Автор: Закирова Зульфира Халиулловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Акбашевская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Осуществление системно – деятельностного подхода на уроках в начальных классах. Развитие мыслительной деятельности у младших школьников".
Раздел: начальное образование
Закирова Зульфира Халиулловна
Учитель
начальных
классов
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение Акбашевская средняя общеобразовательная школа
д. Акбашева Аргаяшского района Челябинской области.
Тема: «Осуществление системно – деятельностного подхода на уроках в
начальных классах. Развитие мыслительной деятельности у младших
школьников».
1 сентября 2011 года первоклассники нашей школы, как и все малыши РФ
начали
учиться
по
новым
стандартам.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
второго
поколения
строится
на
системно
-деятельностном подходе. Это главное условие реализации ФГОС. Нашей
стране
нужны
такие
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
правильное решение, найти выход из нестандартной ситуации. Они должны
уметь сотрудничать, общаться, видеть конечный результат. Ведь будущее
поколение – это строители нашей жизни. От них зависит судьба России. «Мы
вместе должны сделать Россию крепкой, сильной!» В.В.Путин.
Системно
-
деятельностный
подход
реализуется
с
помощью
технологии
деятельностного метода-метод обучения, при котором ребенок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной
деятельности. Для меня пожалуй, это самое трудный момент в обучении. Не
всегда ученики сделают правильные выводы, медленно будут думать. А у
учителя времени в обрез. Но жизнь требует перестройки в учительской
работе.
Нужно уйти от традиционных взглядов, шаблонов, фронтальной
работы
с
классом.
В
китайской
мудрости
есть
слова:
«…я
делаю
-
я
усваиваю». Именно мы должны включить ученика через действия в учебную
деятельность, чтобы они самостоятельно вникли в новую тему, а потом и
применили
на
практике
полученные
знания.
Учитель
как
дирижёр:
он
направляет
деятельность
учеников,
корректирует,
привлекает
к
самостоятельности.
Я много лет проработала в малокомплектной школе. Приходилось заниматься
одновременно с 2, 3 классами. Я считаю, что именно тогда детей учила
групповой работе. Ведь каждый класс выполнял свою работу. Не сразу дети
начнут
работать
самостоятельно.
Сначала
нужно
научить
алгоритму
действий: например, открой нужную страницу, прочитай задание, подумай,
как его выполнть, выполни, проверь и т.д.
Из опыта работы.
Учителя нашего методобъединения тоже внедряют в своей работе принцип
деятельностного подхода. В октябре у нас в школе прошла декада начальных
классов. Мы посетили уроки друг у друга, поделились своими проблемами.
Вот некоторые моменты из нашей работы.
Из уроков математики.
1
класс.
Учительница
раздала
детям
монеты.
Задание:
как
разными
способами
набрать
8
рублей?
Ученики
через
учебную
деятельность
повторяют состав числа 8 и сложение.
1+1+1+1+1+1+1+1=8
2+2+2+2=8
5+2+1=8
5+1+1+1=8 и т.д.
2. 3 класс. Открытие нового знания.
-Будем работать в группах. Какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
0:2= 0:4= 0:6=
0:3= 0:5= 0:9=
0:23= 0:17= 0:32=
Вывод: 0:а=… Вывод: 0:а= Вывод: 0:а=
Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
Записывают выводы в тетрадь открытий.
3 класс. Даётся задание: внимательно посмотрите на эти числа.
36, 16, 28, 8, 40, 20, 4.
- Что можете сказать? Каких ответов не хватает? К каждому ответу назовите
соответствующий пример.
4. 3 класс. Что можно сделать с этими числами?
3
9
10
15
20
100
239
-Да, их можно прочитать, сравнить, выполнить действия с числами 1-го
столбика и 2-го столбика. Найдите сумму каждой пары.
- Умножим каждое число 1-го столбика на 5. Где затруднились? Это новая
тема. Как быть?
- Чем будем заниматься сегодня? Что поможет решению нашей проблемы?
5. 4 класс. Даны выражения. Что скажете?
