Напоминание

"Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка"


Автор: Короткова Татьна Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Тимирязевская ДШИ"
Населённый пункт: п. Тимирязевский Ульяновская область
Наименование материала: методическая разрабртка
Тема: "Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль музыки как вида искусства в

формировании духовной культуры личности ребёнка»

«Музыка- искусство, обладающее большой силой эмоционального

воздействия на человека... и именно потому она может играть громадную

роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Д. Кабалевский.

Музыкальное

воспитание

-

систематическое

развитие

музыкальных

способностей человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры.

Главное

в

такого

рода

воспитании

-

умение

пробудить

в

человеке

эмоциональную отзывчивость к музыке, стремление к переживанию того, что

выражено в музыке.

Музыкальное

воспитание

как

средство

формулирования

системы,

эмоциональной культуры чувств, нравственности - такой подход характерен

для музыкальной педагогики. Музыка отражает действительность в движении,

в

динамике

развития.

Центром

этого

движения

является

человек

с

его

мышлением, субъектным восприятием объективно существующей реальности.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в

человеке

добрые

чувства,

делает

его

выше,

чище,

лучше.

При

анализе

содержания

музыкального

искусства

особое

место

уделяется

вопросам

ассоциативного

мышления.

Музыка

не

просто

холодно

информирует

слушателя о мире, о мыслях, о чувствах, идеалах художника, но и заражает его

этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведёт его за

собой,

стимулирует

активность

восприятия

и

мышления.

Богатство

воображения,

ассоциативные

представления

способны

обогатить

и

оплодотворить

замысел

музыканта.

Ассоциативное

мышление

помогает

выявлению образности, выразительности композиторского и исполнительского

искусства. Идейное и эмоциональное понимание содержания музыкального

произведения

даёт

толчок

нашим

раздумьям.

Искусство

может

заражать

своими идеями, но лишь эмоционально. Без эмоционального искусства быть

не может. Эмоции, вызванные искусством,- это особый вид чувствований

-художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики,

напряженной мыслительной работы.

Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания

его

произведений,

оно

может

вызывать

различные

чувства,

ценные

и

ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека.

Музыкальное воспитание включает такие доступные виды музыкальной

деятельности,

как

слушание

музыки

в

исполнении

взрослых,

простейшее

музыкальное исполнительство (пение), игру на музыкальных инструментах,

усвоение первых сведений о музыке и элементарной нотной грамоте, а также

приобщение к творчеству в музыкальных играх.

Музыкальное образование строится по принципу единства обучения и

воспитания

и

ставит

прежде

всего

задачу

развития

в

человеке

идейного

богатства творческих сил и художественных способностей.

Целью урока является воспитание музыкальной культуры учащихся, как

необходимой

части

их

духовной

культуры.

Понятие

«музыкальная

культура» включает : а) нравственно-эстетические чувства и убеждения,

музыкальные вкусы и потребности; б) знания , навыки и умения, без

которых

не

возможно

освоение

музыкального

искусства!

восприятие,

исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие

успех музыкальной деятельности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности

играет художественная деятельность необходимая не только профессионалам,

но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное,

творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать

и

понимать

искусство,

любовь

к

нему

сохраняются

затем

на

всю

жизнь,

влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что

упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые

годы,-

предупреждал

В.

А.

Сухомлинский

-

«... Если в раннем детстве

донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок

почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на

такую

ступеньку

культуры,

которая

не

может

быть

достигнута

никакими

другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед

ребенком

собственную

красоту

-

маленький

человек

осознает

свое

достоинство».

Многолетний

опыт

работы

убеждает

меня,

что

буквально

к

каждому

ребенку, независимо от его одаренности, можно « подобрать ключи» для

вхождения

в

мир

музыки.

Секрет

заключается

в

способности

педагога,

нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста игровой фазы

(пользуясь

принципами

возрастной

психологии),

незаметно

ввести

в

мир

звуков, пробудить в них любовь к музыке. Язык музыки интернационален, не

нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие,

самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь

недаром говорят, что музыка начинается там, где кончается слово.

Основная задача педагога - сделать интересными и любимыми занятия

музыкой.

Способствовать

пробуждению

воображения

ребенка

должен

и

музыкальный материал и рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий

игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить

нужные движения рук. Педагог в каждый момент работы должен проявлять

большое внимание, такт и понимание особенностей ребенка. Учитель должен

увлечься

работой,

чтобы

«заразить»

учащихся

своим

темпераментом

и

творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед

учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.

Д.

Шостакович сказал: « Любителями и знатоками музыки не рождаются, а

становятся...Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет

вам мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно

богаче, чище, совершеннее».

Формирование

музыкальной,

духовной

культуры

ребёнка

зависит

от

решения образовательных и развивающих задач.

Таким

образом,

цель

занятий

искусством

с

детьми

-

пробуждать

творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.

Список используемой литературы:

1.«Вопросы теории и эстетики музыки» вып. 8 под ред. Ю. Кремлёв.

2.С. Бенина «Музыка и движение».

3.Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь».

4.Т. Вендрова «Воспитание музыкой».

5.Л. Дмитриева «Методика музыкального воспитания».

6.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».



В раздел образования