Автор: Короткова Татьна Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Тимирязевская ДШИ"
Населённый пункт: п. Тимирязевский Ульяновская область
Наименование материала: методическая разрабртка
Тема: "Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка"
Раздел: дополнительное образование
«Роль музыки как вида искусства в
формировании духовной культуры личности ребёнка»
«Музыка- искусство, обладающее большой силой эмоционального
воздействия на человека... и именно потому она может играть громадную
роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Д. Кабалевский.
Музыкальное
воспитание
-
систематическое
развитие
музыкальных
способностей человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры.
Главное
в
такого
рода
воспитании
-
умение
пробудить
в
человеке
эмоциональную отзывчивость к музыке, стремление к переживанию того, что
выражено в музыке.
Музыкальное
воспитание
как
средство
формулирования
системы,
эмоциональной культуры чувств, нравственности - такой подход характерен
для музыкальной педагогики. Музыка отражает действительность в движении,
в
динамике
развития.
Центром
этого
движения
является
человек
с
его
мышлением, субъектным восприятием объективно существующей реальности.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в
человеке
добрые
чувства,
делает
его
выше,
чище,
лучше.
При
анализе
содержания
музыкального
искусства
особое
место
уделяется
вопросам
ассоциативного
мышления.
Музыка
не
просто
холодно
информирует
слушателя о мире, о мыслях, о чувствах, идеалах художника, но и заражает его
этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведёт его за
собой,
стимулирует
активность
восприятия
и
мышления.
Богатство
воображения,
ассоциативные
представления
способны
обогатить
и
оплодотворить
замысел
музыканта.
Ассоциативное
мышление
помогает
выявлению образности, выразительности композиторского и исполнительского
искусства. Идейное и эмоциональное понимание содержания музыкального
произведения
даёт
толчок
нашим
раздумьям.
Искусство
может
заражать
своими идеями, но лишь эмоционально. Без эмоционального искусства быть
не может. Эмоции, вызванные искусством,- это особый вид чувствований
-художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики,
напряженной мыслительной работы.
Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания
его
произведений,
оно
может
вызывать
различные
чувства,
ценные
и
ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека.
Музыкальное воспитание включает такие доступные виды музыкальной
деятельности,
как
слушание
музыки
в
исполнении
взрослых,
простейшее
музыкальное исполнительство (пение), игру на музыкальных инструментах,
усвоение первых сведений о музыке и элементарной нотной грамоте, а также
приобщение к творчеству в музыкальных играх.
Музыкальное образование строится по принципу единства обучения и
воспитания
и
ставит
прежде
всего
задачу
развития
в
человеке
идейного
богатства творческих сил и художественных способностей.
Целью урока является воспитание музыкальной культуры учащихся, как
необходимой
части
их
духовной
культуры.
Понятие
«музыкальная
культура» включает : а) нравственно-эстетические чувства и убеждения,
музыкальные вкусы и потребности; б) знания , навыки и умения, без
которых
не
возможно
освоение
музыкального
искусства!
восприятие,
исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие
успех музыкальной деятельности.
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности
играет художественная деятельность необходимая не только профессионалам,
но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное,
творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно
раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать
и
понимать
искусство,
любовь
к
нему
сохраняются
затем
на
всю
жизнь,
влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что
упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые
годы,-
предупреждал
В.
А.
Сухомлинский
-
«... Если в раннем детстве
донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок
почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на
такую
ступеньку
культуры,
которая
не
может
быть
достигнута
никакими
другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед
ребенком
собственную
красоту
-
маленький
человек
осознает
свое
достоинство».
Многолетний
опыт
работы
убеждает
меня,
что
буквально
к
каждому
ребенку, независимо от его одаренности, можно « подобрать ключи» для
вхождения
в
мир
музыки.
Секрет
заключается
в
способности
педагога,
нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста игровой фазы
(пользуясь
принципами
возрастной
психологии),
незаметно
ввести
в
мир
звуков, пробудить в них любовь к музыке. Язык музыки интернационален, не
нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие,
самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь
недаром говорят, что музыка начинается там, где кончается слово.
Основная задача педагога - сделать интересными и любимыми занятия
музыкой.
Способствовать
пробуждению
воображения
ребенка
должен
и
музыкальный материал и рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий
игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить
нужные движения рук. Педагог в каждый момент работы должен проявлять
большое внимание, такт и понимание особенностей ребенка. Учитель должен
увлечься
работой,
чтобы
«заразить»
учащихся
своим
темпераментом
и
творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед
учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.
Д.
Шостакович сказал: « Любителями и знатоками музыки не рождаются, а
становятся...Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет
вам мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно
богаче, чище, совершеннее».
Формирование
музыкальной,
духовной
культуры
ребёнка
зависит
от
решения образовательных и развивающих задач.
Таким
образом,
цель
занятий
искусством
с
детьми
-
пробуждать
творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.
Список используемой литературы:
1.«Вопросы теории и эстетики музыки» вып. 8 под ред. Ю. Кремлёв.
2.С. Бенина «Музыка и движение».
3.Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь».
4.Т. Вендрова «Воспитание музыкой».
5.Л. Дмитриева «Методика музыкального воспитания».
6.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».