6357:39
4891:73
4183:47
179375:625
- Разделим примеры на группы. Что нужно знать, чтобы решить выражения 1-
ой группы? (Алгоритм). А как разделить на 3-хзначное число?
-Я предлагаю разделиться на группы и попробовать решить это выражение.
Какое открытие сделали?
В
данной
ситуации
состыковались
«знание»
и
«незнание».
Дальше
идёт
поиск выхода из сложившейся ситуации.
6.Урок русского языка.
Даётся отрывок из стихотворения:
Осень наступила. Высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на лугах.
-Какое чувство вызывает это стихотворение? Почему у меня на душе грусть,
печаль?
-Найдите орфограммы.
-Прочитайте
нераспространенные
предложения.
Распространите
их.
Разберите каждое предложение по членам. Почему оно распространенное?
7. 3 класс. Детям раздаются карточки со словами: парта, яблоко, стол, туман,
иней, мороз, снежинка, поле, солнце, туча. Ученикам нужно построиться в 3
ряда:
1 ряд – со словами мужского рода;
2 ряд - со словами женского рода;
3 ряд - со словами среднего рода.
8. 4 класс. Игра «Рыбки».
Ученикам раздаются слова на листочках в форме рыбок. Нужно прочитать
слово,
узнать
склонение
и
падеж,
а
затем
положить
«рыбку»
в
соответствующее «ведро»:
1 « ведро»- слова 1 склонения;
2 «ведро» - слова 2 склонения;
3 «ведро»- слова 3 склонения.
9. 4 класс. Нестандартное задание: соединить вопросы, вспомогательные
слова с падежами:
Кому? Р.п.
Вижу Д.п.
Нет В.п.
Без предлога
Не употребляется П.п.
Кого? И.п. и В.п.
Что? И.п.
Подлежащее Р.п.
10. На уроке литературного чтения проводится групповая работа. Даются
отрывки из произведений и их названия. Нужно их соотнести.
«Дед стал очень стар. «Котенок».
Ноги у него не ходили, глаза не видели,
уши не слышали, зубов не было». «Филиппок».
«Были брат и сестра - Вася и Катя;
У них была кошка. Весной кошка пропала». «Старый дед и внучек».
«Был мальчик, Звали его Филипп».
Деятельностный метод обучения - это обязательное и необходимое условие
овладения
знаниями.
Я
думаю,
что
в
будущем
ученики
научатся
самостоятельно добывать знания, применять их на практике, смогут найти
правильное решение любой жизненной задачи.
В конце урока можно подвести итог по схеме:
Сегодня на уроке
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Возьмите листочки с «лесенкой знаний».
-Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?
-А кто ещё остался на том же месте?
-Что нужно, чтобы подняться выше?
-А как я могу вам помочь?
-Что для вас было трудным?
- Где можно применить новое знание?
-Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок?
-Я желаю всем успехов!
Вывод:
системно-деятельностный
метод
учит
детей
самостоятельности,
развивает нестандартное мышление.
1. Особенности логического мышления у младших школьников.
К
началу
младшего
школьного
возраста
психическое
развитие
ребёнка
достигает
достаточно
высокого
уровня.
Все
психические
процессы:
восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно
долгий путь развития. Напомним, что различные познавательные процессы,
обе спечивающие
многообразные
виды
деятельно сти
р е б ё н к а ,
функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную
систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остается
неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для
общего психического развития приобретает какой – либо один из процессов.
Психологические
исследования
показывают,
что
в
этот
период
именно
мышление
в
большей
степени
влияет
на
развитие
всех
психических
процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс
опирается
на
восприятие,
представление
или
понятие,
различают
три
основных вида мышления:
Предметно – действенно (наглядно – действенное)
Наглядно – образное
Абстрактное (словесно – логическое)
Предметно
–
действенное
мышление
–
мышление,
связанное
с
практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно –
образное
мышление
–
мышление,
которое
опирается
на
восприятие
или
представление (характерно для детей раннего возраста).
Наглядно
–
образное
мышление
дает
возможность
решать
задачи
в
непосредственно
данном,
наглядном
поле.
