Напоминание

"Я - вижу, я - слышу, я - чувствую"


Автор: Стрельцова Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" поселка Псебай Муниципального образования Мостовский район
Населённый пункт: поселок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край
Наименование материала: Авторский метод знакомства учащихся вокального ансамбля с музыкальным произведением
Тема: "Я - вижу, я - слышу, я - чувствую"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» поселка Псебай

Муниципального образования Мостовский район Краснодарский край

Авторский метод

знакомства учащихся вокального ансамбля

с музыкальным произведением

«Я - слышу, я - вижу, я - чувствую»

в рамках личностно-ориентированного подхода

в образовательном процессе

Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

Стрельцова Наталья Анатольевна

07.01.2018

пос. Псебай

Использование

данного

метода

расчит ано

на

з а н я т и е

продолжительностью в два академических часа с переменой между ними, а

так

же

на

владение

детьми

элементарными

навыками

дирижирования,

элементарными знаниями изобразительно-выразительных средств звучащей

речи, знаниями средств музыкальной выразительности.

Данный метод апробирован на учащихся моего коллектива «Родник» .

Состав - 24 человека, возраст – 10- 14 лет. Коллектив существует с 2015

года,

поэтому

особых

проблем

и

трудностей

со

знаниями

средств

музыкальной выразительности и навыками элементарного дирижирования

просто

не

было.

Использование

данного

метода

возникло

по

острой

необходимости связанной со следующим- в классическом варианте педагог в

работе с ансамблем предлагает уже готовый продукт чаще авторского или

внедрения

своих

миминизированных

авторских

интерпретаций

звучания

музыкального произведения. А мне захотелось предоставить возможность

детям самим прочувствовать произведение, которое они будут разучивать в

течение

двух

или

более

месяцев

(это

касается

особенно

сложных

трехголосных

партитур

с

элементами

четырехголосия).

Сохранить

увлеченность

репетиционным

процессом

при

работе

над

сценическим

образом таких произведений при живом интересе самих детей была моя

главная задача. Незнание изобразительно-выразительных средств речи мы

быстро восполнили на дополнительных занятиях

в виде индивидуальных

занятиях и занятиях по подгруппам.

Осознание

того,

что

от

мнения

каждого

зависит

итоговое

представление

того,

как

должно

быть

исполнено

данное

произведение

создало дух соавторского сотрудничества со мной, как с педагогом и дало

свой положительный результат. А главное, позволило создать для моих детей

все условия для развития их лидерских качеств, а так же пусть пока не с

большой

буквы,

но

все

же

профессиональных

слушателей,

а

значит

и

исполнителей. Такой пласт работы полезен во всех отношениях и в полной

мере

отвечает

личностно-ориентированному

подходу

в

современном

образовании.

Наименование

методической

разработки: авторский

метод

знакомства

учащихся вокального ансамбля с музыкальным произведением «Я - слышу, я

-

вижу,

я

-

чувствую»

в

рамках

личностно-ориентированного

подхода

в

образовательном процессе.

Цель: воспитание слушателя-профессионала через сравнительный анализ

выразительности

речи

и

средств

музыкальной

выразительно сти

разучиваемого произведения.

Задачи:

- научить детей понимать, слышать, «видеть» богатый мир образов в

синтезе музыки и слов, распознавать их отличие и определять способы

воздействия на глубину чувств слушателя;

- научить использовать средства выразительности речи;

- научить определять на слух музыкальные средства выразительности;

- развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость через

пластическое интонирование, ролевую игру «Я-дирижер»;

- развивать коммуникативные способности, уважительное отношение к

иному мнению собеседника.

Что в работе в работе педагога – профессионала главное? Только ли

владение знаниями своего предмета в совершенстве и умение практически их

применить? Для меня- нет. Помимо профессионализма, необходимо в работе

с детьми, на мой взгляд,

быть еще и немного сказочником, тем более

педагогу по вокалу, на занятии которого должно царить искусство.

А кто

такой сказочник? Это человек, умеющий приятно удивлять. А зачем надо

удивлять

детей,

спросите

вы,

на

занятиях

ансамблевого

пения?

Отвечу:

эффект удивления - это своего рода сюрпризный момент в непосредственно

образовательной

деятельности,

залог

успешного

усвоения

учебного

материала, двигатель их познавательной активности. С помощью чего можно

удивлять

детей

в

монотонной

не

одного

месяца

работе

по

разучиванию

сложных

многоголо сных

произведений?

Да,

ярко сть

с р ед с т в

выразительности

речи,

музыкальных

средств

выразительности,

конечно,

имеют место быть. Но без практики самостоятельной работы в этой сфере у

самих

детей

они

малоэффективны.

Да

и

как

научить

детей

не

только

передавать прекрасные образы музыкальных произведений в пении, но и

быть разборчивыми слушателями?

Приучать детей осмысленно подходить к слушанию музыки в разных

сферах

их

деятельности

очень

важно.

Отучать

от

привычного

сопровождения их жизни дешевой и грубой музыки – очень актуально. Ведь

недаром именитые ювелиры, владельцы драгоценностей разрешали играть с

ними своим детям. На вопрос недоумевающих очевидцев отвечали: «Когда

вырастут -

их уже не проведешь с фальшивкой. Они будут знать, как

выглядит подлинная красота.…» Вот так и в наше время бы каждый родитель

думал о том, какие

музыкальные «шедевры» впускает в свой чистый и

неискушенный мир ранимый слух ребенка, наверное, дешевая музыка не

нашла бы тогда себе своего потребителя.

