Автор: Попова Анжела Алексеевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ г. ИРКУТСКА СОШ № 50
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: УРОК ПО БИОЛОГИИ ( 7 КЛАСС)
Тема: "СТРОЕНИЕ И РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВ"
Раздел: среднее образование
Тема: Строение и разнообразие цветков
Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения
цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
оценивать и сравнивать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: табл.
«Строение
цветка»,
«Строение
цветов
растений»,
,
модели цветков, Цветущие комнатные растения»
Ход урока
1.
Организационная часть.
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
2.
Проверка домашнего задания по теме «Видоизменения подземных
побегов».
2.1 Фронтальный опрос.
-
Какие
черты
сходства
знаете
между
типичными
побегами
и
видоизмененными побегами?
- Какое строение имеет клубень картофеля?
- Что доказывает, что луковица- побег?
- Какие растения имеют видоизмененные побеги- корневища?
- Какие человек использует видоизмененные побеги?
2.2 Тест.
- Клубень картофеля представляет собой:
А) корень;
Б) корневище;
В) стебель;
Г) видоизмененный подземный побег;
Д) видоизмененный корень.
- Донце луковицы - это;
А) укороченный стебель;
Б) видоизмененный лист;
В) видоизмененный корень.
- Луковица лука представляет собой:
А) корень;
Б) корневище;
В) стебель;
Г) видоизмененный подземный побег;
Д) видоизмененный корень.
- Корневище – это видоизменённый:
А) боковой корень;
Б) лист;
В) побег
3. Актуализация знаний
Растения имеют подготовительный период разной продолжительности,
когда
вегетативными
органами
накапливаются
и
откладываются
в
запас
питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы
знаете
цветущие
растения,
когда
они
зацветают?
Привести
примеры
растений.
4. Изучение нового материала.
(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)
- Какая наука занимается изучением растений?
Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.
(На партах учащихся лежат гербарии растений)
- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)
- Цветок служит для семенного размножения растений.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить
о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).
Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и
значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой
разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней
весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы,
которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых
солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они
развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ
прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья.
Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения
зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью.
Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но
всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением
отдельных частей цветка.
- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка,
венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают
учителя, зарисовывают схему в тетрадь)
- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.
- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный
видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.
- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой
расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть
выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).
- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и
пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть
простой и двойной.
- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно
различить чашечку и венчик, называется двойным.
- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и
привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть
раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.
- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и
определите, какие у них по строению чашечки?
- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в
разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из
отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его
лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.
- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.
- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя
выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.
- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.
- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.
- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.
- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое
название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок –
генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование
плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян
не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и
пестик.
- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из
тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.
В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников
развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту.
Число тычинок в разных цветках различно.
- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна
клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют
шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить
растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков
пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.
- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в
центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль –
удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где
расположены одна или несколько семяпочек.
В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .
Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на
нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно
напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика
на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды
пестиков.
- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые
имеют или тычинки или пестики.
Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется
обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется
однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только
тычинки – это мужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например,
тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми
однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче
мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит:
“Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают
эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении
образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и
поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни
тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и
называет их “пустоцветами”.
Примеры однополого однодомного цветка.
- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые
желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а
только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом
можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут
зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские
цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на
другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми
двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае
надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный.
У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом –
только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние
греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно
задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали
они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали
тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские
растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а
мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример
двудомного растения.
Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега.
Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.
Формула цветка
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники
предложили
формулу
цветка,
применив
следующие
условные
обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Зная,
условные
обозначения,
давайте
попробуем
составить
формулы
цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков
– 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1; василька: цветок обоеполый,
правильный, чашелистиков – 5, лепестков – 5 сросшихся, тычинок – 5, пестик
– 1.
5.Закрепление:
- Итак, давайте выполним лабораторную работу “Строение цветка”.
1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.
Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).
Какую форму имеют лепестки?
Какие размеры?
Какие бывают лепестки?
Какие бывают чашелистики?
2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
6.Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.
7. Задание на дом:
Параграф 27, задания в рабочей тетради стр.48-50.