Автор: Соловьева Наталья Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СШ №6"
Населённый пункт: г. Касимов, Рязанская область
Наименование материала: Программа курса ФГОС
Тема: "Я и история Отечества"
Раздел: среднее образование
Программа курса
«Я и история Отечества».
5 класс.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на
получение
воспитательных
результатов
в
определенном
проблемном
поле
(нравственность,
толерантность, эрудированность); при этом используются возможности различных видов внеурочной
деятельности.
Цели программы:
Цель
курса:
формирование
познавательной
потребности
в
освоении
обучающимися
исторического материала об основных событиях в истории России.
Образовательные задачи:
Познакомить с памятными датами истории России;
Овладеть начальными навыками по сбору материала об исторических личностях российской
истории.
Воспитательные задачи:
Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;
Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических
личностей.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.
Общая характеристика курса.
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Я
и
история
Отечества»
по
общеинтеллектуальному, нравственному направлению составлена на основе Федерального закона от
13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и
дополнениями).
Актуальность программы обусловлена тем, что к 5 классу учащиеся получили только общее
представление об основных важнейших событиях российской истории, которые должны стать основой
формирования осознанного патриотизма.
Программа
предусматривает
глубокое
изучение
событий
и
роли
исторических
личностей
с
обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций
современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами
российской истории на момент изучаемого периода (2017, 2018 гг.).
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования,
поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения
ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё
невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном
глобализирующемся мире.
Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий,
которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что
порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный
процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.
К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует,
что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую
овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора
фактов
(часто
бессистемно),
не
поднимаясь
до
уровня
умений
строить
причинно-следственные
объяснения,
проводить
анализ,
давать
самостоятельные
аргументированные
нравственные
и
гражданские
оценки
событий
прошлого.
Изучение
фактических
и
теоретических
сведений
не
подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение
проблем в современных жизненных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной
программы основного общего образования ФГОС 2012 года:
●
определение
видов
организации
деятельности
учащихся,
направленные
на
достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;
● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:
педагогом, администрацией и психологом.
Дни воинской славы — это особые празднества в ознаменование побед российских войск, которые
сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни
их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести
защитников страны.
На сегодняшний день существует 17 дней воинской славы, установленных Федеральным законом от
13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его
немецко-фашистскими войсками (1944 год).
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве (1943 год).
23 февраля — День защитника Отечества (отряды Красной гвардии одержали свои первые победы
под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года).
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на
Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945
год).
7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).
10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском
сражении (1709 год).
9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием
Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
(1943 год).
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с
французской армией (1812 год).
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой
эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над
монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).
4 ноября — День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов народным
ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 1612 год).
7
ноября
—
День
проведения
военного
парада
на
Красной
площади
в
городе
Москве
в
ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции
(1941 год).
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой
эскадрой у мыса Синоп (1853 год).
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в
битве под Москвой (1941 год).
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием
Александра Суворова (1790 год).
Роль исторических личностей в этих событиях исследуется в соответствие с рекомендованными
алгоритмами.
Планируемые результаты: личностные,
метапредметные и предметные, на базовом и повышенном
уровнях к каждому разделу учебной программы.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных
учебных действий.
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству,
чувства
гордости
за
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа
России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование
универсальных
учебных действий (УУД).
1.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной деятельности;
2.
умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4.
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её
решения;
5.
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) смысловое чтение;
8) умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
Овладение
исторической
картиной
мира:
умение
объяснять
современный
мир,
связывая
исторические факты и понятия в целостную картину
●
Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
●
Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
●
Группировать (не по хронологии)
●
Сравнивать
Формирование
открытого
исторического
мышления:
умение
видеть
развитие
общественных
процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
●
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
●
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на
выращенную человечеством систему нравственных ценностей
●
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
Гражданско-патриотическое
самоопределение
личности:
умение,
опираясь
на
опыт
предков,
определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или другой выбор.
●
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
●
Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
таким образом (теория, практика).
Календарно-тематическое планирование занятий «Я и история Отечества». 5 класс.
№
Раздел, тема, урок
Колич.
часов
Срок
проведени
я
Проектно-исследовательская
деятельность
(практическая часть)
1
Как появилась история? История в жизни человека.
Как изучать историю?
1
2
Науки-помощницы истории.
1
Словарная работа «Переводим
с русского на русский»
3
Памятные юбилейные даты 2017 года.
1
Составление виртуального
календаря
4
Дни воинской славы России.
1
Работа с документом (ФЗ)
5
Битва на Чудском озере (1242 г.).
1
6
Александр Невский.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
7
Куликовская битва (1380 г.).
1
8
Дмитрий Донской.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
9
День народного единства.
1
10
Полтавская битва (1708 г.).
1
11
Первые победы русского флота (1714, 1720 гг.).
1
12
Пётр Великий.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
13
Чесменское сражение (1770 г.).
1
14
Взятие Измаила (1790 г.).
1
15
А.В. Суворов. «Наука побеждать».
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
16
Сражение у мыса Тендра (1790 г.).
1
17
Ф.Ф. Ушаков.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
18
Памятные юбилейные даты 2017 года.
1
Составление виртуального
календаря
19
Бородинское сражение (1812 г.).
1
20
М.И. Кутузов.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
21
Синопское сражение (1853 г.).
1
22
П.С. Нахимов.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
23
День героев России.
1
24
День защитника Отечества.
1
25
Парад 1941 года на Красной площади.
1
26
Контрнаступление советских войск против немецко-
фашистских войск в битве под Москвой в 1941 г.
1
27
Разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве (1943 год).
1
28
Разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Курской битве (1943 год).
1
29
День полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады (1944 год).
1
30
Полководцы Великой Отечественной войны.
1
31
Полководцы Великой Отечественной войны.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
32
Наш край и наш народ в Великой Отечественной войне.
1
Подготовка материалов для
проекта «Личность в истории
России»
33
Проект «Личность в истории России»
1
34
Проект «Личность в истории России»
1
Итоговое занятие
35
Следы истории в современности
1