Напоминание

"Работа воспитателя в группе по формированию продуктивной коммуникации детей"


Авторы: Зурбанова Екатерина Викторовна, Игошина Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №167
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа воспитателя в группе по формированию продуктивной коммуникации детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Работа воспитателя в группе по формированию продуктивной

коммуникации детей»

Для развития личности первостепенное значение имеет социальное

окружение. В процессе взаимодействия с другими людьми каждый ребенок

удовлетворяет потребность в общении. По мнению Л.И. Божович именно

потребность

в

общении

является

одной

из

побуждающих

психическое

развитие сил и служит базов для развития психики в целом. Не случайно

проблема общения неоднократно выступала предметом изучения целого ряда

наук. В работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович и других

авторов раскрыты психологические основы общения.

В работе Л.С. Выготского разрабатывалось положение о ведущей роли

общения в психическом развитии ребенка, акцентировалось внимание на

роли взрослого в этом процессе.

В

современных

исследованиях

все

чаще

употребляется

термин

«коммуникация». Ее рассматривают как процесс взаимодействия двух или

более людей, в ходе которого происходит обмен сообщениями, несущими в

себе определенную информацию.

Средствами

коммуникации

выступают

вербальные

и

невербальные

знаковые системы. Для вербальной коммуникации используется

речь –

универсальное

средство

коммуникации,

потому

что

в

процессе

передачи

сообщения при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Посредством речи не просто «движется информация», но участники

коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют

друг

друга,

убеждают

друг

друга,

т.е.

стремятся

достичь

определенного

изменении поведения. Речь как средство коммуникации проходит сложный и

длительный путь развития в онтогенезе.

В работе М.И. Лисиной выделены три этапа – довербальный, этап

начальной

вербальной

коммуникации,

этап

развернутой

вербальной

коммуникации.

Среди

детей

дошкольного

возраста

одной

из

актуальных

проблем

является рост числа детей с общим недоразвитием речи и другими речевыми

нарушениями. В связи с этим у

дошкольников затруднена коммуникация,

поскольку ведущим ее средством является речь.

Особого

внимания

заслуживают

исследования,

посвященные

выявлению особенностей формирования коммуникативной деятельности у

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, представленные в

работах Р.Е. Левиной, Б.Н. Гриншпун, Т.Б, Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Авторы отмечают, что у дошкольников с нарушением речи недостаточно

развиты

все

стороны

речи,

они

испытывают

трудности

во

включении

и

развитии диалога со сверстниками и взрослыми. Спонтанное формирование

речевых

навыков

у

них

либо

невозможно,

либо

осуществляется

дисгармонично.

Это

приводит

к

неблагополучию

в

сфере

общения,

к

затруднениям

осуществления

коллективных

видов

деятельно сти,

эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей

личности,

искажению

самооценки,

трудностям

социальной

адаптации.

В

связи

с

этим

формирование

продуктивной

коммуникации

детей

представляется одной из актуальных задач.

На данный момент в научной литературе представлены исследования,

посвященные

разным

аспектам

изучаемой

проблемы:

общие

вопросы,

касающиеся проблемы недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Л.Ф.

Спирова и др.), вопросы развития диалогического общения рассматривали

А.Г.

Арушанова,

А.В.

Чулкова

и

др.;

особенности

общения

детей

с

недоразвитие речи (О.Е. Грибова, О.М. Вершинина, О.С. Павлова и др.).

Чаще

всего

в

исследованиях

рассматриваются

особенности

работы,

связанной с формированием продуктивной коммуникации через коррекцию

недоразвития

речи.

В

деятельности

воспитателя

группы

данный

аспект

практически не исследован. В тоже время именно воспитатель организует

ежедневное

общение

с

детьми,

создает

условия

для

включения

детей

в

общение.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между актуальной

потребностью

в

организации

работы

по

формированию

продуктивной

коммуникации у детей в условиях группы и недостаточной изученностью

содержания работы воспитателя по данному направлению.

Разрешение выделенного противоречия определило цель исследования.



В раздел образования