Автор: Симакова Людмила Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОАУ Амурской области Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: город Свободный Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Реализация инновационной образовательной деятельности, основанной на традициях, для совершенствования воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Реализация инновационной образовательной деятельности, основанной на
традициях, для совершенствования воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Одной
из
главных
задач
современной
школы
является
воспитание
способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое
и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и
государства.
И
обеспечить
это
возможно
при
грамотном
посредничестве
педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и
воспитательном
пространстве.
А
современная
школа
должна
стать
той
территорией, где это посредничество должно осуществляться, способствуя
переходу общества на качественно новый уровень развития!
Традиции – это постоянно действующие формы деятельности коллектива,
«коллективные привычки». Традиции являются результатом жизни самого
коллектива.
Однако
стоит
заметить,
что
сама
по
себе
традиция
это
зарекомендовавшая
себя
и
оправдавшая
право
на
свое
существование
инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как
раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной
вопрос,
отличных
от
существовавших
ранее.
А
инновация
е сть
принципиально
новые
средства,
приемы,
способы
для
решения
уже
существующих
или
вновь
возникающих
проблем,
провоцирующие
позитивные качественные изменения.
В результате, реализуя инновационную деятельность, основанную на
традициях,
образовательное
учреждение
должно
использовать
только
те
образовательные
технологии,
которые
способствуют
физическому
и
психическому развитию и поддержанию здоровья детей; создавать учебную
общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов
действия,
сотрудничества
и
понимания;
обеспечить
сбалансированность
между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников,
между
совместной
и
индивидуальной
формами
работы;
создавать
предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Применительно к воспитательному процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы воспитания, в организацию
совместной деятельности педагога и воспитанника.
К инновационным воспитательным технологиям можно отнести кол-
лективное творческое дело.
Этапы КТД:
1 этап – предварительная работа педагога (определение темы КТД –
создание панно из природного материала «Морские обитатели»).
2 этап – коллективное планирование деятельности. На этом этапе
необходимо четко продумать вопросы для детей, чтобы привести их к идее
КТД – что хотим сделать все вместе и прямо сейчас. У детей должно
сложиться впечатление, что это их идея – подготовить подарок для педагогов,
т.е. появиться интерес к данному делу.
3 этап – коллективная подготовка, где дети должны сами предложить
идеи для КТД. В данном случае продумать тематические направление и
подобрать материал для изготовления панно.
Воспитатель на этом этапе должен виртуозно направлять учеников на
реализацию
их
идеи.
Каждый
ученик
отвечал
за
свою
часть
поделки:
мальчики изготовили рамку с основой для панно, покрасили её. Девочки
подготовили материал (ракушки, имитацию водорослей и пузырьков).
4 этап – проведение дела.
По окончании занятия мы продемонстрировали результат КТД – панно
«Морские обитатели».
5 этап – коллективный анализ, подведение итогов проделанной
работы. Этот этап очень важен. Дети должны сами определять степень
успешности выполнения своей работы и работы группы на основе
предложенных критериев. Важно, чтобы дети оценили не только свою
работу (МЫ), но и результат их общей деятельности (ДЕЛО).
6 этап – перспектива развития КТД, как можно продолжить это КТД. Мы
изготовили
панно
к
Дню
учителя.
Мальчики
изготовили
рамку.
Девочки
позаботились о сухих цветах, о подборе основы. Результат -панно«Для Вас,
дорогие педагоги». Данные работы выставлены в игровой комнате.
КТД: вторая жизнь вещей и предметов. Ваза для цветов.
Научно-практичная конференция – это мероприятие, на котором подводятся
итоги
проектной
деятельности
старшеклассников
за
учебный
год.
Презентации
проектов
проходят
с
приглашением
всех
учителей,
администрации школы. Проекты участники представляют устно, используя
компьютерную
мультимедийную
презентацию,
проецируемую
через
мультимедиапроектор
на
большом
экране.
При
этом
оцениваются
и
актуальность
исследования,
и
наличие
экспериментов,
новизны
опыта,
глубина выводов и качество презентации учебного проекта. При подготовке к
такой
конференции
мы
выбрали
тему
«Оберег
дома»
с
исследованием
истории домотканого половика, который находится в экспозиции школьного
музея.
В
чём
же
была
новизна
этого
проекта?
Мы
решили
научиться
элементам
ткачества
для
создания
современных
предметов
быта.
Работа
увлекла
Алёну
и
Дашу,
а
полученный
результат
обрадовал
их.
Но
для
продолжения
работы
по
применению
ткачества
необходимы
условия:
наличие времени (при существующем количестве уроков его практически не
остаётся), наличие необходимых материалов для изготовления предметов,
фурнитуры для их отделки.
Метод проектов . К 160 - летию Амурской области планируем подготовить
проекты об основании Амурской области, родном городе, коренных жителях
и
первых
поселенцах;
провести
интеллектуальный
марафон
«Родное
Приамурье».
При проведении коррекционных воспитательных занятий мы стараемся
научить детей учиться: искать необходимый материал, использовать его в
работе. При подготовке к урокам многие дети стесняются признаться, что они
не
знают
что-то,
не
понимают
значения
многих
слов.