Дальнейший
путь
развития
мышления заключается в переходе к словесно – логическому мышлению –
это
мышление
понятиями,
лишенными
непосредственной
наглядности,
присущей
восприятию
и
представлению.
Переход
к
этой
новой
форме
мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не
конкретные
представления,
имеющие
наглядную
основу
и
отражающие
внешние
признаки
предметов,
а
понятия,
отражающие
наиболее
существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними.
Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается
содержанием ведущей деятельности учебной.
Словесно –логическое, понятийное мышление формируется постепенно на
протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного
периода доминирующим является наглядно – образное мышление, поэтому,
если
в
первые
два
года
обучения
дети
много
работают
с
наглядными
образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращаются.
По
мере
овладения
учебной
деятельностью
и
усвоения
основ
научных
знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его
умственные
операции
становятся
менее
связанными
с
конкретной
практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно – логическое
мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь
не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства
и отношения. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной
деятельности,
приобретают
способность
действовать
«в
уме»
и
анализировать
процесс
собственных
рассуждений.
У
ребёнка
появляются
логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Младшие школьники
в
результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания
в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда,
когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому
мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к
размышлению.
При
общении
в
начальных
классах
у
детей
формируется
осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в
классе
обсуждаются
пути
решения
задач,
рассматриваются
различные
варианты
решения,
учитель
постоянно
просит
школьников
обосновать,
рассказывать, доказывать правильность своего суждения.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от
мышления дошкольников. Для мышления дошкольников характерно такое
качество,
как
непроизвольность,
малая
управляемость
и
в
постановке
мыслительной задачи и в её решении, они чаще и легче задумываются над
тем, что им интересно, что их увлекает. Младшие школьники, когда возникает
необходимость регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся
управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только
тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем надо думать.
Конечно, 6-7 лет понятийное мышление ещё не сформировалось, и все же
задатки этого вида мышления уже есть.
Исследования детского мышления и его развития, в частности перехода от
практического к логическому, были начаты Л.С.Выготским. Им же были
намечены
основные
пути
и
условия
этого
перехода.
Эти
исследования,
продолженные А.А.Люблинской, Г.И.Минской, Х.А.Ганьковой, показали, что
практическое
действие,
даже
на
высшем
уровне
развития
логического
мышления остается как бы «в резерве». «Мышление руками» остается «в
резерве» даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут
решить сразу словесным путём – в уме.
На понимании роли практического действия, как начальной ступени процесса
развития всех высших форм мышления человека, построена
Концепция
«поэтапного
формирования
умственного
действия»,
разработанная П.Я.Гальпериным. На первом этапе ребёнок использует для
решения задачи внешние материальные действия. На втором эти действия
только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем
про себя). Лишь на последнем, третьем этапе внешнее предметное действие
«сворачивается» и уходит во внутренний план.
С переходом мышления ребёнка на следующую, более высокую ступень
развития
начальных
форм
его,
в
частности
практическое
мышление,
не
исчезают,
не
«отменяются»,
но
их
функции
в
мыслительном
процессе
перестраиваются, изменяются. Так, например, в работе многих специалистов-
архитекторов, художников и т.д. решающую роль играет высшее, словесно-
логическое мышление. Однако такой специалист постоянно опирается на
конкретные образы и практические действия.
Логическое
мышление,
по
мнению
А.А.
Люблинской,
обнаруживается,
прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от
практического,
логическое
мышление
осуществляется
только
словесным
путём. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные
связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче
известные
ему
подходящие
правила,
приемы,
действия.
Он
должен
сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать
сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
О.К.Тихомиров
в
своей
«Психологии
мышления»
определяет
логическое
м ы ш л е н и е
ка к
« р а с суж д а ю щ е е ,
т е о р е т и ч е с ко е
м ы ш л е н и е » ,
«характеризующееся
использованием
понятий,
логических
конструкций,
существующих функционирующих на базе языка, языковых средств». Его же
он называет аналитическим мышлением, которое развернуто во времени,
имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в
сознании самого мыслящего человека.
Огромное значение в учебной
деятельности младшего школьника имеет операция сравнения. Ведь большая
часть
усваемого
материала
именно
в
младших
классах
построена
на
сравнении.
