Напоминание

"Импрессионизм в живописи и музыке"


Автор: Хабибрахманова Гульназ Альбертовна
Должность: преподаватель класса баяна
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ Балтасинского муниципального района РТ
Населённый пункт: птг Балтаси
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Импрессионизм в живописи и музыке"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

Методическая работа

«Импрессионизм в живописи и музыке»

Выполнила: преподаватель

по классу баяна

Хабибрахманова Г.А.

2016 г.

Импрессионизм

(от

французского impression - впечатление), направление в

искусстве последней трети 19 начала 20 веков, представители которого стремились

наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности

и

изменчивости,

передать

свои

мимолетные

впечатления.

Импрессионизм

зародился в 1860 годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега

внесли

в

искусство

свежесть

и

непосредственность

восприятия

жизни,

изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся

неуравновешенность, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

В 1870 - 80 годах сформировался импрессионизм во французском пейзаже:

К. Моне, К. Писсаро, А. Сислей выработали последовательную систему плэнэра:

работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного

света, богатства красок природы, разложение сложных тонов на чистые цвета,

цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.

Импрессионисты обращались также к портрету и бытовому жанру (Ренуар,

В. Моризо, Дэга). Их фигуры были освещены естественным светом. Люди чаще

всего изображались у открытого окна, в беседке.

Импрессионисты

обновили

колорит,

они

отказались

от

темных,

земляных

красок, и наносили на холст чистые, спектральные цвета. Для них важно было не

то, что они изображают, а как изображают.

Для творческого метода импрессионистов характерна краткость, этюдность.

Ведь только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния

природы. Импрессионист считали, что реальность - это меняющиеся световые

ощущения. Так как эти ощущения меняются, художники работали над тем, чтобы

уловить эти исчезающие мгновения. Они достигли совершенно невиданных до

этого времени эффектов передачи бликов, мерцаний, красочных созвучий. К 80-ым,

90-ым

годам

художники

-

импрессионисты

становятся

исключительными

мастерами передачи освещения, игры, воды, неба, облаков и т. д. Основная тема их

творчества - Франция - ее природа, быт, люди. Они писали и шумные парижские

улицы

(К.

Писсаро

«Бульвар

Монмарт»,

«Площадь

Французского

театра

в

Париже», К. Моне «Бульвар капуцинок»), рыбацкие поселки (О. Ренуар «Отлив в

Ипоре»). Кроме бульваров, улиц, мостов их интересовали обыкновенные актрисы,

служанки, танцовщицы, прачки, жокеи (Э. Дега «Модистка», О. Ренуар «Завтрак

гребцов», Э. Дега «Гладильщицы»).

Настоящим

откровением

в

полотнах

художников

-

импрессионистов

стал

пейзаж.

Именно

в

пейзаже

их

новаторские

устремления

раскрылись

во

всем

многообразии и богатстве нюансов и оттенков (К. Моне «Белые кувшинки», О.

Ренуар «На берегу озера», А. Сислей «Снежный пейзаж с охотником»).

Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у

художников - импрессионистов особый живописный язык.

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80-х, начале 90-х годов. Так же

как и в живописи, проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные

впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому, что на первый

план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту,

поискам

необычайных

оркестровых

звучаний,

гармоний.

Свою

музыку

композиторы

-

импрессионисты

строят

на

игре

музыкальных

светотеней,

на

неуловимом «звуковом ощущении». Отказываясь от классической завершенности

форм, композиторы - импрессионисты вместе с тем охотно обращаются к жанрам

программной музыки, к народным танцевальным и песенным образам.

В отличии от импрессионизма живописного, музыкальный импрессионизм, по

существу,

имеет

лишь

одного

яркого

представителя

-

Клода

Дебюсси.

Также

импрессионисткие черты мы находим и у Мориса Равеля, в его знаменитом цикле

фортепианных пьес «Отражение» и других произведениях.