Предлагаю

вашему

вниманию

авторский

метод

по

разбору

нового

музыкального произведения с эффектом удивления «Я - слышу, я - вижу, я -

ч увс т вую»,

на це ле нный

на

формирова ние

у

д е т е й

н а в ы ко в

профессионального слушателя. Почему удивления, потому что при разборе

почти любого классического детского произведения, а если оно написано

Д.Тухмановым и В. Шаинским, то

всегда удивляешься их высокому дару

удивлять и восхищать.

Первый

этап. Перед тем как

дать прослушать учащимся новую песню, вы

знакомите их с ее текстом, который те читают сначала самостоятельно, «про

себя», определяют

выразительные средства стихотворного произведения -

образный

ряд,

метафоры,

противопоставления,

сравнения,

фразы,

кульминацию.

Затем

читают

вслух,

используя

средства

выразительности

звучащей речи: темп и ритм, интонацию, логические ударения, высоту и

силу звука. Таким образом, дети

углубляются в тот вымышленный мир,

который

«изобразил»

словом

поэт.

Анализируют,

обсуждают

воздействие

этих средств выразительности лично на них.

Второй

этап.

Чере з

определение речевых

средств

выразительности

стихотворения, учащиеся пытаются предугадать, какие средства музыкальной

выразительности

(СМВ)

будет

задействовать

композитор,

решивший

написать на это стихотворение музыку. Дети самостоятельно записывают

свои варианты СМВ на их взгляд, используемых композитором. Определяют

из

скольких

частей

будет

состоять

произведение (например:

куплетно-

припевная

форма,

с

повторами),

каким

будет

вступление,

будут

ли

проигрыши, какой по интонации будет мелодия (в разных частях), ритм,

темп, лад, динамические нюансы, кульминация и конец и т.д..

Затем делятся

со всеми своим вариантом видения будущего музыкального произведения

через

ролевую

игру:

«Я

-

дирижер»,

сопровождая

дирижирование

пластическим

интонированием (каждый ребенок одновременно читает и

дирижирует определенный фрагмент стихотворения или его полностью, по

желанию). Все анализируют работу друг друга, говоря, что понравилось, что

нет и почему, с чем не согласны и почему…

Третий этап. Далее

предлагаете прослушать произведение в «минусе». На

данном

этапе

детям

необходимо

сравнить

образ

стихотворного

и

музыкального произведения, проанализировать синтез музыки и текста. Здесь

они часто удивляются тому, как иногда текст по содержанию что говорится

«бьет в колокола», а музыкальное сопровождение напряженное и тягучее в

противовес

уже

сложившемуся

в

течение

обсуждения

мнению.

Или

же

наоборот,

текст

бывает

по

своей

образной

нагрузке

«простоватым»,

а

музыкальное сопровождение

так вдруг «широко» зазвучит, создавая свои

яркие

образы,

которые

разняться

с

начальными

представлениями,

что

заставляет удивляться детей. Как

правило,

работа

на

данном

эт ап е

увлекательная и очень нравится учащимся, а так же способствует развитию

их

образного

мышления,

обогащению

эмоционального

отклика

на

разучиваемое

музыкальное

произведение,

которое

предстоит

еще

долго

разучивать.

Четвертый этап. Наконец, учащиеся прослушивают произведение в «плюсе»,

поле чего анализируют свои ожидания в сравнении с реальным звучанием

произведения, поясняя - что понравилось (не понравилось), с чем согласны

(не согласны) и т.пр.. Далее дети выделяют из практики начальной работы по

данному методу одного самого «убедительного дирижера». Ему предстоит

продирижировать произведение целиком исходя из оригинала произведения

(авторский вариант звучания). Произведение звучит в «плюсе», причем петь

пытаются все дети, «подхватывая» уже запомнившиеся места. По окончании

идет

анализ

и

обсуждение

того,

как

мы-ансамбль

будем

исполнять

это

произведение,

какие

свои

введения

мы

считаем

необходимым

внести

и

почему и т.пр..

Пятый

этап. В заключении осуществляется уже непосредственно вокально-

хоровая

работа

по

разучиванию

данного

произведения:

подробный

пофразовый разбор текста и мелодии, отработка дикционных, ритмических,

динамических

нюансов

в

обязательном

синтезе

с

пластическим

интонированием и мимической выразительностью.

Педагогам прикладникам

можно представить этот метод в такой

интерпретации:

предположим

вам

нужно

познакомить

детей

с

работами

определенного мастера, вы, традиционно рассказываете о нем, о его профиле,

технике, в которой он работает в настоящее время. Например, знакомите с

мастером по работе с глиной, называете название его работы, не показывая

ее. Даете возможность высказать детям предположение о форме, цвете и так

далее, которые, мастер, возможно, использовал в своей работе, а

потом

показываете

его

раннюю

или

не

в

контексте

работы

с

глиной

работу,

выполненную в технике, например, бисероплетения (!), да просто потому,

что эта техника была или остается его хобби. Или, что у него ограниченные

возможности здоровья (ОВЗ), как в случае с художниками, которые однажды

потеряв возможность видеть, продолжают творить непостижимым образом

прекрасные картины.

Все

это

обязательно

вдохновит

детей,

а

заодно

побудит к поиску, возможно, не всех, но, все же. А если вы еще и скажите,

что у этого мастера есть еще одна работа, которая просто вас лично чем-то

поразила, предлагаете найти ее в интернет-ресурсах со словами: «Ребята, вы

будете удивлены, увидев эту работу, она размещена на сайте (даете адрес

сайта или ссылки) …, а на следующем занятии поделитесь с нами своими

впечатлениями».

Эффект

прекрасный.

У

нас

педагогов

не

всегда

есть

мультимедийная аппаратура под рукой и время для трансляции всего самого

интересного, что мы хотели бы показать нашим воспитанникам, так

этот

способ

прекрасная

возможность

восполнить

этот

пробел.

Желаю

всем

успехов в поиске нового и интересного.



В раздел образования