Напоминание

Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 9 классов "Литературная гостиная"


Автор: Морозова Лариса Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа № 118
Населённый пункт: Город Самара, Самарская область
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 9 классов "Литературная гостиная"
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №118»

городского округа Самара

Программа утверждена

на педагогическом совете

(протокол №___ от_______20 г.)

Директор МБОУ Школы №118

_______________Н.Н. Шишкина

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по английскому языку

для учащихся 9А, В классов

«Литературная гостиная»

(направление: общекультурное)

Составитель:

Морозова Л.Н.

учитель английского языка

I категории

МБОУ Школы №118

г.о. Самара

2017 - 2018 учебный год

1.Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

разработана для учащихся 9 класса на основе требований федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования

(утвержден приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010г. № 1897), примерной

основной образовательной программы ООО (Е.С.Савинов. Примерная основная

образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.

Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010г.), примерной программы

по иностранному языку (5-9 классы. М., Просвещение, 2010г.), основной

образовательной программы, реализуемой в МБОУ Школы № 118, рекомендаций

методического конструктора внеурочной деятельности (Д.В.Григорьев,

П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2011г.).

Данная программа является авторской .

Направление – общекультурное. Форма работы –дискуссионно-клубная.

Цель программы - познакомить учащихся с образцами художественной

литературы – произведениями английских и американских писателей. овладение

возможными алгоритмами постижения смысла, заложенного в художественном

тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Задача курса – воспитание уважительного отношение к культуре стран

изучаемого языка и осознание собственных культурных традиций.

Обучающие задачи:

- знакомство с английской и американской литературой;

- знакомство c культурой стран изучаемого языка;

- изучение новой лексики;

- расширение и закрепление накопленного запаса слов;

- активное использование полученных знаний на практике;

- знакомство с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

- способствование удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающие задачи:

- совершенствование навыков чтения, разговорной речи;

- формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной

стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и

мировой культуры.

Воспитательные задачи:

- воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения

работать в коллективе;

- способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории

и культуре, речи и традициям других стран.

Актуальность курса: чтение является тем видом речевой деятельности,

овладение которым реально достижимо в условиях общеобразовательной школы,

и который может оказать благоприятное воздействие на формирование других

речевых умений. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и

как форма общения является самым необходимым для большинства людей.

Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют немногие,

возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты,

журналы) – практически все. Процесс чтения, предполагающий сложные

мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.) и результат его -

извлечение информации – имеет огромное значение в коммуникативно-

общественной деятельности людей. Эта форма общения обеспечивает передачу

опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает

интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Кроме

того, чтение художественной литературы обогащает кругозор и повышает

эрудицию учащихся.

В рамках данного курса учащиеся приобретают навыки работы на

компьютере с использованием информационных технологий: создание

презентаций, слайд-шоу, работа с аудио и видеоматериалами.

Учащимся предлагаются сокращенные и адаптированные отрывки из

аутентичных

произведений

известных

литературных

писателей.

Тексты

сопровождаются

упражнениями

по

чтению,

аудированию,

цель

которых

проверить понимание прочитанного и услышанного. Особо важная роль отводится

видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным

источником

информации,

что

позволяет

развивать

коммуникативную

компетенцию

и

использовать

инновационные

технологии,

в

частности

метод

проектов.

Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве

эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным

общением. Именно драматизация помогает детям преодолеть речевой барьер. В

течение года ребята подготавливают 2-3 выступления на школьном уровне.

Школьные постановки — это те же диалоги, но с жестами, мимикой и

интонацией. Многократные репетиции помогают запомнить фразы даже самым

слабым учащимся. Школьные постановки можно назвать хорошим способом

развития навыков разговорной речи.

Система контроля: при осуществлении контроля предусмотрены такие

формы, как индивидуальная и групповая (участие в дискуссии, устное сообщение,

составление диалогов).

Предлагаемый курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю

(34 часа, 34 учебные недели).

2. Планируемые результаты курса.

К концу курса учащиеся будут:

знать/понимать:

- особенности культуры и литературы англо-говорящих стран;

- особенности образа жизни представителей англо-говорящих стран.

Уметь:

В области чтения:

-

читать

и

понимать

основное

содержание

несложных

аутентичных

текстов,

содержащие отдельные неизученные языковые явления;

- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные

неизученные

языковые

явления,

нужную/интересующую/

запрашиваемую

информацию;

- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на

изученном языковом материале;

- выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом

материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

В области аудирования:

- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных

текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;

-

воспринимать

на

слух

и

понимать

нужную/интересующую/

запрашиваемую

информацию

в

аутентичных

текстах,

содержащих

как

изученные

языковые

явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений;

- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух

текстов, содержащих незнакомые слова.

