Автор: Морозова Лариса Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 118
Населённый пункт: Город Самара, Самарская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 9 классов "Литературная гостиная"
Раздел: среднее образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №118»
городского округа Самара
Программа утверждена
на педагогическом совете
(протокол №___ от_______20 г.)
Директор МБОУ Школы №118
_______________Н.Н. Шишкина
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по английскому языку
для учащихся 9А, В классов
«Литературная гостиная»
(направление: общекультурное)
Составитель:
Морозова Л.Н.
учитель английского языка
I категории
МБОУ Школы №118
г.о. Самара
2017 - 2018 учебный год
1.Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
разработана для учащихся 9 класса на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010г. № 1897), примерной
основной образовательной программы ООО (Е.С.Савинов. Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010г.), примерной программы
по иностранному языку (5-9 классы. М., Просвещение, 2010г.), основной
образовательной программы, реализуемой в МБОУ Школы № 118, рекомендаций
методического конструктора внеурочной деятельности (Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2011г.).
Данная программа является авторской .
Направление – общекультурное. Форма работы –дискуссионно-клубная.
Цель программы - познакомить учащихся с образцами художественной
литературы – произведениями английских и американских писателей. овладение
возможными алгоритмами постижения смысла, заложенного в художественном
тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Задача курса – воспитание уважительного отношение к культуре стран
изучаемого языка и осознание собственных культурных традиций.
Обучающие задачи:
- знакомство с английской и американской литературой;
- знакомство c культурой стран изучаемого языка;
- изучение новой лексики;
- расширение и закрепление накопленного запаса слов;
- активное использование полученных знаний на практике;
- знакомство с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- способствование удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие задачи:
- совершенствование навыков чтения, разговорной речи;
- формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной
стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и
мировой культуры.
Воспитательные задачи:
- воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения
работать в коллективе;
- способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории
и культуре, речи и традициям других стран.
Актуальность курса: чтение является тем видом речевой деятельности,
овладение которым реально достижимо в условиях общеобразовательной школы,
и который может оказать благоприятное воздействие на формирование других
речевых умений. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и
как форма общения является самым необходимым для большинства людей.
Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие,
возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты,
журналы) – практически все. Процесс чтения, предполагающий сложные
мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.) и результат его -
извлечение информации – имеет огромное значение в коммуникативно-
общественной деятельности людей. Эта форма общения обеспечивает передачу
опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает
интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Кроме
того, чтение художественной литературы обогащает кругозор и повышает
эрудицию учащихся.
В рамках данного курса учащиеся приобретают навыки работы на
компьютере с использованием информационных технологий: создание
презентаций, слайд-шоу, работа с аудио и видеоматериалами.
Учащимся предлагаются сокращенные и адаптированные отрывки из
аутентичных
произведений
известных
литературных
писателей.
Тексты
сопровождаются
упражнениями
по
чтению,
аудированию,
цель
которых
–
проверить понимание прочитанного и услышанного. Особо важная роль отводится
видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным
источником
информации,
что
позволяет
развивать
коммуникативную
компетенцию
и
использовать
инновационные
технологии,
в
частности
метод
проектов.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве
эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным
общением. Именно драматизация помогает детям преодолеть речевой барьер. В
течение года ребята подготавливают 2-3 выступления на школьном уровне.
Школьные постановки — это те же диалоги, но с жестами, мимикой и
интонацией. Многократные репетиции помогают запомнить фразы даже самым
слабым учащимся. Школьные постановки можно назвать хорошим способом
развития навыков разговорной речи.
Система контроля: при осуществлении контроля предусмотрены такие
формы, как индивидуальная и групповая (участие в дискуссии, устное сообщение,
составление диалогов).
Предлагаемый курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю
(34 часа, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты курса.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
- особенности культуры и литературы англо-говорящих стран;
- особенности образа жизни представителей англо-говорящих стран.
Уметь:
В области чтения:
-
читать
и
понимать
основное
содержание
несложных
аутентичных
текстов,
содержащие отдельные неизученные языковые явления;
- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/
запрашиваемую
информацию;
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
- выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
В области аудирования:
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
-
воспринимать
на
слух
и
понимать
нужную/интересующую/
запрашиваемую
информацию
в
аутентичных
текстах,
содержащих
как
изученные
языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
В области говорения:
- составлять диалоги, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране
изучаемого языка;
- составлять связное монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);
- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную
опору (ключевые слова, план, вопросы);
-давать краткую характеристику литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
- комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы;
- пересказывать, передавать информацию в связных аргументированных
высказываниях, обсуждениях, дискуссиях.
