Напоминание

"Гиперактивный ребёнок в школе"


Автор: Романова Марина Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 с углублённым изучением английского языка"
Населённый пункт: город Сосновый Бор Ленинградской области
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Гиперактивный ребёнок в школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание «Гиперактивный ребёнок в школе».

Проблема:

Гиперактивный ребенок… Лет двадцать назад это словосочетание

практически не звучало в обыденной речи. Теперь же оно у всех на слуху. Почему?

Не

потому

ли,

что

количество

таких

детей

в

последнее

десятилетие

заметно

прибавилось,

и

это

уже

становится

некоей

общественно

значимой

проблемой?

Отечественные исследователи выявили синдром гиперактивности у 23 % учащихся

младших классов.

Гиперактивных детей становится все больше и больше. Особенно

среди мальчиков. Мы решили обсудить эту тему на родительском собрании, т.к. в

нашем классе есть дети, у которых наблюдается синдром гиперактивности. А в

младшем школьном возрасте формируется умение ребёнка строить свои отношения

с

другими

людьми:

сверстниками

и

взрослыми.

Для

того,

чтобы

это

умение

сформировалось в той степени, которая соответствовала бы социальным нормам,

принятым

в

данном

обществе,

детям

необходима

помощь

взрослых,

а

именно,

значимых взрослых. А так как значимыми взрослыми на данном возрастном этапе

являются родители и учителя, то им необходимо выработать единую стратегию по

воспитанию детей.

Цели собрания:

-

привлечение

внимания

родителей

к

необходимости

совместной

работы

учителя и родителей в воспитании детей;

- оптимизировать отношения «гиперактивный ребёнок – родитель - учитель».

Задачи:

1.

Познакомить

родителей

с

признаками

гиперактивности

у

детей

и

её

причинами.

2.

Рассмотреть

особенности

взаимодействия

родителей

с

гиперактивными

детьми.

3.

Обучить

родителей

эффективным

приёмам

общения

с

гиперактивным

ребёнком.

Участники: родители учащихся начальных классов, классный руководитель,

школьный психолог.

Ход собрания.

Звучит запись песни «Большой хоровод» (муз. Савельева, сл. Л. Жигалкиной и

А.Хайта):

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

1

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Учитель.

Да,

наши

дети

рождаются

именно

для

этого.

Но

всегда

ли

складываются

хорошие

отношения

у

родителей

с

детьми.

Особенно,

если

наш

ребёнок

гиперактивный.

Мне

бы

хотелось

обсудить

с

вами

ряд

вопросов,

касающихся гиперактивности детей:

- Как проявляется гиперактивность?

- Причины гиперактивности.

- Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

-

Взаимоотношения

родителей

с

гиперактивным

ребенком.

А

также

дать

рекомендации родителям гиперактивных детей.

Разобраться

в

этих

вопросах

нам

поможет

психолог.

А

сейчас

посмотрите

инсценировку стихотворения Э.Успенского:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Значит, слон не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Психолог.

Так

описывает

Эдуард

УСПЕНСКИЙ

подвижного

ребёнка.

Но

сегодня

мне

хотелось

бы

поговорить

с

вами

не

об

обычном

ребёнке,

а

о

гиперактивных детях.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» – значит

деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение

нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального,

соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью,

импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании

таких детей употребляются термины: «подвижный», «импульсивный», «шустрик»,

«энерджайзер»,

«вечный

двигатель»,

«живчик»,

«вулканчик».

Некоторые

авторы

используют

и

такие

словосочетания,

как

«моторный

тип

развития»,

«дети

с

повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью». По данным

специалистов,

чуть

ли

не

половина

детей

страдает

так

называемой

2

гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких

детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает

не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому

ребенку

необходима

своевременная

помощь,

иначе

в

дальнейшем

может

сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что

среди

малолетних

правонарушителей

значительный

процент

составляют

гиперактивные дети.

Как же проявляется гиперактивность?

Урок.

Дети

выполняют

самостоятельное

задание

в

тетради.