В области говорения:

- составлять диалоги, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране

изучаемого языка;

- составлять связное монологическое высказывание с опорой на зрительную

наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы);

- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную

опору (ключевые слова, план, вопросы);

-давать краткую характеристику литературных персонажей;

- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на

текст, ключевые слова/ план/ вопросы;

- комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и

аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;

- кратко излагать результаты выполненной проектной работы;

- пересказывать, передавать информацию в связных аргументированных

высказываниях, обсуждениях, дискуссиях.

В области письма:

- обучение школьников различным стилям, жанрам и формам письменных

высказываний на основе прочитанного литературного произведения,

прослушанных аудиотекстов;

- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.

В области лексики:

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- развитие навыка распознавания и использования в речи новых ЛЕ.

- употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные

лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в

том числе многозначные в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

-соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;

-распознавать

и

образовывать

родственные

слова

с

использованием

словосложения и конверсии в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться

о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по

словообразовательным элементам).

В области грамматики:

-оперировать

в

процессе

устного

и

письменного

общения

основными

синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с

коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:

-

распознавать

и

употреблять

в

речи

различные

коммуникативные

типы

предложений:

повествовательные

утвердительной

и

отрицательной

форме),

вопросительные

(общий,

специальный,

альтернативный

и

разделительный

вопросы),

побудительные

утвердительной

и

отрицательной

форме)

и

восклицательные;

- распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные

простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими

в определенном порядке;

-

распознавать

и

употреблять

в

речи

глаголы

в

наиболее

употребительных

временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past

Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;

- распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного

залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive.

В области орфографии, пунктуации и фонетики:

- правильно писать изученные слова;

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения;

- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою

коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;

- соблюдать правильное ударение в изученных словах;

- различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

- членить предложение на смысловые группы;

- адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с

точки

зрения

их

ритмико-интонационных

особенностей

(побудительное

предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы),

в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных

словах;

-

различать

британские

и

американские

варианты

английского

языка

в

прослушанных высказываниях.

Социокультурные знания и умения

- употреблять в устной и письменной речи в нормы речевого этикета, принятые в

странах изучаемого языка;

-

понимать

социокультурные

реалии

при

чтении

и

аудировании

в

рамках

изученного материала;

-

использовать

социокультурные

реалии

при

создании

устных

и

письменных

высказываний;

-

находить

сходство

и

различие

в

традициях

родной

страны

и

страны/стран

изучаемого языка.

Компенсаторные умения:

-

выходить

из

положения

при

дефиците

языковых

средств:

использовать

переспрос при говорении;

-пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.

3. Содержание курса.

Раздел I

. Английская литература 19 начала 20 веков (17 часов).

1.Чарльз Диккенс (1812 – 1870)

2.Шарлотта Бронте (1816 – 1855)

3.Льюис Кэррол (1832 – 1898)

4.Артур Конан Дойл (1859 -1930)

5.Джером К.Джером (1859 -1927)

Раздел II. Американская литература 19 начала 20 веков ( 17 часов).

1.Гарриет Бичер – Стоу (1811 -1896)

2.Марк Твен (1835 – 1910)

3.О.Генри (1862 -1910)

4.Теодор Драйзер (1871 -1945)

5.Джек Лондон (1876 – 1916)

4.Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности обучающихся.

Раздел I

. Английская литература 19 начала 20 веков (17 часов)

темы

Назва-

ние темы

Кол-

во

ча-

сов

Основные виды

внеурочной

деятельности

Практическая

деятельность

Пример-

ные

сроки

1.

Введение

1

час

Знакомство с

курсом.

Устная речь

учащихся с

опорой на

вопросы учителя

по теме курса.

сентябрь

2.

Чарльз

Диккенс

3

часа

Знакомство с

биографией и

творчеством

писателя; НЛЕ;

знакомство с

произведением

Монологическое

высказывание

(биография

Ч.Диккенса)

сентябрь

3.

4.

Шарлотта

Бронте.

Льюис

Кэррол

3

часа

3

часа

«Записки

Пиквинского

клуба», чтение

отрывка из

произведения с

полным

пониманием

прочитанного.

Информация о

писательнице;

НЛЕ;

знакомство с

отрывком из

произведения

«Джейн Эйр»,

чтение с

извлечением

необходимой

информации,

выполнение

упражнений на

понимание

прочитанного,

обсуждение

прочитанного с

опорой на текст:

просмотр

отрывка из

художественного

фильма на

английском языке.

Знакомство с

биографией,

творческий путь

писателя; НЛЕ;

чтение отрывка из

произведения

«Алиса в стране

чудес» с

извлечением

нужной

информации,

Монологическое

высказывание

(характеристика

главной героини

произведения).

1.Монологичес-

кое высказывание

(описание

событий, которые

могли произойти

только в стране

Чудес).

