Автор: Белова Наталья Юрьевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ "Тиксинская средняя общеобразовательная школ №2"
Населённый пункт: п. Тикси-3, Булунский район, РС (Якутия)
Наименование материала: конспект
Тема: "Исследование осанки обучающихся и причины ее нарушения"
Раздел: среднее образование
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Направление
«ЭКОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ»
Тема
«Исследование осанки и причин ее нарушения
у обучающихся
МБОУ «Тиксинской СОШ №2»
Автор работы: Самсонова Мария
обучающаяся 7 класса
Учитель: биологии и географии: Белова Н.Ю.
I.Введение
Осанка - это физическая характеристика человека, которая
рассматривается как прямое отражение здоровья и
физического развития.
Эталоном для подражания может служить осанка балерин, а
также спортсменок, занимающихся спортивной и
художественной гимнастикой.
Правильная осанка — это, в первую очередь,
сбалансирование положение тела, при котором нагрузка на
позвоночник распределяется равномерно.
Правильная осанка человека сразу привлекает внимание,
так как ее не часто встретишь.
Признаки правильной осанки:
1.Прямое положение головы и позвоночника.
2.Симметричные надплечия, лопатки.
3.Практически горизонтальная линия ключиц.
4.Остистые отростки позвоночника образуют вертикальную
линию.
5.Одинаковая длина ног.
6.Правильное положение стоп.
Что даёт нам хорошая осанка?
-
Уверенность, легкое дыхание, хорошее пищеварение,
стройность и привлекательность, приятный голос, здоровье
мышц и суставов.
Научно доказано влияние осанки на процесс становления
личности человека.
II. Основная часть
Основные типы осанки
*
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего
возраста.
Нарушение осанки может быть вызвано и другими причинами:
1. Длительное пребывание ребенка в неправильном
положении тела
2. Недостаточная двигательная активность
3. Слабость мышц
4. Недостаточная освещенность рабочего места и
несоответствие мебели росту ребенка
III.Исследовательская часть
Как часто встречается нарушение осанки у учащихся нашей школы?
Именно эту проблему призвана решить моя исследовательская работа.
Я предполагала,
что нарушения осанки чаще встречаются у старшеклассников.
Целью моей работы является выяснение частоты встречаемости
нарушений осанки у учеников нашей школы и причин этих нарушений.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
1.Обследовать учащихся 4-11 классов на нарушение осанки.
2.Установить причины появления нарушений осанки.
3.Разработать рекомендации для обучающихся нашей школы по
формированию правильной осанки.
*
В ходе исследование применялись следующие методы:
1.Тест на распознавание нарушений осанки.
2.Анкетирование. Были предложены вопросы:
*
Сколько времени тратите на приготовление домашних заданий?
*
Сколько времени в течение дня вы тратите на прогулку?
*
Сколько времени вы проводите за компьютером?
*
Какие спортивные секции вы посещаете?
*
3.Сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари,
интернет)
*
Результаты обследования обучающихся школы на нарушение
осанки.
С помощью методики проведения теста на распознавание
нарушений осанки было обследовано 24 обучающихся школы с 4
по 11 класс.
К сожалению, большая половина - 54% учащихся имеют нарушения
осанки.
*
Динамика изменений осанки у школьников разного
возраста.
На графике видно, что чаще возникают проблемы с осанкой у
семиклассников. Стабильно высокими остаются показатели нарушения
осанки у старшеклассников.
*
Анализ причин нарушения осанки у обучающихся
МБОУ «ТСОШ №2».
Длительно пребывают ученики в неправильном положении обычно во
время уроков, при приготовлении домашних заданий и во время,
проведённое за компьютером.
Сколько же времени тратят на это учащиеся разных классов?
С этой целью был проведён опрос с 4 по 11 класс.
Не опрашивались ученики 1-4 классов, так как они ещё недостаточно
хорошо ориентируются во времени.
Анкетирование показало, что
большинство учащихся нашей
школы на приготовление
домашних заданий тратят
немного времени. В среднем
на это тратится 1-1,5 часа.
Старшеклассники, конечно,
больше проводят времени за
подготовкой уроков.
*
Опрос показал, что больше всего времени современный школьник проводит
за компьютером.
Если ученики 4 и 5 классов на это удовольствие тратят от 40 минут до 1
часа, то ребята из 6-7 классов уже проводят за компьютером 2 и более часа,
а старшеклассники 3-4 часа.
Исходя из того, что свою двигательную активность учащиеся
нашей школы могут проявить на прогулке, либо, занимаясь
спортом, мы предложили ответить на вопрос – сколько времени
они тратят ежедневно на прогулку.
В среднем, около 1,5 часа.
Чаще гуляют ученики 4 -5 классов, совсем мало тратят на это
времени шестиклассники, почти не бывает на улице 11 класс.
Лишь несколько человек из 8, 9, 10 и 11 классов занимаются
спортом (посещают спортивный зал).
Рекомендации
для обучающихся нашей школы по формированию
правильной осанки
1.При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку
стула спиной. Стараться сидеть прямо.
2.При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать
и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или
диване.
4.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше
носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке
через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
6. Сон на жесткой постели в положении лежа на спине или животе;
7. Правильная и точная коррекция обуви;
8. Организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время
сна, бодрствования, питания и другое);
9. Двигательная активность, включающая прогулки, занятия
физическими упражнениями, спортом, туризмом, плаваньем;
Помните? "В человеке все должно быть прекрасно..." Да,
доктор Чехов знал, что говорил. И сам всегда старался
следовать своим эстетическим и этическим принципам... И
при этом понимал, что и прекрасное на первый взгляд лицо
может скрывать далеко не симпатичное нутро... Но вот мы
часто в жизни наблюдаем и другое: человек духовен,
возвышенность и благородство его не вызывает сомнений,
но что это - сгорбленная спина, неуклюжая походка...
Человек в своих душевных и духовных исканиях не
позаботился о своем теле, проигнорировал свою визитную
карточку - внешний вид. И речь не о дорогой или модной
одежде и аксессуарах успешного человека, речь об
элементарной гигиенической культуре, в которой важнейшее
место принадлежит осанке, строго говоря - здоровью
позвоночника.
IV. Заключение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!