Напоминание

"Я и история Отечества"


Автор: Соловьева Наталья Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СШ №6"
Населённый пункт: г. Касимов, Рязанская область
Наименование материала: Программа курса ФГОС
Тема: "Я и история Отечества"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Программа курса

«Я и история Отечества».

5 класс.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на

получение

воспитательных

результатов

в

определенном

проблемном

поле

(нравственность,

толерантность, эрудированность); при этом используются возможности различных видов внеурочной

деятельности.

Цели программы:

Цель

курса:

формирование

познавательной

потребности

в

освоении

обучающимися

исторического материала об основных событиях в истории России.

Образовательные задачи:

Познакомить с памятными датами истории России;

Овладеть начальными навыками по сбору материала об исторических личностях российской

истории.

Воспитательные задачи:

Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;

Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических

личностей.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.

Общая характеристика курса.

Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Я

и

история

Отечества»

по

общеинтеллектуальному, нравственному направлению составлена на основе Федерального закона от

13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и

дополнениями).

Актуальность программы обусловлена тем, что к 5 классу учащиеся получили только общее

представление об основных важнейших событиях российской истории, которые должны стать основой

формирования осознанного патриотизма.

Программа

предусматривает

глубокое

изучение

событий

и

роли

исторических

личностей

с

обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций

современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами

российской истории на момент изучаемого периода (2017, 2018 гг.).

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования,

поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения

ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё

невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном

глобализирующемся мире.

Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий,

которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что

порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный

процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.

К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует,

что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую

овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора

фактов

(часто

бессистемно),

не

поднимаясь

до

уровня

умений

строить

причинно-следственные

объяснения,

проводить

анализ,

давать

самостоятельные

аргументированные

нравственные

и

гражданские

оценки

событий

прошлого.

Изучение

фактических

и

теоретических

сведений

не

подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение

проблем в современных жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной

программы основного общего образования ФГОС 2012 года:

определение

видов

организации

деятельности

учащихся,

направленные

на

достижение

личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;

● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки:

педагогом, администрацией и психологом.

Дни воинской славы — это особые празднества в ознаменование побед российских войск, которые

сыграли решающую роль в истории страны. До революции они назывались «викториальными». В дни

их празднования чествовали армию и флот и воздавали дань воинскому подвигу, славе и доблести

защитников страны.

На сегодняшний день существует 17 дней воинской славы, установленных Федеральным законом от

13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его

немецко-фашистскими войсками (1944 год).

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской

битве (1943 год).

23 февраля — День защитника Отечества (отряды Красной гвардии одержали свои первые победы

под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года).

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на

Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945

год).

7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).

10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском

сражении (1709 год).

9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием

Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).

23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

(1943 год).

8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с

французской армией (1812 год).

11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой

эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над

монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

4 ноября — День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов народным

ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 1612 год).

7

ноября

День

проведения

военного

парада

на

Красной

площади

в

городе

Москве

в

ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции

(1941 год).

1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой

эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в

битве под Москвой (1941 год).

24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием

Александра Суворова (1790 год).

Роль исторических личностей в этих событиях исследуется в соответствие с рекомендованными

алгоритмами.

Планируемые результаты: личностные,

метапредметные и предметные, на базовом и повышенном

уровнях к каждому разделу учебной программы.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных

учебных действий.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству,

чувства

гордости

за

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального

народа

России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное,

культурное,

языковое,

духовное

многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

его

мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку,

вере,

гражданской

позиции,

к

истории,

культуре,

религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности

вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе

личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и

ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно-полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

Метапредметными

результатами

изучения

курса

является

формирование

универсальных

учебных действий (УУД).

1.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя

новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной деятельности;

2.

умение самостоятельно планировать пути

достижения целей,

в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата,

определять

способы

действий

в

рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

4.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её

решения;

5.

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать

своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

Овладение

исторической

картиной

мира:

умение

объяснять

современный

мир,

связывая

исторические факты и понятия в целостную картину

Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

Группировать (не по хронологии)

Сравнивать

Формирование

открытого

исторического

мышления:

умение

видеть

развитие

общественных

процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на

выращенную человечеством систему нравственных ценностей

При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

Гражданско-патриотическое

самоопределение

личности:

умение,

опираясь

на

опыт

предков,

определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми,

кто сделал такой же или другой выбор.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

Толерантно определять свое отношение к иным позициям.

Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

таким образом (теория, практика).

Календарно-тематическое планирование занятий «Я и история Отечества». 5 класс.

Раздел, тема, урок

Колич.

часов

Срок

проведени

я

Проектно-исследовательская

деятельность

(практическая часть)

1

Как появилась история? История в жизни человека.

Как изучать историю?

1

2

Науки-помощницы истории.

1

Словарная работа «Переводим

с русского на русский»

3

Памятные юбилейные даты 2017 года.

1

Составление виртуального

календаря

4

Дни воинской славы России.

1

Работа с документом (ФЗ)

5

Битва на Чудском озере (1242 г.).

1

6

Александр Невский.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

7

Куликовская битва (1380 г.).

1

8

Дмитрий Донской.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

9

День народного единства.

1

10

Полтавская битва (1708 г.).

1

11

Первые победы русского флота (1714, 1720 гг.).

1

12

Пётр Великий.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

13

Чесменское сражение (1770 г.).

1

14

Взятие Измаила (1790 г.).

1

15

А.В. Суворов. «Наука побеждать».

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

16

Сражение у мыса Тендра (1790 г.).

1

17

Ф.Ф. Ушаков.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

18

Памятные юбилейные даты 2017 года.

1

Составление виртуального

календаря

19

Бородинское сражение (1812 г.).

1

20

М.И. Кутузов.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

21

Синопское сражение (1853 г.).

1

22

П.С. Нахимов.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

23

День героев России.

1

24

День защитника Отечества.

1

25

Парад 1941 года на Красной площади.

1

26

Контрнаступление советских войск против немецко-

фашистских войск в битве под Москвой в 1941 г.

1

27

Разгрома советскими войсками немецко-фашистских

войск в Сталинградской битве (1943 год).

1

28

Разгрома советскими войсками немецко-фашистских

войск в Курской битве (1943 год).

1

29

День полного освобождения Ленинграда от

фашистской блокады (1944 год).

1

30

Полководцы Великой Отечественной войны.

1

31

Полководцы Великой Отечественной войны.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

32

Наш край и наш народ в Великой Отечественной войне.

1

Подготовка материалов для

проекта «Личность в истории

России»

33

Проект «Личность в истории России»

1

34

Проект «Личность в истории России»

1

Итоговое занятие

35

Следы истории в современности

1



В раздел образования