Автор: Склярова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 18"
Населённый пункт: Коломенский городской округ Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вернисаж Поволжья"
Раздел: среднее образование
Коломенский городской округ Московской области
МБОУ «СОШ №
18
»
Конспект
урока по географии
«Вернисаж Поволжья »
9 класс
Учитель в.к.к.
Т.Г.Склярова
2017 год
Тема: «Вернисаж Поволжья»
( 2 часа)
Цели:
продолжить формирование представлений и знаний об экономических районах
страны, изучить ЭГП Поволжья;
проследить историю заселения и освоения района;
познакомить с особенностями и характерными чертами населения и трудовых
ресурсов;
познакомить с природными условиями и ресурсами Поволжья, их особенностями и
влиянием на развитие хозяйства;
проанализировать основные этапы развития хозяйства;
познакомить с ведущими отраслями хозяйства района, их особенностями;
сформировать представления о важнейших проблемах Поволжья;
продолжить формирование умения работать с различными источниками
географической информации и картографической грамотности;
формировать чувства духовности, нравственности, патриотизма, чувства уважения и
любви к Родине;
формировать экологическое сознание на примере проблем «Большой Волги»
Учебно – наглядный комплекс: физическая, политическая карты России, экономическая
карта Поволжья, таблицы, схемы, книги, фильм «Астраханский заповедник»,
дидактический раздаточный материал
Ход урока:
I. Учитель: Обычно наши занятия мы начинаем со знакомства с темой урока, сегодня
тему урока вам предстоит определить самостоятельно, выполнив следующее задание.
Возьмите карточку № 1. Ваша задача – выберите из данных утверждений правильные и,
обведите букву, которой утверждение обозначено, в кружок. По окончании звучания
музыки определим тему.
Учащиеся выполняют задание. Время работы – 10 минут. (См приложение № 1).
Критерий оценки:
без ошибок - 5
1 – 2 ошибки - 4
3 ошибки - 3
(После проверки задания открываю тему урока, которая до этого была закрыта).
II. Учитель: Что такое вернисаж? (Ответы учащихся).
Наша задача – подготовить этот вернисаж и познакомить с ним учащихся других девятых
классов. На нашем вернисаже будут работать следующие залы:
1. Зал пейзажа.
2. Зал портрета.
3. Панорама «Через годы, через расстояния».
4.Геральдический зал.
5. Зал плакатов.
6. Книга отзывов
Сегодня вы работаете в группах экспертов по подготовке выставки. На следующих
занятиях вы будете экскурсоводами. Для того чтобы подготовить интересную экспозицию
и экскурсию, вам необходимо хорошо поработать на занятиях и дома. На столах, в
подставках, стоят карточки с домашним заданием. Возьмите их.
Домашнее задание: (комментарий учителя)
1. Используя справочную таблицу, текст учебника параграф …, карты атласа, составьте
экономико – географическую характеристику Поволжья и отметьте на контурной карте
крупнейшие промышленные центры и отрасли с/х специализации;
2.Подготовьте эскиз плаката «Проблемы Большой Волги» и предложения по решению
проблем (задание для групп).
II. Учитель: Для того, чтобы вам легче было подготовить экскурсию, в течение занятий,
каждому из вас предстоит заполнить справочную таблицу (см.приложение № 2).
Подбор материалов мы начнём с подготовки визитной карточки выставки.
Используя карты атласа, раздаточный материал, составьте визитную карточку:
Название территории –
Площадь –
Состав –
Соседи –
Транспорт –
На работу отводится 4 минут. По истечении времени представители групп зачитывают
карточки (по одному пункту от группы).
Сверяем данные учащихся с данными на доске, которые до этого времени закрыты и,
открываются по мере проверки. Даём предварительную оценку ЭГП.
III. Учитель: Наш вернисаж начинается с зала пейзажей. Пейзаж – это картины, в
которых природа стала их главным содержанием (Просматриваем ряд пейзажей).
Минута отдыха. Слайд-шоу «Волжские пейзажи». Закройте глаза, слушая музыку,
представьте себя внутри просмотренных пейзажей.
