Авторы: Швец Любовь Владимировна, Лобанова Валентина Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, руководитель воспитательного отдела
Учебное заведение: ГАПОУ МО "СКФКиС"
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка внеаудиторного воспитательного мероприятия
Тема: Час общения "Толерантность – дорога к миру на земле"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области Северный колледж физической культуры и спорта
(ГАПОУ МО «СКФКиС»)
Методическая разработка внеаудиторного воспитательного
мероприятия
Час общения «Толерантность – дорога к миру на земле»
Лобанова В.Н. – руководитель воспитательного
отдела
Швец Л.В. – преподаватель русского языка и
литературы
Мончегорск , 2018
Час общения «Толерантность – дорога к миру на земле»
Цель: обратить внимание студентов и заставить задуматься о нравственных
ценностях, способных осуществлять дружелюбные отношения между всеми
членами общества, основанных на добре, любви и взаимопонимании.
Задачи: научить студентов нормам и правилам поведения и общения в
коллективе и обществе; сформировать гуманистическое мировоззрение,
способного к осознанию понятий толерантности и милосердия; развивать
способности к межнациональному взаимодействию, к толерантному
общению; воспитывать негативное отношение к насилию в любой форме.
Оборудование:
мультимедиапроектор,
презентация,
заготовки
для
проведения творческих заданий: ватманы, маркеры, памятки, шаблоны «Я», 5
высказываний (по 1 на каждом столе), листочки березы, магнитная доска –
дерево, голуби, магниты, клей.
Ведущий 1. Ведущий предлагает разделиться на команды в соответствии с
цветом, который «вытащил» студент при входе в аудиторию ( в коробке
нарезаны круги разных цветов, команда - 5-7 человек).
Студенты знакомятся с высказываниями, которые лежат на столах, читают их
вслух и наклеивают на общий ватман, который прикреплен на магнитную
доску.
- «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в
воображении
на
место
страдающего,
испытываешь
действительно
сострадание» (Л. Толстой)
- Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или
равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к
человеческому разнообразию» (Коффи Аннан)
- «Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм)
- «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)
- «Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько духовной
поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении, а
в
у в а ж е н и и
ч е л о в е ч е с к о г о
д о с т о и н с т в а »
( Л .
Толстой)
Ведущий
2. Послушайте китайскую притчу, которая называется «Ладная
семья» и определите тему нашего мероприятия»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей
семьей и всем селом. Вы скажете: ну
и что, мало ли больших
семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили
в той семье и,стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и
раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить,
правду
ли
молвят
люди.
Прибыл
он
в
село,
и
душа
его
возрадовалась:
кругом
чистота,
красота,
достаток
и
мир.
Хорошо
детям,
спокойно
старикам.
Удивился
владыка.
Решил
узнать,
как
жители
села
добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты до-
биваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал
что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем
передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.
Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге:
• любовь;
• прощение;
• терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел
владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил
старик, -
это
и
есть
основа
жизни
всякой
хорошей
семьи.
И,
подумав,
добавил: - И мира тоже.
Три слова выводятся на экран:
-любовь
-прощение
- терепние
Ответы студентов:…
Ведущий 2. Все, что вы обозначили, можно объединить общим словом -
толерантность
1.Обозначается тема часа общения.
2.
Подготовленные
студенты
представляют
историческую
справку
о
толерантности (на слайде портрет Талейрана Перигора), рассказывают об
эмблеме(смысл,
что
обозначает)(
на
слайде
эмблема)
и
Декларации
толерантности.
1 студент. Историческая справка
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд,
звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень
важен
для
существования
и
развития
человеческого
общества.
Понятие
толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор.
Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно
министром
иностранных
дел.
Это
был
человек
талантливый
во
многих
областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих,
уважительно
к
ним
относиться
и
при
этом
сохранять
свои
собственные
принципы,
стремиться
к
тому,
чтобы
управлять
ситуацией,
а
не
слепо
подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
На экране выведены термин «толерантность» (обозначение на русском
языке, перевод с испанского, арабского, китайского языков).
Толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это терпимость,
снисходительность к кому или чему-либо.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в
разных языках оно трактуется по-разному.
На слайде:
Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных
идей и мнения. (Испанский)
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным.
(Английский)
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим
великодушным. (Китайский)
Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,
сострадание, терпение. (Арабский)
2 студент. Рассказ об эмблеме и декларации(изображение на слайде).
ЮНЕСКО
в
1995
году
была
принята
Декларация
толерантности.
Согласно
Декларации
принципов
толерантности,
мы
понимаем,
что
«толерантность
означает
уважение,
принятие
и
правильное
понимание
богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности, это гармония в мно-
гообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и
способствует
замене
культуры
войны
культурой
мира.
Для
большинства
людей планеты Земля мир - это повседневная реальность. На наших улицах
спокойно,
наши
дети
ходят
в
школу.
Там,
где
устои
общества
прочны,
бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Однако, для
слишком
многих
людей
в
современном
мире
этот
дар
-
не
более
чем
сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха.
Для них-то в основном и существует этот день.
В
1982
году
в
своей
резолюции
Генеральная
Ассамблея
ООН
провозгласила Международный день мира (International DayofPeace) как день
всеобщего
прекращения
огня
и
отказа
от
насилия.
