Автор: Гуменюк Марина Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Художественная культура XVIII-XIX веков"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Элективный курс для
учащихся 10 класса «Художественная культура XVIII-XIX
веков» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные
в 5-9 классах на
уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное
представление о мировой художественной культуре XVIII- XIX веков, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение
мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству
многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры
мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого
опыта
всего
человечества
предоставляет
учащимся
неисчерпаемый
«строительный
материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а
также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал элективного курса по мировой художественной культуре
напрямую
связан
с
мировоззренческим
характером
самого
предмета,
на
материале
которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,
запечатлённые
в
ярких
образах.
Это
особенно
важно
для
учащихся
социально-
экономического профиля , так как некоторые из них будут по окончании обучения сдавать
единый
государственный
экзамен
по
истории,
целым
блоком
в
который
включена
культура. В силу этого разработка программы элективного курса становится актуальной и
востребованной.
В
содержательном
плане
программа
следует
логике
исторической
линейности.
Отечественная
(русская)
культура
рассматривается
в
неразрывной
связи
с
культурой
мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную
значимость.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение художественной культуры XVIII-
XIX веков направлено на достижение
следующих целей:
развитие
чувств,
эмоций,
образно-ассоциативного
мышления
и
художественно-
творческих способностей;
воспитание
художественно-эстетического
вкуса;
потребности
в
освоении
ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их
характерных
особенностях;
о
вершинах
художественного
творчества
в
отечественной и зарубежной культуре;
овладение
умением
анализировать
произведения
искусства,
оценивать
их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование
приобретенных
знаний
и
умений
для
расширения
кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-
исторические
эпохи,
постижение
характерных
особенностей
мировоззрения
и
стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и
направлении,
понимание
важнейших
закономерностей
их
смены
и
развития
в
исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её
исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших
произведениях мирового искусства;
постижение
системы
знаний
о
единстве,
многообразии
и
национальной
самобытности культур различных народов мира;
освоение
различных
этапов
развития
отечественной
(русской
и
национальной)
художественной
культуры
как
уникального
и
самобытного
явления,
имеющего
непреходящее мировое значение.
Воспитательные задачи курса
помочь учащимся выработать прочную и устойчивую потребность общения с
произведениями
искусства
,
находить
в
них
нравственную
опору
и
духовно-
ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать
истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить
компетентного
читателя,
зрителя
и
слушателя,
готового
к
заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие
способностей
к
художественному
творчеству.
самостоятельной
практической деятельности в конкретных видах искусства;
Программа курса составлена на основе авторской программы
Л.А
Рапацкой «Мировая
художественная культура. 10-11 классы»,- М. : ВЛАДОС, 2015.
Курс рассчитан на 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Организация процесса обучения предполагает наличие четырёх основных
элементов:
информационный – представлен вербальными или наглядными средствами;
репродуктивный
–
организующий
воспроизведение
знаний
и
способов
деятельности;
творческий – побуждающий к творческой деятельности;
эмоционально-ценностный – способствующий усвоению опыта эмоционального
отношения к действительности, к разнообразным явлениям культуры и искусства.
Педагогические принципы реализации концепции программы:
принцип интеграции различных видов искусства на одном занятии;
принцип историзма;
принцип опоры на творческий метод (стиль);
принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного
общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
принцип художественно-педагогической драматургии
.
Принимая во внимание специфику курса, его непосредственный выход на
творческую
составляющую
человеческой
деятельности,
в
программе
упор
сделан
на
деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный
зритель/слушатель)
и
интерпретаторских
способностей
(функцию
-
исполнитель)
учащихся
на
основе
актуализации
их
личного
эмоционального,
эстетического
и
социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений
искусства.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
В
этом
отношении приоритетными для данного курса являются:
-
умение
самостоятельно
и
мотивированно
организовывать
свою
познавательную
деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного
типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- владеть основными формами публичных выступлений;
-
понимать
ценность
художественного
образования
как
средства
развития
культуры
личности;
-
определять
собственное
отношение
к
произведениям
классики
и
современного
искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Система форм контроля знаний учащихся и критерии оценки
Для контроля уровня достижений учащихся используются:
o
наблюдение за активностью на занятиях;
o
результаты выполнения предложенных заданий;
o
творческая работа;
o
публичное выступление (сообщение, доклад)
o
тестирование
По результатам изучения курса поводится зачетная работа: тестирование
Средства обучения:
Фонохрестоматии музыкального материала.
Репродукции картин.
Мультимедийные презентации, видеофильмы
Электронные учебники «МХК», «История искусств».