В области письма:
- обучение школьников различным стилям, жанрам и формам письменных
высказываний на основе прочитанного литературного произведения,
прослушанных аудиотекстов;
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
В области лексики:
- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
- развитие навыка распознавания и использования в речи новых ЛЕ.
- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в
том числе многозначные в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
-распознавать
и
образовывать
родственные
слова
с
использованием
словосложения и конверсии в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться
о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по
словообразовательным элементам).
В области грамматики:
-оперировать
в
процессе
устного
и
письменного
общения
основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
-
распознавать
и
употреблять
в
речи
различные
коммуникативные
типы
предложений:
повествовательные
(в
утвердительной
и
отрицательной
форме),
вопросительные
(общий,
специальный,
альтернативный
и
разделительный
вопросы),
побудительные
(в
утвердительной
и
отрицательной
форме)
и
восклицательные;
- распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими
в определенном порядке;
-
распознавать
и
употреблять
в
речи
глаголы
в
наиболее
употребительных
временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past
Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного
залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive.
В области орфографии, пунктуации и фонетики:
- правильно писать изученные слова;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою
коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
- различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
- членить предложение на смысловые группы;
- адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с
точки
зрения
их
ритмико-интонационных
особенностей
(побудительное
предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы),
в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных
словах;
-
различать
британские
и
американские
варианты
английского
языка
в
прослушанных высказываниях.
Социокультурные знания и умения
- употреблять в устной и письменной речи в нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка;
-
понимать
социокультурные
реалии
при
чтении
и
аудировании
в
рамках
изученного материала;
-
использовать
социокультурные
реалии
при
создании
устных
и
письменных
высказываний;
-
находить
сходство
и
различие
в
традициях
родной
страны
и
страны/стран
изучаемого языка.
Компенсаторные умения:
-
выходить
из
положения
при
дефиците
языковых
средств:
использовать
переспрос при говорении;
-пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
3. Содержание курса.
Раздел I
. Английская литература 19 начала 20 веков (17 часов).
1.Чарльз Диккенс (1812 – 1870)
2.Шарлотта Бронте (1816 – 1855)
3.Льюис Кэррол (1832 – 1898)
4.Артур Конан Дойл (1859 -1930)
5.Джером К.Джером (1859 -1927)
Раздел II. Американская литература 19 начала 20 веков ( 17 часов).
1.Гарриет Бичер – Стоу (1811 -1896)
2.Марк Твен (1835 – 1910)
3.О.Генри (1862 -1910)
4.Теодор Драйзер (1871 -1945)
5.Джек Лондон (1876 – 1916)
4.Тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся.
Раздел I
. Английская литература 19 начала 20 веков (17 часов)
№
темы
Назва-
ние темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной
деятельности
Практическая
деятельность
Пример-
ные
сроки
1.
Введение
1
час
Знакомство с
курсом.
Устная речь
учащихся с
опорой на
вопросы учителя
по теме курса.
сентябрь
2.
Чарльз
Диккенс
3
часа
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя; НЛЕ;
знакомство с
произведением
Монологическое
высказывание
(биография
Ч.Диккенса)
сентябрь
3.
4.
Шарлотта
Бронте.
Льюис
Кэррол
3
часа
3
часа
«Записки
Пиквинского
клуба», чтение
отрывка из
произведения с
полным
пониманием
прочитанного.
Информация о
писательнице;
НЛЕ;
знакомство с
отрывком из
произведения
«Джейн Эйр»,
чтение с
извлечением
необходимой
информации,
выполнение
упражнений на
понимание
прочитанного,
обсуждение
прочитанного с
опорой на текст:
просмотр
отрывка из
художественного
фильма на
английском языке.
Знакомство с
биографией,
творческий путь
писателя; НЛЕ;
чтение отрывка из
произведения
«Алиса в стране
чудес» с
извлечением
нужной
информации,
Монологическое
высказывание
(характеристика
главной героини
произведения).
1.Монологичес-
кое высказывание
(описание
событий, которые
могли произойти
только в стране
Чудес).
2.Диалогическая
речь
(инсценирова-
ние отрывка).