Учитель: Пейзажи, которые мы будем отбирать, относятся к авангардным и показывают
объект одним знаком. Используя текст, выделите наиболее благоприятные условия и
ресурсы, характерные особенностям природы Поволжья. Отберите из представленных у
вас на столах знаки этих ресурсов, учтите соответствие размеров (Работа выполняется
стоя). Представители от групп выставляют знаки на магнитную доску.
Проанализировав полученные данные, учащиеся, делают вывод, что природные условия и
ресурсы богаты и благоприятны для развития территории. Данные заносят в справочный
лист (См. приложение № 3).
IV.Учитель: Следующий зал – портретный. Для отбора материала используем: учебник-
п.34, карты атласа и иллюстративный материал. Вам необходимо, в течение 4 минут
заполнить соответствующий раздел справочного листа, затем выбрать портреты народов,
проживающих в Поволжье, прикрепить на магнитную доску (После выполнения задания
подводим итоги)
Вопрос: Каковы характерные особенности населения района?
Учитель: К этим портретам мы могли бы добавить портреты тех народов, численность
которых сейчас невелика, но они играли большую роль в формировании территории.
V. Сообщение учащихся (См.приложение № 4).
VI. Учитель: Ни одна выставка не обходится без залов исторических картин. На нашем
вернисаже представлена панорама, к которой мы должны подготовить краткий
сопроводительный текст, выполненный в виде таблицы. Заполните эту таблицу с
помощью текста учебника стр.182-183 (См. приложение № 5).
Таблица называется «Через годы, через расстояния».
(При наличии времени таблица проверяется на первом уроке, в другом случае – в начале
второго).
Представители от групп выбирают карточки – названия (условные) и прикрепляют к
иллюстрациям, соответствующим данным периодам.
VII. Учитель: Следующий этап работы – геральдический зал. Геральдика – наука о
гербах.
Сообщение учащихся (См. приложение № 6).
Перед вами гербы городов Поволжья. Исследуя их, определите, какие особенности
территории показаны в них, как в гербах отразилась хозяйственная специализация этого
района (Проводится фронтальная беседа).
Учитель: Задание группам. С помощью карт атласа, текста учебника предложите, какие
элементы сегодняшнего времени, вы внесли бы в гербы городов Поволжья. Из набора
предложенных значков выберите нужные вам и нанесите на магнитную доску.
(Учащиеся заполняют справочный лист).
VIII. Учитель: Сейчас, я предлагаю вам побывать в одном из красивейших мест
Поволжья – Астраханском заповеднике (Слайд – шоу или показ фильма «Астраханский
заповедник»).
IX. Учитель: Мы побывали в этих интересных местах не случайно. Далее нам предстоит
перейти в зал плаката.
Плакат – большой красочный рисунок, выполненный в простой манере, без деталей,
которые могут отвлечь внимание зрителя, должен быть ярким и выразительным.
Плакаты нашего вернисажа должны привлечь внимание экскурсантов к проблемам
Поволжья. Эскизы плакатов и предложения по решению проблем каждая группа
подготовит дома, а их защита состоится на следующем уроке.
Сейчас, используя предложенный текст (учебник В.Я.Рома и В.П.Дронова стр. 279),
выделите главные проблемы этой территории, которые нужно отразить в плакате, также
причины возникновения этих проблем.
Время работы – 4 минуты. Представители групп называют проблемы, о которых они
узнали из текста.
X. Учитель: На каждой выставке есть «Книга отзывов» о содержании выставки,
экскурсиях. Выполнив задание, попробуем получить предварительную оценку нашей
подготовительной работы. Вам необходимо решить тест по материалам нашего занятия.
В вопросах теста только один правильный ответ (См. приложение № 7).
После выполнения задания, ученики выписывают на обратной стороне листа ответы в
строку, поднимают листы с ответами, проверяем.
Критерии оценки:
0 ошибок – 5
1-3 ошибки - 4
4 ошибки – 3
XI.Учитель: Сегодня мы познакомились с одним из интереснейших районов нашей
страны. Узнали о своеобразии природы, проследили историю заселения и освоения
территории, познакомились с особенностями населения. Я думаю, что у вас
сформировалось представление о хозяйстве этого района и его проблемах. Вы хорошо
поработали и, я надеюсь, что экскурсии, которые вы подготовите, помогут другим ребятам
лучше узнать нашу страну, её людей, их жизнь, традиции обычаи.
