Напоминание

Час общения "Толерантность – дорога к миру на земле"


Авторы: Швец Любовь Владимировна, Лобанова Валентина Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы, руководитель воспитательного отдела
Учебное заведение: ГАПОУ МО "СКФКиС"
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Методическая разработка внеаудиторного воспитательного мероприятия
Тема: Час общения "Толерантность – дорога к миру на земле"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области Северный колледж физической культуры и спорта

(ГАПОУ МО «СКФКиС»)

Методическая разработка внеаудиторного воспитательного

мероприятия

Час общения «Толерантность – дорога к миру на земле»

Лобанова В.Н. – руководитель воспитательного

отдела

Швец Л.В. – преподаватель русского языка и

литературы

Мончегорск , 2018

Час общения «Толерантность – дорога к миру на земле»

Цель: обратить внимание студентов и заставить задуматься о нравственных

ценностях, способных осуществлять дружелюбные отношения между всеми

членами общества, основанных на добре, любви и взаимопонимании.

Задачи: научить студентов нормам и правилам поведения и общения в

коллективе и обществе; сформировать гуманистическое мировоззрение,

способного к осознанию понятий толерантности и милосердия; развивать

способности к межнациональному взаимодействию, к толерантному

общению; воспитывать негативное отношение к насилию в любой форме.

Оборудование:

мультимедиапроектор,

презентация,

заготовки

для

проведения творческих заданий: ватманы, маркеры, памятки, шаблоны «Я», 5

высказываний (по 1 на каждом столе), листочки березы, магнитная доска –

дерево, голуби, магниты, клей.

Ведущий 1. Ведущий предлагает разделиться на команды в соответствии с

цветом, который «вытащил» студент при входе в аудиторию ( в коробке

нарезаны круги разных цветов, команда - 5-7 человек).

Студенты знакомятся с высказываниями, которые лежат на столах, читают их

вслух и наклеивают на общий ватман, который прикреплен на магнитную

доску.

- «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в

воображении

на

место

страдающего,

испытываешь

действительно

сострадание» (Л. Толстой)

- Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или

равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к

человеческому разнообразию» (Коффи Аннан)

- «Сострадание правит миром» (Древнеиндийский афоризм)

- «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций)

- «Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько духовной

поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении, а

в

у в а ж е н и и

ч е л о в е ч е с к о г о

д о с т о и н с т в а »

( Л .

Толстой)

Ведущий

2. Послушайте китайскую притчу, которая называется «Ладная

семья» и определите тему нашего мероприятия»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек

насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей

семьей и всем селом. Вы скажете: ну

и что, мало ли больших

семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили

в той семье и,стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и

раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил

проверить,

правду

ли

молвят

люди.

Прибыл

он

в

село,

и

душа

его

возрадовалась:

кругом

чистота,

красота,

достаток

и

мир.

Хорошо

детям,

спокойно

старикам.

Удивился

владыка.

Решил

узнать,

как

жители

села

добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты до-

биваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал

что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем

передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.

Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге:

• любовь;

• прощение;

• терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел

владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил

старик, -

это

и

есть

основа

жизни

всякой

хорошей

семьи.

И,

подумав,

добавил: - И мира тоже.

Три слова выводятся на экран:

-любовь

-прощение

- терепние

Ответы студентов:…

Ведущий 2. Все, что вы обозначили, можно объединить общим словом -

толерантность

1.Обозначается тема часа общения.

2.

Подготовленные

студенты

представляют

историческую

справку

о

толерантности (на слайде портрет Талейрана Перигора), рассказывают об

эмблеме(смысл,

что

обозначает)(

на

слайде

эмблема)

и

Декларации

толерантности.

1 студент. Историческая справка

Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд,

звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень

важен

для

существования

и

развития

человеческого

общества.

Понятие

толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор.

Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно

министром

иностранных

дел.

Это

был

человек

талантливый

во

многих

областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих,

уважительно

к

ним

относиться

и

при

этом

сохранять

свои

собственные

принципы,

стремиться

к

тому,

чтобы

управлять

ситуацией,

а

не

слепо

подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

На экране выведены термин «толерантность» (обозначение на русском

языке, перевод с испанского, арабского, китайского языков).

Толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это терпимость,

снисходительность к кому или чему-либо.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в

разных языках оно трактуется по-разному.

На слайде:

Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных

идей и мнения. (Испанский)

Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным.

(Английский)

Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим

великодушным. (Китайский)

Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,

сострадание, терпение. (Арабский)

2 студент. Рассказ об эмблеме и декларации(изображение на слайде).

ЮНЕСКО

в

1995

году

была

принята

Декларация

толерантности.

Согласно

Декларации

принципов

толерантности,

мы

понимаем,

что

«толерантность

означает

уважение,

принятие

и

правильное

понимание

богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и

способов проявления человеческой индивидуальности, это гармония в мно-

гообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и

способствует

замене

культуры

войны

культурой

мира.

Для

большинства

людей планеты Земля мир - это повседневная реальность. На наших улицах

спокойно,

наши

дети

ходят

в

школу.

Там,

где

устои

общества

прочны,

бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Однако, для

слишком

многих

людей

в

современном

мире

этот

дар

-

не

более

чем

сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха.

Для них-то в основном и существует этот день.

В

1982

году

в

своей

резолюции

Генеральная

Ассамблея

ООН

провозгласила Международный день мира (International DayofPeace) как день

всеобщего

прекращения

огня

и

отказа

от

насилия.

