Напоминание

урок - бенефис "Русское зарубежье"


Автор: Курочкина Лариса Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок - бенефис "Русское зарубежье"
Раздел: полное образование





Назад




Тема: 11 кл.

( 1 час)

Эпиграф

Тип урока

Форма урока

Цели урока

Задачи урока

ФОПД

Методы

обучения

Литература

Русское зарубежье.

Ты – в сердце, Россия!

Ты – цель и подножье,

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты!

И мне ли плутать в этот век

бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты…

В.Набоков

Изучение нового материала.

Урок – бенефис.

Обучающийся должен…

1.

Знать одну из самых драматичных страниц истории Отечества

2.

Знать причины и смысл эмиграции, ее влияние на развитие

русской и зарубежной культуры

3.

Уметь логически, последовательно излагать учебный материал.

Обучающие:

1.

Обучение анализу литературного произведения.

2.

Выработка умения самостоятельной работы с дополнительной

информацией.

3.

Выработка умения обобщать и делать выводы.

4.

Работа над умением соотнести материал по данной теме с

современностью

Развивающие:

1.

Обобщение и систематизация учебного материала, расширение

границ школьной программы по истории.

2.

Подготовка обучающихся к итоговой аттестации по истории.

3.

Формирование у обучаемых исследовательских навыков.

4.

Развитие речевой культуры школьников через беседу,

дискуссию, индивидуальные сообщения.

5.

Развитие творческих способностей у учащихся.

6.

Формирование эстетического вкуса.

7.

Осуществление межпредметных связей с литературой,

эстетикой.

Воспитывающие:

1.

Развитие интереса к истории, к научной деятельности.

2.

Совершенствование коммуникативной компетенции

обучающихся.

3.

Нравственное воспитание учеников на примерах биографий и

судеб деятелей культуры, их произведений.

4.

Патриотическое воспитание школьников, формирование чувства

национальной гордости.

Индивидуальная, групповая

Частично- поисковый, проблемный, исследовательский, беседа, работа

с ТСО.

1.

Большая советская энциклопедия: т.20; 21; 30.

2.

книги Беликова

3.

В. Князева «Рерих»

4.

В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»

5.

М. Цветаева «Избранное»

6.

К. Бальмонт «Стихотворения»

7.

Н. Ильина: «Русская эмиграция»/ ж. «Огонек» №42, 1992/

оборудование

Предварительная

работа

0,5 минут

Актуализация

опорных знаний

(4 мин.)

(вопросы на

доске)

Формулировка

темы и цели

урока (1 мин.)

Вступительное

слово учителя и

задание на урок.

8.

Волобуев О.В. Россия и мир; учебник для

общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа; 2003.

9.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России ХХ век . Учебное

пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.:

Просвещение, 2001.

10. Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России ХХ век. 1900-2000.

М.: 2000.

1.

Портреты Ф.И. Шаляпина, И.Бунина, М.Цветаевой, С.

Рахманинова, К.Бальмонта.

2.

Музыкальные произведения: «Полонез» Огинского, романсы.

3.

Меловые записи на доске.

Сообщения о Ф.И.Шаляпине, С. Рахманинове, К. Бальмонте, М.

Цветаевой, И.И. Сикорском.

Наизусть одно из стихотворений М.Цветаевой, стихотворение

И.Бунина «Родина», К. Бальмонта «В глухие дни».

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие. Проверка внешней и внутренней подготовки

обучающихся к уроку, пожелание удачи.

2.Подготовка к восприятию материала.

1.Сегодня мы завершаем изучение блока, посвященного становлению

Советской России. Вспомните, какой период охвачен?

2. Какие темы вам особенно запомнились?

3. Как вы думаете, в чем заключается основное содержание советского

периода нашей истории?

4. Как вы считаете, чем вызвано «очернительство» нашей истории?

5. Каким нравственным урокам учит нас отечественная истории

первых десятилетий ХХ века?

- тема урока формулируется учителем.

- цель нашего урока – понять умом и почувствовать сердцем драматизм

людских судеб.

- урок проводим в форме урока-бенефиса.

3. Усвоение новых знаний.

Звучит «Полонез» М.Огинского.

- Кто из вас знает название этого произведения? (Прощание с

Родиной).

Я не случайно выбрала эту музыку, т.к. сегодня у нас пойдет речь о

Родине о людях, вынужденных по разным причинам оставить Родину –

русских эмигрантах.

Разные мотивы побуждали их к этому: политические,

экономические, религиозные и т.д. Сегодня, когда мы

переосмысливаем наше прошлое, мучительно избавляемся от

привычных оценок, русское зарубежье предстает перед нами во всем

его многообразии. Это наша общая драма и трагедия, не до конца

осознанная и раскрытая. Это часть русского сердца и разума, как злого,

так и благородного.

Немало людей в разные эпохи бежало из России – князь Курбский

и писатель А.Герцен, духоборы, раскольники, враги царизма –

народовольцы и социал-демократы. Однако, переломным рубежом,

изменившим смысл прежнего понятия «эмиграция», был октябрь 1917г.

Звучит романс.

Белая эмиграция –это люди не принявшие Советскую власть и

покинувшие Россию после Октября 1917г.

Предполагаемый

ответ

- Как вы думаете, кто входил в это число?

В это число входили помещики и капиталисты, писатели, деятели

культуры, купцы, чиновники, генералы, офицеры, солдаты и казаки

разбитых белых армий.

