Напоминание

"Перестановка слагаемых"


Автор: Ерёмина Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ им. С.П. Восканова с. Пролетарского"
Населённый пункт: Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: методическая разработка урока математики
Тема: "Перестановка слагаемых"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока.

Учебный предмет: математика, УМК «Школа России»

Класс: 1 класс

Учитель: Ерёмина Татьяна Александровна

Тема урока: Перестановка слагаемых

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: вывести правило о перестановке слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление и память, расширять

кругозор.

Задачи урока по формированию УУД:

Личностные:

Воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь.

Регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке;

отслеживание правильности работы товарища.

Познавательные:

Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности,

продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные:

Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах.

Используемые технологии: игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностные технологии

(ситуация успеха), технологии деятельностного метода (проблемное обучение).

Характеристика этапов урока.

Этап урока/

Цель этапа

Задания для обучающихся,

выполнение которых

приведет к достижению

запланированных

результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

1

.

Организационный

Цель:

- Проверить готовность к

уроку.

- Формировать и развивать

умения оценивать готовность

к предстоящей деятельности

на уроке.

У -

Начинается урок

Должен всем пойти он

впрок.

А для этого должны

Быть внимательными вы.

*Проверяет

готовность

обучающихся к

уроку

*Организует

ситуацию

самооценки

обучающимися

готовности к

предстоящей

деятельности на

уроке.

-Ребята, сейчас

урок математики.

Вам необходим

учебник, тетрадь

в клетку, пенал.

Проверьте и

оцените свою

готовность

(выслушиваю пару

учащихся о

готовности).

-Осуществляет

самооценку готовности

к уроку.

- Выполняют

самооценку готовности

по критериям:

· правильность выбора

учебных

принадлежностей,

· правильность и

аккуратность

расположения

предметов на парте,

· самостоятельность

подготовки,

· настрой на урок.

-

Высказываются о

своей готовности

- Я готова(а) к уроку,

потому что правильно

выбрала все

принадлежности, на

парте порядок,

внимательно слушаю.

Регулятивные:

Организовывать

свое

рабочее

место

под

руководством учителя.

2

.

Эмоциональный настрой

Цель:

- мотивировать обучающихся

к учебной деятельности

посредством создания

эмоциональной обстановки.

- Нацеливать на успешную

деятельность на уроке.

- Создать условия для

возникновения у

обучающихся внутренней

потребности включения в

учебную деятельность.

У – Ребята, сегодня мы

совершим путешествие «В

поисках новых знаний». А

что за новые знания мы

найдем сегодня вы узнаете

позже.

– Вы согласны совершить

такое путешествие и

найти новые знания?

А вы любите

мультфильмы?

Я тоже люблю, и поэтому

пригласила сегодня к нам на

урок, путешествовать

вместе, своих любимых

мультипликационных

героев. Я уверена, что вы их

тоже хорошо знаете. А

вот кого я пригласила вы

узнаете, отгадав загадку:

Сидит в корзине девочка

У зверя за спиной.

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Кто это?

(Машенька и медведь)

Однако, непременным

условием нашего

путешествия должно быть

хорошее поведение.

Музыкальное

сопровождение (музыка из

мультфильма)

*Формулирует

задание.

*Напоминает

обучающимся о

правилах

поведения.

*Создает

эмоциональный

настрой с

помощью

фонограммы.

•Вспоминают и

проговаривают и

объясняют

необходимость

хорошего поведения на

уроке

- Слушают, отгадывают

загадку.

•Настраиваются на

дальнейшую работу.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных

признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

- Выражать положительное отношение к процессу познания,

проявлять

желание

узнать

новое

Проявлять

целостный

взгляд на мир.

3

.

Планирование урока

Цель:

- Определить план своей

дальнейшей работы на уроке,

чтобы достичь цели.

План урока зафиксирован

вербально (с помощью

схемы).

*Демонстрирует и

обсуждает план

урока вместе с

обучающимися,

использует в ходе

урока

дидактический

материал.

•Определяют план своей

дальнейшей работы на

уроке.

-Мы будем думать,

работать в учебнике, в

тетради в клетку,

поработаем в парах.

Регулятивные

- Планирование способов достижения намеченной цели.

4

Устный

счет.

Повторение

изученного.

Цель:

-

Формировать

прочный

и

осознанный

навык

устного

счета + и – в пределах 10 .

