Напоминание

"Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе"


Автор: Ахметова Юлия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




"Использование тестовых заданий на уроках в

начальной школе"

Ахметова Ю. Н. учитель начальных классов

Слайд 1 «Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе».

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты,

ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной

школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и

применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

- быстрота поверки выполненной работы;

- оценка достаточно большого количества учащихся;

- возможность проверки теоретического материала;

- проверка большого объема материала малыми порциями;

- объективность оценки результатов выполненной работы.

Дидактическим стержнем современного урока в условиях ФГОС .является деятельность

самих учащихся. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают

выводы, выясняют закономерности. Такая деятельность захватывает личность –

напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются

интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Введение ФГОС в начальной школе предъявляет определенные требования к проверке

результатов обучения, которая должна установить готовность учащихся к восприятию

нового учебного материала, проверить у них уровень формирования представлений и

понятий, выявить возможность дальнейшего продвижения их в обучении.

Это возможно за счет использования тестирования, получившего в настоящее время

достаточно широкое распространение на всех уровнях образования.

Слайд 2: «Тест – система специальных стандартизованных заданий, применяемая в

сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата».

Что такое тест? В переводе с английского – испытание, проба, исследование.

Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное

исправление ошибок и восполнение пробелов.

Достоинство тестовой проверки – в скорости и объективности.

Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит

характера хода решения, деятельность учащегося и результат может быть только

вероятным. К недостаткам также можно отнести возможность угадывания.

Дети лучше усваивают учебный материал, если сами составляют по материалу тесты,

которые выполняются в качестве домашнего задания. Мои ученики составляют тесты по

русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, внеклассному чтению.

Виды тестов: тест-соответствие, тест с пробелами, тест дополнение, тест выборочный, тест

альтернативный, тест, требующий расположения по порядку. Многие тесты детей

сопровождаются рисунками. На уроке дети используют тесты в качестве проверки

домашнего задания у соседа по парте. Самые лучшие тесты оцениваются и выставляется

отметка по предмету. Все тесты подписываются и сопровождаются ответами. Назначение

тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений

младших школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем

у учащихся по работе с программным материалом на каждом этапе его изучения:

выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа,

пробелов, смешения понятий, знаний правил орфографии и пугктуации и умения их

применять и т.д.

Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к «переносу» знаний

и умений по предметам в нестандартные ситуации. Предлагаемые тесты предоставляют

учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют

обучению детей процессуальному самоконтролю.

В структуре проверки знаний тесты могут быть предварительными, текущими,

тематическими, повторными, периодическими, итоговыми. Задание в тестовой форме –

первое основное понятие педагогической теории измерений. Оно определяется как

педагогическое средство, отвечающее требованиям: цель, краткость, технологичность,

логическая форма высказывания, определенность места для ответа, одинаковость правил

оценки ответов, правильность расположения элементов заданий, одинаковость инструкции

для всех испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Тесты – это не то же самое, что набор упражнений или дидактический материал, это

система специальных стандартизованных заданий, применяемая в сочетании с

определенной методикой измерения и оценки результата.

Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и

самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки,

сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а

тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий,

проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом,

тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую

точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить

соответствующую коррекционную работу. Благодаря своей структуре тест может быть и

инструментом обучения, и стать хорошим арбитром в спорных ситуациях.

Слайд 3: «Подходы к созданию тестовых заданий:

нормативно-ориентированный

критериально-ориентированный»

В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых

заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный. В рамках

нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по

уровню учебных достижений. Сравнение происходит путем сопоставления результатов

каждого ученика с результатом его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных

достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом компетентностей. Упор

делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного

содержания, а не то, как он выглядит на фоне других.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько

функций.

Слайд 4: «Функции тестов:

социальная функция

образовательная функция

воспитательная функция

развивающая функция

контролирующая функция

занимательная функция

функция творческого роста учителя».

Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню

подготовки ученика начальной школы. В ходе контроля знаний с помощью тестов

определяется соответствии достигнутых учащимися умений и навыков установленным

государственным стандартом.

Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации знаний, практических

умений и навыков, повышении их качества. Тесты совершенствуют умения учеников

применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные

способы решения учебной задачи, глубже овладевать методами получения информации. В

ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь предыдущего материала с

последующим, что позволяет ученику воспринять его целостную структуру. У учащихся

совершенствуется умение рассуждать, формируются такие приемы умственной

деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная функция тестов заключается в формировании положительных мотивов

учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, умений постановки и

достижения целей, а также умений самоконтроля и адекватной самооценки, снижения

тревожности.

Развивающая функция тестов направлена на развитие внимания, памяти, мышления,

творческих способностей, эмоциональной сферы и таких качеств личности, как трудолюбие,

умение слушать, исполнительность, обязательность, самостоятельность и аккуратность.

Контролирующая функция позволяет учителю получить информацию о достижениях своих

учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств

детей, степень усвоения программного материала.

Занимательная функция помогает повысить эффективность урока. Ведь если материал,

который дается на уроке, слишком легок, большая часть класса скучает. Если же материал

слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится

тогда, когда материал не легок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком

трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только

к угасанию интереса, но и к более серьезным отрицательным последствиям. Легкий успех

тоже не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет тогда, когда учащиеся смогут

отвечать на вопросы трудные, но посильные, особенно в занимательной форме.

Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают возможность учителю

выявить достижения, недостатки и ошибки в своей педагогической деятельности.

На своих уроках я использую следующие виды тестов:

тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в

истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.

Слайд 5: «Тесты-правила».

Вставьте в правила пропущенные слова:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ____________ и отвечает на

вопросы ____________. Если к существительному можно подставить слова он, мой, этот, то

существительное относится к ____________ . Если к существительному можно подставить слова

она, моя, эта, то существительное относится к ____________ . Если к существительному можно

подставить слова оно, моё, это , то имя существительное относится к ____________ .

Заполните таблицы:

к

5 12 43 50 37

5 + к

50 -

к

Слагаемое 6

3

Уменьшаемое 13 12

Слагаемое 4

7 Вычитаемое

6

9

Сумма

11 15 Разность

7

4

тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности

утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».

Слайд 6: «Верю – не верю».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12 13 14 15

Все вопросы в 1-м классе задаются с вопросительной интонацией, затем вопросительные

предложения заменяются повествовательными предложениями, а дети должны согласиться

с утверждением учителя или отвергнуть его.

К концу 1-го класса учащиеся научаются тестированию и, начиная со 2-го класса,

необходимо использовать для составления теста повествовательные предложения, читая

их с соответствующей интонацией, без выделения слова, несущего основную смысловую

нагрузку.

Например: Русская народная сказка “Яичко”.

Вид теста12345678910Оценочная шкала

Т.с.

++ -

1

1. Жили себе дед да баба, у них была пестрая курочка.

(+) (пестрая окраска, “рябой” - с примесью рыжего.)

2. Снесла курочка яичко на улице (+).

3. Дед нечаянно разбил яичко (-) (мышка хвостиком раздавила).

Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно

использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый

или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный

цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить

ошибки.

выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из

целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих

тестов.

1. Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.

Слайд 7: «Сделай свой выбор».

Ветер – это…

А) воздушная оболочка Земли

Б) движение воздуха

В) прибор для определения давления воздушных масс

Г) бурное ненастье с громом и молнией

Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает

1.

Б

Слайд 8:1. О чем рассказывается в произведении?

1) О том, как жил косматый длинноволосый дождик

2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру

3) О том, как дождик спас от гибели цветы, листья, людей

4) О том, как дождь расплакался

2. Где происходят действия, описанные в тексте?

1) в деревне

2) в городе

3) в саду

4) в лесу

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) осенью

2) зимой

3) весной

4) летом

2. Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.

Слайд 8: «Кто хочет стать отличником?».

А Б В Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Учащимся предлагается вопрос и четыре варианта ответов. Им необходимо правильный

ответ занести любым значком в нужную графу. В первый раз тест требует тщательного

объяснения и разъяснения как работать с бланком. Проверяется очень легко и быстро

«методом прокалывания».

3. Можно предложить для выбора несколько вариантов из целого ряда вариантов.

Слайд 9: «Найди меня!».

Найдите среди записей уравнения:

1.

30 – х = 21

2.

47 – 4 = 43

3.

50 + х > 20

4.

60 – а = 10

5.

у – 4 = 9

6.

16 – 8 < 54

7.

а + в = 18

8.

21 – х = 16

9.