Эту категорию населения выгнала гражданская война. В этот период

выехало более 2 млн. человек во Францию, Германию, Болгарию,

Китай, США, Канаду. Разные были эти люди: и ностальгически

переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционном

лихолетье, но мало кому известно, что среди русских эмигрантов

существовали фашистские партии. Одна из них возникла в США, в

штате Коннектикут. Ее организовал и был вождем А.Вонсяцкий –

женат на миллионерше. Другая фашистская партия существовала в

Манчжурии. С 1932г. ее возглавил К. Родзаевский, новоявленный

фюрер из молодого поколения эмиграции. Он бежал из СССР в 1925г. и

вел активную антисоветскую деятельность. Своею целью русская

фашистская партия видела в совершении национальных революций в

России. На счету РФП были террор, убийства похищения людей. РФП

была связана с японской мафией, расцвела торговля наркотиками,

возникли игорные притоны, под видом обыска велись грабежи.

Опасность русских фашистов поняли позже: приветствие «Слава

России!», свастика, галифе, с обожанием относились к Гитлеру,

ненависть к евреям.

- Рассказ обучаемого о деле Касте, похищение его сына Семена.

(журнал «Огонек», 1992)

В начале 20-х гг. в Праге, Белграде, Париже, пользуясь

государственной финансовой поддержкой, возникли объединения

российских земских и городских деятелей (Земгор). В Париже Земгор

возглавил князь Г.Львов – бывший премьер – министр Временного

правительства. С помощью Земгора создавались русские школы по

типу старых гимназий. Русская гимназия в Париже была создана

осенью 1920г. и просуществовала 40 лет.

Русская эмиграция организовывала различные научные общества:

инженеров, химиков и т.д. Большой вклад в науку внес Сикорский

Игорь Иванович (краткая биографическая справка). (Романс)

В 1929-1931гг. во многих странах разразился мировой

экономический кризис. Он нанес ощутимые удары и по русской

эмиграции. Многие из эмигрантов оказались без работы. Не все

выдержали испытание судьбы. Моральное опустошение, отчаяние

приводили часто к трагедиям. Но были и другие судьбы: 25-летний

эмигрант, который занимался платными танцами, женится на 60-летней

принцессе. Три грузина – братья Мдивани – прославились своими

браками с голливудскими кинозвездами. Массовое явление в Париже –

русские таксисты – бывшие казаки, офицеры и даже генералы (в 30-е

гг. –их 3 тысячи). Многие эмигранты, отправились в поисках счастья в

30-е гг. в Южную Америку, пополнили армию нищих, голодных и

безработных. Очень трудно приходилось интеллигенции: многие

погибали на корчевке пней, рубке леса, тростниковых плантациях.

(Романс)

Но самой яркой и впечатляющей страницей является русская

культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных

Рефлексия

(2 мин.)

деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от

России: певец Ф.И. Шаляпин; композиторы С.Рахманинов, А.Глазунов,

писатели и поэты И.Бунин, А.Куприн, М.Цветаева, К.Бальмонт,

балерина А.Павлова, художник К.Коровин. (компьютерная

презентация галереи портретов). Среди биографий известных

соотечественников, которые жили за рубежом, выделяется необычная

истории жизни знаменитого художника Н.Рериха. ( биографическая

справка, компьютерная презентация портрета и репродукций

картин).

- Если вы хорошо всмотритесь в репродукции его картин, то вы

ощутите великое чудо гармонии человеческой души и космоса.

- Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, его

глубоко таланта является Ф.И.Шаляпин (портрет, рассказ о певце,

запись романса).

- Звучит музыка С.Рахманинова, портрет композитора. Рассказ о нем.

-Трагичной была судьба И.Бунина, жившего воспоминаниями о той

России, которая была ему близка и понятна (портрет, рассказ о поэте,

стихотворение «Родина»).

- Живя большую часть своей жизни за границей, многие поэты так и

не смогли найти в ней покой и уединение. Родина всегда была

неотступна, перед глазами. Об этом говорят их стихи, письма,

воспоминания. В литературном мире было широко известно имя

Константина Бальмонта.(портрет, рассказ о нем, стихотворение «В

глухие дни»).

- Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой

окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева. С ее

творчеством вы будете знакомиться на уроках литературы, а сегодня вы

узнаете только одну из страниц ее драматической биографии (книга В.

Швейцер, портрет. Рассказ о поэтессе, стихотворение «Тоска по

Родине»). Стихотворение «Мне нравится» - даже в этом лирической

стихотворении мы чувствуем одиночество и неповторимость натуры

поэтессы.

- Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни

русского зарубежья. В свое время А. Толстой сравнивал Россию с

истрепанным бурями русским кораблем. Это сравнение можно отнести

и к сегодняшней России.

По данным общества «Родина» в 1999г. численность наших

соотечественников за рубежом составляла более 30 млн. человек.

Только в США проживает около 10 млн. русских.

4.

Закрепление нового материала.

- обучающиеся задают вопросы по темам сообщений.

Оцените урок, подняв сигнальную карточку:

- я получил новые знания на уроке

- некоторые факты мне были уже известны.

- все это я уже знал до урока.

5. Домашнее задание:

- на «удовл.»: пар.24-25; повт. Пар. 29 (учебник 9 кл.), термины

- на «хорошо»: ответить на вопросы к параграфу, характеристика

одного из представителей белой эмиграции.

- на «отлично»: эссе по эпиграфу к уроку.

6. Подведение итогов урока.



В раздел образования