Автор: Секретова Ирина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3 им. М. Ф. Леонова СП "Детски сад "Волна""
Населённый пункт: Самарская область с. Приволжье
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие в сказку "Гуси-лебеди".
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной
группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Составила учитель-логопед
Секретова И.П.
Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи в
подготовительной к школе группе
(в соответствии с ФГОС)
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,
«Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Конструирование»
,«Здоровье», «Физическая культура»
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы,
коммуникативная, игровая, конструктивная.
умение привлечь внимание слушателей, высказывать свои мысли,
слушать товарищей.
Цель: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать
связную, грамматически правильную речь.
Задачи:
-развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас,
-закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один -
много",
-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и
чувство коллективизма
-способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто
нуждается в помощи;
-формировать умение вести диалог с воспитателем и
сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.
-создавать положительный эмоциональный фон.
-помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им
возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и
взаимосвязь событий.
Предварительная работа: чтение русских
народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование и материалы: печка из модуля, зеркало на каждого
ребёнка, аудиозапись звуков природы (шум речки), предметные
картинки с изображением пирогов,яблони,речки, ноутбук,
мультимедийный проектор, мольберт.
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Воспитатель: Дети сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие.
А куда, вы узнаете, отгадав загадку. «Там волшебство, там чудеса,
бывает баба Яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло».
Дети. Это сказка!
Посмотрите на экран кто догадался? Как называется сказка?
Приготовьте ушки - глазки,
Расскажу сейчас вам сказку!».
Русскую народную сказку «ГУСИ - ЛЕБЕДИ». А вы мне будете
помогать.
2. Рассказывание сказки педагогом…
«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
«Доченька, — говорит мать, — мы пойдем на работу, береги братца!
Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.» Отец с
матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась,
загулялась. Налетели гуси- лебеди, подхватили мальчика, унесли на
крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась
туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась,
причитывала, что худо будет от отца с матерью, братец не
откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись
вдалеке гуси- лебеди и пропали за темным лесом. Тут она
догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла
дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Воспитатель предлагает детям отдать своих гусей-лебедей гостям.
Гости помогут сегодня нам – будут показывать действия гусей-
лебедей, согласно тексту сказки! Воспитатель продолжает рассказ:
«Бросилась девочка догонять их».
Воспитатель предлагает детям самим пойти искать братца.
Спрашивает детей: «Кого встретила девочка сначала? Кого потом?»
Дети идут за воспитателем и подходят сначала к печке, потом к
яблоньке и речке. Возле каждого героя воспитатель спрашивает, что
же говорила девочка? Герои сказки (мамы, переодетые в Яблоньку,
Печку и Речку) произносят реплики согласно тексту. Дети произносят
реплики девочки.
Когда дети подходят к избушке Бабы Яги, воспитатель просит их
присесть на ковер рядом с избушкой. И рассказывает сказку
дальше.
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать
нечего — надо идти домой. Вдруг видит… Что увидела девочка? Стоит
избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя
поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель…
На этих словах воспитатель спрашивает: «А знают ли дети, на чем
прядет Баба - Яга?»
Если дети затрудняются с ответом, напомнить, что пряжу прядут на
прялке и нитку наматывают на веретено. Потом нить с веретена
сматывают в клубки.
Воспитатель продолжает рассказывать сказку вместе с детьми: «А
на лавочке сидит …кто? братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку: «Здравствуй, бабушка!» «Здравствуй,
девица! Зачем на глаза явилась?» «Я по мхам, по болотам ходила,
платье измочила, пришла погреться» «Садись покуда кудель
прясть!» Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет,
вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: «Девица, девица,
дай мне кашки, я тебе добренькое скажу!» Девочка дала ей кашки,
мышка ей сказала: «Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-
выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях
покатается». Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет, а мышка
ей опять: «Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель
попряду». Девочка взяла братца и побежала. А Баба-яга подойдет к
окошку и спрашивает: «Девица, прядешь ли?» Мышка
ей отвечает: «Пряду, бабушка…» Баба-яга баню вытопила и пошла за
девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: «Гуси- лебеди!
Летите в погоню! Сестра братца унесла.»
Воспитатель берет из избушки куклу Братца и зовет детей за собой.
Дети за воспитателем подходят сначала к Речке, потом к Яблоньке и
Печке. Возле каждого героя воспитатель спрашивает, что же говорила
девочка? Дети произносят реплики девочки. Если дети затрудняются с
ответом, воспитатель сам проговаривает слова, а потом просит
детей повторить.
Когда дети стоят возле печки, воспитатель заканчивает рассказ: Гуси-
лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели
к Бабе-Яге. Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем
прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
«Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец». (Воспитатель
снимает шаль).
3. Подвижная игра «ГУСИ- ЛЕБЕДИ».
- Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся
в гусей - лебедей.
Гуси- лебеди летели (Ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)
На лужайку тихо сели (Присели на месте.)
Походили (Ходьба полу присед.)
Поклевали (Наклоны перед собой.)
Потом быстро побежали (Бег по кругу на носочках со взмахом руками
в стороны.)
Гуси- лебеди летят, крыльями шумят. (Ходьба на месте с
подниманием рук через стороны вверх и опускание вниз, держа
осанку.)
Прогнулись над водой (Наклон вперед, прогнувшись, руки в
стороны, назад.)
Качают головой (Повороты головы.)
Прямо и гордо умеют держаться (Выпрямиться, руки за спину,
проверить осанку. Пауза 3-4 сек.)
И очень бесшумно на место садятся. (Сесть на место.)
4. Беседа по содержанию сказки
1. Как называется сказка?
2. Что случилось с братцем?
3. Куда унесли гуси– лебеди братца?
4. Пошла сестрица братца искать, многих встретила в пути. Кто помог
девочке найти дорогу?
5. Что попросила сделать девочку печка?
6. Что попросила сделать яблонька?
7. Что попросила сделать речка?
8. Как помогла молочная речка – кисельные берега сестре и брату?
9. Как помогла печка и яблонька им?
10. Что не забывала делать девочка, когда ей оказывали помощь?
11. Ребята, а правильно ли поступила девочка, ослушавшись
родителей, оставив братца одного?
Воспитатель: Младших надо беречь и не оставлять без присмотра. Но
вот так случилось: заигралась девочка, вот и унесли гуси братца к
Бабе-Яге. Но она не растерялась: пустилась на выручку братца.
12. Воспитатель: Какая девочка? (ответы детей).
Воспитатель: Смелая, храбрая. Знала, что слезами горю не поможешь.
Сама виновата, сама и ошибку исправила.
Вывод: важно быть послушным!
5. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Пора
возвращаться домой.
Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо»
Дети делятся на две команды: одна команда говорит, что
в сказке «хорошо», вторая команда – говорит, что в сказке «плохо»
«Хорошо»- дети:
-девочка забрала брата от бабы – яги;
-яблонька, печка, речка помогли девочке и брату спрятаться от гусей;
-мышка помогла девочке;
-девочка вовремя вернулась домой.
«Плохо»
- дети:
-девочка одного оставила братца и ушла гулять;
-Гуси – лебеди унесли братца;
-девочка ослушалась наказ родителей;
- девочка сразу не послушалась печку, речку, яблоньку, может быть она
быстрее нашла брата;
- Баба – Яга послала в догонку Гусей.