русских храмов, острогов и т. д.), выделяем характерные
элементы декора в архитектуре.
На данном этапе полезно посмотреть репродукции работ И. Билибина, В.
Васнецова, сделать собственные зарисовки каких-то элементов.
В дальнейшем дети работают над эскизами собирательного образа собственного
храма, выделяя наиболее важные элементы для достижения яркого, стильного
образа.
Работа над композицией является обязательной и неотъемлемой частью
процесса обучения, - лишь при грамотно построенной композиции возможно
получить в итоге гармоничную, хорошо продуманную и даже экспрессивную
картинку.
Особое внимание следует уделить:
выбору формата;
выбору типа композиции (открытый, закрытый, статичный или
динамичный);
определить композиционный строй (симметрия, асимметрия, доминанта).
Определившись с конкретным изображением в рамках общей темы, необходимо
продумать создание наиболее выразительного образа в соответствии с условиями:
плоскостное решение;
локальные цвета с дальнейшим подбором лоскутов;
орнаментальное решение, наполнение декоративными элементами;
органическое, активное участие фона в раскрытии образа.
Выбор узкого направления для раскрытия темы сразу выявляет тех детей, кто
мыслит стереотипно.
В данной работе образ архитектуры носит собирательный характер,
текстильная техника устанавливает определенные ограничения; часто – образ
рождается сразу, и тогда остается только определиться с цветовой палитрой –
детализация может конкретизироваться по ходу работы.
Но бывает, что у ребенка лишь какие-то разрозненные ассоциации с темой…
Тогда необходимо помочь «сложить» композицию, - определить главное и
второстепенное, сделать несколько карандашных зарисовок с выявлением центра.
Когда композиция будет найдена, можно обсудить без прорисовки детали и декор.
Допустимо применять утрированность или небольшие искажения форм. Важно
отметить, что этот прием должен быть оправдан замыслом!
Эскиз к будущей работе выполняется согласно замыслу сначала в небольшом
формате. Необходимо уделить особое внимание общей композиции, достигая
согласованности изображаемых объектов. В эскизе немаловажное значение имеют
пропорциональность, масштабность предметов, их ритм, динамика. Композиция
должна быть до конца продуманной, уравновешенной, не перегруженной
излишними мелкими деталями, желательно с выделенным композиционным
центром.
Максимальная выразительность образов достигается путем стилизации, когда
акцентируются характерные особенности архитектуры, свойственные именно
русскому зодчеству.
Обязательно еще на этапе подготовки эскизов следует продумать тональные
отношения объектов и цветовой строй картины.
Силуэт, линия должны быть «красивыми» и не ломать сути самого здания,
подчеркивая характер и особенности архитектуры.
Эскиз выполняется в 2 экземплярах. Один – общий; второй – из картона для
изготовления лекал, разрезав который, получим лекала всех деталей.
Проработав эскиз, рисунок переносим в соответствии с масштабом на картон.
Работу в материале начинаем с подбора ткани для фона и основных элементов. На
этом этапе бывает необходимо некоторая корректировка замысла, обусловленная
ограниченностью разнообразия ткани и тесьмы. Можно заменить недостающие
цветовые пятна газетами, бумагой, кожей и т. д. Лучше воспользоваться
материалами с родственной фактурой. Используемые элементы (дерево, керамика,
стекло, бусины и т. д.) должны сочетаться в композиции и не «выпадать» из
контекста задуманного произведения, подчеркивая декоративность.
Прежде чем приступить к работе, нужно накрахмалить хлопчатобумажные
ткани, просушить, тогда при раскрое края не будут осыпаться. Детали из тонких
тканей и кожи приклеиваем ПВА, БФ-2 или клейстером. ХБ ткани легко
наклеиваются с помощью клей-карандаша.
Декоративность в работе подразумевает условность, двухмерность
пространства. Важно добиться равновесия, ритмичности.
Начиная с замысла и заканчивая выполнением коллажа в материале с
завершающим оформлением работ в кружевные или текстильные паспарту, дети
создают собственные, уникальные своей неповторимостью картины.
Следует отметить, что законы гармонии реальны, объективны и самое главное,
- действуют в постоянной взаимосвязи. Поэтому их освоение и новые техники,
открытия – настоятельная необходимость для творческого развития ребенка.
Список литературы
1. Бернштейн Д. «Коллаж в России XX в.» (2005 г. ГРМ)
2. Савенкова Л. «Формула творческого обучения» («Искусство» № 1, 2009 г.)
3. Стопплман М. «Ткани и другой текстиль» (С-Петербург, Норинт, 2000 г.)
4. Митителло К. «Аппликация» (Культура и традиции)