Напоминание

"Художественная культура XVIII-XIX веков"


Автор: Гуменюк Марина Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Художественная культура XVIII-XIX веков"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Элективный курс для

учащихся 10 класса «Художественная культура XVIII-XIX

веков» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные

в 5-9 классах на

уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное

представление о мировой художественной культуре XVIII- XIX веков, логике её развития в

исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение

мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству

многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры

мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого

опыта

всего

человечества

предоставляет

учащимся

неисчерпаемый

«строительный

материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а

также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал элективного курса по мировой художественной культуре

напрямую

связан

с

мировоззренческим

характером

самого

предмета,

на

материале

которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,

запечатлённые

в

ярких

образах.

Это

особенно

важно

для

учащихся

социально-

экономического профиля , так как некоторые из них будут по окончании обучения сдавать

единый

государственный

экзамен

по

истории,

целым

блоком

в

который

включена

культура. В силу этого разработка программы элективного курса становится актуальной и

востребованной.

В

содержательном

плане

программа

следует

логике

исторической

линейности.

Отечественная

(русская)

культура

рассматривается

в

неразрывной

связи

с

культурой

мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную

значимость.

Образовательные цели и задачи курса

Изучение художественной культуры XVIII-

XIX веков направлено на достижение

следующих целей:

развитие

чувств,

эмоций,

образно-ассоциативного

мышления

и

художественно-

творческих способностей;

воспитание

художественно-эстетического

вкуса;

потребности

в

освоении

ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их

характерных

особенностях;

о

вершинах

художественного

творчества

в

отечественной и зарубежной культуре;

овладение

умением

анализировать

произведения

искусства,

оценивать

их

художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование

приобретенных

знаний

и

умений

для

расширения

кругозора,

осознанного формирования собственной культурной среды.

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-

исторические

эпохи,

постижение

характерных

особенностей

мировоззрения

и

стиля выдающихся художников – творцов;

формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и

направлении,

понимание

важнейших

закономерностей

их

смены

и

развития

в

исторической, человеческой цивилизации;

осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её

исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших

произведениях мирового искусства;

постижение

системы

знаний

о

единстве,

многообразии

и

национальной

самобытности культур различных народов мира;

освоение

различных

этапов

развития

отечественной

(русской

и

национальной)

художественной

культуры

как

уникального

и

самобытного

явления,

имеющего

непреходящее мировое значение.

Воспитательные задачи курса

помочь учащимся выработать прочную и устойчивую потребность общения с

произведениями

искусства

,

находить

в

них

нравственную

опору

и

духовно-

ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать

истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить

компетентного

читателя,

зрителя

и

слушателя,

готового

к

заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие

способностей

к

художественному

творчеству.

самостоятельной

практической деятельности в конкретных видах искусства;

Программа курса составлена на основе авторской программы

Л.А

Рапацкой «Мировая

художественная культура. 10-11 классы»,- М. : ВЛАДОС, 2015.

Курс рассчитан на 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Организация процесса обучения предполагает наличие четырёх основных

элементов:

информационный – представлен вербальными или наглядными средствами;

репродуктивный

организующий

воспроизведение

знаний

и

способов

деятельности;

творческий – побуждающий к творческой деятельности;

эмоционально-ценностный – способствующий усвоению опыта эмоционального

отношения к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства.

Педагогические принципы реализации концепции программы:

принцип интеграции различных видов искусства на одном занятии;

принцип историзма;

принцип опоры на творческий метод (стиль);

принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного

общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

принцип художественно-педагогической драматургии

.

Принимая во внимание специфику курса, его непосредственный выход на

творческую

составляющую

человеческой

деятельности,

в

программе

упор

сделан

на

деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный

зритель/слушатель)

и

интерпретаторских

способностей

(функцию

-

исполнитель)

учащихся

на

основе

актуализации

их

личного

эмоционального,

эстетического

и

социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений

искусства.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

навыков,

универсальных

способов

деятельности

и

ключевых

компетенций.

В

этом

отношении приоритетными для данного курса являются:

-

умение

самостоятельно

и

мотивированно

организовывать

свою

познавательную

деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного

типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- владеть основными формами публичных выступлений;

-

понимать

ценность

художественного

образования

как

средства

развития

культуры

личности;

-

определять

собственное

отношение

к

произведениям

классики

и

современного

искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Система форм контроля знаний учащихся и критерии оценки

Для контроля уровня достижений учащихся используются:

o

наблюдение за активностью на занятиях;

o

результаты выполнения предложенных заданий;

o

творческая работа;

o

публичное выступление (сообщение, доклад)

o

тестирование

По результатам изучения курса поводится зачетная работа: тестирование

Средства обучения:

Фонохрестоматии музыкального материала.

