Напоминание

Игра в процессе образования


Автор: Мороз Евгения Марковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина"
Населённый пункт: село Сосновка, Новокузнецкий район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Игра в процессе образования
Раздел: начальное образование





Назад




Мороз Евгения Марковна

Учитель начальных классов

МБОУ «Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина»

Новокузнецкий район, Кемеровская область

Игра в образовательном процессе

Аннотация:

в

данной

статье

ставиться

задача

рассмотреть

и

охарактеризовать теории возникновения игр, функции игр.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в

ней перечисляются различные функции игры, компоненты игры,

дается

классификация игр, которые можно использовать на разных этапах урока в

начальной школе.

Ключевые слова: дидактическая игра, теории возникновения игры,

процесс

внимания,

процесс

игры,

игровая

задача,

процесс

мышления,

компоненты игры.

Многие

педагоги

представляют

игру

на

уроках

как

средство

активизации

познавательной

деятельности,

но

игру

можно

понимать

как

часть жизни.

Игра всегда привлекала к себе внимание исследователей и педагогов,

философов. Многими исследователями отмечались многообразие форм игры

в человеческом обществе. Самые разные гипотезы и предположения были

высказаны в поисках ответов о возникновении игры, и её полезности для

людей.

Существует множество теорий о происхождении игры.

1.

Теория избытка нервных сил, компенсаторности.

Автор этой теории Г.Спенсор. Он считал игру результатом чрезмерной

активности,

возможности

которой

не

могут

быть

исчерпаны

обычной

деятельностью.

Игра

позволяет

разрядить

избыток

жизненной

энергии.

Последователи Спенсора установили, что люди могут играть в состоянии

усталости, и даже восстанавливать свои силы. Дети играют в состоянии

усталости, когда у них нет избытка сил, и игра восстанавливает силы, после

игры у ребенка вновь появляется энергия.

2.

Теория инстинктивности.

К. Гросс рассматривал игры детей как подготовку к жизни. Ребенок

многократно обращается к игре.

К. Гросс стоял на позиции укрепления и развития наследственных форм

поведения

в

играх,

критически

относился

к

теориям

отдыха

и

избытка

нервных сил. Он объяснял теорию игры как «принцип разряда внутренней

энергии в организме». В игре упражняются лишь инстинкты, развитие игры

идет за счет внутренних сил ребенка, внутренней энергии.

3. Теория рекапитуляции и антиципации.

Психолог

Г.С.

Холл

выдвинул

теорию

сокращенного

повторения

основных этапов развития человечества в детских играх.

В детских играх можно заметить приметы прошлого – элементы войны,

охоты, собирательства, семейного быта.

Теория

антиципации

(предвосхищения)

будущего

в

детской

игре.

Французский педагог А.Валлон писал «…Игры можно рассматривать как

предвосхищение

и

научение

тем

видам

деятельности,

которые

должны

появиться позже».

Суть этой теории состоит в том, что игры, с одной стороны, генетически

повторяют

прошлое,

а

с

другой

стороны

предвосхищают

будущее,

но

«работают» на настоящее.

4.

Теория

функционального

удовольствия

реализации

врожденных

влечений.

Аристотель пишет в «Политике», - «Наслаждение вот исходный принцип

толкования сущности досуга».

Аристотель

рассуждает

о

природе

праздничного

состояния,

которое

отражается в играх и развлечениях, которое служит познанию человеком

истинного счастья.

З.Фрейд так же исследовал идею компенсаторного характера игры. По

Фрейду игры очищают и оздоравливают психику.

Для детей погружение в мир игры – это ожидание откровения, ощущение

тайны скрытого, но важного для них смысла жизни.

5.

Теория духовного развития ребенка в игре.

Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.

Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности, идею

использования игры в общей системе воспитания.

По

Ушинскому

игра

это

особый

род

деятельности,

свободной

и

сознательной

деятельности,

под

которой

он

понимал

стремление

жить,

действовать.

Д.Б.Эльконин

полагал, что в игре ребенок учится ориентироваться

явлениях культуры, духовности.

Многие ученые считали, что игра возникает в свете духовности и служит

источником духовного развития ребенка.

6.

Теория воздействия на мир через игру.

С.Л.

Рубинштейн

понимал

игру

как

потребность

ребенка,

которая

рождается из контактов с внешним миром, как реакцию на них.

В понимании Рубинштейна игра есть порождение практики, через которую

преобразуется

действительность.

Он

объяснял

игру

как

доступный

для

ребенка путь понимания и освоения мира.

7.

Теория культурного значения игры.

В развитии теории игры в XX веке наметился переход от биологических,

индивидуально-психологических

подходов

к

социологическим

и

культурологическим.