Илья

начинает

запись вместе со всеми. Но вдруг перестаёт писать, лезет в портфель, достаёт

машинку. С шумом повернувшись к соседу, начинает демонстрировать игрушку. Не

получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает

неисправные часы. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После

замечания

учителя

Илья

усаживается

за

парту,

но

через

мгновение

начинает

шуршать фантиком от съеденной конфеты. И снова замечание, за которым следует

лишь короткий период сосредоточения... Наконец - звонок, Илья с криком первым

выбегает из класса.

Описанное

поведение

характерно

для

детей

с

так

называемым

гиперкинетическим, или гиперактивным, синдромом. Одной из специфичных его

черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость,

невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Психологи

выделяют

следующие

признаки,

которые

я в л я ю т с я

диагностическими симптомами гиперактивных детей.

1. Беспокойные

движения

в

кистях

и

стопах.

Сидя

на

стуле,

корчится,

извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в

коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При

выполнении

предложенных

заданий

испытывает

сложности

(не

связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к

нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но

приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на

улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

3

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере восемь

из всех симптомов.

Причины гиперактивности

Существует

много

мнений

о

причинах

возникновения

гиперактивности.

На

сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

- генетические (наследственная предрасположенность);

-

биологические

(органические

повреждения

головного

мозга

во

время

беременности, родовые травмы);

- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей,

условия проживания, неправильная линия воспитания).

Теперь поговорим о гиперактивных детях и проблемах их обучения.

Ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям.

Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами

настаивают на их переводе в другую школу. Однако эта мера проблем ребенка не

решает.

Основные

нарушения

поведения,

характерные

для

синдрома

дефицита

внимания

с

гиперактивностью,

сопровождаются

серьезными

вторичными

нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в

школе и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Между тем

общий уровень интеллектуального развития таких учащихся в большинстве случаев

соответствует

возрастным

нормативам.

Однако

определенные

нарушения

отмечаются

для

таких

функций,

как

внимание

и

память,

характерна

также

недостаточная

сформированность

функций

организации,

программирования

и

контроля психической деятельности (Заваденко Н. Н.).

Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка

в

учебную

деятельность.

Во

время

урока

этим

детям

сложно

справляться

с

заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы,

быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у

этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят

неряшливо

и

характеризуются

ошибками,

которые

являются

результатом

невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

При работе с гиперактивными детьми учителя должны помнить, что ребенок

лучше всего работает в начале дня и в начале урока, хуже всего он усваивает

материал в конце дня или в конце урока.

Для

эффективной

организации

времени

хорошо

подходит расписание

в

картинках. Его можно разместить на специальном стенде. Расписание в картинках

очень

хорошо

организует

деятельность

ребенка.

Так

ему

легче

воспринимать

информацию.

Хорошо заранее обговорить с ребёнком правила поведения.

4

Когда учитель дает классу выполнить задание, можно именно гиперактивного

ребенка попросить "озвучить" что надо делать и каким образом.

Не рекомендуется читать гиперактивным детям длинные нотации. Эти

длинные

нотации

все

равно

не

будут

выслушаны

до

конца.

Лучше

объяснить

ребенку,

что

за

выполнение

установленных

правил

он

получит

поощрение.

За

невыполнение

правил

наиболее

целесообразным

будет

лишать

ребенка

определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

В с е инструкации,

предъявляемые

гиперактивному

ребенку, должны

быть

четкими

и

краткими,

не

более

10

слов.

В

противном

случае

ребенок

эту

инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать.

Алгоритмичная

организация

учебной

деятельности,

системность

подачи

информации

создает

системно

организованную

память,

облегчает

поиск

необходимой информации, развивает мышление. Такая подача информации снижает

нагрузку

на

внимание

и

систематизацию

материала

при

запоминании.

Формулировки правил, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего

лишнего и отвлекающего.

Предложенная работа должна представлять из себя хорошо организованную

последовательность определенных видов деятельности, между которыми можно

делать

небольшие

перерывы.

Каждый

такой

вид

деятельности

представляется

короткой инструкцией, отраженой в рисунке или схеме. Рисунок или схема должны

находяиться перед глазами ребенка.

Инструкции должны быть короткими или разделенными на короткие части для

того, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен,

перестановки частей информации.

Рекомендации учителям:

1.

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом

основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2.

