Проектирование предметно-пространственной среды для развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями
Автор: Сазонова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС 90 "Айболит" Населённый пункт: г.Нижневартовск Наименование материала: выступление Тема: Проектирование предметно-пространственной среды для развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями Раздел: дошкольное образование
1 слайд: Проектирование предметно-пространственной среды для
развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС
в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими
заболеваниями
Дошкольный возраст важен в развитии ребенка. Именно в этот период
жизни закладываются ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего
образования и самореализации в будущем.
2 слайд: В настоящий момент особую тревогу вызывает значительный
рост
детей
с
заболеваниями
органов
дыхания,
а
также
заболеваний
аллергического
характера.
Эти
заболевания
занимают
первенство
по
распространенности.
3
слайд: Наш детский сад - специализированный, компенсирующего
вида
для
детей
с
бронхо-легочной
патологией
и
аллергическими
заболеваниями.
4
слайд: Цель
работы
детского
сада
позитивная
социализация
и
всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста.
Режим ДОУ многовариантен, комфортен и направлен, в первую очередь,
на
обеспечение
гигиены
нервной
системы
и
сохранения
здоровья
своих
воспитанников.
Для
эффективной
реализации
задач
образовательной
программы
разработанной
педагогическим
коллективом
детского
сада
в
нашем
учреждении создана полноценная развивающая предметно-пространственная
среда,
которая
выступает
как
фактор
оздоровительного,
эмоционально-
эстетического воспитания и личностного становления ребенка.
5
слайд: Наш сад осуществляет комплексную систему оздоровления
детей с учетом состояния здоровья каждого ребенка.
Одной из составляющей этой системы является оздоровительный центр,
в который входят: галокамера, аэрофитозал, фитобар, массажный кабинет,
физиокабинет, общее УФО.
6-7-8 слайд: Оздоровительный центр в своем составе имеет не только
разнообразное
специальное
оборудование
и
помещение,
но
и
штат
медицинских
работников,
которые
проводят
все
необходимые
оздоровительные,
профилактические
и
лечебные
по
назначению
врача
мероприятия.
Для
детей,
имеющих
аллергические
заболевания,
разрабатывает ся
специа льно е
и н д и в и д у а л ь н о е сбалансированное
гипоаллергенное питание.
1
9
слайд:
Второй
компонент
на
территории
детского
сада
в летний
период создаются цветники, клумбы, "тропа Здоровья" (летний ее вариант),
зеленые зоны с беговыми дорожками, фонтан, ионизирующий воздух.
В зимний период - физкультурные занятия на свежем воздухе, занятия на
лыжах, тропа Здоровья" (зимний вариант).
10
слайд: Третьей
компонент.
Одним
из
факторов
оздоровления
воспитанников является
проведение
лечебного
плавание,
которое
восстанавливает нарушенную функцию дыхания, способствует улучшению
обменных процессов в легочной ткани.
организован
кружок
для
детей
«До-ми-солька».
Где
формирование
певческих
навыков
является
лучшим
условием
укрепления
дыхательной
системы детей дошкольного возраста.
Обеспечение психо-эмоционального комфорта создается в сенсорной
комнате.
11 слайд: Более подробно остановиться на организации среды в группах
В
каждой
группе
создана
комфортная
предметно-пространственная
среда,
соответствующая
возрастным,
гендерным,
индивидуальным
особенностям детей.
Про странство
групп
трансформируется
в
зависимо сти
от
образовательной
ситуации,
в
том
числе
и
от
меняющихся
интересов
и
возможностей детей.
Игровой
материал
периодически
меняется.
Появляются
новые
предметы,
стимулирующие
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность
детей
таким
образом
развивающая
среда
является вариативной.
12
слайд: При организации среды в группах были использованы
несколько вариантов ее построения:
13 слайд: среда в группах организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1 4
с л а й д : При
построении
предметно
–
пространственной
развивающей среды учитываются принципы:
15
слайд: Пространство групп организовано в виде разграниченных
центров,
которые способствуют решению образовательных задач, а также
задач по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни
На
основе интеграции содержания
и
видов
деятельности
в
группе
организованы центры активности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.
Центр «Творческая мастерская». В центре искусства и творчества для
развития
детей
подобраны
различные
картинки,
схемы
с
изображением
последовательности работы, материал и пособие для изготовления разных
2
поделок.
По
желанию
ребенок
может
воспользоваться
необходимым
для
воплощения своих творческих замыслов, фантазии. После бесед, игр по ЗОЖ,
а так же проведенных мероприятий в оздоровительном центре дети могут
отобразить в рисунке, поделке свое отношение к полученной информации
16 слайд: Направление: Речевое развитие.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание
книжного
уголка
соответствует
возрастным
особенностям
детей.