Как

и

художники

импрессионисты,

представители

музыкального

импрессионизма

проявляются

в

тяготении

к

поэтическому

одухотворенному

пейзажу. Например, такие симфонические произведения, как «Послеполуденный

отдых

фавна»,

«Ноктюрны»,

«Море»

К.

Дебюсси,

фортепианная

пьеса

«Игра

воды»

Мориса

Равеля.

Близость

к

природе,

ощущения,

возникающие

при

восприятии

красоты

мира,

неба,

моря,

леса

способны

по

мысли

Дебюсси,

возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.

Другая

сфера

музыкального

импрессионизма

-

фантастика.

Композиторы

обращаются к образам античной мифологии, к средневековым легендам («Шесть

античных эпиграфов» для фо -но в 4 руки, «Флейта Пана» для флейты соло К.

Дебюсси и т. д.). Они обратились к миру к миру грез, открывая новые средства

музыкальной выразительности.

Важная роль в формировании импрессионисткой музыки играло сохранение и

развитие

классических

традиций,

унаследованных

от

предшествующих

эпох.

Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями.

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и

драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы.

Главная ее задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение.

Таким образом, термин импрессионизм, применявшийся критиками конца 19

века

в

осуждающем

или

ироничном

смысле,

позднее

стал

общепринятым

определением, охватывающим широкий круг музыкальных явлений рубежа 19- 20

веков.

Но музыкальный импрессионизм, как и художественный, не был долговечен.

Это хрупкое, изящное искусство не было созвучно напряженной атмосфере первой

мировой войны и революционных взрывов.

В творчестве художников и композиторов-импрессионистов обнаруживается

родственная тематика, колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, но

исключительное место занимает пейзаж. Есть общие черты и в художественном

методе живописного и музыкального импрессионизма - стремление к передаче

первого,

непосредственного

впечатления

от

явления

(прелюдия

К.

Дебюсси

«Паруса» - Э. Моне «Выход парусников из Булонского порта»). Художники ценили

мимолетность,

быстротечность

живых

впечатлений.

Поэтому

живописцы

обращаются не к крупной композиции, а к портрету, этюду; музыканты - не к

симфонии, оратории, а к романсу, к фортепианной миниатюре. Также как и в

живописи,

поиски

музыкантов,

были

направлены

на

расширение

круга

выразительных

средств,

необходимых

для

воплощения

новых

образов,

на

максимальное

обогащение

красочно-колористической

стороны

музыки.

Эти

поиски

коснулись

лада,

гармонии,

мелодии,

метроритма,

фактуры

и

инструментовки.

Свои симфонические эскизы «Море» К. Дебюсси писал в приморском городке

на берегу Атлантического океана, запечатлевая «с натуры» нарастающий шум

прибоя и могущий шум ветра. С живописью его роднит и стремление создавать

радостное, ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Дебюсси

выступал

за

создание

особого

вида

музыки

на

открытом

воздухе,

которая

способствовала бы слиянию человека с природой. В этом тоже видна взаимосвязь с

художниками-импрессионистами, которые отказались от работы в ателье и вышли

на плэнэр - под открытое небо, на воздух, где им открылись новые живописные

мотивы, а главное - иное видение форм и красок.

Импрессионизм сыграл огромную роль в развитии культуры. В живопись он

принес новые открытия в области техники и композиции - работа на плэнэре,

тонкая

наблюдательность,

живописность,

светлый

тон.

Из-за

своеобразной

живописной манеры поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей,

благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде,

ощущения воздуха, легкость, невесомость предметов.

Именно

импрессионизм

послужил

толчком

для

появления

абстрактного

искусства,

а

в

начале

XX

века

к

возникновению

таких

течений,

как

кубизм,

конструктивизм,

ташизм.

Импрессионизм

преобразовал

не

только

живопись

и

музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству

импрессионистов

в

наше

время

не

исчезает.

И

сегодня

картины

художников-

импрессионистов, музыка Дебюсси поражает новизной виденья мира, свежестью

заложенной

в

них

чувств,

силой,

смелостью

и

необычностью

выразительных

средств: гармонии, фактуры, формы мелодики.



В раздел образования