Для
улучшения
процесса самоподговки к урокам, для расширения кругозора обучающихся
мы используем Интернет.
Если по традиционной схеме проведения коррекционных занятий
мы
ограничивались
вербальными
методами,
текстовыми
формами,
то
в
настоящее время этого недостаточно. Как гласит поговорка «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать». Использование мультимедийной установки в
непосредственной
образовательной
деятельности
позволяют
организовать
работу
с
моделями,
видеоматериалами,
слайдами,
схемами
по
любому
направлению,
служат
фоном
при
организации
сюжетно-ролевых
игр
и
помогают
осуществлять
проектную
деятельность.
Инновационная
технология
и
интерактивные
формы
работы,
способствуют
становлению
коммуникативной
компетентности,
развивает
умение
ориентироваться
в
новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и
добиваться
результатов,
применяя
полученные
знания
в
той
или
иной
жизненной ситуации; ориентироваться в различных источниках информации,
а также понимать необходимость той или иной информации для
своей
деятельности; способствует повышению речевой активности детей на
занятиях в ситуациях общения (они научились слушать и обсуждать ответы
других детей, а также задавать вопросы на интересующую их тему); дети
проявляют умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и соотно-
сить свои желания и стремления с интересами других детей.
Например:
проведение
беседы
о
культуре
поведения
в
школе.
В
начале демонстрируются видео сюжеты о том, как надо и как не надо
себя
вести.
Перед
учащимися
ставится
проблема,
начинается
её
обсуждение,
выводы
дети
делают
сами.
Планируем
создавать
видеоклипы по проблеме поведения для того, чтобы ребята видели
себя со стороны.
Выпуск бюллетеней и буклетов по различным темам затрудняется
неумением детей работать в программе Publish. Для подготовки ребят
предлагаю
организовать
кружок
компьютерных
технологий
по
обучению
их
работе
с
программами
для
оформления
своих
портфолио, фотографий, плакатов, брошюр, буклетов, бюллетеней.
Выпускать больше учебных фильмов, направленных на ЗОЖ.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
В
процессе
познавательной
деятельности
формируются
такие
инте-
гративные качества, как любознательность, активность, самостоятельность,
которые являются важными для успешного обучения ребенка в школе. Для
формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия
для
развития познавательной активности c опорой на познавательный интерес.
Благодаря познавательному интересу и знания, и процесс их приобретения,
могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором
воспитания личности ребенка. Одним из условий является выбор средств.
Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективными
средствами
для
развития
познавательной
активности
детей
являются
детское
экспериментирование,
коллекционирование,
творческая
исследовательская
деятельность
в
мини-музее.
Также
важным
является
создание предметно-развивающей среды, стимулирующей у детей развития
самостоятельности, творческой инициативы.
Планируем проводить выставки
«Музей одного предмета», «Домашняя реликвия».
Воспитательные занятия тематического направления провожу в различных
формах.
День Бородино: использование рассказов о подвиге простых солдат.
Осень в искусстве: стихи, песни, видео клипы, встреча с поэтессой Мантуло
Т.В.
Мастерская деда Мороза: изготовление ёлки из газетных трубочек, поделки
для оформления фойе. При этом развиваем умения использования в работе
фигурных
дыроколов,
бумаги
различной
фактуры,
пенопласта
для
изготовления объёмных букв и другое.
Творческие проекты. Предполагают максимально свободный, нетра-
диционный подход к оформлению результата. Это могут быть альманахи, те-
атрализации, игры, произведения изобразительного, музыкального, декора-
тивно-прикладного искусства, создание видеофильма, музыкальной сказки,
сценария.
Сценарные
проекты
–
внеклассные
мероприятия
для
школы
или
от-
дельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов,
фестивалей и т.д.).
Работа с детьми с ОВЗ по развитию у них навыков умения держаться на
сцене требует особого внимания. Если сравнить с первыми выступлениями
учащихся в небольших музыкальных композициях «Мы –роботы», «Радуга»,
танец «Морячка», танец с зонтиками, «Мы на Марсе». то вы заметите успехи
детей: сначала многие боялись двигаться по сцене, ноги не отрывали от пола,
сбивались с ритма, то сейчас все стараются выполнить свои роли, свободно
двигаются по сцене, не сбиваются с ритма. Главное-стремятся участвовать во
всех предлагаемых музыкальных постановках.
Технология «Портфолио» обладает широкими
возможностями для реализации творческих способностей и познавательных
интересов школьников в конкретных условиях. Использование данной
технологии позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на
достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их
познавательные и творческие способности, оценить индивидуальное
продвижение каждого ребенка, спланировать дальнейшую траекторию его
развития.
В дальнейшей работе мы будем ориентироваться на достижение
главной
цели ФГОС:
«Раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к
самообучению
и
коллективной
работе,
формирование
ответственности
за
свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и во внеурочное
время.»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,
применяются
особые
коррекционно-развивающие
педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании. В нашей школе созданы условия специального пространства,
включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры
учреждения,
квалифицированных
кадров,
владеющих
специальными
методами
и
технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание
педагогами школы традиционных и инновационных технологий обеспечивает
развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
творческих
способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.