Автор: Курочкина Лариса Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок - бенефис "Русское зарубежье"
Раздел: полное образование
Тема: 11 кл.
( 1 час)
Эпиграф
Тип урока
Форма урока
Цели урока
Задачи урока
ФОПД
Методы
обучения
Литература
Русское зарубежье.
Ты – в сердце, Россия!
Ты – цель и подножье,
Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век
бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты…
В.Набоков
Изучение нового материала.
Урок – бенефис.
Обучающийся должен…
1.
Знать одну из самых драматичных страниц истории Отечества
2.
Знать причины и смысл эмиграции, ее влияние на развитие
русской и зарубежной культуры
3.
Уметь логически, последовательно излагать учебный материал.
Обучающие:
1.
Обучение анализу литературного произведения.
2.
Выработка умения самостоятельной работы с дополнительной
информацией.
3.
Выработка умения обобщать и делать выводы.
4.
Работа над умением соотнести материал по данной теме с
современностью
Развивающие:
1.
Обобщение и систематизация учебного материала, расширение
границ школьной программы по истории.
2.
Подготовка обучающихся к итоговой аттестации по истории.
3.
Формирование у обучаемых исследовательских навыков.
4.
Развитие речевой культуры школьников через беседу,
дискуссию, индивидуальные сообщения.
5.
Развитие творческих способностей у учащихся.
6.
Формирование эстетического вкуса.
7.
Осуществление межпредметных связей с литературой,
эстетикой.
Воспитывающие:
1.
Развитие интереса к истории, к научной деятельности.
2.
Совершенствование коммуникативной компетенции
обучающихся.
3.
Нравственное воспитание учеников на примерах биографий и
судеб деятелей культуры, их произведений.
4.
Патриотическое воспитание школьников, формирование чувства
национальной гордости.
Индивидуальная, групповая
Частично- поисковый, проблемный, исследовательский, беседа, работа
с ТСО.
1.
Большая советская энциклопедия: т.20; 21; 30.
2.
книги Беликова
3.
В. Князева «Рерих»
4.
В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»
5.
М. Цветаева «Избранное»
6.
К. Бальмонт «Стихотворения»
7.
Н. Ильина: «Русская эмиграция»/ ж. «Огонек» №42, 1992/
оборудование
Предварительная
работа
0,5 минут
Актуализация
опорных знаний
(4 мин.)
(вопросы на
доске)
Формулировка
темы и цели
урока (1 мин.)
Вступительное
слово учителя и
задание на урок.
8.
Волобуев О.В. Россия и мир; учебник для
общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа; 2003.
9.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век . Учебное
пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.:
Просвещение, 2001.
10. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России ХХ век. 1900-2000.
М.: 2000.
1.
Портреты Ф.И. Шаляпина, И.Бунина, М.Цветаевой, С.
Рахманинова, К.Бальмонта.
2.
Музыкальные произведения: «Полонез» Огинского, романсы.
3.
Меловые записи на доске.
Сообщения о Ф.И.Шаляпине, С. Рахманинове, К. Бальмонте, М.
Цветаевой, И.И. Сикорском.
Наизусть одно из стихотворений М.Цветаевой, стихотворение
И.Бунина «Родина», К. Бальмонта «В глухие дни».
1.Организационный момент.
Взаимное приветствие. Проверка внешней и внутренней подготовки
обучающихся к уроку, пожелание удачи.
2.Подготовка к восприятию материала.
1.Сегодня мы завершаем изучение блока, посвященного становлению
Советской России. Вспомните, какой период охвачен?
2. Какие темы вам особенно запомнились?
3. Как вы думаете, в чем заключается основное содержание советского
периода нашей истории?
4. Как вы считаете, чем вызвано «очернительство» нашей истории?
5. Каким нравственным урокам учит нас отечественная истории
первых десятилетий ХХ века?
- тема урока формулируется учителем.
- цель нашего урока – понять умом и почувствовать сердцем драматизм
людских судеб.
- урок проводим в форме урока-бенефиса.
3. Усвоение новых знаний.
Звучит «Полонез» М.Огинского.
- Кто из вас знает название этого произведения? (Прощание с
Родиной).
Я не случайно выбрала эту музыку, т.к. сегодня у нас пойдет речь о
Родине о людях, вынужденных по разным причинам оставить Родину –
русских эмигрантах.
Разные мотивы побуждали их к этому: политические,
экономические, религиозные и т.д. Сегодня, когда мы
переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от
привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем
его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца
осознанная и раскрытая. Это часть русского сердца и разума, как злого,
так и благородного.
Немало людей в разные эпохи бежало из России – князь Курбский
и писатель А.Герцен, духоборы, раскольники, враги царизма –
народовольцы и социал-демократы. Однако, переломным рубежом,
изменившим смысл прежнего понятия «эмиграция», был октябрь 1917г.
Звучит романс.
Белая эмиграция –это люди не принявшие Советскую власть и
покинувшие Россию после Октября 1917г.
Предполагаемый
ответ
- Как вы думаете, кто входил в это число?
