Авторы: Мишакова Ирина Николаевна, Машкова Людмила Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад№29"Росинка"
Населённый пункт: город Егорьевск Московская область
Наименование материала: сценарий праздника
Тема: Театрализованное представление "Сказки Гуслицы"
Раздел: дошкольное образование
Мишакова Ирина Николаевна - педагог дополнительного образования
по изобразительной деятельности. МДОУ детский сад
№ 29 « Росинка» . Московская область г. Егорьевск.
Р.Т. 8(49640)35900; д.т. 8(49640)30149; моб.8(926)0533539
Машкова Людмила Григорьевна-музыкальный руководитель.
МДОУ детский сад №29 «Росинка». Московская область г.Егорьевск.
Р.т.8(49640)35900;д.т.8(49640)66986; моб.8(910)4698966.
Гуслица - это вид декоративно-прикладного искусства , который был
возрожден после долгих лет забвения и изучается преподавателями и
студентами Московского областного колледжа искусств и технологий г.
Егорьевска совместно с Историко-художественным музеем.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи
патриотического воспитания подрастающего поколения на основе
возрождения традиций народной художественной культуры Подмосковья.
Происходит это как на специально организованных дополнительных
занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной
литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми,
проведении кукольных спектаклей и праздников, экскурсии в краеведческий,
историко-художественный музеи и мини-музей Московского областного
колледжа искусств и технологий).
В желании познакомить детей с русской народной культурой в комплексе
всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор,
декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-
эмоциональной окраски мы использовали технологию проектирования,
которая позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и
позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности:
сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты
«культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом
значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к народной
культуре.
В нашем проекте в доступной для восприятия детей форме ,мы
знакомим ребят с традициями жителей местности Гуслицы, с культурой
Гуслиц. Подготовка и проведение таких праздников позволяют
использовать богатые возможности народной культуры для духовного
развития дошкольников, дают возможность каждому из участников
приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать
творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность
восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других
современных видов искусства делает его незаменимым средством единения
людей, что так важно в наши дни.
Театрализованное представление
«Сказки Гуслицы»
Презентация книги сказок.
Герои:
Ведущая:
Сказочник Оле – Лукойе
1 сказка: Бобер Гусля
2 сказка: 4 утёнка
3 сказка: Мастер, Иван, 2 гуся,лебедь
4 сказка: 5 сестёр, колдунья
Ход праздника.
Звучит фонограмма песни «Маленькая фея» Т. Морозовой.
Появляется ведущая с книгой.
Вед:
Здравствуйте,
дорогие
друзья!
Сегодня
мы
подводим
итог
проекта
«Сказки Гуслицы». Над проектом мы работали 2 года.
У меня в руках волшебная книга. В ней собраны сказки, написанные вами
совместно с родителями и рисунки. За это время мы узнали много нового и
интересного: в детской библиотеке вы познакомились с историей книги,
научились реставрировать её, подготовили с родителями поделки к выставке
«Моя любимая сказка»; провели экскурсию в музей, где приняли участие в
мастер – классе по росписи
Гуслицкой открытки; в нашем мини – музее
открыли выставку по Гуслицкой росписи.
За
время
работы
над
проектом
для
вас
были
организованы
различные
праздники:
1.
Кукольные спектакли
«Сказки во сне и наяву» и «Сказочные птицы
Гуслицы»
2.
Праздник книги.
3.
Фольклорные праздники «Культура Гуслиц» и «Гусляки»
4.
Театрализованный спектакль «Гуслицкие мотивы»
5.
Презентация
книги
«Сказки
Гуслицы»,
театрализованный
спектакль
«Сказки Гуслицы»
Звучит волшебная музыка. Ведущая обращает внимание на книгу.
Вед:
Ой,
что
это
с
книгой?
Она
становится
горячей!
С
ней
что
–
то
происходит. Пойду и положу её на полку. Ведущая уходит.