В
нем
находятся
книги
с
художественными
произведениями
детских
писателей,
сказками и иные литературные формы по тематике недели. А также согласно
программе
«Здоровье»
создана
картотека
стихов,
загадок,
пословиц
о
здоровье, книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы. Рассматривая
их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
«Уголок
Дыхания »
пособия
для
развития
дыхания (разноцветные
шарики;
султанчики;
бумажные
снежинки;
вертушки
-
карандаши;
колокольчики
из
фольги
на
ниточке Игры
и
упражнения
для
развития
речевого дыхания «Покатай карандаш», «Загони мяч в ворота»,«Подуй на
одуванчик», «Насос», имеется Картотека «Игр, которые лечат», где собраны
оздоровительные игры по диагнозам.
17 слайд: Направление: Познавательное развитие.
Центр «Науки и экологии» Уголок содержит в себе различные виды
комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения
частей
растения. Для
всех
растений
оформлены
паспорта
с
условными
обозначениями.Растения
подбираются
с
учетом
детей,
у
которых
есть
аллергические реакции на растения. Дети знакомятся с растениями, которые
хорошо очищают воздух.
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и
погоды. Оформлены макеты климатических зон.
Центр
опытно-экспериментальной
деятельности представлен
многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.).
Имеются
материалы,
для
осуществления
опытной
деятельности: лупы,
микроскопы, компасы, мензурки, лейки, часы, тонометр, фонендоскоп, скелет
человека,
модель
глаза,
кожи
и
т.
д.
Через
опытно-экспериментальную
деятельность формируется потребность в здоровом образе жизни. Например,
работа с фонедоскопом; игра«Послушай друга»,
18
слайд: «Музыкально - театрализованный» Центр - это важный
объект
развивающей
среды,
поскольку
именно
театрализованная
деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Музыкальное развитие
ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, среда
группы дает возможность детям импровизировать, свободно музицировать,
самостоятельно вносить в игру элементы упражнений на развитие дыхания
разученных ранее на занятиях.
3
В Центре
«ИКТ» размещены
-
телевизор,
ноутбук,
магнитола,
микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук
используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а
также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
Собрана подборка презентаций на такие темы как: «Тело человека», «Чем мы
дышим», Чем мы слышим» и др.
19 слайд: Направление: Социально-личностное развитие. .
В
Центре
«Сюжетно
–
ролевых
игр» оборудование
и
пособия
размещены
таким
образом,
чтобы
дети
могли
легко
подбирать
игрушки,
комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
Например, в подготовительной группе игровой материал помещается в
коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают
сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону
группы для свободного построения игрового пространства.
В Центре представлены все виды и атрибуты для игр, в которых ребёнок
может
закрепить
правила
гигиены,
взаимодействие
со
сверстниками
в
проблемных и бытовых ситуациях.
Педагогами
разработана
картотека
с/ролевых
игр:
например
«Фитоаптека»(цель
знакомство
с
лекарственными
растениями),
«Обед
в
семье»(цель составление меню с учетом
противопоказаний), «Магазин у
Буренки» (цель реклама здорового питания) и т.д.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД)
и
пожарную
безопасность.
Центр
оснащён
необходимыми
атрибутами,
игрушками,
дидактическими
играми.
Убеждены,
что
подобный
центр
безопасности
в
группе
помогает
детям
в
ознакомление
с
правилами
и
нормами
безопасного
поведения,
и
формированию
ценностей
здорового
образа жизни.
20 слайд: Направление: Физическое развитие.
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное
физкультурное
оборудование,
так
и
нетрадиционное
(нестандартное),
изготовленное руками педагогов и родителей.
Разнообразные спортивные пособия и инвентарь. Все это оборудование
направлено на развитие физических качеств детей.
На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в
данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к
навыкам здорового образа жизни.
Центр
пользуется
популярностью
у
детей,
поскольку
реализует
их
потребность
в
двигательной
активности,
что
немаловажно
для
детей
с
заболеваниями органов дыхания.
Здесь же - различные дидактические игры: «Структура человеческого
тела»,«Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.
д.
Все
эти
игры
учат
детей
контролировать
себя
и
своё
поведение,
4
настроение,
закрепляют
культурно
–
гигиенические
навыки,
заставляют
задумываться о здоровье.
Таким
образом
построение
РППС
в
соответствии
с
принципами,
отраженными
в
ФГОС
ДО
и
с
учетом
специфики
работы
учреждения,
является одним из компонентов успешной оздоровительно-образовательной
работы с детьми с бронхолегочной патологией .
21
слайд: На
слайдах
вы
можете
видеть
положительную
динамику
индекса здоровья воспитанников,
22
слайд: уменьшения
количества
и
продолжительность
случаев
заболевания ОРЗ.
Поиск
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды
продолжается,
главными
критериями
при
этом
являются
педагогическое и личное творчество, талант и фантазия.
5