2.Диалогическая

речь

(инсценирова-

ние отрывка).

октябрь

октябрь-

ноябрь

5.

6.

7.

Джером

К.Дже-

ром

Артур

Конан

Дойл

Проект

«Мой

любимый

писатель/

мой

любимый

литера-

турный

персо-

наж»

3

часа

3

часа

1

час

обсуждение

прочитанного с

опорой на текст:

просмотр отрывка

из мультиплика-

ционного фильма.

Знакомство с

биографией и

творчеством

писателя; НЛЕ;

чтение отрывка из

произведения

«Трое в лодке, не

считая собаки» с

извлечением

конкретной

информации.

А.Конан Дойл –

мастер детектива:

биография и

творчество

писателя; НЛЕ;

чтение рассказа

«Приключение

побелевшего

воина» с

извлечением

интересующей

информации.

Защита проектов.

1.Чтение текста

вслух.

2.Пересказ

(краткое

изложение

событий,

описанных в

тексте).

Письменная речь

(характеристика

Шерлока

Холмса).

1.Защита

собственных

проектов

(презентация,

слайд-шоу,

альбомы,

литературный

альманах, газеты

на английском

языке).

2.Практика

устной речи.

декабрь

январь

январь

Раздел I

. Американская литература 19 начала 20 веков (17 часов)

темы

Назва-

ние темы

Кол-

во

ча-

сов

Основные виды

внеурочной

деятельности

Практическая

деятельность

Пример-

ные

сроки

1.

2.

3.

Гарриет

Бичер

Стоу

Марк

Твен

О.Генри

3

часа

3

часа

3

часа

Биография и

творческий путь

писательницы;

НЛЕ;

знакомство с

романом «Хижина

дяди Тома», чтение

отрывка из романа

с обсуждением

прочитанного.

Знакомство с

биографией и

творчеством

писателя; НЛЕ;

чтение отрывка из

книги

«Приключения

Тома Сойера» с

извлечением

конкретной

информации;

просмотр отрывка

из художествен-

ного фильма на

английском языке.

Знакомство с

биографией и

творчеством

писателя; НЛЕ;

чтение рассказов

«Два подарка»,

«Последний лист».

Знакомство с

Устная речь

(рассуждение с

высказыванием

своего мнения).

1.Чтение отрывка

по ролям.

2.Диалогическая

речь.

Монологическое

высказывание

(характеристика

персонажей

одного из

рассказов с

опорой на текст).

февраль

февраль-

март

март-

апрель

4.

5.

6.

Теодор

Драйзер

Джек

Лондон

Читате-

льская

конфе-

ренция

(круглый

стол)

4

часа

3

часа

1

час

биографией и

творчеством

писателя; НЛЕ;

чтение отрывка из

романа

«Американская

трагедия» с

обсуждением

прочитанной

информации.

Знакомство с

биографией и

творчеством

писателя;НЛЕ;

чтение рассказа

«Бурый волк» с

полным

пониманием.

Подведение итогов

в форме дискуссии

(работа в группах –

чтение отрывков из

любимых

произведений,

рассказ об авторах,

любимых

литературных

персонажах,

обсуждение их

поступков,

характеристика).

Устная речь

(дискуссия) –

обсуждение

проблем,

поднимаемых

автором в романе.

1.Практика

чтения вслух и

перевода.

2.Аудирование.

Практика устной

речи.

апрель

май

май

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

курса внеурочной деятельности.

1. Федеральный Закон об образовании РФ.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования.

Министерство образования и науки РФ. Стандарты второго поколения.

М, Просвещение, 2011;

3. Е.С.Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреж-

дения. Основная школа. Стандарты второго поколения.

М, Просвещение, 2011;

4.Основная образовательная программа, реализуемая в МБОУ Школа № 118;

5. Примерные программы по учебным предметам (иностранный язык – 5-9

классы). Стандарты второго поколения.

М, Просвещение, 2010;

6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие

для учителя. Стандарты второго поколения.

М, Просвещение, 2011;

7. В.А.Горский

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование. Стандарты второго поколения.

М, Просвещение, 2014;

8. Н.Л.Утевская. Английская и американская литература.

С-П.: «Антология», 2007;

9.Г.К.Магидсон – Степанова. Бессменная вахта и другие рассказы.

М, Просвещение, 1980;

10.М.А.Боровик, Е.Г.Копыл. Книга для чтения к учебнику английского языка

для 9 класса.

М, Просвещение, 1981;

11.Г.В.Рогова, Ф.М.Рожкова. Книга для чтения к учебнику «Английский язык

за два года».

М, Просвещение, 1993;

12. СD, видеокассеты с художественными фильмами, мультфильмами на

английском языке (экранизация литературных произведений английских и

американских писателей).

13. Раздаточный материал.



В раздел образования