Автор: Наговицина Светлана Николаевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ОГБУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Социально-бытовая ориентация для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Раздел: высшее образование
Программа «Культура дома и семьи»
по социально-бытовой ориентации для детей и подростков с ОВЗ
(10-18) лет
Данная программа опирается на:
1. Традиционную программу школы по предмету «Обслуживающий труд», рекомендованную
Главным управлением школ Министерства просвещения России.
2. Методическое пособие А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии».
Пояснительная записка.
Занятия по социально-бытовой ориентации направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития детей.
Настоящая программа составлена:
с учетом возрастных особенностей ( 2 возрастные группы: 10-13 лет и 14-18 лет)
с учетом физический возможностей
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение материала способствует расширению знаний культурно-
гигиенических навыков, привитию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Раздел по культуре поведения более других способствует усвоению морально-этических норм
поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса и творческих
способностей детей.
Программа состоит из 6 разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено
содержание бесед и практических работ. Занятия строятся по принципу последовательности в
обучении. При сообщении нового материала используется опыт ребенка, как база для расширения
и совершенствования имеющихся знаний и умений и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, частично,
сюжетно-ролевые игры, т.е. проигрывание различных жизненных ситуаций. Используется
наглядный материал – технологические карты.
Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с
практическими работами, зарисовками, тестами, психологическими упражнениями.
Продолжительность беседы может быть различной в зависимости от возраста и заболевания
ребенка, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.
Практические работы предусмотрены в большинстве разделов. Каждый ребенок, независимо от
его психических возможностей, должен овладеть основными навыками и умениями: соблюдение
правил гигиены, уход за одеждой, приготовление пищи, уборка помещения, заполнение конверта.
На некоторых занятиях для закрепления пройденного материала и для формирования навыков
общения используются сюжетно-ролевые игры. Воспроизведя в игре конкретные жизненные
ситуации , ребята применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения,
разговор по телефону др.)
Осуществление общеразвивающих задач по всем разделам программы неразрывно связано с
решением коррекционных задач. Коррекционные задачи индивидуальны , и возникают они в
связи с двигательными и психическими особенностями каждого ребенка. Поэтому, в одних
случаях коррекционные задачи осуществляются параллельно с развивающимися. В других
случаях, решение коррекционных предваряет осуществление общеразвивающих, создавая тем
самым основу для проведения занятий по воспитанию и обучению.
Коррекционные задачи вызваны:
1.
Двигательной недостаточностью, различной по степени тяжести, характеру нарушения, а
следовательно и по динамике развития двигательной функции.
2.
Нарушением психической деятельности в виде снижения интереса, повышенной
утомляемости, нарушением психических процессов: внимания, памяти, замедленности
мыслительных операций.
3.
Нарушением речи различной по форме и степени тяжести.
В работе с детьми со снижением слуха необходимо широко использовать наглядные пособия,
технологические карты.
В работе с детьми тяжелыми формами ДЦП существуют свои особенности. Содержание занятий,
методика их проведения, выбор необходимого материала и орудия действия должны
дифференцироваться в зависимости от состояния движения каждого ребенка и уровня его
развития в целом. При этом необходимо учитывать: способ удержания в руке предметов и
возможность их перекладывания из руки в руки, умение выполнять действия обеими руками,
умение распределять мышечное усилие при удержании какого-либо предмета, вещи. При
затруднительном движении, нарушениях мелкой моторики кисти и пальцев отрабатываются
вначале отдельные действия: захватывание и удержание. Обучение осуществляется пассивно-
активным методом, при котором педагог проделывает действия рукой ребенка: направляет
движение руки, развивая тем самым ощущение от движения, мышечный контроль.
Т.е подход к формированию навыков и умений в социально-бытовой практике должен быть
индивидуализирован в зависимости от двигательных возможностей детей.
Таким образом, программа обеспечивает решение следующих задач:
1.
Обогащение общего развития детей.
2.
Коррекция аномального развития.
3.
Подготовка детей к их интеграции в общество здоровых людей.
Занятия по социально-бытовой ориентации проводятся в специальном кабинете, в котором
имеется основное оборудование для выполнения в полном объеме всех видов практических
работ, предусмотренных программой.
Все разделы включают в себя беседы развивающего характера и практические работы для
получения и формирования умений и навыков.
Средняя возрастная группа (10-13 лет)
Цели:
1.Формирование навыков и умений по самообслуживанию, по ведению домашнего хозяйства:
2.Выработка навыков общения с людьми, развитие морально-этических норм поведения.
3.Ознакомление с транспортом и правилами дорожного движения
4.Ознакомление с окружающим миром, с правилами техники пожарной безопасности.
5.Коррекция психических процессов: памяти, мышления, воображения.
6.Обогащение словаря за счет расширения общего кругозора детей.
Личная гигиена
.
Беседы:
1. Правила личной гигиены (расширение знаний)
2. Уход за волосами (средства мытья)
3. Гигиена зрения (освещение, гигиена чтения, просмотр телевизора, работа за компьютером)
4. Уход за руками и ногами (уход за кожей, ногтями)
5. Уход за полостью рта и носоглоткой.
6. Уход за бельем и одеждой.
Практические работы: Чистка зубов, уход за кожей рук.
Культура поведения.