Репродукции картин.

Мультимедийные презентации, видеофильмы

Электронные учебники «МХК», «История искусств».

Планируемые результаты обучения

Результаты

изучения

курса

направлены

на

реализацию

лично стно

ориентированного,

деятельностного

и

практико-ориентированного

подходов;

освоение

учащимися

интеллектуальной

и

практической

деятельности;

овладение

знаниями

и

умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в

окружающем

мире,

значимыми

для

сохранения

окружающей

среды

и

собственного

здоровья.

В результате изучения элективного курса

-формируются основы эстетических потребностей,

-развивается толерантное отношение к миру,

-актуализируется

способность

воспринимать

свою

национальную

культуру

как

неотъемлемую

составляющую

культуры

мировой

и

в

результате

более

качественно

оценивать её уникальность и неповторимость,

- развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и

современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном

мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного

досуга и самостоятельного художественного творчества

В результате изучения элективного курса ученик должен развивать :

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках

различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных

видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для

оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры

личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного

искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,

направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов

искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной

культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни

для:

выбора путей своего культурного развития;

выражения

собственного

суждения

о

произведениях

классики

и

современного искусства;

попыток самостоятельного художественного творчества.

Учебно- тематический план курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Художественная культура эпохи Просвещения

16

3

Художественная культура конца XVIII века -

первой трети XIX века

8

Художественная культура 30-90-х годов XIX века

10

Итого

35

Содержание программы элективного курса

Содержание

данной

программы

представлено

введением

и

тремя

основными

разделами:

1.Введение. Общее понятие культуры. Роль культуры в жизни людей. Функции культуры.

Искусство и наука как явления духовной культуры.

2.Просвещение как важнейший этап в обновлении художественной культуры Европы.

Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех

народов

и

сословий.

Критический

анализ

общественных

отношений

и

нравственно го

облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов.

Вольтер. Ж.-Ж. Руссо

3.

Основные

жанры

литературы

Просвещения

Распространение

классицизма

в

художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного

творчества. Культ Разума. Антицерковная направленность

4.Английский

просветительский

роман.

Расцвет

литературы.

Романы

Д.

Дефо,

Дж.

Свифта. Сатирические приемы в романах..

5.Литература французского Просвещения. Философская повесть «Кандид».Вольтер.

Обличение

феодального

общества,

его

идеологии.

Эльдорадо-

поэтическая

утопия

Вольтера.

6.Особенности Просвещения в Германии. Творчество И.Гете в период «Бури и натиска».

Герои раннего Гете- Прометей и Вертер. Ф.Шиллер. высокие гуманистические идеалы в

драме «Коварство и любовь»

7.Нравоучительные и сатирические серии картин У. Хогарта. Сатира на английскую

парламентскую систему в сериях «Выборы»и «Модный брак». Хогарт и Свифт.

8.Творчество А.Ватто и Ж.-Б.-С. Шардена -два образа одной эпохи. Изобразительное

искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности

с

грубоватостью,

заземленностью,

простонародностью).

Творчество

Ж.А.

Ватто-

настроение меланхолии. Томления. Ожидания перемен. Творчество Шардена – живопись

быта(«Прачка», «Медный бак», «Атрибуты искусства» и др.)

9.Ж.А.Гудон.

Скульптура

«Вольтер»

-

утверждение

силы

Разума

.

Скульптура

в

творчестве Ж.А. Гудона. Скульптурные портреты. Роль Вольтера в искусстве Европы.

10.Просветительский

классицизм

в

творчестве

Ж.Л.Давида. Просветительский

классицизм в его предреволюционном творчестве. Образы героев в картинах

11.Просвещение в Германии и творчество И.С.Баха. Народные истоки в музыке Баха.

Многообразие жанров. Оратория «Страсти по Матфею».

12.Развитие просветительских идей в творчестве В.А.Моцарта. Симфония и соната

В.А.Моцарта. Реформаторство оперной драматургии. Симфония №40 –воплощение эпохи

«Бури и натиска».

13.Особенности

русского

просветительского

движения

и

этапы

его

развития.

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения.

Новые

идеологические

установки

светского

государства.

Сохранение

традиционных

национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен

«русской европейскости».

14.Человек

в

литературе

Просвещения

России. Приоритетная

роль

слова

в

художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века .Теория

классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное.

15.Просвещение и изобразительное искусство России Неповторимость и самоценность

человеческой

личности

в

изобразительном

искусстве

эпохи

Просвещения.

Портретная

живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий)

Академия художеств. Становление жанра исторической живописи.

16.Смесь архитектурных форм в России XVIII века. Архитектура эпохи классицизма,

роль

античного

ордера.

Идеалы

зодчества

прославление

величия

новой

русской

государственности.