Спасибо за урок. Урок окончен.
Приложение № 1.
Вариант 1.
К) Крупным районом добычи нефти является Центральная Россия.
Б) Крупнейшим районом возделывания льна-долгунца является Северный Кавказ.
В) Крупным районом чёрной металлургии является Урал.
Г) в 90-е годы для населения России характерен рост численности населения.
Е) Центры деревообрабатывающей промышленности расположены в районах богатых
лесными ресурсами.
Р) Более 70% нефтяных и газовых месторождений России расположены в Западной
Сибири.
Д) Заводы по производству шин размещены в основном вблизи наукоградов.
Н) Россия самая большая по площади и самая холодная страна мира.
И) Условия размещения какого-либо производства в определённом месте называются –
фактор.
Л) Отраслью Северо-Западного района является выращивание подсолнечника.
С) К непроизводственной сфере относятся: наука, медицина, образование.
А) Нечто нематериальное, но обладающее ценностью, называется услугой.
З) Большую долю в сельскохозяйственных угодьях России составляют оленьи пастбища.
О) Ведущим видом транспорта по грузоподъёмности является автомобильный.
Ж) химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу.
Шифр ответа: В Е Р Н И С А Ж
Вариант 2.
А) Центры целлюлозно-бумажной промышленности расположены преимущественно в
крупных городах.
П) В Западной и Восточной Сибири преобладают добывающие отрасли, так как здесь
богатые месторождения полезных ископаемых.
О) Совокупность предприятий выпускающих однородную продукцию называется
отраслью производства.
Б) Территория России освоена равномерно.
Г) Сплав древесины по рекам является самым экологически чистым способом её
транспортировки.
В) Нечто материальное обладающее ценностью называется товаром.
Е) Наиболее крупные месторождения нефти на территории России находятся на о.
Сахалин и п-ове Камчатка.
О) Угольная промышленность относится к добывающей отрасли.
Л) Строительство судов является металлоёмким производством.
Н) Россия занимает первое место в мире по численности населения.
Ж) Старейшей металлургической базой России является Уральская база.
И) Кукуруза – важнейшая зерновая культура России.
Ь) Металлургия сильно загрязняет атмосферу и водные ресурсы.
Р) Плотность автомобильных дорог в восточной части страны больше, чем в западной.
Я) Основной район производства тканей – Центральная Россия.
Шифр ответа: П О В О Л Ж Ь Я
Приложение № 2.
Справочная таблица
Разделы
Содержание
Оценка
ЭГП «Визитная
карточка»
Название –
Площадь –
Состав –
Соседи -
Транспорт -
Население
«Портретный зал»
Численность –
Народы -
Городское –
Сельское –
Средняя плотность –
Города – миллионеры –
Природные условия
и ресурсы
«Зал пейзажей»
История освоения
(см. таблицу «Через годы, через
расстояния…»)
«Гербовый зал»
хозяйство:
а) промышленность;
б) сельское хоз-во;
в) транспорт
А Б В
Проблемы района
«Зал плаката»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Крупнейшие
центры
(Д/З)
1. 6.
2. 7.
3. 8.
4. 9.
5.
Приложение 3.
Текст к залу «Пейзажей»
Поволжье лежит по обе стороны Волги, вытянувшись полосой на 1500 километров. На
этом огромном пространстве имеются большие внутренние различия, как в природе, так и
в хозяйстве. Особенно ярко они проявляются между высоким Правобережьем и низким
Левобережьем, северной и южной частями Поволжья. Но вместе с тем вся территория
представляет собой единый экономический район. Это единство создают Волга и Кама.