-

Актуализировать

учебные

з н а н и я

и

у м е н и я ,

необходимые для восприятия

нового материала

У – Ребята, давайте

поможем Мишке решить

Машенькины задачи.

(Ответы показывают на

числовом веере)

10-2=

8+1=

6-4=

5+3=

9-3=

4+3=

5-2=

1+0=

4-3=

6-1=

У- Машенька и медведь

собрались на рыбалку и

взяли с собой эти предметы

( на экране: удочка, ведро,

банка с червями, книга,

крючки)

-Запомните эти предметы.

Кто сумеет назвать их по

памяти?

-Какой предмет лишний и

почему?

(книга, если будешь читать,

то прозеваешь момент, когда

рыба клюнет, но в жизни

любого человека книга –

первый друг и помощник)

* Организует

работу по

повторению и

актуализации

учебного

материала.

* Создает

эмоциональный

настрой с

помощью

звуковых сигналов.

*Работают с числовым

веером.

* Устно решают

примеры и показывают

верный ответ.

*Запоминают названия

предметов.

*Определяют лишний

из них.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных

признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

- Проявлять целостный взгляд на мир, отношение к

чтению.

У - Машенька поймала 2

рыбки, а Медведь поймал 3

рыбки.

Кто поймал больше рыбок и

на сколько?

Составьте решение в кассе.

*Выбирают вариант

верного решения задачи.

Физминутка

Цель:

-

С н я т ь

м ы ш е ч н о е

и

эмоциональное напряжение.

- Смена видов деятельности.

* Организует

физминутку, под

песенку Маши

«Зарядка»

•Хоромпоют песню и

выполняют движения.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

3

.

Постановка учебной задачи

Цель:

- Формировать и развивать

умение определять и

формулировать проблему,

познавательную цель и тему

для изучения (в совместной

деятельности с учителем

-Сколько всего рыбок

поймали они? Составьте

решение в кассе.

Фиксирование

затруднения.

- Машенька и Медведь

устроили спор. Машенька

утверждает, что верное

решение – 2+3, а Медведь,

что – 3+2. Кто же прав?

- Прочитаем оба решения по

разному. (К 2 прибавить 3

получится 5. 2 да 3

получится 5. Сумма 2 и 3

равна 5. Первое слагаемое

2, второе слагаемое 3, сумма

5… и т.д.

-Подумайте, что

произошло?(слагаемые

поменялись местами)

-А можно ли так поступать

в математике?

Постановка проблемы.

Определите тему и цель

нашего урока

математики?

-Итак, нам необходимо

узнать, можно ли

переставлять местами

слагаемые.

- Кто прав?

- О чем будем сегодня

узнавать на уроке?

*Проводит

параллель с ранее

изученным

материалом.

*Организует

формулирование

темы урока

учащимися;

*Организует

постановку цели

урока учащимися

*Актуализирует

учебные

знания

и

умения,

необходимые

для

восприятия нового

материала.

.

.

*

А к т у а л и з и р у ю т

у ч е б н ы е

з н а н и я ,

н е о б х о д и м ы е

д л я

в о с п р и я т и я

н о в о г о

материала.

*С помощью учителя

формулируют проблему

и цель для изучения

*Озвучивает тему урока

*Озвучивает цель урока

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в

устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

(диалог)

Познавательные: Общеучебные.

Логические: анализ, синтез, обобщение. Группировать

предметы, объекты на основе существенных признаков.

Решение учебной задачи

Цели:

- Формировать и развивать

умение выполнять

совместную познавательную

деятельности по открытию

нового знания, понятия,

правила, способа

деятельности

У - Итак, нам необходимо

узнать, можно ли

переставлять местами

слагаемые. Чтобы

разобраться в этом

вопросе, предлагаю

провести исследование.

Согласны?

-Тогда начнём.

Исследовать – это значит

понять, установить, найти

след тайны. Предлагаю

превратить наш класс в

научно-

исследовательскую

лабораторию. Каждый из

нас – сотрудник этой

лаборатории, учёный-

исследователь Мы все

равны. Мы – коллеги.

Коллеги – это товарищи по

работе.

Как будем работать?

(дружно, старательно,

внимательно, с уважением)

Какая возникла проблема?

(Мы не знаем можно ли

переставлять слагаемые

местами.)

Что надо сделать, чтобы

решить нашу проблему?

