Автор: Мирошниченко Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28 "Цветик - семицветик"
Населённый пункт: Г.о.Балашиха Московской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "История создания письменности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми
старшей группы «История создания письменности»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей появления первых книг.
2. Формировать элементарные представления о материалах, используемых
человеком для записи своих мыслей, историй, действий.
3. Закрепить и обогатить знания детей о разных временных промежутках.
4. Обогащение словарного запаса детей.
Развивающие:
1. Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.
2. Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание,
ориентировку в пространстве.
3. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками,
проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории человечества на примере письменности и
появления книг.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение радоваться
достигнутому результату.
Ход занятия:
Дети с воспитателем входят в группу, приветствуют гостей.
В.: Дорогие ребята, сегодня наше занятие необычное, мы отправимся с вами
в путешествие по волшебным островам времени и постараемся узнать, как
человек научился писать и как возникла письменность. В пути нас ждут
приключения и интересные задания.
В.: Ну что, отправляемся? (Ответы детей). Итак, чтобы попасть на первый
остров, мы превратимся в пилотов. (Фоном идет музыка полета)
Предлагаю, вам надеть шлемы, завести моторы, расправить крылья. А теперь,
я произнесу волшебные слова:
- Будем мы сейчас пилоты,
- Полетим на самолете,
- Покружимся, погудим
- И на остров прилетим.
- Полетели.
- Вижу остров. Приземляемся! (Музыка останавливается. Дети садятся на
корточки вместе с воспитателем, вместе встают, снимают шлемы)
В.: Вот мы и прилетели на остров «Древности». (Включается музыка
первобытных людей) Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать
интересный рассказ о жителях этого острова. Присаживайтесь. (Музыка
выключается)
СЛАЙДЫ.
В.: Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу
удивительные истории. Со временем у них появилось желание записывать
эти истории и человек изобрел знаки-рисунки. С помощью кусочка угля, он
начал покрывать стены пещеры рисунками, затем перенес их на камни и
ракушки. Надписи-рисунки рассказывали об условиях жизни и охоте
первобытных людей. Такая письменность называлась рисуночной
письменностью. Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось
все труднее. Ведь так можно было передать только короткие сообщения. Да и
не все люди хорошо рисовали, а значит не могли правильно выразить свои
мысли с помощью рисунков. Вспомните девочку Таффи, о которой мы читали
и все, что с ней случилось!
СЛАЙДЫ.
В.: Одновременно человек изобретает узелковую письменность: передача
сообщений с помощью завязанных узелков. Ведь не зря же существует
поговорка «Завяжи узелок на память». Завязал узелок на носовом платке,
прошло время, посмотрел на узелок и вспомнил, что ты хотел сделать. Только
древние люди завязывали узелки не на носовых платках, а на веревочках,
привязанных к лентам или палочкам. Такая письменность получила название
– кипу или узелковая. Узелки отличались друг от друга цветом и размером,
поэтому прочитать такое письмо было очень трудно.
В.: И сейчас, я вам предлагаю немного побыть древними людьми и
самостоятельно написать о своей жизни. Присаживайтесь за стол. Те, ребята,
перед которыми узелковое письмо (покажите его), пусть завяжут столько
узелков на шнурках, сколько перед ними лежит ракушек на тарелочках. А
ребята, перед которыми камни и большие ракушки, должны изобразить на
них угольками свое настроение. Посмотрите на карточку с изображением
настроения. (Демонстрация карточки с изображением настроений)
В.: Это какое настроение? А это? И т.д. Вот какое у вас сегодня настроение,
такое и изобразите. (Карточки с изображением настроений оставить на столе)
В.: Приступайте.
В.: Закончили? Молодцы. Кто пользовался угольком, вытирайте руки
влажной салфеткой.
(Занятие продолжается, сидя за столом)
В.: Со временем люди отказались от рисуночного и узелкового письма.
Почему? (Ответы детей)
В.: А, мы отправляемся дальше. Встаем, становимся в круг. Надеваем
шапочки моряков. (Фоном музыка моря) На следующий остров мы
поплывем на корабле. Повторяем движения за мной:
- Отважный кораблик плывет в океан,
- Все вы матросы, а я капитан.
- Мы дружно шагаем, все вместе плывем,
- На остров волшебный мы попадем. (Музыка выключается)
В.: Ну вот ребята мы с вами попали на следующий остров, который
называется островом «Старины». (Включается музыка старины)
Присаживайтесь, пожалуйста.