Звучит песня «В гостях у сказки» Сл.Ю.Ким. Муз. В.
Дашкевич.
Появляется Оле – Лукойе, выкатывая большую книгу.
Оле – Лукойе:
Вот эту книгу я на полке нашёл! Я её посмотрел и оказалась, что эта ваша
книга с интересными сказками и рисунками. Меня зовут Оле – Лукойе. Я –
сказочник.
Прислушивается к книге.
Оле – Лукойе:
Что это? Я слышу какие – то голоса! Герои сказок опять расшалились, они
как – всегда спорят, какая сказка лучше. Давайте не будем их томить и
отправимся в сказку. Кривли, кравли, бумс!
Оле – Лукойе открывает страницу книги.
Оле – Лукойе: Сказка «Почему Гуслицу назвали Гуслицей?»
На главном холме Егорьевской возвышенности берёт начало небольшая река
Гуслица. Говорят, что название реки произошло от названия музыкального
инструмента
гуслей.
Возможно,
это
действительно
так,
но
моя
бабушка
рассказывала,
что
давным
–
давно
на
берегу
реки
жила
большая
семья
бобров.
Самого
маленького
бобра
звали
Гусля.
Он
был
очень
добрым.
честным и все его любили.
Появляется Бобёр. Оле – Лукойе уходит.
Гусля:
Эх, мне бы только дождаться корабля. Я бы уплыл в тёплые края, посмотрел
разные страны. Ой, что это? Бочка. Какая огромная! Так – так, да это же злая
Краснуха к нам пожаловала. Это она хочет отравить нашу речку и устроить
здесь болото. Что же делать? Горох!
Гусля взял соломинку и пульнул горошиной прямо в бочку. Бочка раскололась.
Краснуха падает в речку. Гусля уходит.
Бобры кричат:
Молодец, Гусля! Ну и Гусля! Давайте речку назовём Гуслицей.
Появляется Оле – Лукойе.
Оле – Лукойе:
С тех пор и называют нашу речку Гуслицей. Вот такая сказочка.
Оле – Лукойе:
А теперь познакомимся со второй сказкой «Серая уточка».
Вдоль полей и лесов текла речка Гуслица. На крутом берегу Гуслицы стояло
село, а в камышах близ села вывела утят серая уточка.
Из – за книги появляются утята.
Оле – Лукойе: Рано – рано утречком.
Вышла мама уточка
Поучить утят.
Уж она их учит – учит,
Вы плывите ути – ути
Плавно в ряд.
Танец маленьких утят.
Один утёнок потерял пёрышко. Утята уходят. Появляется девочка.
Девочка:
Какое чудесное пёрышко я нашла! Буду им узоры яркие рисовать.
Уходит.
Оле – Лукойе:
А перо непростым оказалось. Стала девочка тем пёрышком ноты в книгу
записывать, а пёрышко узоры выводит яркие, золотистые. Восхитились люди.
Таких сияющих красок они ещё не видели. С тех пор стали такими узорами
книги украшать, а назвали их Гуслицкой росписью.
А вот ещё одна сказочка.
Выходят Иван и Мастер.
Оле – Лукойе:
В одном селе жил – был Иван, и работал он подмастерьем у одного мастера.
Уходит.
Иван:
Мастер, скажи, когда я освою твоё ремесло, стану я мастером? Мечта у меня
есть, ребятишек обучать росписи.
Мастер: Учись и запоминай, да поменьше мечтай. Вон, шкатулка ещё не
закончена. Мастер уходит.
Иван прогуливается возле речки.
Иван:
Эх, не идёт работа, не выходит узор!
Под музыку появляется Царевна – Лебедь.
Танец Царевны – Лебеди. К.Сен – Санс. «Лебедь»
Иван:
Красота какая невиданная! Нарисую я Царевну – Лебедь у себя на шкатулке.
Рисует.
Появляется Мастер.
Мастер:
Ну, Ваня, теперь ты стал настоящим мастером!
Появляется Оле – Лукойе.