В это число входили помещики и капиталисты, писатели, деятели
культуры, купцы, чиновники, генералы, офицеры, солдаты и казаки
разбитых белых армий.
Эту категорию населения выгнала гражданская война. В этот период
выехало более 2 млн. человек во Францию, Германию, Болгарию,
Китай, США, Канаду. Разные были эти люди: и ностальгически
переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционном
лихолетье, но мало кому известно, что среди русских эмигрантов
существовали фашистские партии. Одна из них возникла в США, в
штате Коннектикут. Ее организовал и был вождем А.Вонсяцкий –
женат на миллионерше. Другая фашистская партия существовала в
Манчжурии. С 1932г. ее возглавил К. Родзаевский, новоявленный
фюрер из молодого поколения эмиграции. Он бежал из СССР в 1925г. и
вел активную антисоветскую деятельность. Своею целью русская
фашистская партия видела в совершении национальных революций в
России. На счету РФП были террор, убийства похищения людей. РФП
была связана с японской мафией, расцвела торговля наркотиками,
возникли игорные притоны, под видом обыска велись грабежи.
Опасность русских фашистов поняли позже: приветствие «Слава
России!», свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру,
ненависть к евреям.
- Рассказ обучаемого о деле Касте, похищение его сына Семена.
(журнал «Огонек», 1992)
В начале 20-х гг. в Праге, Белграде, Париже, пользуясь
государственной финансовой поддержкой, возникли объединения
российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор
возглавил князь Г.Львов – бывший премьер – министр Временного
правительства. С помощью Земгора создавались русские школы по
типу старых гимназий. Русская гимназия в Париже была создана
осенью 1920г. и просуществовала 40 лет.
Русская эмиграция организовывала различные научные общества:
инженеров, химиков и т.д. Большой вклад в науку внес Сикорский
Игорь Иванович (краткая биографическая справка). (Романс)
В 1929-1931гг. во многих странах разразился мировой
экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской
эмиграции. Многие из эмигрантов оказались без работы. Не все
выдержали испытание судьбы. Моральное опустошение, отчаяние
приводили часто к трагедиям. Но были и другие судьбы: 25-летний
эмигрант, который занимался платными танцами, женится на 60-летней
принцессе. Три грузина – братья Мдивани – прославились своими
браками с голливудскими кинозвездами. Массовое явление в Париже –
русские таксисты – бывшие казаки, офицеры и даже генералы (в 30-е
гг. –их 3 тысячи). Многие эмигранты, отправились в поисках счастья в
30-е гг. в Южную Америку, пополнили армию нищих, голодных и
безработных. Очень трудно приходилось интеллигенции: многие
погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.
(Романс)
Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская
культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных
Рефлексия
(2 мин.)
деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от
России: певец Ф.И. Шаляпин; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов,
писатели и поэты И.Бунин, А.Куприн, М.Цветаева, К.Бальмонт,
балерина А.Павлова, художник К.Коровин. (компьютерная
презентация галереи портретов). Среди биографий известных
соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется необычная
истории жизни знаменитого художника Н.Рериха. ( биографическая
справка, компьютерная презентация портрета и репродукций
картин).
- Если вы хорошо всмотритесь в репродукции его картин, то вы
ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.
- Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его
глубоко таланта является Ф.И.Шаляпин (портрет, рассказ о певце,
запись романса).
- Звучит музыка С.Рахманинова, портрет композитора. Рассказ о нем.
-Трагичной была судьба И.Бунина, жившего воспоминаниями о той
России, которая была ему близка и понятна (портрет, рассказ о поэте,
стихотворение «Родина»).
- Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и
не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была
неотступна, перед глазами. Об этом говорят их стихи, письма,
воспоминания. В литературном мире было широко известно имя
Константина Бальмонта.(портрет, рассказ о нем, стихотворение «В
глухие дни»).
- Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой
окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева. С ее
творчеством вы будете знакомиться на уроках литературы, а сегодня вы
узнаете только одну из страниц ее драматической биографии (книга В.
Швейцер, портрет. Рассказ о поэтессе, стихотворение «Тоска по
Родине»). Стихотворение «Мне нравится» - даже в этом лирической
стихотворении мы чувствуем одиночество и неповторимость натуры
поэтессы.
- Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни
русского зарубежья. В свое время А. Толстой сравнивал Россию с
истрепанным бурями русским кораблем. Это сравнение можно отнести
и к сегодняшней России.
По данным общества «Родина» в 1999г. численность наших
соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек.
Только в США проживает около 10 млн. русских.
4.
Закрепление нового материала.
- обучающиеся задают вопросы по темам сообщений.
Оцените урок, подняв сигнальную карточку:
- я получил новые знания на уроке
- некоторые факты мне были уже известны.
- все это я уже знал до урока.
5. Домашнее задание:
- на «удовл.»: пар.24-25; повт. Пар. 29 (учебник 9 кл.), термины
- на «хорошо»: ответить на вопросы к параграфу, характеристика
одного из представителей белой эмиграции.
- на «отлично»: эссе по эпиграфу к уроку.
6. Подведение итогов урока.