Они являются своеобразным экономическим стержнем, объединяющим разнородные
части Поволжья в единое целое. Преобладание равнинных пространств, благоприятствует
использованию территории Поволжья для сельского хозяйства, промышленности,
транспорта. Климат континентальный. Обилие солнечного света и тепла, длинный
безморозный период позволяют выращивать большинство культур России. Поволжье
расположено в четырёх природных зонах: лесной и лесостепной, степной и
полупустынной. Лесная зона занимает лишь самый север района. От широты нижней
Камы до Самары тянутся лесостепи. Лесов здесь мало. В почвенном покрове выделяются
чернозёмы, тёмно-серые и серые лесные почвы. Обширные пространства степей,
расположенных к югу почти сплошь распаханы. Этому способствовали плодородные
почвы. Полупустыни охватывают Прикаспийскую низменность. Они служат пастбищами
для скота. Дельта Волги и Северный Каспий богаты рыбой, за что их называют «рыбным
садком» страны. Из полезных ископаемых главными являются нефть, газ. Крупные
нефтяные районы Юго-Восточная Татария, Самарская область. Залежи нефти имеются в
Саратовской, Волгоградской областях, Калмыкии. В местах залегания нефти
сосредоточены крупные запасы горючих газов (особенно у Саратова). На левобережье
Самарской области имеются залежи серы. Велики запасы строительных материалов: глин,
мергеля, известняков, асфальтитов. Общегосударственное значение имеют запасы
поваренной соли в озёрах Баскунчак и Эльтон.
Приложение № 4.
Сообщения учащихся
Для подготовки сообщений использовали текст учебника стр. 248-249
Сообщение 1.
Название «татары» появилось вначале у монгольских племён, кочевавших к югу от
Байкала ещё в VI-IX вв. В России оно стало известно с XIII в., со времён монголо-
татарского нашествия. Позже татарами на Руси стали называть все народы, живущие в
составе Золотой Орды. К этим народам относились и волжские булгары (или болгары) –
тюрко-язычный народ, пришедший в Поволжье в VII-VIIIbb., ассимилировавший местные
финно-угорские племена и создавший в Хв. Своё государство – Волжско-Камскую
Булгарию, жители которой занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Волжские
булгары за время пребывания в составе Золотой Орды восприняли многое из культуры
переселенцев (монголо-татар), с которыми их сблизила и религиозная общность (ислам).
Сообщение 2.
Казахи (общей численностью более 200 тыс.) человек проживают в Астраханской области
(а также в Волгоградской и Саратовской). Между Волгой и Уралом казахи появились в
самом начале XIX в. (Букреевская Орда), когда отсюда откочевали калмыки.
Они занимаются в основном пастбищным овцеводством.
Сообщение 3.
Немцы, поселившиеся в Поволжье в конце XVIII в. создавшие процветающий с/х район
(на территории которого после революции была создана АССР немцев Поволжья), в 1941
г., после начала войны были выселены в восточные районы (Сибирь и Казахстан). В
отличие от других депортированных народов, возвращенных домой в 1956-1957 гг.,
немцам было запрещено возвращаться в Поволжье, и до сегодняшнего дня большинство
из них проживает на юге Западной Сибири ив Северном Казахстане. В конце 80-х годов
XX в., запрет был снят, но немецкая автономия на Волге так и не была воссоздана.
Приложение № 5
«Через годы, через расстояния…»
Этапы
Даты
События
Приложение № 6
Сообщение учащегося:
Что такое герб!
Герб (польск. herb от немецкого erbe - наследство) – эмблема, отличительный знак,
передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие
владельца герба (человека, сословие, род, страну и т.п.). Изучением гербов занимается
геральдика.
Гербы, в близкой форме к современной форме, появились в средние века в Западной
Европе, в Англии и Франции.
Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема
украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических
фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз.
Герб изображался яркими цветами на щите, выполняя важную идентификационную
задачу.
Гербы можно систематизировать по принадлежности, рангам, изображениям
юридического состояния, стилям.
Приложение № 7.
Вариант 1.
В каждом вопросе только один правильный ответ.
1. В состав Поволжья входят:
А) Республика Татарстан, республика Коми, Ивановская область;
Б) Самарская, Ульяновская, Оренбургская области;
В) Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская области.
2. К основным народам Поволжья относятся:
А) русские, белорусы, татары;
Б) мордва, чуваши, эскимосы;
В) абхазы, буряты, марийцы;
Г) русские, татары, мордва.