октябрь
октябрь-
ноябрь
5.
6.
7.
Джером
К.Дже-
ром
Артур
Конан
Дойл
Проект
«Мой
любимый
писатель/
мой
любимый
литера-
турный
персо-
наж»
3
часа
3
часа
1
час
обсуждение
прочитанного с
опорой на текст:
просмотр отрывка
из мультиплика-
ционного фильма.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя; НЛЕ;
чтение отрывка из
произведения
«Трое в лодке, не
считая собаки» с
извлечением
конкретной
информации.
А.Конан Дойл –
мастер детектива:
биография и
творчество
писателя; НЛЕ;
чтение рассказа
«Приключение
побелевшего
воина» с
извлечением
интересующей
информации.
Защита проектов.
1.Чтение текста
вслух.
2.Пересказ
(краткое
изложение
событий,
описанных в
тексте).
Письменная речь
(характеристика
Шерлока
Холмса).
1.Защита
собственных
проектов
(презентация,
слайд-шоу,
альбомы,
литературный
альманах, газеты
на английском
языке).
2.Практика
устной речи.
декабрь
январь
январь
Раздел I
. Американская литература 19 начала 20 веков (17 часов)
№
темы
Назва-
ние темы
Кол-
во
ча-
сов
Основные виды
внеурочной
деятельности
Практическая
деятельность
Пример-
ные
сроки
1.
2.
3.
Гарриет
Бичер
Стоу
Марк
Твен
О.Генри
3
часа
3
часа
3
часа
Биография и
творческий путь
писательницы;
НЛЕ;
знакомство с
романом «Хижина
дяди Тома», чтение
отрывка из романа
с обсуждением
прочитанного.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя; НЛЕ;
чтение отрывка из
книги
«Приключения
Тома Сойера» с
извлечением
конкретной
информации;
просмотр отрывка
из художествен-
ного фильма на
английском языке.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя; НЛЕ;
чтение рассказов
«Два подарка»,
«Последний лист».
Знакомство с
Устная речь
(рассуждение с
высказыванием
своего мнения).
1.Чтение отрывка
по ролям.
2.Диалогическая
речь.
Монологическое
высказывание
(характеристика
персонажей
одного из
рассказов с
опорой на текст).
февраль
февраль-
март
март-
апрель
4.
5.
6.
Теодор
Драйзер
Джек
Лондон
Читате-
льская
конфе-
ренция
(круглый
стол)
4
часа
3
часа
1
час
биографией и
творчеством
писателя; НЛЕ;
чтение отрывка из
романа
«Американская
трагедия» с
обсуждением
прочитанной
информации.
Знакомство с
биографией и
творчеством
писателя;НЛЕ;
чтение рассказа
«Бурый волк» с
полным
пониманием.
Подведение итогов
в форме дискуссии
(работа в группах –
чтение отрывков из
любимых
произведений,
рассказ об авторах,
любимых
литературных
персонажах,
обсуждение их
поступков,
характеристика).
Устная речь
(дискуссия) –
обсуждение
проблем,
поднимаемых
автором в романе.
1.Практика
чтения вслух и
перевода.
2.Аудирование.
Практика устной
речи.
апрель
май
май
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности.
1. Федеральный Закон об образовании РФ.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г.;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
Министерство образования и науки РФ. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
3. Е.С.Савинов
Примерная основная образовательная программа образовательного учреж-
дения. Основная школа. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
4.Основная образовательная программа, реализуемая в МБОУ Школа № 118;
5. Примерные программы по учебным предметам (иностранный язык – 5-9
классы). Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2010;
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2011;
7. В.А.Горский
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. Стандарты второго поколения.
М, Просвещение, 2014;
8. Н.Л.Утевская. Английская и американская литература.
С-П.: «Антология», 2007;
9.Г.К.Магидсон – Степанова. Бессменная вахта и другие рассказы.
М, Просвещение, 1980;
10.М.А.Боровик, Е.Г.Копыл. Книга для чтения к учебнику английского языка
для 9 класса.
М, Просвещение, 1981;
11.Г.В.Рогова, Ф.М.Рожкова. Книга для чтения к учебнику «Английский язык
за два года».
М, Просвещение, 1993;
12. СD, видеокассеты с художественными фильмами, мультфильмами на
английском языке (экранизация литературных произведений английских и
американских писателей).
13. Раздаточный материал.