С
тех
пор
праздник,
ежегодно отмечаемый 21 сентября, вовлек миллионы людей, охватив многие
страны и регионы. Он призван заставить людей не только задуматься о мире,
но и сделать что-нибудь ради него.
В
своей
жизни
мы
общаемся
с
представителями
разных
национальностей, культур, миров, социальных слоев.., поэтому надо уметь
уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой
культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Кроме
того,
толерантность
как
качество
личности
помогает
человеку
адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям
жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность,
оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Ведущий1: Мы часто слышим: толерантная личность, толерантный человек.
Давайте все вместе определим, какими качествами характера обладает
толерантная личность.
Задание по командам на ватмане: продолжите фразу «Быть толерантным –
это значит:
Ответы команд:
- уважать другого;
- любить ближнего своего;
- не злиться;
- быть добрым, терпимым;
- сострадать.
Творческая работа «Толерантный мир»
Ведущий 2. Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман,
вырезки
из
газет
и
рисунки
детей
с
улыбающимися
лицами
людей
(желательно
разных
рас
и
национальностей).
Упражнение
«Эмблема
толерантности». Я предлагаю вам в течение 2-3 минут придумать эмблему
толерантности и рассказать о ней.
Физкультминутка.
Проводят
подготовленные
студенты
(знание
текста
наизусть)
Здравствуй, мир! (руки верх)
Это - я! (к себе)
А вокруг - страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах - горит! (руки верх)
И земля у ног - лежит! (наклон)
Там - леса! (влево руки в замке)
А там - поля! (вправо руки из замка)
Здесь - друзья! (влево руки из замка)
И здесь - друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь
По округе пробегусь (поворот вокруг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей группы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чашу)
Встречай меня! (ладони к груди)
Ведущий:1 Все мы разные! Но, каждый имеет свои права!
Презентация (люди с ограниченными возможностями здоровья), о слепом
художнике Джоне Брамблитте. Чтение стихотворения, подготовленный
студент.
Слепому подарили краски... Но не со злобы – шутки ради...
И видели, как от бедняги привычный уходил покой;
Он молча трогал каждый тюбик, и кистью свои пальцы гладил,
И осторожно прикасался к холсту дрожащею рукой.
И устыдились... И жалели, что поступили так жестоко,
Что поглумиться захотели... А он – поверил и пошел...
Пошел, не ведая, не видя... пошел, не зная – веря только,
Что холст и краски появились, чтоб стало очень хорошо.
Но он в своей бессветлой жизни не видел ни одной картины.
И он никак не мог осмыслить само понятие «цвета».
И мир внутри него цветущий, не тронутый мирской рутиной,
Показывал ему незримо, что жизнь – совсем-совсем не та...
Совсем не та, что нам рисуют и предлагают в это верить...
Совсем не та... но он не видит, он только слышаньем живет...
И он давно привык по звукам, по запахам, по боли мерить
Происходящее снаружи... всё чувствуя наоборот...
Без школ, пособий и уроков, наставниками не измучен,
Он выливал в картинах душу, он отдавал – не рисовал...
Он отдавал себя, не глядя; не так, как мог бы быть научен;
Не так, как мог бы это видеть, а так, как сердцем понимал...
В его картинах солнце – грело... В его ручьях – сводило ноги...
И там, где рисовал он слезы, там боли было с океан...
И даже ветер был соленым у моря с берегом пологим...
И даже теплым Первомаем совсем по-детски пах тюльпан...
И звуки! – сколько было звуков! Звучало всё, но лишь – чуть слышно...
Гудели тучи, пели птицы, журчали нежно ручейки...
Шумели клены и березы, и друг о дружку бились вишни,
Стеклянным звоном наполняя фруктовый садик у реки...
И все смотрели, восхищаясь... один художник знаменитый
Слез не скрывая, тихо плакал, сливаясь с шумною толпой...
Воспитанник хорошей школы, любимый многими, маститый,
Он понял, что впервые в жизни он пожалел, что не слепой...
(Марина Желтова)
Упражнение «Нарисуй себя»
Студенты получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют
себя,
добавляя
свои
индивидуальные
особенности.
Затем
следует
обсуждение.
• Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)
• Чем они отличаются? (одеждой цветом волос, прической, цветом глаз.)
Да, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря
уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать
индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть
различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. ( всех
человечков надо повесить на протянутую веревку)
Колледж - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили
доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.
Упражнение: «Общий ритм».
Ведущий 1:
Наше мероприятие подходит к концу, нас объединяет наша семья-
колледж, общие задачи, цель, общий ритм.
Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с
определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать
следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает 1 хлопок,
за ним – следующий и т.д. Должно создаваться впечатление, что хлопает 1
человек, а не все члены группы по очереди. (это упражнение редко удается с
первого раза).
Заключительное задание «Дерево толерантности»
Ведущий1:
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо
сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы
отношения в ней стали как можно более толерантными
(студенты на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что
надо сделать, чтобы колледж стал «Пространством толерантности»),
листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он
вывешивается на доске.)
Любите жизнь, творите добро, оно к вам непременно вернется!
Литература:
1.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. –М., 2003
2.
Новая иллюстрированная энциклопедия. – М., 2003
3.
Однажды…100 притч для чтения и размышления.- М., 2009
4.
Толерантность – путь к миру// Классный руководитель. 2016. - №5,
стр.120-128