Беседы:
1. Поведение в общественных местах ( театр, музей, кино, на улице, в транспорте)
2. Поведение в гостях
3. Мой день рождение, прием гостей.
4. Вежливый человек
Практические работы: формы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам, к старшим;
подпись приглашений, подписание конвертов, написание письма (начало, конец), экскурсии на
выставки, в музеи, театры.
Мой дом
Беседы:
1.
Чистота моего дома (повседневная и генеральная уборка)
2.
Моющие средства, используемые при уборке, принадлежности уборки.
3.
Подготовка квартиры к зиме
4.
Изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности при использовании
электроприборов в доме (чайник, самовар, пылесос, компьютер)
5.
Первая медицинская помощь (при ожогах, обморожениях, порезах, ушибах)
Практические работы: составление состава семьи: имена, отчества, возраст, место
работы; составление родословной, генеалогическое древо, оказание первой
медицинской помощи.
Кулинария
Беседы:
1.
Разнообразие продуктов и их значение для здоровья человека, ценности пищевых
продуктов.
2.
Сервировка стола.
3.
Приготовление пищи. Завтрак, обед, ужин. (бутерброды, чай)
4.
Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними.
5.
Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи.
6.
Блюда из круп, макаронных изделий, овощей, молочных продуктов, рыбы, мяса,
птицы.
Практические работы: приготовление различных блюд: бутербродов, 1 блюд, 2 блюд,
стряпанных изделий. Заваривание чая.
Правила дорожного движения
Беседы:
1.
Улица: проезжая часть и тротуары.
2.
Перекрестки.
3.
Сигналы светофора, типы светофора.
Практические работы: игра-конкурс по знаниям правил дорожного движения.
Ручной труд. Изготовление украшений для девочек в технике «Канзаши»
Беседы:
История канзаши.
Практические работы: плетение фенечки из лент, изготовление ободка, резинок для
волос.
Старшая возрастная группа (14-18лет)
Цели:
1.
Закрепление навыков и умений по самообслуживанию. Формирование новых умений
и навыков по ведению домашнего хозяйства на основе имеющихся.
2.
Дальнейшее развитие морально-этических норм поведения.
3.
Закрепление правил дорожного движения с основными знаками дорожного движения.
4.
Ознакомление с окружающим миром.
5.
Научиться предвидеть опасные ситуации при использовании электрических приборов в
доме и правильно действовать в случае их возникновения в доме.
6.
Обогащение словаря за счет расширения общего кругозора детей.
Личная гигиена.
Беседы:
1.
Правила личной гигиены (расширение знаний)
2.
Уход за волосами (средства мытья и лечения волос, прически)
3.
Личная гигиена подростка (правила личной гигиены девушки)
4.
Уход за руками и ногами (уход за ногтями, кожей, кремы)
5.
Уход за кожей лица. Косметические средства (средства ухода, виды макияжа)
Практические работы: чистка зубов, обработка ногтей, уход за кожей рук, упражнения по уходу за
лицом (протирание, нанесение крема, массаж). Выбор макияжа.
Культура поведения.
Беседы:
1.
Поведение в общественных местах.
2.
Вежливый человек.
3.
Мой день рождения.
4.
Подарки.
5.
Курение и алкоголь.
6.
История возникновения духов. Пользование ими.
Практические работы: формы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам, к старшим.
Подпись приглашений, подписание конвертов, написание письма (начало, конец). Экскурсии в
музей, на выставки, в театры.
Кулинария
.
Беседы:
1.
Разнообразие продуктов и их значение для здоровья человека.
2.
Приготовление пищи. Завтрак, обед, ужин. (бутерброды, чай)
3.
Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи.
4.
Составление меню на день (завтрак, обед, ужин)
5.
Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.
6.
Блюда из круп, макаронных изделий,, овощей, молочных продуктов, рыбы, мяса, птицы.
7.
Из истории продуктов.
Практические работы: приготовление различных блюд, бутербродов, 1-х блюд, 2-х блюд,
стряпанных изделий, заваривание чая.
Мой дом.
Беседы:
1.
Чистота моего дома (повседневная и генеральная уборка)
2.
Уборка кухни, ванной комнаты.
3.
Уход за домашним питомцем
4.
Моющие средства, используемые при уборке. Принадлежности уборки.
5.
Интерьер твоей комнаты.
6.
Бюджет семьи.
7.
Медицинская помощь.
8.
Продолжение изучения правил техники безопасности и пожарной безопасности при
использовании электроприборов в доме (чайник, самовар, утюг, пылесос, мясорубка.
Практические работы: составление интерьера (работа на бумаге). Составление состава семьи:
имена. Отчества, возраст, место работы членов семьи, родственные отношения. Составление
статей доходов и расходов. Первая медицинская помощь.
Правила дорожного движения.
Беседы:
1.
Улица, проезжая часть и тротуары.
2.
Перекрестки
3.
Сигналы светофора, типы светофора.
4.
Знаки дорожного движения.
5.
Виды транспорта. Порядок приобретения билетов.
Практические работы: проигрывание по карточкам различных ситуаций на дорогах, игра –
конкурс по знаниям правил дорожного движения.
Украшения для девочек своими руками.
Беседы:
1.
История возникновения украшений
2.
Характеристика видов украшений.
3.
Символика цвета.
Практические работы: изготовление украшений для волос в технике «Канзаши», браслета.