Автор: Коркина Людмила Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Педагогические технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Использование педагогических
технологий в
дошкольном образовании
Коркина Людмила Владимировна,
старший воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 19»,
г. Новокузнецк
АКТУАЛЬНОСТЬ
17 октября 2013 г. № 1155 Утверждены приказом Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
ФГОС
дошкольного
образования.
Центральная
психодидактическая
технология
стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми
и
со
сверстниками,
а
не
только
одностороннее
воздействие
на
ребёнка.
Современные
образовательные
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача – выбрать методы и формы
организации
работы
с
детьми,
инновационные
образовательные
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели
развития личности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
Образовательная технология (технология в сфере образования) -
это совокупность научно и практически обоснованных методов
и инструментов для достижения желаемого результата в любой
области образования.
Понятие "образовательная технология" представляется
несколько более широким, чем "педагогическая технология"
(для педагогических процессов, ибо образование включает,
кроме педагогических, еще разнообразные социальные,
социально-политические, управленческие,
культурологические, психолого-педагогические, медико-
педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
Педагогическая технология
— это совокупность
психолого-педагогических
установок,
определяющих
специальный
набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно — методический
инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
•
Концептуальность (опора на определенную научную концепцию);
•
Системность (технология должна обладать всеми признаками системы
- логика процесса, взаимосвязь его частей, целостность);
•
Управляемость
(возможность
диагностического
целеполагания
с
целью коррекции результатов);
•
Эффективность (достижение определенного стандарта обучения);
•
Воспроизводимость
(возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
образовательной
технологии
в
образовательных
учреждениях и гарантия достижения результатов любым педагогом).
Структура образовательной технологии
состоит из трех частей:
•
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
•
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
•
Процессуальная
часть
–
совокупность
форм
и
методов
учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль
технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного
пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на
основе современных образовательных технологий.
Среди большого количества педагогических технологий
есть те, которые используются в работе с детьми
дошкольного возраста активно и чаще всего:
•
здоровьесберегающие педагогические технологии;
•
личностно-ориентированные технологии;
•
технология проектной деятельности;
•
технология исследовательской деятельности;
•
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
•
информационно-коммуникационные технологии;
•
игровая технология;
•
технология «ТРИЗ».
Здоровьесберегающие технологии-
это комплекс мер и факторов образовательной среды, направленный
на сохранение, укрепление и формирование здоровья ребенка на всех
этапах его развития в системе образования.
Цели:
•
применительно к ребенку являются обеспечение высокого
уровня реального здоровья ребенка и формирование
мотивационных установок на осознанное отношение к своему
здоровью;
•
применительно к взрослым — содействие становлению
культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья.
Классификация здоровьесберегающих
технологий:
•
медико-профилактические;
•
физкультурно-оздоровительные;
•
образовательные;
•
обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
•
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
•
сохранения и стимулирования здоровья;
•
обучения здоровому образу жизни;
•
коррекционные;
•
педагогическая технология активной сенсорно-развивающей
среды.
Личностно-ориентированные технологии
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии отличающиеся своей гуманистической
сущностью
психолого-терапевтической
направленностью
на
оказание
помощи
ребенку
с
ослабленным
здоровьем,
в
период
адаптации
к
условиям дошкольного учреждения.
-
технология
сотрудничества реализует
принцип
демократизации
дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,
партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Личностно-ориентированные
технологии
противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с
определенной
целью,
по
определенному
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
практических
задач
по
любому,
направлению содержания образования.
Классификация учебных проектов по Коллингсу:
•
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, постановка спектаклей,
мюзиклов, разного рода развлечения);
•
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
•
«повествовательные», при разработке которых дети учатся
передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,
вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)
формах;
•
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного
продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Технология исследовательской деятельности
•
Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций,
способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия и др.
Технология портфолио дошкольника и
воспитателя.
Портфолио дошкольника– способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период
его развития , важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии,
«педагог-ребенок-родитель».
Виды портфолио:
•
Электронное портфолио.
Это довольно новый вид систематизации
информации.
Портфолио
в
электронном
варианте
–
это
всегда
красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
•
Портфолио-раскраска. Ребенок сам может раскрашивать странички.
Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо
помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
•
Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде
папок, картотек.
Разделы портфолио
«Давайте
познакомимся».
В
разделе
помещается
фотография
ребенка,
указываются его фамилия и имя, номер группы;
«Я
расту!».
В
раздел
вносятся
антропометрические
данные
(в
художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту»,
«Я вырос», «Я большой».
«Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о
своем малыше.
«Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на
предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я
жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые
дела...»;
«Мои
достижения».
В
разделе
фиксируются
грамоты,
дипломы
(от
различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
«Посоветуйте
мне...».
В
разделе
даются
рекомендации
родителям
от
воспитателей и всех специалистов, работающих с ребенком.
Портфолио педагога
Портфолио педагога — это индивидуальная папка, в
которой
зафиксированы
личные
профессиональные
достижения педагога в образовательной деятельности,
результаты
обучения,
воспитания
и
развития
его
воспитанников,
вклад
педагога
в
развитие
системы
об разования
Рос с ии
з а
опред ел е нны й
п е р и о д
времени;
набор работ педагога, который связывает
отдельные
аспекты
его
деятельности
в
более
полную
картину;
набор материалов, демонстрирующих умение
педагога
решать
задачи
своей
профессиональной
деятельности,
выбирать
стратегию
и
тактику
профессионального
поведения
и
предназначенный
для
оценки уровня профессионализма педагога.
Выделяется ряд функций портфолио:
•
накопительная (подборка, коллекция работ, которые демонстрируют
профессиональные достижения);
•
моделирующая (портфолио отражает динамику развития педагога,
результаты
его
самореализации;
демонстрирует
педагогический
стиль, свойственный педагогу, показывает особенности его общей
культуры,
помогает
педагогу
проводить
рефлексию
собственной
профессиональной деятельности);
•
педагогическая
(портфолио
поддерживает
и
стимулирует
деятельностную
мотивацию
педагогов,
поощряет
активность
и
самостоятельность
педагогов,
расширяет
возможности
обучения
и
самообучения,
развивает
навыки
рефлексивной
и
оценочной
деятельности
педагогов,
формирует
умение
ставить
цели,
планировать
и
организовывать
собственную
профессиональную
деятельность и т.п.).
Информационно-коммуникационные
технологии
ИКТ в работе современного педагога – это все технологии в сфере
образования,
использующие
специальные
технические
средства
(компьютер,
аудио,
кино,
видео)
для
достижения
педагогических
целей.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании– это
комплекс
учебно-методических
материалов,
технических
и
инструментальных
средств
вычислительной
техники
в
учебном
процессе, формах и методах их применения для совершенствования
д е я т ел ь н о с т и
с п е ц и а л и с т о в
у ч р еж д е н и й
о б р а з о в а н и я
(администрации,
воспитателей,
специалистов),
а
также
для
образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
ИКТ в ДОУ
Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования
через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс
информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
•
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
•
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
•
формировать информационную культуру у детей;
•
активизировать познавательный интерес;
•
реализовывать
личностно-ориентированный
и
дифференцированный
подходы в обучении;
•
дисциплинировать
самого
воспитателя,
формировать
его
интерес
к
работе;
•
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и
др.)
Игровая технология
Цель:
раскрытие
личностных
способностей
детей
через
актуализацию
познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Важнейшие функции игр:
-развлекательная (основная
функция
игры
-
развлечь,
д о с т а в ит ь
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативная: освоение диалектики общения;
- самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики»;
-диагностическая: выявление
отклонений
от
нормативного
поведения,
самопознание в процессе игры;
-функция коррекции: внесение
позитивных
изменений
в
ст руктуру
личностных показателей;
-межнациональная
коммуникация: усвоение
единых
для
всех
людей
социально-культурных ценностей;
-социализация: включение
в
систему
общественных
отношений,
усвоение
норм человеческого общежития.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ
(теория
решения
изобретательских
задач),
которая
создана
ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Целью
использования
данной
технологии
в
детском
саду
является
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути. Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую
надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что
является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Орджоникидзевский район
В нашем районе
18 дошкольных образовательных учреждений
Работа,
проводимая
педагогами
района,
с
применением
новых
педагогических
технологий,
помогает
овладеть новым педагогическим мышлением,
готовностью
к
решению
актуальных
задач
ДОУ,
совершенствовать
его
педагогическое
мастерство,
обеспечивающее профессиональный рост.
Из опыта работы
В процессе реализации основной образовательной программы МА ДОУ
«Детский сад № 124» и управления образовательной деятельностью через
технологический
подход,
разработана
и
внедрена
модель
совместной
деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе
формирования
элементарных
математиче ских
п р ед с т а вл е н и й .
Педагогическая технология В.М. Монахова
продуманная во всех деталях совместная деятельность по проектированию,
организации и проведению образовательной деятельности с безусловным
обеспечением комфортных условий для воспитанников и взрослых.