Эта
операция
лежит
в
основе
классификации
явлений
и
их
систематизации.
Для
овладения
операций
сравнения
человек
должен
научиться
видеть
сходное
в
разном
и
разное
в
сходном.
Исследования
А.И.Кагальняк, А.Л.Савченко и многих других убедительно показали, что
ошибки в выполнении операции сравнения – результат неумения учеников
производить нужное умственное действие. Их просто не учили этому.
Исследования
показали
также,
что
для
логического
мышления
младших
школьников характерна ещё одна особенность – однолинейное сравнение, т.е.
они, устанавливают либо только различие, не видя сходства ( чаще всего),
либо только сходное и общее, не устанавливая
различного. К тому же
выступает заметная разница между практическим установлением сходства и
различия умением доказать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что
такое «сравнение» и что означает «сравнить».
2. Приёмы развития логического мышления у младших школьников.
В
начальной
школе
большое
место
должно
быть
отведено
обучению
операциям
логического
мышления:
анализу,
синтезу,
сравнению,
классификации, обобщению. Рассмотрим упражнения в учебнике М.О.Моро,
направленные на формирования этих операций.
В
учебнике
по
математике
полностью
представлен
объем
содержания,
предусмотренный
образовательным
стандартом.
Несколько
расширен
материал,
относящийся
к
геометрической
пропедевтике,
в
дальнейшем
с
целью
определения
понятий
прямоугольник,
квадрат,
к
выяснению
отношений между ними.
В учебники имеются образцы выполнения заданий для наилучшего усвоения
и понимания решения задания. Они предъявляются в виде правил, а также
обсуждения решения с учителем. Учебный материал достаточно корректно
изложен.
Прочность
усвоения
материала
обеспечивается
за
счет
продуктивного повторения, т.е. с помощью заданий на изучение нового, при
выполнении которых актуализируется уже изученное: за счет специальных
разделов, заданий на повторение:
-
задания,
направленные
на
развитие
анализа
и
синтеза
(постановка
различных
заданий
к
данному
математическому
объекту,
н-р,
К
концу
учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и
5 чистых листов в тетради по математике);
- задания, направленные на формирование умения классифицировать;
(В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2 серии.
Сколько серий ему осталось посмотреть? Составьте две задачи, обратные
данной. Подберите к каждой задаче схематический чертёж);
-задания,
направленные
на
развитие
умения
сравнивать
(установления
сходства и различия между признаками предметов. Составь задачу по краткой
записи и реши её, например:
Купили – 20 шт. купили - ?
Израсходовали – 9 шт. израсходовали – 9 шт.
Осталось – 7 осталось – 11 шт.
Чем похожи и чем отличаются эти задачи);
-задания,
направленные
на
развитие
умение
обобщать
(найди
среди
следующих записей уравнения, выпиши их и реши:
30+х >40 45 – 5=40 60+х=90
80 – х 38 – 8<50 х – 8=10).
Проанализировать
данные
упражнения,
взятые
из
учебника
Моро
М.И.,
можно
сделать
следующий
вывод.
В
данном
учебнике,
несомненно,
присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций
логического мышления.
Организация и методы исследования мыслительной деятельности младших
школьников.
Для
определения
уровня
развития
логического
мышления
я
провела
исследование
в
своем
классе
используя
методику
Э.Ф.Замбацявичене
на
основе теста Р.Амтхауэра. Всего было предложено 3 субтеста.
1 субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках.
У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
В году (24,3,12,4,7 месяцев)
Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2 субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным.
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Река, озеро, море, мост, болото.
Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
5. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
3 субтест
Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.
Окунь, карась…
Лето, зима…
Огурец, помидор..
Шкаф, диван…
Слон, муравей…
Вывод:
33% учеников имеют высокий уровень развития, у них наиболее развитые
компоненты словесно – логического мышления, хорошо развит словарный
запас;
50% учеников из класса имеют средний уровень развития;
17% низкий уровень развития, для этого ребенка характерно: наиболее слабо
развитые компоненты словесно – логического мышления.