(Понаблюдать, что

происходит, когда

слагаемые меняются

местами и сделать

собственные выводы.)

*Обеспечивает

мотивацию

выполнения

заданий.

*Организует

коллективную

работу по поиску

верного ответа.

*Организовывает

высокую

вовлеченность

обучающихся в

работу на уроке.

*Побуждает к

высказыванию

своего мнения.

*Решают проблему,

обсуждая и выдвигая

гипотезы в совместной

деятельности,

сравнивают,

анализируют,

осуществляют поиск

необходимой

информации.

*Работают с

раздаточным

материалом (парами).

Наблюдают, что

происходит, когда

слагаемые меняются

местами (2+3=5 и

3+2=5)

Делают выводы:

-Маша считала слева

направо и написала,

2+3. Медведь тоже

считал слева направо,

но он смотрит с

противоположной

стороны, поэтому он

написал 3+2

- Значения сумм будут

равны, так как набор

рыбок один и тот же.

*Записывают в тетради

в клетку модель правила

перестановки слагаемых

2+3=3+2

*Пытаются высказать

предположения.

-Слагаемые поменялись

местами. Значения

сумм не изменились.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой

информации.

Познавательные:

Логические: определение критериев для сравнения.

Коммуникативные: взаимодействие с партнером,

постановка вопросов, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации.

Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому

усилию.

Первичное закрепление

(Применение правила на

практике)

Цели:

-Формировать и развивать

умение выполнять задание по

правилу.

У - Как вы думаете, чтобы

сделать вывод, достаточно

наблюдения над одним

случаем перестановки

слагаемых? (Нет, не

достаточно)

-Как нам поступить в

рамках одного урока?

(Можно разделиться на

группы или работать по

одному, то есть

индивидуально.)

-В каком случае меньше

вероятность ошибки?

(Можно разделиться на

группы или работать по

одному, то есть

индивидуально.)

«Открытие детьми

нового знания»

Класс делится на 4 группы.

Каждая группа получает

кружочки, прямоугольники,

квадраты, треугольники

двух цветов :

1 группа - 3 КРАСНЫХ

КВАДРАТА И 4 ЗЕЛЁНЫХ,

2 группа - 2 СИНИХ КРУГА

И 6 ЖЁЛТЫХ,

3 группа – 5 КРАСНЫХ

ТРЕУГОЛЬНИКОВ и 3

СИНИХ,

4 группа – 7 ЗЕЛЕНЫХ

ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ и 2

ГОЛУБЫХ.

- Наметим план работы.

Дети получают

карточку-«помогайку».

1.Составьте два примера

на сложение, используя все

данные вам фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте вывод.

*Выдвигает

проблему.

* Организует

ситуацию решения

типовых заданий

на понимание

нового способа

действий с

проговариванием

правила во

внешней речи.

*Организует

групповую работу

по поиску верного

ответа.

*Организует

работу с

информацией в

группах.

*Фиксирует

внимание

обучающихся на

этапах «карточки-

помогайки».

*Предлагает

обучающимся

обсудить и вместе

сформулировать

вывод.

*Осуществляет

общий контроль

деятельности

обучающихся.

*Предлагает

убедиться, что это

свойство

выполняется и в

других случаях.

*В процессе

работы организует

индивидуальное

педагогическое

сопровождение.

•Работают в группах по

заданию

*Формулируют шаги,

которые необходимо

сделать для реализации

поставленной цели.

*Определяют план

своей дальнейшей

работы на уроке.

*Работают с

раздаточным

материалом (парами)

*Фиксируют в

обобщенном

обобщенном виде новый

способ действий в речи .

*Договариваются о том,

кто отвечает.

*Отчитываются о

работе группы по плану.

*Формулируют выводы

наблюдений.

Познавательные:

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и

различие, умение структурировать знания, постановка и

формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно

строить речевые высказывания.

Познавательные УУД - поиск, отбор и структурирование

необходимой информации, моделирование изучаемого

содержания

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера,

планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать

действия друг друга и уметь договариваться.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

высказывать свою точку зрения на события, поступки

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

У - Как можно изобразить

это правило?

- А я предлагаю сладкое

правило. Можно

яблоко(учитель показывает)

разрезать пополам.

Соединим половинки,

получим целое яблоко.

Поменяю половинки

местами – это же яблоко.

В математике это правило

можно записать

латинскими буквами.