В.: Как вы уже знаете, время не стоит на месте, а течет, как река. Прошла
древность, наступила старина. (Музыка выключается)
СЛАЙДЫ.
В.- И люди изобрели новый вид письменности – на глиняных табличках.
Глина мягкий материал, ее раскатывали и палочками наносили на нее
различные знаки, рисунки. После этого глиняные таблички клали на солнце
высушивать. Когда таблички подсыхали их переносили в помещение. Но
глина не прочный материал, она крошилась, разбивалась и долго не могла
служить людям. И тогда человек решил попробовать другой материал для
письма – бересту.
В.: Вы знаете, что такое береста? (Ответы детей) Береста – это кора с дерева
береза, очищенная и высушенная. На бересте процарапывались буквы
острым железным стержнем, который назывался писало.
В.: Как вы думаете, от какого слова произошло название «писало»? (Ответы
детей)
В.: Береста хранилась не долго, она тоже была не прочным материалом.
В.: Я вам предлагаю еще одно задание- собрать разрезные картинки.
(4 ребенка собирают на одном столе, 4 на другом. На столах стоят
образцы картинок)
В.: Что бы вам было легче, вы можете смотреть на образцы. (Музыка
старины) Что у вас получилось? (Музыку выключаем)
В.: Мы продолжаем занятие. Присаживайтесь. (Демонстрация восковой
книги). Эта книга сделана из воска. Поверхность дощечек натирали воском, и
затем тонкой палочкой процарапывали буквы. Воск мягкий материал и
царапается легко, но на нем плохо видно изображение
В.: Я предлагаю вам самим поработать с табличками. Проходите за стол,
садитесь. Берите палочки и заполните глиняные и восковые дощечки любыми
знаками или рисунками. А кто знает буквы может написать слово мама.
Приступайте. (Мелодия старины)
В.: Молодцы! (Мелодию выключаем) Скажите, почему люди отказались от
использования глиняных дощечек, восковых табличек, бересты? (Ответы
детей)
В.: А я, приглашаю вас продолжить наше путешествие: (Мелодия моря)
- Отважный кораблик плывет в океан,
- Все вы матросы, а я капитан.
- Мы дружно шагаем, все вместе плывем,
- На остров волшебный мы попадем. (Музыку отключить)
(Дети снимают шапочки)
(Включается современная музыка)
В.: Мы на острове «Современности»
В.: Присаживайтесь. (Музыка отключается) Поиски удобного и
практичного материала для письма продолжались до тех пор, пока не была
изобретена бумага. Первую бумагу изобрели в Китае. Постепенно секрет ее
изготовление стал известен в других странах. Способы ее изготовления
совершенствовались, бумага стала белее и прочнее. На бумаге с помощью
букв пишут и печатают сказки, рассказы, загадки, поговорки. Мы с вами все
это читаем.
В.: Приглашаю вас поиграть. (Дети переходят за другой стол)
В.: Перед вами карточки. Посмотрите на карточку, узнайте букву и найдите в
корзине картинку в которой спрятался этот звук. Каждую картинку оденьте на
шнурок.
В.: Молодцы, Вы справились с заданием. Пора возвращаться в детский сад.
Выходим на коврик, надеваем шлемы пилотов, заводим моторы, расправляем
крылья. (Музыка полета)
- Будем мы сейчас пилоты,
- Полетим на самолете,
- Покружимся, погудим
- И домой мы прилетим.
В.: Полетели! Вижу детский сад, приземляемся!
(Музыка отключается, дети снимают шлемы)
В.: Ребята, мы с вами путешествовали по «Островам времени» в историю
возникновения письменности. Что нового вы узнали из нашего путешествия?
Как вы думаете, почему люди пробовали разные материалы для письма?
Какой материал сейчас люди используют?
В.: Перед вами карточки и три острова времени. Первый остров. Второй
остров. Третий остров. Распределите карточки на тот остров на который
считаете нужным. (Музыка современности) Молодцы, справились с
заданием! (Выключить)
В.: Вы были прекрасными и смелыми попутчиками: с интересом слушали и
выполняли задания, дружно отвечали на вопросы. Давайте скажем друг другу
«Спасибо!» А на память о нашем занятии, я дарю вам альбомы, чтобы вы
дома придумали и «записали» в картинках историю своего путешествия.