Планируемые результаты обучения
Результаты
изучения
курса
направлены
на
реализацию
лично стно
ориентированного,
деятельностного
и
практико-ориентированного
подходов;
освоение
учащимися
интеллектуальной
и
практической
деятельности;
овладение
знаниями
и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем
мире,
значимыми
для
сохранения
окружающей
среды
и
собственного
здоровья.
В результате изучения элективного курса
-формируются основы эстетических потребностей,
-развивается толерантное отношение к миру,
-актуализируется
способность
воспринимать
свою
национальную
культуру
как
неотъемлемую
составляющую
культуры
мировой
и
в
результате
более
качественно
оценивать её уникальность и неповторимость,
- развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и
современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном
мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного
досуга и самостоятельного художественного творчества
В результате изучения элективного курса ученик должен развивать :
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках
различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных
видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры
личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного
искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов
искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для:
выбора путей своего культурного развития;
выражения
собственного
суждения
о
произведениях
классики
и
современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
Учебно- тематический план курса
№
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
1
2
Художественная культура эпохи Просвещения
16
3
Художественная культура конца XVIII века -
первой трети XIX века
8
Художественная культура 30-90-х годов XIX века
10
Итого
35
Содержание программы элективного курса
Содержание
данной
программы
представлено
введением
и
тремя
основными
разделами:
1.Введение. Общее понятие культуры. Роль культуры в жизни людей. Функции культуры.
Искусство и наука как явления духовной культуры.
2.Просвещение как важнейший этап в обновлении художественной культуры Европы.
Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех
народов
и
сословий.
Критический
анализ
общественных
отношений
и
нравственно го
облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов.
Вольтер. Ж.-Ж. Руссо
3.
Основные
жанры
литературы
Просвещения
Распространение
классицизма
в
художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного
творчества. Культ Разума. Антицерковная направленность
4.Английский
просветительский
роман.
Расцвет
литературы.
Романы
Д.
Дефо,
Дж.
Свифта. Сатирические приемы в романах..
5.Литература французского Просвещения. Философская повесть «Кандид».Вольтер.
Обличение
феодального
общества,
его
идеологии.
Эльдорадо-
поэтическая
утопия
Вольтера.
6.Особенности Просвещения в Германии. Творчество И.Гете в период «Бури и натиска».
Герои раннего Гете- Прометей и Вертер. Ф.Шиллер. высокие гуманистические идеалы в
драме «Коварство и любовь»
7.Нравоучительные и сатирические серии картин У. Хогарта. Сатира на английскую
парламентскую систему в сериях «Выборы»и «Модный брак». Хогарт и Свифт.
8.Творчество А.Ватто и Ж.-Б.-С. Шардена -два образа одной эпохи. Изобразительное
искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности
с
грубоватостью,
заземленностью,
простонародностью).
Творчество
Ж.А.
Ватто-
настроение меланхолии. Томления. Ожидания перемен. Творчество Шардена – живопись
быта(«Прачка», «Медный бак», «Атрибуты искусства» и др.)
9.Ж.А.Гудон.
Скульптура
«Вольтер»
-
утверждение
силы
Разума
.
Скульптура
в
творчестве Ж.А. Гудона. Скульптурные портреты. Роль Вольтера в искусстве Европы.
10.Просветительский
классицизм
в
творчестве
Ж.Л.Давида. Просветительский
классицизм в его предреволюционном творчестве. Образы героев в картинах
11.Просвещение в Германии и творчество И.С.Баха. Народные истоки в музыке Баха.
Многообразие жанров. Оратория «Страсти по Матфею».
12.Развитие просветительских идей в творчестве В.А.Моцарта. Симфония и соната
В.А.Моцарта. Реформаторство оперной драматургии. Симфония №40 –воплощение эпохи
«Бури и натиска».
13.Особенности
русского
просветительского
движения
и
этапы
его
развития.
Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения.
Новые
идеологические
установки
светского
государства.
Сохранение
традиционных
национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен
«русской европейскости».
14.Человек
в
литературе
Просвещения
России. Приоритетная
роль
слова
в
художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века .Теория
классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное.
15.Просвещение и изобразительное искусство России Неповторимость и самоценность
человеческой
личности
в
изобразительном
искусстве
эпохи
Просвещения.
Портретная
живопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий)
Академия художеств. Становление жанра исторической живописи.
16.Смесь архитектурных форм в России XVIII века. Архитектура эпохи классицизма,
роль
античного
ордера.
Идеалы
зодчества
—
прославление
величия
новой
русской
государственности.
Облик
Санкт-Петербурга.
Барокко
в
зодчестве.
Творчество
В.В.