18 – 10 = 8

10. 15 = к + 5

занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков,

слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя:

раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое

использование знаний. Это может быть:

1. решение «круговых примеров»

Слайд 10: «Авиагонки».

2. раскрашивание рисунков в соответствии с заданием

Слайд 11: «Цветные карандаши».

3. расшифровывание слов

Слайд 12: «Дешифровщик».

Решите примеры и расшифруйте слово:

Л 17 – 9 + 3 =

О 17 – (38 - 30)

=

И (49 + 1) – 30 =

Б 28 – 20 + 5 =

В 72 – 2 + 0 =

Е 75 – 30 – 10 =

Ш (14 - 8) + 40 =

Н 12 – 9 + 40 =

К 100 – 50 –

20=

70

9

11 46 35 13 43 20 30

4. нахождение и исправление ошибок

Слайд 13: «Мы – учителя».

Исправьте, где есть ошибки:

30 + 31 < 60 – 40

12 + 6 = 20 – 2

20 – 20 > 5 – 0

54 + 32 = 32 + 45

ягода, мишенька, Волга, петербург, Василий, иванович, кукушкин, собака, Дедушка

4. установление связи между словами, предметами или явлениями. Установлении

соответствие между предметов их двух списков

Слайды 14-16: «Установим связь».

Соедините стрелками название месяца и времени года:

март

осень

июль

зима

январь

лето

октябр

ь

весн

а

Соедините стрелками части задачи:

ТЕСТ на

УСВОЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Понимание фразеологизмов при чтении является показателем уровня владения родным

языком. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень

образно характеризуют все стороны окружающей действительности.

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разрывать, они имеют одно

целостное значение. Например, нужно сказать, что мы очень рано встали. Для этого мы

используем выражение “ЧУТЬ СВЕТ”. Такое выражение называется фразеологизмом.

Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запомнить. Чем больше вы их будете

знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

Слова на доске:

1. Клевать носом. 1. Дремать, засыпать.

2. Заруби на носу. 2. Крепко запомнить.

3. Утереть нос.

3. Сделать что-нибудь хорошо, неожиданно для других.

4. С гулькин нос.

4. Очень мало.

5. Нос к носу.

5. Близко друг к другу.

решение

задачи

Бабушке 60 лет, а мама моложе ее на 30

лет

условие задачи

Сколько лет маме?

вопрос задачи

Маме 30 лет.

ответ

60 – 30 = 30 (лет)

Чем больше ученик будет знать фразеологизмов, тем точнее и образнее сможет выразить

свою мысль.

5. нахождение закономерности и продолжение заданного ряда

Слайд 18: «Продолжи ряд».

Установите закономерность и продолжите ряд:

21 34 47 … … 86 …

Завод девочка арбуз ….. циркуль ….. абажур …..

\\\\\ * \\\\\ \\\ *** \\\ \ ***** \

6. определение последовательности и расположение элементов текста в определенном

порядке

7. восстановление записи

Слайд 19: «Резинка-хулиганка».

Вставьте в выражения пропущенные числа и знаки:

63 * 20 * 7 = 50

26 * 30 * 8 = 48

34 * 7 * 7 = 20

78 * 9 * 9 = 60

6 + 7 - * = 11

8 - * + 9 = 13

+ 7 + 8 = 20

3 + * - 7 = 5

Слайд 20: «Перевертыши».

Расположите органы пищеварения в правильном порядке по ходу поступлению пищи в

организм:

желудок

рот

кишечник

пищевод

кишка

8. восстановление схемы

Слайд 21: «Схема-прятки».

Тесты предполагают владение пользователем, определенным объемом информации,

поэтому я чаще всего применяю их при закреплении или повторении знаний, а так же в виде

математического диктанта. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно

оперативную информацию о результатах усвоения учащимися в соответствии с этим

провести коррекционную работу.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени

трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в

обучении.

При конструировании тестов необходимо учитывать следующее:

тестовые задания должны легко читаться;

задания не должны повторять формулировок, данных в учебнике;

они должны быть независимыми;

формулировка задания не должна содержать двусмысленности;

тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально

исключать возможность угадывания ответа.

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную

диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым

учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.

Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими

формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа,

работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.

Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших

школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в

практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого

учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и

методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

Слайд 20: «Творческих успехов в работе!»

Слайд 21: «Спасибо за внимание!»



В раздел образования