Облик

Санкт-Петербурга.

Барокко

в

зодчестве.

Творчество

В.В.

Растрелли.

Классицизм;

творцы

дворцов

и

общественных

зданий

(А.

Ринальди,

Д.

Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих

(М.Г. Земцов. И.К. Коробов, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И.

Баженов, М.Ф. Казаков.

17.Человек и мир в искусстве эпохи Просвещения. Значение искусства европейского

Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший

стиль, освоенный русским искусством.

18. Историческая обусловленность возникновения романтизма Романтизм в

художественной культуре Европы XIX в..Открытие «внутреннего человека» Романтизм

как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры в XIX в.

Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.

19. Романтизм в зарубежной литературе Романтизм в художественной культуре Франции

XIX века. В.Гюго- глава романтиков Франции. Роман «Собор Парижской Богоматери»-

шедевр романтизма.

20.

Творчество

Ф.Гойи.

Образный

мир

испанского

художника

Ф.

Гойи.Идея

неотвритимости возмездия.

21. Романтические образы в творчестве Э.Делакруа и Т. Жерико Истоки романтизма в

изобразительном искусстве. Осознание трагедии захватнических войн в произведениях

Т.Жерико и Э.Делакруа..

22. Идеи романтизма в музыке Л.Бетховена. Шедевры музыкального искусства эпохи

романтизма. Великий композитор о героике и трагедии борьбы в «Симфонии №5».

23.

Романтизм

в

литературе

России События

Отечественной

войны

1812

года.

Многообразие

течений

в

русском

романтизме

(В.Жуковский,

К.Рылеев,

М.Лермонтов,

К.Батюшков) Западноевропейский и русский романтизм.

24. Романтизм в изобразительном искусстве России Портреты кисти О.Кипренского, В.

Тропинина. Традиции классицизма и черты романтизма в творчестве К. Брюллова.

25.

Человек

и

мир

в

искусстве

романтизма Национальная специфика и устойчивые

общие черты. Процесс сближения и взаимообогащения различных видов искусства в эпоху

романтизма.

26. Реализм в зарубежной литературе. Творчество О. Уайльда

27 Творчество Ж.Б.Милле и Г.Курбе Социальные мотивы в произведениях Ж.Милле.

(«Собиратели хвороста», «Человек с мотыгой»). Рабочий и его судьба в картинах Г. Курбе.

(«Дробильщики камня»)

28 Художественные традиции и новаторство в картинах импрессионистов

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты Рождение импрессионизма во французской

живописи. Новое понимание цвета, света, пространства на полотне. Сообщение о

творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм: творчество

П.Сезанна, В.ван Гога, П.Гогена

29 Многообразие жанров в русском изобразительном искусстве Просветительский

характер живописи передвижников.

30 Возникновение в XIX веке национальных музыкальных школ Изобразительное

начало в музыкальных образах. Творчество К Дебюсси, М. Равеля. Влияние русской

музыкальной классики. Д.Верди-новаторство в жанре оперы («Травиата»)

31 Опера Ж.Бизе «Кармен» -высшее достижение реализма в музыке.

32 М.Глинка-основоположник русской музыкальной школы М.И.Глинка, его роль в

становлении основных эстетических принципов русского музыкального классического

искусства. Рассвет классического романса . Опера «Иван Сусанин».

33 Реализм в русской музыке. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка».

Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А .Римского-Корсакова.

Гуманистические идеалы П.И.Чайковского.

34 -35 Россия и Запад в культуре XVIII- XIX веков. Традиционные и нетрадиционные

течения в искусстве. Русская художественная культура: вера в высокую миссию русского

народа. Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Шедевры

русской художественной культуры первой половины XIX в. – фундамент национальной

классики. Изменение трактовки «вечных тем» в европейском искусстве

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Виды

деятельности

Формы контроля

Введение (1)

1

Введение. Общее понятие

культуры.

1

Индивидуальная

, парная работа.

Прослушивание

СD

Составление

обращения к герою

Художественная культура эпохи Просвещения (16часов)

2

Просвещение как важнейший

этап в обновлении

художественной культуры

Европы.

1

Групповая

работа.

Просмотр

видеофильма

Составление

высказывания

просветителя

3

Основные жанры литературы

Просвещения.

1

Групповая,

индивидуальная

работа.

Просмотр

видеофильма

Заполнение

таблицы

4

Английский просветительский

роман

1

Групповая,

индивидуальная

работа.

Работа с текстом

Анализ-

сопоставление

героев

5

Литература французского

Просвещения. Философская

повесть Вольтера «Кандид».

1

Групповая,

индивидуальная

работа.

Работа с текстом

Работа с текстом

6

Особенности Просвещения в

Германии

1

Групповая

работа

Терминологический

диктант

7

Нравоучительные и сатирические

серии картин У. Хогарта

1

Групповая,

индивидуальная

работа.

