Автор: Галимзянова Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Новоселовская СОШ" Населённый пункт: с. Новосёлово Томская область Наименование материала: статья Тема: Советы для начинающего учителя Раздел: начальное образование
«Советы для начинающего учителя»
Обучение — то, с чем в жизни и в разном возрасте сталкивался каждый. И, казалось бы,
трудно не быть специалистом в этом вопросе, но... На практике начинающие и опытные
преподаватели часто сталкиваются с целым рядом проблем. Часто преподавательская
деятельность начинается еще в студенческие времена и возраст учеников не сильно
отличается от возраста преподавателя. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том,
что почти ровесникам проще найти общий язык. Это положительно сказывается на выборе
материала
и
общем
ходе
занятия.Минусы
связаны
с
вопросом
компетентности
и
авторитетности молодого преподавателя.
Первое
правило
взаимодействия
с
учеником: «Что
отдаешь,
то
и
получаешь».
Не
пытайтесь встать на позицию силы, это только усугубит ситуацию. Ключом к решению
проблемы станет сам предмет и ваш искренний интерес к нему. Просто покажите, что вы
знаете
намного
больше
интересных
вещей,
чем
ваш
ученик,
и
более
того
готовы
поделиться этими знаниями с ним.
Второе правило: Тщательно планируйте и готовьте урок. Есть смысл составить план и
разбить его на основные этапы. Важно глубоко погрузиться в материал и найти в нем не
только
головокружительные
сложности,
но
и
интересные
моменты,
то,
что
поможет
привлечь внимание и разрядит атмосферу.
Третье правило: Что делать, если вы не знаете ответа на очередной сложный вопрос?
Не пугайтесь, это не катастрофа, вы - живой человек, а не энциклопедия, и можете всего
не знать. Просто спокойно сознайтесь, что вопрос сложен для вас и вы не готовы ответить
на него прямо сейчас. Пообещайте, что ответите на следующем уроке и обязательно
сдержите слово.
Четвёртое правило: «Требуй от ученика только того, что выполняешь сам». Глупо
требовать приходить без опозданий на урок, если сам опаздываешь. Справедливость –
фундамент,
на
котором
строятся
эффективные
методы
обучения.
У
вредного
умного
ученика обострено чувство справедливости — вы сможете справиться с ним, только если
вы справедливы сами. Заинтересуйте его предметом. Спокойно, воспринимая его выходки
не игнорируйте позитивное начало, развивайте его интеллект. И в ближайшем будущем в
его лице вы обретете не только союзника, но и благодарного слушателя, а значит —
хорошего ученика.
Советы:
Попробуйте мысленно поменяться местами с учеником, поставьте себя на его
место, по ту сторону баррикад. И посмотрите на подготовленный материал урока
его глазами. Какие вопросы возникают у вас? Где слабое место? Сформулируйте
каверзные вопросы, а потом, вернувшись на свое место, ответьте на них.
Не
судите
учеников
по
себе!
Запаситесь
терпением,
элементарные
вещи
вам
придется многократно повторять. Постарайтесь при каждом повторении подавать
материал в новом свете, находите разные выражения, используйте примеры и
метафоры.
Присмотритесь
к
ученику.
Постарайтесь
мысленно
поменяться
с
ним
ролями.
Проанализируйте,
что
мешает
ему
на
занятии?
Может,
вы
слишком
быстро
говорите? А ученик интровертен и медлителен от природы? Может он с трудом
воспринимает
информацию
на
слух?
Потратьте
время
на
запись,
лучше
систематизируйте материал, так, чтобы важное всегда было перед глазами. Найдите
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику
с
учетом
его
личностных
особенностей и навыков восприятия информации.
Никогда не забывайте про учеников, ведите их за собой. Делайте паузы, давайте
время, помогайте сформулировать и задать вопросы, отвечайте на них. Всегда
отслеживайте реакцию на то, что вы говорите. Обучение – это всегда двусторонний
процесс взаимодействия!
Соблюдение
этих
правил
и
советов
позволит
вам
сделать
гармоничным
и
наиболее
эффективным процесс обучения. Список этот, бесспорно, не исчерпывающий.