Напоминание

"СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВ"


Автор: Попова Анжела Алексеевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ № 50
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: УРОК ПО БИОЛОГИИ ( 7 КЛАСС)
Тема: "СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВ"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Строение и разнообразие цветков

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения

цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: табл.

«Строение

цветка»,

«Строение

цветов

растений»,

,

модели цветков, Цветущие комнатные растения»

Ход урока

1.

Организационная часть.

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие, фиксация отсутствующих.

- Организация внимания.

2.

Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения подземных

побегов».

2.1 Фронтальный опрос.

-

Какие

черты

сходства

знаете

между

типичными

побегами

и

видоизмененными побегами?

- Какое строение имеет клубень картофеля?

- Что доказывает, что луковица- побег?

- Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?

- Какие человек использует видоизмененные побеги?

2.2 Тест.

- Клубень картофеля представляет собой:

А) корень;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Донце луковицы - это;

А) укороченный стебель;

Б) видоизмененный лист;

В) видоизмененный корень.

- Луковица лука представляет собой:

А) корень;

Б) корневище;

В) стебель;

Г) видоизмененный подземный побег;

Д) видоизмененный корень.

- Корневище – это видоизменённый:

А) боковой корень;

Б) лист;

В) побег

3. Актуализация знаний

Растения имеют подготовительный период разной продолжительности,

когда

вегетативными

органами

накапливаются

и

откладываются

в

запас

питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы

знаете

цветущие

растения,

когда

они

зацветают?

Привести

примеры

растений.

4. Изучение нового материала.

(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)

- Какая наука занимается изучением растений?

Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.

(На партах учащихся лежат гербарии растений)

- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)

- Цветок служит для семенного размножения растений.

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить

о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).

Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и

значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой

разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней

весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы,

которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых

солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они

развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ

прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья.

Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения

зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью.

Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но

всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением

отдельных частей цветка.

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка,

венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают

учителя, зарисовывают схему в тетрадь)

- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.

- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный

видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.

- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой

расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть

выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).

- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и

пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть

простой и двойной.

- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно

различить чашечку и венчик, называется двойным.

- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и

привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть

раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и

определите, какие у них по строению чашечки?

- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в

разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из

отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его

лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя

выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.

- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.

- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое

название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок –

генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование

плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян

не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и

пестик.

- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из

тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников

развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту.

Число тычинок в разных цветках различно.

- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна

клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют

шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить

растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков

пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.

- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в

центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль –

удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где

расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на

нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно

напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика

на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды

пестиков.

- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые

имеют или тычинки или пестики.

Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется

обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется

однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только

тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например,

тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми

однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче

мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит:

“Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают

эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении

образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и

поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни

тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и

называет их “пустоцветами”.

Примеры однополого однодомного цветка.

- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые

желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а

только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом

можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут

зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские

цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на

другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми

двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае

надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный.

У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом –

только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние

греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно

задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали

они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали

тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские

растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а

мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример

двудомного растения.

Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега.

Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.

Формула цветка

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники

предложили

формулу

цветка,

применив

следующие

условные

обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

1 – неправильный цветок,

* - правильный цветок,

- пестичные (женские) цветки,

- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

- число частей цветка больше 12.

Зная,

условные

обозначения,

давайте

попробуем

составить

формулы

цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков

– 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый,

правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик

– 1.

5.Закрепление:

- Итак, давайте выполним лабораторную работу “Строение цветка”.

1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.

Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).

Какую форму имеют лепестки?

Какие размеры?

Какие бывают лепестки?

Какие бывают чашелистики?

2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.

6.Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

7. Задание на дом:

Параграф 27, задания в рабочей тетради стр.48-50.



В раздел образования