С

тех

пор

праздник,

ежегодно отмечаемый 21 сентября, вовлек миллионы людей, охватив многие

страны и регионы. Он призван заставить людей не только задуматься о мире,

но и сделать что-нибудь ради него.

В

своей

жизни

мы

общаемся

с

представителями

разных

национальностей, культур, миров, социальных слоев.., поэтому надо уметь

уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой

культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме

того,

толерантность

как

качество

личности

помогает

человеку

адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям

жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность,

оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Ведущий1: Мы часто слышим: толерантная личность, толерантный человек.

Давайте все вместе определим, какими качествами характера обладает

толерантная личность.

Задание по командам на ватмане: продолжите фразу «Быть толерантным –

это значит:

Ответы команд:

- уважать другого;

- любить ближнего своего;

- не злиться;

- быть добрым, терпимым;

- сострадать.

Творческая работа «Толерантный мир»

Ведущий 2. Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман,

вырезки

из

газет

и

рисунки

детей

с

улыбающимися

лицами

людей

(желательно

разных

рас

и

национальностей).

Упражнение

«Эмблема

толерантности». Я предлагаю вам в течение 2-3 минут придумать эмблему

толерантности и рассказать о ней.

Физкультминутка.

Проводят

подготовленные

студенты

(знание

текста

наизусть)

Здравствуй, мир! (руки верх)

Это - я! (к себе)

А вокруг - страна моя! (вокруг себя)

Солнце в небесах - горит! (руки верх)

И земля у ног - лежит! (наклон)

Там - леса! (влево руки в замке)

А там - поля! (вправо руки из замка)

Здесь - друзья! (влево руки из замка)

И здесь - друзья! (вправо руки из замка)

Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)

К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)

Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)

И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)

Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь

По округе пробегусь (поворот вокруг себя)

Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)

И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)

Как ребята (рывки руками перед грудью)

С нашей группы! (рывки руками раскрытыми вправо)

Здравствуй, город самый лучший! (вперед)

Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)

Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)

Здравствуй, мир! (ладони в чашу)

Встречай меня! (ладони к груди)

Ведущий:1 Все мы разные! Но, каждый имеет свои права!

Презентация (люди с ограниченными возможностями здоровья), о слепом

художнике Джоне Брамблитте. Чтение стихотворения, подготовленный

студент.

Слепому подарили краски... Но не со злобы – шутки ради...

И видели, как от бедняги привычный уходил покой;

Он молча трогал каждый тюбик, и кистью свои пальцы гладил,

И осторожно прикасался к холсту дрожащею рукой.

И устыдились... И жалели, что поступили так жестоко,

Что поглумиться захотели... А он – поверил и пошел...

Пошел, не ведая, не видя... пошел, не зная – веря только,

Что холст и краски появились, чтоб стало очень хорошо.

Но он в своей бессветлой жизни не видел ни одной картины.

И он никак не мог осмыслить само понятие «цвета».

И мир внутри него цветущий, не тронутый мирской рутиной,

Показывал ему незримо, что жизнь – совсем-совсем не та...

Совсем не та, что нам рисуют и предлагают в это верить...

Совсем не та... но он не видит, он только слышаньем живет...

И он давно привык по звукам, по запахам, по боли мерить

Происходящее снаружи... всё чувствуя наоборот...

Без школ, пособий и уроков, наставниками не измучен,

Он выливал в картинах душу, он отдавал – не рисовал...

Он отдавал себя, не глядя; не так, как мог бы быть научен;

Не так, как мог бы это видеть, а так, как сердцем понимал...

В его картинах солнце – грело... В его ручьях – сводило ноги...

И там, где рисовал он слезы, там боли было с океан...

И даже ветер был соленым у моря с берегом пологим...

И даже теплым Первомаем совсем по-детски пах тюльпан...

И звуки! – сколько было звуков! Звучало всё, но лишь – чуть слышно...

Гудели тучи, пели птицы, журчали нежно ручейки...

Шумели клены и березы, и друг о дружку бились вишни,

Стеклянным звоном наполняя фруктовый садик у реки...

И все смотрели, восхищаясь... один художник знаменитый

Слез не скрывая, тихо плакал, сливаясь с шумною толпой...

Воспитанник хорошей школы, любимый многими, маститый,

Он понял, что впервые в жизни он пожалел, что не слепой...

(Марина Желтова)

Упражнение «Нарисуй себя»

Студенты получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют

себя,

добавляя

свои

индивидуальные

особенности.

Затем

следует

обсуждение.

• Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)

• Чем они отличаются? (одеждой цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря

уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать

индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть

различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. ( всех

человечков надо повесить на протянутую веревку)

Колледж - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили

доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Упражнение: «Общий ритм».

Ведущий 1:

Наше мероприятие подходит к концу, нас объединяет наша семья-

колледж, общие задачи, цель, общий ритм.

Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с

определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать

следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает 1 хлопок,

за ним – следующий и т.д. Должно создаваться впечатление, что хлопает 1

человек, а не все члены группы по очереди. (это упражнение редко удается с

первого раза).

Заключительное задание «Дерево толерантности»

Ведущий1:

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо

сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы

отношения в ней стали как можно более толерантными

(студенты на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что

надо сделать, чтобы колледж стал «Пространством толерантности»),

листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он

вывешивается на доске.)

Любите жизнь, творите добро, оно к вам непременно вернется!

Литература:

1.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. –М., 2003

2.

Новая иллюстрированная энциклопедия. – М., 2003

3.

Однажды…100 притч для чтения и размышления.- М., 2009

4.

Толерантность – путь к миру// Классный руководитель. 2016. - №5,

стр.120-128



В раздел образования