Оле – Лукойе:
А сейчас я расскажу вам сказку о необыкновенных птицах, которые плыли по
нашей реке Гуслице, и вы узнаете, почему таким мелодичным словом назвали
речку. Ну, слушайте.
Раздаются звуки гуслей.
Давным – давно предавно это было… По селу протекала тихая красивая река
Гуслица. Трудно сказать, почему река так называется. Говорят, что видели в
этих
местах,
как
по
речке
плыли
удивительно
красивые
гуси.
А
ещё
сказывают, что злая колдунья заколдовала все гусли, от того, что весело и
легко жили в селе люди: днём работали, а вечером играли на гуслях, пели
песни, плясали.
Жили – были в том селе на земле подмосковной 5 сестёр: выращивали хлеб,
ухаживали за животными, любили петь, плясать, в общем жили, не тужили.
Каждая из сестер выполняла свою работу.
Выходят девочки, выполняют действия по тексту.
1 девочка: Старшая, Машенька, корову доила.
2 девочка: Пелагеюшка кашу варила.
3 девочка: Третья сестра, Дарьюшка, по воду ходила, да телят поила.
4 девочка: Малаша, четвёртая из сестёр пол подметала.
5 девочка: А младшая, Настенька, всем помогала.
Девушки были добрые, приветливые, всем на селе помогали, и люди любили
их. Сёстры уходят.
Оле – Лукойе:
Жила в этих болотистых местах злая колдунья, которую звали Анисярт, а по -
нашему Трясина. Решила она погубить девушек. Среди села, как я уже
говорил, текла река – тихая, ласковая, как сама жизнь повсюду на Руси. На
берегу
этой
реки
и
стоял
дом
наших
сестричек.
Однажды
колдунья
превратилась
в
бедную
старушку
странницу,
и
незаметно
подкралась
к
домику сестёр.
Звучит музыка М. Мусоргского «Баба – Яга».
Появляется колдунья.
Колдунья:
Ох, как зло меня разбирает! Не люблю веселье, не люблю, когда люди
радуются. Становлюсь зелёной от злости. Стучится.
Появляется Настенька.
Настенька:
Здравствуйте, бабушка! Отдохните с дороги.
Колдунья садится на скамеечку.
Колдунья:
Доченька, дай водицы напиться.
Настенька идёт за водой.
Колдунья:
Не могу я долго без воды, плохо мне без своего болота.
Вместе с Настенькой выходят все сёстры. Настя даёт воду колдунье.
Колдунья пьёт и произносит заклинание.
Колдунья: Ты, водица – вода, красоту смой без следа.
Изгони доброту, в сердце посели тоску.
Преврати добрых девиц
В страшных, безобразных птиц:
Превратитесь, сёстры, в неуклюжих гусынь!
Колдунья плеснула воду на девушек и ушла.
Девушки превращаются в гусынь.
Оле – Лукойе:
На утро люди увидели, как возле дома девушек по реке плавают 5 гусынь…
Но только не были они безобразными. А были необыкновенно красивыми. И
трава
по
берегу,
где
проплывали
гуси,
становилась
пышной
и
яркой,
расцветали цветы необычайной красоты. Девушки были такими добрыми,
что даже заклинание злой колдуньи не помогло. Не превратились они в
безобразных
гусынь,
а
стали
прекрасными
птицами
и
дальше
помогали
людям. А колдунья Анисярт от злости лопнула на своём болоте. С тех пор,
люди стали называть речку Гуслицей, а невиданными доселе цветами и
узорами украшать рукописные книги.
Песня
Оле – Лукойе:
Вот такие сказочки у нас! Кривли, кравли, бумс!
Оле – Лукойе закрывает книгу.
Праздник закончен.
Представление книги сказок
Страницы книги
Оле-Лукойе открывает волшебную книгу сказок
Сказка про бобренка Гуслю
Сказка про Ивана-мастера
Сказка «Серая уточка»
Сказка « Дивные птицы Гуслицы»