Напоминание

Проектирование предметно-пространственной среды для развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями


Автор: Сазонова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 90 "Айболит"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: выступление
Тема: Проектирование предметно-пространственной среды для развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями
Раздел: дошкольное образование





Назад





1 слайд: Проектирование предметно-пространственной среды для

развития и оздоровления воспитанников в условиях реализации ФГОС

в детском саду для детей с бронхолегочной патологией и аллергическими

заболеваниями
Дошкольный возраст важен в развитии ребенка. Именно в этот период жизни закладываются ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего образования и самореализации в будущем.
2 слайд:
В настоящий момент особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания, а также заболеваний аллергического характера. Эти заболевания занимают первенство по распространенности.
3

слайд:
Наш детский сад - специализированный, компенсирующего вида для детей с бронхо-легочной патологией и аллергическими заболеваниями.
4

слайд:
Цель работы детского сада позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Режим ДОУ многовариантен, комфортен и направлен, в первую очередь, на обеспечение гигиены нервной системы и сохранения здоровья своих воспитанников. Для эффективной реализации задач образовательной программы разработанной педагогическим коллективом детского сада в нашем учреждении создана полноценная развивающая предметно-пространственная среда, которая выступает как фактор оздоровительного, эмоционально- эстетического воспитания и личностного становления ребенка.
5

слайд:
Наш сад осуществляет комплексную систему оздоровления детей с учетом состояния здоровья каждого ребенка. Одной из составляющей этой системы является оздоровительный центр, в который входят: галокамера, аэрофитозал, фитобар, массажный кабинет, физиокабинет, общее УФО.
6-7-8 слайд:
Оздоровительный центр в своем составе имеет не только разнообразное специальное оборудование и помещение, но и штат медицинских работников, которые проводят все необходимые оздоровительные, профилактические и лечебные по назначению врача мероприятия. Для детей, имеющих аллергические заболевания, разрабатывает ся специа льно е и н д и в и д у а л ь н о е сбалансированное гипоаллергенное питание. 1

9

слайд:
Второй компонент на территории детского сада в летний период создаются цветники, клумбы, "тропа Здоровья" (летний ее вариант), зеленые зоны с беговыми дорожками, фонтан, ионизирующий воздух. В зимний период - физкультурные занятия на свежем воздухе, занятия на лыжах, тропа Здоровья" (зимний вариант).
10

слайд:
Третьей компонент. Одним из факторов оздоровления воспитанников является проведение лечебного плавание, которое восстанавливает нарушенную функцию дыхания, способствует улучшению обменных процессов в легочной ткани. организован кружок для детей «До-ми-солька». Где формирование певческих навыков является лучшим условием укрепления дыхательной системы детей дошкольного возраста. Обеспечение психо-эмоционального комфорта создается в сенсорной комнате.
11 слайд:
Более подробно остановиться на организации среды в группах В каждой группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Про странство групп трансформируется в зависимо сти от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется. Появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей таким образом развивающая среда является вариативной.
12

слайд: При организации среды в группах были использованы

несколько вариантов ее построения:

13 слайд: среда в группах организована с учётом требований ФГОС,

где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1 4

с л а й д : При

построении

предметно



пространственной

развивающей среды учитываются принципы:

15

слайд:
Пространство групп организовано в виде разграниченных центров, которые способствуют решению образовательных задач, а также задач по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни На основе
интеграции
содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям.
Направление: Художественно - эстетическое развитие.

Центр «Творческая мастерская».
В центре искусства и творчества для развития детей подобраны различные картинки, схемы с изображением последовательности работы, материал и пособие для изготовления разных 2
поделок. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. После бесед, игр по ЗОЖ, а так же проведенных мероприятий в оздоровительном центре дети могут отобразить в рисунке, поделке свое отношение к полученной информации
16 слайд: Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги»
включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. А также согласно программе «Здоровье» создана картотека стихов, загадок, пословиц о здоровье, книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
«Уголок

Дыхания
» пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке Игры и упражнения для развития речевого дыхания «Покатай карандаш», «Загони мяч в ворота»,«Подуй на одуванчик», «Насос», имеется Картотека «Игр, которые лечат», где собраны оздоровительные игры по диагнозам.
17 слайд: Направление: Познавательное развитие.

Центр «Науки и экологии»
Уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.Растения подбираются с учетом детей, у которых есть аллергические реакции на растения. Дети знакомятся с растениями, которые хорошо очищают воздух. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты климатических зон.
Центр

опытно-экспериментальной

деятельности
представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Имеются материалы, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, лейки, часы, тонометр, фонендоскоп, скелет человека, модель глаза, кожи и т. д. Через опытно-экспериментальную деятельность формируется потребность в здоровом образе жизни. Например, работа с фонедоскопом; игра«Послушай друга»,
18

слайд: «Музыкально - театрализованный» Центр -
это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, среда группы дает возможность детям импровизировать, свободно музицировать, самостоятельно вносить в игру элементы упражнений на развитие дыхания разученных ранее на занятиях. 3
В
Центре

«ИКТ»
размещены - телевизор, ноутбук, магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Собрана подборка презентаций на такие темы как: «Тело человека», «Чем мы дышим», Чем мы слышим» и др.
19 слайд: Направление: Социально-личностное развитие.
.
В

Центре

«Сюжетно



ролевых

игр»
оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Например, в подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. В Центре представлены все виды и атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Педагогами разработана картотека с/ролевых игр: например «Фитоаптека»(цель знакомство с лекарственными растениями), «Обед в семье»(цель составление меню с учетом противопоказаний), «Магазин у Буренки» (цель реклама здорового питания) и т.д.
Центр «Безопасности»
отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Центр оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Убеждены, что подобный центр безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
20 слайд: Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!»
содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Разнообразные спортивные пособия и инвентарь. Все это оборудование направлено на развитие физических качеств детей. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что немаловажно для детей с заболеваниями органов дыхания. Здесь же - различные дидактические игры: «Структура человеческого тела»,«Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т. д. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, 4
настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье. Таким образом построение РППС в соответствии с принципами, отраженными в ФГОС ДО и с учетом специфики работы учреждения, является одним из компонентов успешной оздоровительно-образовательной работы с детьми с бронхолегочной патологией
.

21

слайд:
На слайдах вы можете видеть положительную динамику индекса здоровья воспитанников,
22

слайд:
уменьшения количества и продолжительность случаев заболевания ОРЗ. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются педагогическое и личное творчество, талант и фантазия. 5


В раздел образования