Вот так

a+b=b+a

- Проговорите правило

друг другу в паре словами,

запишите знаково.

- Прочитаем правило в

учебнике на странице 14.

Совпадают ли наши

правила? (да)

- Кто же прав Машенька

или Медведь?(оба)

Объясните почему. (От

перестановки слагаемых

сумма не изменяется)

*Осуществляет

общий контроль

деятельности

обучающихся.

*Предлагает

обучающимся

обсудить и вместе

сформулировать

вывод.

*Слушают учителя.

*Знаково фиксируют

новое правило.

*Работают в учебнике.

*Проговаривают вывод

хором.

Физминутка

Цель:

-

С н я т ь

м ы ш е ч н о е

и

эмоциональное напряжение.

- Сменить вид деятельности.

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает –

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно

каждое движение.

Очень ему нравится это

упражнение.

Полосатенький енот

изображает вертолет –

Лапками машет назад и

вперед,

Словно собрался в далекий

полет.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-

прямо,

Как учила его мама.

* Организует

физминутку

•Хором проговаривают

стихотворение и

выполняют движения.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

Самостоятельная работа с

самопроверкой в классе.

Цели:

- Сформировать и развивать

умение к закреплению

знаний и способов действий.

- Научить приемам

самоконтроля

- Сформировать способность

к самооценке

У - Решите примеры с

комментированием.

(Работа на карточках )

- Давайте проверим с

правильным решением.

-Оцените свою работу на

уроке. Покажите карточку

-зелёного цвета, если у тебя

всё получилось верно.

-жёлтого цвета, если у

тебя одна ошибка.

-красного цвета, если у

тебя больше две и больше

ошибок.

*Организовывает

самостоятельное

выполнение

учащимися

типовых заданий

на новый способ

действия.

*Организовывает

сопоставление

работы с эталоном

для самопроверки.

*По результатам

выполнения

самостоятельной

работы

организовывает

рефлексию

деятельности по

применению

нового способа

деятельности

.

*Самостоятельно

выполняют задания на

новый способ действия.

(н карточках)

*Сопоставляют

результат своей работы

с эталоном для

самопроверки.

*Осуществляют

рефлексию

деятельности по

применению нового

способа деятельности

.

Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа

действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Подведение итогов.

Цели:

- -Зафиксировать новое

содержание урока.

- Формировать и развивать

умение анализировать и

осмысливать свои

достижения.

У Какую цель ставили

сегодня на уроке? (Узнать,

кто же прав Машенька или

Медведь?(оба)

Объясните почему. (От

перестановки слагаемых

сумма не изменяется)

- Достигли поставленной

цели урока?

- Что помогло в

достижении

поставленной цели?

- Вернемся к нашему плану

урока. Все ли успели

выполнить? Почему?

- На следующем уроке мы

продолжим работу по

применению правила

перестановки слагаемых и

обязательно откроем

другие случаи и причины

применения нового правила.

* Акцентирует

внимание на

конечных

результатах

учебной

деятельности

обучающихся на

уроке

* Организую

дискуссию, диалог,

позволяющий

обучающимся

осмыслить

полученные

результаты по

изучению темы,

способы их

достижения,

соотнести цели и

полученный

результат, личный

вклад в

коллективную

работу.

*Участвуют в диалоге с

учителем

*Анализируют и

осмысливают,

проговаривают

(фиксируют) свои

достижения.

*Фиксируют новое

содержание изученного

на уроке.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит

усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной

деятельности

7

.

Этап рефлексии.

Цели:

- организовать рефлексию и

самооценку обучающимися

собственной учебной

деятельности

- Машенька и Медведь

говорят вам: «Молодцы!».

- Что нового вы узнали

сегодня на уроке?

- О чем будете

рассказывать дома

родителям?

- Что понравилось и

запомнилось на

сегодняшнем уроке?

- Спасибо за

сотрудничество!

Урок окончен.

*Организует и

активизирует

рефлексию по

поводу

индивидуальной и

совместной

деятельности.

•Формулируют

конечный результат

своей работы на уроке.

•Осуществляют

рефлексию на

содержательном,

коммуникативном и

эмоциональном уровне.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности (оценивать свои достижения,

степень самостоятельности, инициативности, причины

неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты

деятельности, оценивать уровень владения учебным

действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в

наглядном и вербальном виде.



В раздел образования