Объекты проектирования образовательной деятельности
- Технологическая карта
- Информационная карта занятий
- Информационная карта образовательной
деятельности в режимных моментах
Параметры
технологической карты
Совместная деятельность взрослых и детей старшего дошкольного
возраста
в
процессе
формирования
элементарных
математических
представлений,
использование
педагогической
технологии
В.М.
Монахова
позволили
добиться
следующих
результатов.
Сформирован
познавательный интерес к математической действительности, отмечена
активность
и
самостоятельность
в
поиске
способов
действия
с
материалом,
путем
решения
мыслительных
задач,
инициативу,
настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Социо-игровой подход
Новизна
(инновационность)
данного
опыта
заключается
в
адаптировании социо-игровых приемов, разработанных Е.Е. Шулешко,
В.М. Букатовым, А.П. Ершовой и др. к работе педагога-психолога МБ
ДОУ «Детский сад № 16».
В программе реализуются как традиционные (занятия, беседы, игры,
упражнения), так и нетрадиционные формы и методы психологической
работы
-
социо-игровые
приемы,
задания,
игры-упражнения,
направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение
детей
к
сверстникам,
на
активизацию
самостоятельности
и
инициативности
ребёнка,
его
творческих
способностей
с
учетом
требований ФГОС дошкольного образования.
Этапы
работы
Этапы
работы
Правила
общения
Правила
общения
Организация
общения в
микрогруппе
Организация
общения в
микрогруппе
Создание условий
общения
дошкольников
Создание условий
общения
дошкольников
Игры-
задания
Игры-
задания
приобщение к делу
рабочий настрой
игровые разминки
творческое
самоутверждение
По
определенно
му признаку
По
наглядному
разрезному
материалу
По
жребию
Игровое
деление
По
желанию
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
Систематическая целенаправленная работа
по
развитию
коммуникативных
навыков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
использованием социо-игрового подхода дает
реальную основу не только для эффективного
в о с п и т а н и я
и
о бу ч е н и я ,
н о
и
д л я
своевременного
развития
разносторонней
личности дошкольника.
Совместная деятельность взрослых и детей
в процессе постановки мюзикла
Реализуя ООП
ДО
МБ ДОУ «Детский сад № 246», рабочую
программу специалиста, дополнительную общеразвивающую программу
и
управляя
образовательной
деятельностью
через
технологический
подход,
разработали
и
внедрили
модель
совместной
деятельности
взрослых и детей старшего дошкольного возраста в процессе постановки
мюзикла.
Педагогические
технологии
являются
категорий
процессуальной
и
представляют
собой
определенную
систему
управляемой
педагогом
деятельности.
Приоритетной в выборе педагогической технологии стала технология
академика
В.
М.
Монахова,
гарантирующая
достижение
конечного
результата образовательной деятельности.
Деятельностный
подход
(А.Н.Леонтьев)
Технологический
подход
(В.М.
Монахов)
Технологическая
карта
управления
организацией
совместной
деятельности
взрослых
и
детей
в
процессе
постановки
мюзикла.
Информационная
карта
совместной
деятельности
по
постановке
мюзикла.
Технологическая
карта
управления
организацией
совместной деятельности взрослых и детей
Цель: организация совместной деятельности взрослых и детей старшего
дошкольного возраста в процессе постановки мюзикла.
Сроки: 1 учебный год.
Информационная
карта
совместной
деятельности
взрослых и детей по постановке мюзикла.
Совместная деятельность взрослых и детей старшего дошкольного
возраста
в
проце ссе
по становки
мюзикла,
и с п ол ь з о ва н и е
технологического
подхода
позволяет
эффективно
работать
над
постановкой
любого
мюзикла
и
позволяет
добиться
следующих
результатов:
- воспитанники имеют навык совместной деятельности со взрослыми и
детьми
-
у
них
развиты
вокально-хоровые
навыки,
навыки
актерского
мастерства и музыкально-ритмических движений.
- дети проявляют творчество, инициативу и самостоятельность.
- обладают установкой
положительного отношения к другим людям и
самому себе, способны договариваться.
Подведём итоги
Благодаря
использованию
педагогических
технологий
и
их
интеграции
образовательный
процесс
становится
целесообразным,
результативным. Создание технологии невозможно без творчества.
Для
педагогов
нашего
района,
научившимся
работать
на
технологическом
уровне,
всегда
будет
главным
ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
На наш взгляд, работа в инновационном режиме позволяет
оптимизировать учебный и воспитательный процесс, делает его более
рациональным
и
эффективным.
Современные
педагогические
технологии содержат много средств и методик, которые помогают
детям «открывать» себя.