Растрелли.
Классицизм;
творцы
дворцов
и
общественных
зданий
(А.
Ринальди,
Д.
Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих
(М.Г. Земцов. И.К. Коробов, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И.
Баженов, М.Ф. Казаков.
17.Человек и мир в искусстве эпохи Просвещения. Значение искусства европейского
Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший
стиль, освоенный русским искусством.
18. Историческая обусловленность возникновения романтизма Романтизм в
художественной культуре Европы XIX в..Открытие «внутреннего человека» Романтизм
как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры в XIX в.
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.
19. Романтизм в зарубежной литературе Романтизм в художественной культуре Франции
XIX века. В.Гюго- глава романтиков Франции. Роман «Собор Парижской Богоматери»-
шедевр романтизма.
20.
Творчество
Ф.Гойи.
Образный
мир
испанского
художника
Ф.
Гойи.Идея
неотвритимости возмездия.
21. Романтические образы в творчестве Э.Делакруа и Т. Жерико Истоки романтизма в
изобразительном искусстве. Осознание трагедии захватнических войн в произведениях
Т.Жерико и Э.Делакруа..
22. Идеи романтизма в музыке Л.Бетховена. Шедевры музыкального искусства эпохи
романтизма. Великий композитор о героике и трагедии борьбы в «Симфонии №5».
23.
Романтизм
в
литературе
России События
Отечественной
войны
1812
года.
Многообразие
течений
в
русском
романтизме
(В.Жуковский,
К.Рылеев,
М.Лермонтов,
К.Батюшков) Западноевропейский и русский романтизм.
24. Романтизм в изобразительном искусстве России Портреты кисти О.Кипренского, В.
Тропинина. Традиции классицизма и черты романтизма в творчестве К. Брюллова.
25.
Человек
и
мир
в
искусстве
романтизма Национальная специфика и устойчивые
общие черты. Процесс сближения и взаимообогащения различных видов искусства в эпоху
романтизма.
26. Реализм в зарубежной литературе. Творчество О. Уайльда
27 Творчество Ж.Б.Милле и Г.Курбе Социальные мотивы в произведениях Ж.Милле.
(«Собиратели хвороста», «Человек с мотыгой»). Рабочий и его судьба в картинах Г. Курбе.
(«Дробильщики камня»)
28 Художественные традиции и новаторство в картинах импрессионистов
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты Рождение импрессионизма во французской
живописи. Новое понимание цвета, света, пространства на полотне. Сообщение о
творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм: творчество
П.Сезанна, В.ван Гога, П.Гогена
29 Многообразие жанров в русском изобразительном искусстве Просветительский
характер живописи передвижников.
30 Возникновение в XIX веке национальных музыкальных школ Изобразительное
начало в музыкальных образах. Творчество К Дебюсси, М. Равеля. Влияние русской
музыкальной классики. Д.Верди-новаторство в жанре оперы («Травиата»)
31 Опера Ж.Бизе «Кармен» -высшее достижение реализма в музыке.
32 М.Глинка-основоположник русской музыкальной школы М.И.Глинка, его роль в
становлении основных эстетических принципов русского музыкального классического
искусства. Рассвет классического романса . Опера «Иван Сусанин».
33 Реализм в русской музыке. Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка».
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А .Римского-Корсакова.
Гуманистические идеалы П.И.Чайковского.
34 -35 Россия и Запад в культуре XVIII- XIX веков. Традиционные и нетрадиционные
течения в искусстве. Русская художественная культура: вера в высокую миссию русского
народа. Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Шедевры
русской художественной культуры первой половины XIX в. – фундамент национальной
классики. Изменение трактовки «вечных тем» в европейском искусстве
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Виды
деятельности
Формы контроля
Введение (1)
1
Введение. Общее понятие
культуры.
1
Индивидуальная
, парная работа.
Прослушивание
СD
Составление
обращения к герою
Художественная культура эпохи Просвещения (16часов)
2
Просвещение как важнейший
этап в обновлении
художественной культуры
Европы.
1
Групповая
работа.
Просмотр
видеофильма
Составление
высказывания
просветителя
3
Основные жанры литературы
Просвещения.
1
Групповая,
индивидуальная
работа.
Просмотр
видеофильма
Заполнение
таблицы
4
Английский просветительский
роман
1
Групповая,
индивидуальная
работа.
Работа с текстом
Анализ-
сопоставление
героев
5
Литература французского
Просвещения. Философская
повесть Вольтера «Кандид».
1
Групповая,
индивидуальная
работа.
Работа с текстом
Работа с текстом
6
Особенности Просвещения в
Германии
1
Групповая
работа
Терминологический
диктант
7
Нравоучительные и сатирические
серии картин У. Хогарта
1
Групповая,
индивидуальная
работа.