Работа с

репродукциями

Составление

плана

8

Творчество А.Ватто и Ж.-Б.-

С.Шардена -два образа одной

эпохи.

1

Групповая

работа

Работа с

репродукциями

Прослушивание

СD

Сопоставление

героев картин

9

Ж.А.Гудон. Скульптура

«Вольтер»-утверждение силы

Разума

1

Групповая

работа

Работа с

Описание картины

репродукциями

Просмотр

видеофильма

10

Просветительский классицизм в

творчестве Ж.Л.Давида.

1

Индивидуальная

, коллективная

работа

Работа с

репродукциями

Просмотр

видеофильма

Сопоставление

монолога героя

картины

11

Просвещение в Германии и

творчество И.С.Баха.

1

Групповая,

коллективная,

индивидуальная

работа

Прослушивание

СD

Составление

эмоциональной

оценки

12

Развитие просветительских идей

в творчестве В.А.Моцарта

1

Групповая,

коллективная,

индивидуальная

работа

Прослушивание

СD

Составление

эмоциональной

оценки

13

Особенности русского

просветительского движения и

этапы его развития.

1

Работа в парах

Просмотр

видеофильма

Практическая

работа

14

Человек в литературе

Просвещения России.

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с текстом

Анализ текста

15

Просвещение и изобразительное

искусство России.

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Работа с текстом

Составление схемы

16

Смесь архитектурных форм в

России XVIII века.

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями,

фотографиями

Просмотр

видеофильма

Разгадывание

кроссворда

17

Человек и мир в искусстве эпохи

Просвещения.

1

Групповая,

коллективная,

индивидуальная

работа

Публичное

выступление в

группе или

индивидуально

Художественная культура конца XVIII века - первой трети XIX века (8)

18

Историческая обусловленность

возникновения романтизма

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

Заполнение

таблицы

репродукциями

Прослушивание

муз. отрывков

19

Романтизм в зарубежной

литературе

1

Работа в парах,

работа с текстом

Ролевая игра

20

Творчество Ф.Гойи

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Заполнение

таблицы

21

Романтические образы в

творчестве Э.Делакруа и

Т. Жерико

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Сопоставление

монолога героя

картины

22

Идеи романтизма в музыке

Л.Бетховена

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Прослушивание

СD

Заполнение схемы

23

Романтизм в литературе России

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Заполнение схемы

24

Романтизм в изобразительном

искусстве России

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Сопоставление

монолога героя

картины

25

Человек и мир в искусстве

романтизма

Групповая,

коллективная,

индивидуальная

работа

Публичное

выступление в

группе или

индивидуально

Художественная культура 30-90-х годов XIX века (10 часов)

26

Реализм в зарубежной

литературе. Творчество О.

Уайльда

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Работа с текстом

Работа с текстом.

Составление

обращения к герою

27

Творчество Ж.Б.Милле и Г.Курбе

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Просмотр

видеофильма

Работа с

репродукциями

Сопоставление

монолога героя

картины

28

Художественные традиции и

новаторство в картинах

импрессионистов

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Заполнение

таблицы

Просмотр

фидеофильма

29

Многообразие жанров в русском

изобразительном искусстве

1

Групповая,

индивидуальная

работа

Работа с

репродукциями

Заполнение

таблицы

30

Возникновение в XIX веке

национальных музыкальных

школ.

1

Прослушивание

муз. отрывков

Составление муз.

афишы

31

Опера Ж.Бизе «Кармен» -высшее

достижение реализма в музыке.

1

Индивидуальная

и групповая

работа

Прослушивание

муз. отрывков

Просмотр

видеофильма

Составление

эмоциональной

оценки

32

М.Глинка-основоположник

русской музыкальной школы

1

Групповая

работа

Разгадывание

кроссворда

33

Реализм в русской музыке.

1

Практикум

Составление схемы

34

Россия и Запад в культуре XVIII-

XIX веков

1

Индивидуальная

работа

Публичное

выступление

35

Россия и Запад в культуре XVIII-

XIX веков

1

Индивидуальная

работа

Тестирование

Список используемой учебно-методической литературы:

1.

Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы.

Л.А.Рапацкая.- М. : ВЛАДОС, 2015.

2.

Мировая художественная культура. Учебник для 10 кл. общеобразоват.

учреждений. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.

3.

Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших

классов школ, гимназий, лицеев. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - М.: ООО

«Фирма МХК», 2012.

4.

Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. Садохин

А.П., Грушевицкая Т.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

5.

О.Е. Наделяева. Мировая художественная культура.10-11 классы:

дополнительные материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2011.

6.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.

7.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

8.

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

9.

История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,

1995.

10. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 19 века. В

лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.

11. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.



В раздел образования