С игры у ребенка начинается восприятие и осознание мира – основная

мысль этой теории.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения

игры позволяет увидеть ее значение для самореализации и развития ребенка в

его игровой деятельности. Функции игры – это многогранная полезность.

Перечислю наиболее важные функции.

Эмоциональная функция

Ирга меняет эмоциональное состояние, чаще в сторону его улучшения.

Прежде всего, игра это не развлечение, а метод вовлечения учащихся в

творческую

деятельность,

способ

побудить

в

учащихся

активную

деятельность.

Релаксационная функция

Игра

снимает

или

уменьшает

физическое

или

интеллектуальное

напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением.

Игры

используют

для

восстановления

равновесия

сил,

для

улучшения

здоровья детей.

Коммуникативная функция

Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам.

Игра является более широким фактором обучения, чем речь.

Функция самореализации

Процесс

игры

это

всегда

пространство

для

самореализации

ее

участников, взаимосвязь для человеческой практики ребенка.

Терапевтическая функция

Игротерапевты

используют

игры

для

коррекции

нравственных

взаимоотношений,

для

ободрения

ребенка,

преодоления

различных

трудностей, возникших у ребенка в поведении, в общении с окружающими.

Основные слагаемые игры

У

игры

свое

строение,

совокупность

определенных

связей,

которые

обеспечивают ее целостность и связь составных частей. Природа игры – это

ее «атмосфера», все то, что так или иначе связано с настроением которое

возникает во время игры.

Один из компонентов игры – это ее двухплановость. Ребенок в мире как

бы находится одновременно в двух планах. В реальных условиях ребенок

выполняет реальные действия с одной стороны. Но в реальной деятельности

есть условность (правила игры) с другой стороны. При условии нарушений

правил, игра всегда прекращается, становится бессмысленной.

В игре рождается воображаемая ситуация, и игра возможна только тогда,

когда ситуация имеет место. Ребенок добровольно погружается в условный

игровой мир.

Без чего же невозможна игра? Назову основные компоненты игры:

- участники, которые изъявили желание играть;

- правила игры (смысл игры, правила хода игры, оценивание игры);

- сюжет игры (то, что воспроизводит играющий);

- игровое время (пространство);

- игровой реквизит;

- итог игры.

В каждой игре задействована определенная группа целей, и поэтапная

реализация промежуточных целей, которые подчинены личной цели каждого

игрока.

Игра

одновременно

является

и

деятельностью

и

отдыхом,

и

развлечением

и

познанием,

общением

и

самовыражением,

творчеством.

Важно, что все это компоненты игры.

Игра

это

всегда

определенная

неопределенность,

предсказуемая

непредсказуемость, игра всегда будет другой, предсказуемы только правила в

ней. Сама же игра полна импровизации, потому что уникален и неповторим

каждый человек, меняющийся в каждый последующий момент своей жизни.

Классификация и виды игр

Если пойти по пути, традиционному для истории теории игр, в шкале

классификации игр на одном конце окажется эстетическая и художественная

деятельность,

на

другом

утилитарная

деятельность

как

сфера

необходимости. К первой относятся игры- праздники с их специфическим

духовным

наполнением.

Ко

второй

спортивные

игры

как

тренировка,

усовершенствования природных данных человека.

При классификации игры объединяются в следующие группы. Условно

их можно представить как игры тела, игры ума, игры души.

1.

Физические

игры,

или

игры

тела:

двигательные

(спортивные,

подвижные, моторные).

2.

Интеллектуальные,

игры

ума

(игры-

путешествия,

предметные,

конструкторские, компьютерные).

3.

Социальные

игры,

игры

для

души

(сюжетно-ролевые,

деловые,

комплексные).

Можно

сделать

вывод

игра

сложное

социально

психологическое

явление и потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность

личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым

видением мира и несвязанны с возрастом человека.

Всякая

игра,

есть

прежде

всего

свободная

деятельность.

Более

осмысленным

выглядит

понимание

игры

как

события.

В

играх

ребенок

совершенно свободен, и уже поэтому не просто копирует поведение людей,

но

обязательно

вносит

даже

в

подражательные

действия

нечто

свое,

самобытное. В игровом мироощущении присутствует истина более глубокая,

чем в рассудочном взгляде на мир.

Дети всегда играют всерьез. Почему? Потому, что в игре , продуктом

которой

является

наслаждение,

а

конечным

результатом

развитие

определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность

ребенка в саморазвитии.

Литература

1.

Ермолаева

М.Г.Игра

в

образовательном

процессе

[Текст]

/

М.Г.Ермолаева// Каро.-2008.

2.

Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин// —

Москва: Педагогика, 1978.

3.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и

развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров // - Москва.: МПУ,

Рос. пед. агенство, 1997.



В раздел образования