3. Доля городского населения в Поволжье выше доли сельского. Это объясняется:
А) высоким уровнем промышленности и непроизводственной сферы;
Б) слабым развитием сельского хозяйства;
В) неблагоприятными климатическими условиями;
Г) слабым развитием транспорта в сельской местности.
4.Поволжье богато:
А) сырьевыми, почвенными, агроклиматическими ресурсами;
Б) водными, лесными, почвенными;
В) охотничье-промысловыми, лесными, сырьевыми;
Г) рекреационными, охотничье-промысловыми, лесными.
5. Отраслью специализации Поволжья является:
А) чёрная металлургия;
Б) текстильная промышленность;
В) нефтехимическая промышленность;
Г) целлюлозно-бумажная промышленность.
6. Отраслью сельскохозяйственной специализации Поволжья является:
А) льноводство;
Б) оленеводство;
В) картофелеводство;
Г) зерновое хозяйство.
7. Экономический район Поволжья называют:
А) «автомобильным цехом» страны;
Б) «главной здравницей » страны;
В) «малахитовой шкатулкой»;
Г) «текстильным цехом» страны.
8.Специализация Поволжья определяется в первую очередь:
А) наличием лесных ресурсов;
Б) наличием сырьевой базы;
В) высоким естественным приростом;
Г) хорошей экологической обстановкой на территории района.
9. Какая экологическая проблема характерна для Поволжья:
А) загрязнение рек в результате золотодобычи;
Б) исчезновение лесов в результате пожаров;
В) деградация земель в результате обширных открытых разработок угля;
Г) загрязнение рек в результате нефте-газоразработок и переработки нефтепродуктов.
10. К городам – миллионерам Поволжья относится:
А) Новосибирск;
Б) Санкт-Петербург;
В) Нижний Новгород;
Г) Казань.
Вариант 2.
В каждом вопросе только один правильный ответ.
1. В состав Поволжья входят:
А) Орловская, Владимирская, Ульяновская области;
Б) Татарстан, Московская, Нижегородская области;
В) Самарская, Ульяновская, Саратовская области.
2. К основным народам Поволжья относятся:
А) удмурты, мордва, лезгины;
Б) татары, чуваши, украинцы;
В) карелы, русские, маргинцы;
Г) русские, татары, мордва.
3. Доля городского населения в Поволжье выше доли сельского. Это объясняется:
А) высоким уровнем развития промышленности и непроизводственной сферы;
Б) слабым развитием транспорта в сельской местности;
В) благоприятными климатическими условиями;
Г) слабым развитием сельского хозяйства.
4. К природным ресурсам Поволжья относятся:
А) почвенные, агроклиматические, водные;
Б) лесные, сырьевые, рекреационные;
В) охотничье-промысловыми, водные, почвенные;
Г) сырьевые, рекреационные, лесными.
5. Отраслью специализации Поволжья является:
А) кожевенно-обувная;
Б) меховая;
В) автомобилестроение;
Г) цветная металлургия.
6. Отраслью сельскохозяйственной специализации Поволжья является:
А) картофелеводство;
Б) хлопководство;
В) льноводство;
Г) овощебахчевое хозяйство.
7. Экономический район Поволжья называют:
А) «автомобильным цехом» страны;
Б) «доменным цехом » страны;
В) «швейным цехом» страны;
Г) «рыбным цехом» страны.
8.Специализация Поволжья определяется в первую очередь:
А) высоким естественным приростом;
Б) высоким природно-ресурсным потенциалом;
В) благоприятной экологической обстановкой;
Г) наличием лесных ресурсов.
9. Какая экологическая проблема характерна для Поволжья:
А) загрязнение атмосферы выбросами предприятий цветной металлургии;
Б) деградация лесных массивов;
В) нарушение земель широкомасштабными горными разработками;
Г) эрозия почв в центральной и северной частях.
10. К городам – миллионерам Поволжья относится:
А) Ростов-на-Дону;
Б) Новосибирск;
В) Екатеринбург;
Г) Самара.
Код ответа: В, Г, А, А, В, Г, А, Б, Г, Г