По

возможности

игнорировать

вызывающие

поступки

ребенка

с

синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

3.

Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для

гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.

4.

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к

учителю в случаях затруднения.

5.

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному

распорядку.

6.

Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником

или календарем.

7.

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

8.

На определенный отрезок времени давать только одно задание.

9.

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в

виде

последовательных

частей

и

периодически

контролировать

ход

работы

над

каждой из частей, внося необходимые коррективы.

10.

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной

«разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

5

Теперь рассмотрим и обсудим следующую тему: «Привлечение внимания

ребёнка, если он не услышал обращение к себе»

- Каким образом родители дома призывают ребёнка к выполнению какого-то

поручения или задания, какие они используют для этого способы ? (Возможные

ответы: окрик, неоднократное напоминание, тихое повторение и т.д.).

- Как может учитель привлечь внимание ребёнка на уроке или на перемене.

Вывод: какие способы привлечения внимания может использовать учитель, а

какие способы – родители, будут ли они одинаковыми.

Примечание: в ходе всей этой работы психолог фиксирует все предлагаемые

родителями варианты и способы поведения, подключая к обсуждению и учителя, но

сам не предлагает готовых сценариев поведения в той или иной ситуации. Вместо

этого он направляет дискуссию так, чтобы родители и учитель сами нашли наиболее

оптимальные способы взаимодействия с детьми в школе и дома.

Теперь

необходимо

поговорить

и

о взаимоотношениях

родителей

с

гиперактивным ребенком.

Гиперактивный

ребенок

излишне

подвижен,

невнимателен,

шумен;

ему

свойственно

«плохое»

поведение.

Поэтому

взрослые,

которые

находятся

в

постоянном контакте с таким малышом, быстро устают, раздражаются. Нередко

переходят на крик при общении с ребенком.

В первую очередь, нужно относиться к проявлениям поведения такого ребенка с

пониманием. В этом Вам поможет знание о том, что Ваш малыш не ставит перед

собой задачи расстроить или обидеть родных. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?»

такие

детки

искренне

отвечают:

«Не

знаю».

Ведь

причиной

такого

поведения

ребенка не является его желание «плохо» себя вести. Чаще всего такие малыши

очень хотят быть «послушными», «не обижать маму и папу», но в силу своей

особенности им это, к сожалению, не удается.

Старайтесь

не

кричать

на

ребенка.

Добиться

криком

послушания

от

гиперактивного ребенка у Вас не получится, а вот его психика (и, в первую очередь,

самооценка) будет страдать. Старайтесь объяснять ему все спокойным тоном. Самое

страшное наказание для гиперактивного ребенка – постановка в угол. В таком

положении

он

ограничен

физически

и

пространственно,

что

отрицательно

сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в

гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т. д. Поэтому

старайтесь избегать такого вида наказания при взаимодействии с гиперактивными

малышами.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество.

Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить

причины

его

поступка.

Дайте

возможность

малышу

осознать

свою

неправоту,

попросить прощения и разработать дальнейший план действий.

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще

показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том,

как вы его любите, и как он Вам дорог.

6

Родители гиперактивного ребёнка должны помнить, что улучшение состояния

ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной

мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребенка родители (и другие близкие) должна

избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; – с

другой

постановки

завышенных

требований,

которые

он

не

в

состоянии

выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями

(наказаниями).

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем

самым помочь им в процессе его воспитания?

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких

ребенку взрослых людей.

Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если

вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте

детей

во

всех

попытках

конструктивного,

позитивного

поведения,

какими

бы

незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже

познать и понять ребенка.

Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз,

которые

могут

создать

напряженную

обстановку

и

вызвать

конфликт

в

семье.

Старайтесь

реже

говорить

"нет",

"нельзя",

"прекрати"

лучше

попробуйте

переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

Следите

за

своей

речью,

старайтесь

говорить

спокойным

голосом.

Гнев,

возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте

чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая

группа

рекомендаций

касается

организации

среды

и

окружающей

обстановки в семье.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее

часть

для

занятий,

игр,

уединения

(то

есть

его

собственную

"территорию").

В

оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в

ближайшем

окружении

ребенка

не

должно

быть

отвлекающих

предметов.

Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее

его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для

этого

вместе

с

ним

составьте

распорядок

дня,

следуя

которому,

проявляйте

одновременно гибкость и упорство.

Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под

постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и

хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с

близким

взрослым,

на

развитие

способности

как

взрослого,

так

и

ребенка

почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра,

поскольку она близка и понятна ребенку.

7

Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и

поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте

рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться,

использовать ласковые прикосновения. Предлагаю вашему вниманию некоторые

игры для гиперактивных детей. Их также можно проводить и в группе продлённого

дня.

«КЛУБОЧЕК»

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек

яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и

больше.

Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как

только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.

Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет

просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он

огорчен, устал или «завелся».

«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Цель:

Игра

способствует

развитию

быстроты

реакции,

отработке

навыков

невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок -

заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между

кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны

незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и

перебежать из домика в домик. Задача водящего - во время этого обмена занять

домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится

водящим.

«ЧТО НОВОГО»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру.

К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая

картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают

глаза, и,открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше

длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»

Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно

предложить

ему

такую

игру:

обвести

на

листе

бумаги

силуэт

ладоней.

Затем

предложите

ему

оживить

ладошки

-

нарисовать

им

глазки,

ротик,

раскрасить

цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?»,

«Что

вы

любите

делать?»,

«Чего

не

любите?»,

«Какие

вы?».

Если

ребенок

не

подключается к разго¬вору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть,

что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не

слушаются своего хозяина.

8

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином.

Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае

работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они

постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут

никого обижать.

Если

ребенок

согласится

на

такие

условия,

то

через

заранее

оговоренный

промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на

более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию

координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу

плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки.

Это - сеть. Водящий - золотая рыбка - стоит в кругу. Его задача - выбраться из

круга. А задача остальных - не выпустить рыбку.

Примечание:

Если

водящему

очень

долго

не

удается

выбраться

из

сети,

взрослый может попросить детей помочь рыбке.

Чтобы определить гиперактивность ребёнка, можно провести тест.

Тест на гиперактивность

Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак,

Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры

пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с

мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее

исключение.

-

Он

активный

не

везде.

К

примеру,

беспокойный

и

непоседливый

дома,

но

спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать

"коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать,

то

есть

даже

если

он

устал,

он

продолжает

двигаться,

а

выбившись

из

сил

окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает

миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него

часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не

редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и

ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет

себя одинаково активно.

9

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,

кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

4. Заключительная часть.

Психолог делает вывод о том, что, несмотря на то, что дети ещё малы, они уже

являются личностями, а любая личность имеет право на уважение (вне зависимости

оттого, сколько человеку лет – 2 года, 6, 8 или 30 лет).

Родители

также

должны

знать,

что

существующие

у

ребенка

нарушения

поведения

поддаются

исправлению,

но

процесс

этот

длительный

и

потребует

больших усилий и огромного терпения.

5. Решение родительского собрания.

Родители рисуют эмблему взаимодействия семьи и школы по отношению к

гиперактивному

ребёнку

и

принимают

решение

относиться

с

пониманием,

терпением и доброжелательностью ко всем гиперактивным детям.

Литература

1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,

1968.

2.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. –

М., 1990.

3.

Заваденко Н.Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом

внимания. – М.: Школа – Пресс, 2000.

4.

Интернет

ресурс.

Презентация

к

родительскому

собранию

«Гиперактивный ребенок в школе» учителя начальных классов Кауновой О. Н.

5.

Ковалёв С.В. Психология современной семьи М., 1988

6.

Интернет – ресурс. Анна Кошелева, № 9/2002г. Диагностика и коррекция

поведения гиперактивного ребенка.

7.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

8.

Школьный психолог. Издательский дом 1 сентября, №23, 2006. Статья

«Особенности развития», Н. Семаго

9.

Интернет

ресурс. Татьяна Филь. Гиперактивный ребёнок. Интернет.

Центр "Азбука для родителей

10.

Интернет

ресурс.

Г.Г.Шанько.

Двигательная

расторможенность

(гиперактивность).

11.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под

ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

10



В раздел образования