Работа с
репродукциями
Составление
плана
8
Творчество А.Ватто и Ж.-Б.-
С.Шардена -два образа одной
эпохи.
1
Групповая
работа
Работа с
репродукциями
Прослушивание
СD
Сопоставление
героев картин
9
Ж.А.Гудон. Скульптура
«Вольтер»-утверждение силы
Разума
1
Групповая
работа
Работа с
Описание картины
репродукциями
Просмотр
видеофильма
10
Просветительский классицизм в
творчестве Ж.Л.Давида.
1
Индивидуальная
, коллективная
работа
Работа с
репродукциями
Просмотр
видеофильма
Сопоставление
монолога героя
картины
11
Просвещение в Германии и
творчество И.С.Баха.
1
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа
Прослушивание
СD
Составление
эмоциональной
оценки
12
Развитие просветительских идей
в творчестве В.А.Моцарта
1
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа
Прослушивание
СD
Составление
эмоциональной
оценки
13
Особенности русского
просветительского движения и
этапы его развития.
1
Работа в парах
Просмотр
видеофильма
Практическая
работа
14
Человек в литературе
Просвещения России.
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с текстом
Анализ текста
15
Просвещение и изобразительное
искусство России.
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Работа с текстом
Составление схемы
16
Смесь архитектурных форм в
России XVIII века.
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями,
фотографиями
Просмотр
видеофильма
Разгадывание
кроссворда
17
Человек и мир в искусстве эпохи
Просвещения.
1
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа
Публичное
выступление в
группе или
индивидуально
Художественная культура конца XVIII века - первой трети XIX века (8)
18
Историческая обусловленность
возникновения романтизма
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
Заполнение
таблицы
репродукциями
Прослушивание
муз. отрывков
19
Романтизм в зарубежной
литературе
1
Работа в парах,
работа с текстом
Ролевая игра
20
Творчество Ф.Гойи
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Заполнение
таблицы
21
Романтические образы в
творчестве Э.Делакруа и
Т. Жерико
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Сопоставление
монолога героя
картины
22
Идеи романтизма в музыке
Л.Бетховена
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Прослушивание
СD
Заполнение схемы
23
Романтизм в литературе России
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Заполнение схемы
24
Романтизм в изобразительном
искусстве России
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Сопоставление
монолога героя
картины
25
Человек и мир в искусстве
романтизма
Групповая,
коллективная,
индивидуальная
работа
Публичное
выступление в
группе или
индивидуально
Художественная культура 30-90-х годов XIX века (10 часов)
26
Реализм в зарубежной
литературе. Творчество О.
Уайльда
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Работа с текстом
Работа с текстом.
Составление
обращения к герою
27
Творчество Ж.Б.Милле и Г.Курбе
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Просмотр
видеофильма
Работа с
репродукциями
Сопоставление
монолога героя
картины
28
Художественные традиции и
новаторство в картинах
импрессионистов
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Заполнение
таблицы
Просмотр
фидеофильма
29
Многообразие жанров в русском
изобразительном искусстве
1
Групповая,
индивидуальная
работа
Работа с
репродукциями
Заполнение
таблицы
30
Возникновение в XIX веке
национальных музыкальных
школ.
1
Прослушивание
муз. отрывков
Составление муз.
афишы
31
Опера Ж.Бизе «Кармен» -высшее
достижение реализма в музыке.
1
Индивидуальная
и групповая
работа
Прослушивание
муз. отрывков
Просмотр
видеофильма
Составление
эмоциональной
оценки
32
М.Глинка-основоположник
русской музыкальной школы
1
Групповая
работа
Разгадывание
кроссворда
33
Реализм в русской музыке.
1
Практикум
Составление схемы
34
Россия и Запад в культуре XVIII-
XIX веков
1
Индивидуальная
работа
Публичное
выступление
35
Россия и Запад в культуре XVIII-
XIX веков
1
Индивидуальная
работа
Тестирование
Список используемой учебно-методической литературы:
1.
Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы.
Л.А.Рапацкая.- М. : ВЛАДОС, 2015.
2.
Мировая художественная культура. Учебник для 10 кл. общеобразоват.
учреждений. Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.
3.
Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших
классов школ, гимназий, лицеев. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - М.: ООО
«Фирма МХК», 2012.
4.
Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. Садохин
А.П., Грушевицкая Т.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5.
О.Е. Наделяева. Мировая художественная культура.10-11 классы:
дополнительные материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2011.
6.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
7.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
8.
Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
9.
История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,
1995.
10. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 19 века. В
лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
11. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.