Напоминание

"ФГОС - первые шаги"


Автор: Масленникова Наталия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 49" г. Калуги
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "ФГОС - первые шаги"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Новые стандарты – первые шаги

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных

открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной

профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Цели образования

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное,

личностное

и

познавательное

развитие

учащихся,

обеспечивающие

такую

ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию

«научить

учиться»,

а

не

только

освоение

учащимися

конкретных

предметных

знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Апробируя стандарты второго поколения, мы начали с того, что стали

изучать

документы необходимые для их

введения в систему образования. Затем, нужно было

составить

тематическое

планирование

по

отдельным

занятиям,

которые

ведутся

по

направлениям:

Художественно-эстетическое

Спортивное

Научно-познавательное

Общественно-полезный труд

Патриотическое

Проект

В начале сентября мы провели стартовую предметную диагностику, которая

основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению

в школе.

Предметная стартовая диагностика проводилась с целью:

1.

Выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела

или темы курса

2.

Выяснения уровня готовности данного ребёнка и выявления его индивидуальных

особенностей

Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка

отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных

решений,

а

всего

лишь

указывает

на

необходимость

индивидуальной

коррекционной

работы с данным ребёнком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

По предмету Математика детям предлагались такие задания и вопросы: подсчитывать

количество объектов с помощью чисел в пределах 10, вести счёт в прямом и обратном

порядке,

узнавать

числа

в

непосредственном

окружении

(на

часах,

на

клавиатуре),

записывать некоторые числа, показывать карточки со знакомыми цифрами. Так же дети

сравнивали

предметы

по

длине,

ширине,

толщине,

массе.

Устанавливали

временные

отношения

при

помощи

слов

(сначала,

потом,

раньше,

позже),

пространственные

отношения: (выше, ниже, справа, слева, рядом, перед, между). Сравнивали по форме

разные

геометрические

фигуры,

группировали

и

сортировали

реальные

предметы.

Участвовали в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться

никогда, случится обязательно.

Так же предлагались вопросы и задания по предмету Русский язык.

Результаты

все

обрабатывались и заносились в специальную индивидуальную

таблицу. Такие таблицы есть в каждой папочке, которую мы завели на каждого ребёнка.

Кроме

предметной

диагностики

проводилась

психологическая

диагностика,

которую

проводили

специалисты

из

психологического

центра.

На

одном

из

занятий

мы

предложили детям нарисовать свою семью. Первоклассники с удовольствием выполняли

это задание. Это тоже своеобразная психологическая диагностика. По рисункам учитель

может определить, какой психологический климат в

семье ребёнка, какие общие дела

бывают в семье и принимает ли участие в этих делах ребёнок.

В связи с введением нового государственного образовательного стандарта в начальной

школе

учебным

планом

предусмотрено

время

на

разнообразную

внеурочную

деятельность,

направленную

на

развитие

личности

ребёнка.

Для

оптимальной

организации работы по созданию условий для проведения занятий,

мы попросили

ответить родителей на вопросы:

Заинтересованы

ли

родители,

чтобы

ребёнок

посещал

после

уроков

дополнительные занятия в школе?

Какое количество часов мог бы заниматься ребёнок во второй половине дня?

По каким направлениям мог бы заниматься ребёнок?

Какие формы организации внеурочных занятий наиболее приемлемы для детей?

Посещает ли ребёнок кружки, секции и т.д. вне школы?

Из анкет мы узнали, что все родители заинтересованы в том, чтобы для их детей были

организованы

дополнительные

внеурочные

занятия.

Также

родители

отмечали

направления, по которым мог бы заниматься их ребёнок чаще всего спортивное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное.

Формы

организации,

приемлемые для детей, родители называли: экскурсии; посещение музеев, театров;

проведение олимпиад, конкурсов, различных соревнований, игр.

С октября месяца мы начали проводить внеклассные дополнительные занятия:

Раз

в

неделю

систематически

ходим

в

детскую

городскую

библиотеку,

где

работники с детьми проводят занятия по планированию, составленному нами.

(Слайды)

Два раза в неделю мы проводим с детьми общественно-полезный труд. На этих

занятиях дети получают навыки ухода за комнатными растениями, сбора семян

цветов на пришкольном участке, а так же учатся конструировать, моделировать

поделки из бумаги, пластилина, картона и других материалов. (Слайды)

Также

раз

в

неделю

дети

изучают

основы

безопасности

жизнедеятельности

человека. Эти занятия проводит учитель дополнительного образования. Занятия

детям нравятся, потому что они получают нужный материал для безопасности

жизни, в увлекательной игровой форме. (Слайды)

Одно занятие в неделю посвящено развитию детской устной речи. В этом нам

хорошо помогает материал под редакцией Ладыженской «Риторика в рассказах».

На этих занятиях дети учатся правильно высказывать свою мысль, учатся слушать

других.

Материал

направлен

на

воспитание

нравственности,

чувства

коллективизма, дружбы, взаимопонимания и выручки в сложных ситуациях. Кроме

этого,

на

занятиях,

дети

учат,

а

потом

разыгрывают

сценки

из

несложных

художественных произведений. (Слайды)

Со

второго

полугодия

1

час

в

неделю

мы

проводили

занятие «Разговор

о

правильном

питании»

с

целью

формирования

у

детей

представления

о

необходимости

заботы

о

своём

здоровье,

и

в

первую

очередь

о

важности

правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

(Слайды)

Все

направления

взаимосвязаны.

При

распределении

учащихся

на

группы,

учитываются их интересы. На занятиях дети получают не только теоретические знания, но

и практические навыки, необходимые для жизни.

Положительные моменты апробации заключаются в том, что:

охват детей во внеурочную деятельность 100%. Если до введения ФГОС кружки

как вне школы, так и в школе посещало менее половины учащихся класса, то с

введением новых стандартов во внеурочную деятельность вовлечены все дети

класса.

Работа над этими направлениями проводится в стенах школы, что удобно и для детей,

и для родителей.

Дополнительные занятия не только учат, воспитывают, но и расширяют кругозор

учащихся, что не может не влиять положительно на их общее развитие. Дети на этих

занятиях

более

раскрепощены,

не

боятся

отвечать,

высказывать

свою

точку

зрения.

Внеурочная деятельность способствует раскрытию и развитию творческих способностей,

толерантного отношения к окружающим.

Без сомнения, в ходе апробации были и сложности: распределение часов внеурочных

занятий, комплектование групп по интересам, нехватка учебно-методической литературы,

технического обеспечения, недостаток информации по реализации стандартов второго

поколения. При проведении стартовой диагностики испытывали нехватку времени, т.к.

работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком.

В заключение хочется сказать:

мы делаем лишь первые шаги, может быть не

вполне уверенные, в осуществлении стандартов второго поколения. Наш коллектив

находится в постоянном поиске, но, несмотря на это, у нас уже есть определённые

наработки, а значит, непременно будут и результаты нашей работы.



В раздел образования