Автор: Хомышинец Марьяна Романовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Социальное партнерство с семьей в творческом взаимодействии: родители – дети – педагог"
Раздел: дошкольное образование
«Социальное партнерство с семьей в творческом взаимодействии:
родители – дети – педагог»
Блицтурнир «Знатоки искусства» для родителей и детей старшей группы
Цель:
Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей
плодотворному, творческому взаимодействию: родители – дети – педагог,
используя форму соревнования изобразительного досуга.
Способствовать психологическому настрою детей на совместную
деятельность, содействовать укреплению интереса детей к изодеятельности,
приобщению к удивительному миру искусств.
Задачи.
1.
Образовательная:
- уточнить представления детей о видах и жанрах изобразительного
искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, упражнять в их различении;
- закрепить умение различать цвета и оттенки;
- упражнять в составлении цветоряда по стихотворению;
- закрепить имеющиеся знания детей о предметах народного декоративно-
прикладного искусства (дымковской игрушке, изделиях хохломских и
гжельских мастеров), упражнять в различении элементов декоративных
росписей;
- систематизировать предметы по форме.
2.
Развивающая:
- развивать эстетическое восприятие цвета, воображение, художественно-
творческие способности, самостоятельность;
- умение высказывать эстетические суждения и оценки.
3.
Воспитательная:
- обогащать эмоционально-чувственную сферу детей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти
на помощь, умение радоваться общим успехам;
- интерес и уважение к труду художника, народных мастеров.
Ход блицтурнира
Здравствуйте уважаемые гости, родители, дети.
Искусство – это не только источник радости и красоты, но и величайшая сила,
которая делает человека лучше, добрее, благороднее, красивее. Оно вдохновляет и
учит нас мудрости.
Я нисколько не сомневаюсь, что сегодня здесь, в этой группе, собрались
настоящие ценители искусства, а вот кто из команд окажется истинным знатоком
искусства – покажет время и наш блицтурнир.
Итак, сегодня в блицтурнире «Знатоки искусства» участвуют команда
родителей «Волшебная палитра» и команда детей старшей группы «Веселые
карандаши».
«Веселые карандаши» «Волшебная палитра»
Обе команды выполнили домашнее задание: придумали название, нарисовали
эмблемы и выбрали себе капитанов (представляю капитанов и участников команд).
А теперь я представлю уважаемое жюри.
За каждый верный ответ и правильно выполненное задание команда получает
фишку. Победителем будет считаться та команда, набравшая наибольшее
количество фишек.
Команды готовы? Тогда начинаем.
1 ТУР
Ты мне скажешь: «Не бывает
В мире больше волшебства».
Но под кистью оживает
Небо, солнце и трава.
Взмах волшебный – и палитра
Морем красок разлилась,
Слышу я гуденье ветра,
Птица в небо поднялась.
Брызги, краски, капля сини –
И течет уже река.
Дарит новый мир в картине
Нам художника рука.
Художник использует невероятное множество цветов и оттенков для создания
своих картин. Но для этого нужно знать, как они получаются.
1 вопрос: команда «Веселых карандашей» - назвать основные цвета. (Красный,
желтый, синий).
2 вопрос: команда «Волшебная палитра» - назвать теплые и холодные цвета
(теплые – красный, оранжевый, желтый;
холодные – фиолетовый, синий, зеленый).
Задание командам - решить «цветовые примеры» и ответить, какой оттенок
получится из других красок (карточки из дидактической игры «Цветовая
математика»).
2 ТУР (мольберты, цветные квадраты, магниты)
«Конкурс капитанов» - капитанам обеих команд необходимо «раскрасить»
стихотворение - выложить на полоске квадрат аналогично названному цвету.
Услышав в тексте название цвета, нужно выложить на полоске квадрат
аналогично названному цвету. Будьте внимательны!
Таится радость в каждом цвете,
Рисует чудо-карандаш…
Как много красок на Планете,
Взгляните на рисунок наш!
Синее небо, желтое солнце,
Склоны высоких коричневых гор,
Зелень деревьев, красные маки
И голубые просторы озер.
3 ТУР
1 задание – отгадать загадки.
Предлагаю ответить на загадку команде «Веселые карандаши»:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
То подобную картину называют …(натюрморт)
Теперь загадка для команды «Волшебная палитра»:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется …(пейзаж)
- Молодцы, родители! Теперь загадку отгадывают малыши-карандаши:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется … (портрет)
Воспитатель: - Ай да «Веселые карандаши», всех хвалю вас от души! Последняя
загадка для ваших соперников:
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Карандаши цветные)
2 задание - игра «Убери лишнюю» (конверты, в которых у одной команды в
конверте лежат пейзажи, лишняя – натюрморт; у другой - портреты, лишняя –
пейзаж).
Воспитатель: Молодцы, команды! Скажите, где можно увидеть много разных
картин и других произведений искусства? (В картинной галерее)
3 задание - вопрос команде «Веселые карандаши»: как называется картина и кто
автор («Утро в сосновом лесу», И.И.Шишкин)
4 задание - вопрос команде «Волшебной палитры»: как называется картина и кто
автор («Грачи прилетели», А.К.Саврасов)
5 задание - для команд называется «Оживи геометрические фигуры».
Музыкальная пауза - Игра называется «Тучка» (Физкультминутка:
показываю движения, соответственно музыкальному сопровождению, дети и
родители повторяют).
4 ТУР. (дымковская, гжельская и хохломская барышня, выставка керамической
посуды, различные предметы декоративно-прикладного искусства – гжель,
хохлома, дымка, городец)
Воспитатель: Ребята, мы с вами на занятиях учимся рисовать, знакомимся с
картинами великих художников, а еще узнаем о народных промыслах. Сейчас
обеим командам предстоит справиться с еще некоторыми заданиями.
1 вопрос - команде родителей
– Что это за игрушка? (дымковская)
– Назовите элементы дымковского узора (точки, круги, дуги, кольца, прямые и
волнистые линии, мазки)
2 вопрос - команде детей
– Как называется посуда, которая сделана из глины, высушена и обожжена в печи?
(керамика)
– Как называется самая широкая часть керамической посуды? (тулово)
3 вопрос - команде родителей – отгадайте, о какой росписи идет речь в
стихотворении.
Утварь расписная, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша золотая - Хохлома!
– Найдите среди предметов декоративно прикладного искусства изделия
хохломских мастеров (команда выполняет задание, получает фишку)
4 вопрос - команде детей - послушайте стихи и скажите, о каком промысле
говорится в них.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь,
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
– Найдите среди предметов декоративно прикладного искусства изделия гжельских
мастеров (команда выполняет задание, получает фишку)
Вот и подошел к концу наш блицтурнир. Жюри поможет подсчитать фишки, а
мы с вами вспомним о том, что человек и Искусство – единое целое. Душа того, кто
ценит, понимает искусство, всегда будет чиста и открыта. Сегодня оно объединило
всех нас, и детей, и взрослых. Пусть ваши сердца будут наполнены добром,
теплотой и всегда стремятся к прекрасному!
(Оглашаются победители, всем участникам вручаются памятные медали
«Знатоков искусства»)
Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки –
Все нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!