Напоминание

"Использование кураторской методики как способ повышения качества образования"


Автор: Фуртаева Наталия Тимофеевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №655
Населённый пункт: г. Санкт-Петребург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование кураторской методики как способ повышения качества образования"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Фуртаева Наталия Тимофеевна

Учитель информатики

ГБОУ школы №655

Использование кураторской методики как способ повышения качества образования

Изменение

современного

мира,

внедрение

информационных

технологий

в

различные сферы человеческой деятельности закономерно выдвигает новые требования к

образованию.

Деятельность

педагога

сегодня

существенно

изменяется

и

отходит

от

традиционных форм обучения и воспитания. При этом сама методика урока должна быть

построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую

деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Именно такие ориентиры будут давать прочные знания основ наук, формировать высокую

сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии.

Современная

педагогическая

наука

и

школьная

практика

ищет

пути

совершенствования

урока.

Разработка

урока

начинается

с

осознания

и

правильного,

четкого

определения

его

конечной

цели,

определения

средств

и

выбора

способа

достижения ее. Безусловно полученный результат должен быть критически и объективно

проанализирован и оценен. Именно в этом и может быть полезна кураторская методика,

сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и совместном

их

обсуждении

в

присутствии

третьего

лица,

курирующего

их

деятельность.

Исследования показывают, что даже если учитель пускает за закрытые двери своего

кабинета

хотя бы

одного

коллегу,

то

результаты

учеников

у обоих

педагогов

улучшаются.

Следует отметить, что любое посещение предваряется совместной выработкой

критериев оценивания только одной компетенции, которая подвергается исследованию.

Разработка

и

принятие

этих

согласованных

критериев

уже

на

первичном

этапе

подготавливает

более

эффективное

проведение

уроков.

Также

повышению

эффективности преподавания способствует формирование пар из учителей разной

предметной направленности, что позволяет при обсуждении проведенных посещений

фокусировать внимание не на содержательной часть урока, а на рассмотрении именно

условий реализации выбранной

компетенции.

Кураторская деятельность дает возможность роста педагогического мастерства, как

для педагогов пары, так и для куратора. Для молодых и сотрудников, пришедших в

новый педагогический коллектив,

это отличный способ набраться опыта. Взаимные

посещения предполагают возможность взглянуть взгляд на урок с различных позиций:

собственно со стороны учителя, проводящего и отрабатывающего компетенцию, и со

стороны

аналитика,

критически

осмысливающего

урок

и

сопоставляющего

с

разработанными

критериями.

Кроме

того,

выбор

самих

компетенций,

позволяет

правильно

технологически

планировать

проведение

урока,

а

также

выявлять

те

компетенции, которые приводят к наилучшим результатам.

Другой

значимой

стороной

методики

является

совместное

обсуждение

результатов,

полученных

в

процессе

посещения.

Умение

правильно

анализировать

увиденное, позволяет выявить слабые и сильные сторону каждого учителя, осознание

которых приводит к профессиональному росту и повышению компетентности, открывает

возможности для улучшения и/или корректировки фрагментов урока.

Эффективным

инструментом

визуализации

результатов

использования

кураторской методики является колесо компетенций, на котором учителя отмечают

уровень собственной успешности в выбранной компетенции.

Даже первоначальный

выбор списка компетенций, который, по мнению учителей, может повысить качество

обучения, создает условие творческого поиска.

Любое изменение или отход от удобных и отлаженных алгоритмов и методик

преподавания

всегда

требует

дополнительных

временных,

материальных

и

психологических.

При

этом

результат

не

дается

сиюминутно,

а

нарабатывается

при

отработке

определенного

количества

компетенций,

что

может

привести

к

снижению

заинтересованности,

вызвать

необоснованный

оптимизм

или

наоборот

негативное

отношение. Особенно часто такое восприятие возникает у молодых учителей с малым

педагогическим

опытом.

Недооценка

или

переоценка

собственных

достижений

и

недостатков,

может

снизить

мотивацию

участников.

Корректировка

сложившейся

ситуации, ненавязчивое выведение учителей из «кажущегося» тупика осуществляется

третьим участником методики.

Важная роль в реализации кураторской методике отводится куратору, создающему

конструктивную и доверительную обстановку при обсуждении результатов посещения. Он

не

только

облегчает

педагогическое

взаимодействие,

но

и

нивелирует

конфликтные

ситуации, зачастую возникающие в процессе обсуждение. Через активное слушание и

трансформационные

вопросы

побуждает

педагогов

более

детально

рассматривать

различные аспекты отрабатываемых компетенций. Не давая готовых решений и советов,

куратор

направляет

обсуждение

в

такое

русло,

чтобы

преподаватели

сами

находили

способы корректировки деятельности. Так как куратор не участвует в уроках-посещениях,

он

может

непредвзято,

более

объективно

через

уточнения

деталей

моделировать

проблемные ситуации, возникшие на уроке. Обратная реконструкция урока способствует

выявлению как слабых, так и сильных моментов урока, фиксация которых открывает

возможности корректировки.

Использование кураторской методики в нашей школе в течении полугода принесло

очевидные

позитивные

изменения

в

культуре

педагогического

общения.

Молодые

педагоги

преодолели

стресс,

обусловленный

присутствием

постороннего

человека

на

уроке, стали проще обращаться за помощью и свободнее чувствовать себя в коллективе.

Повысилась активность опытных педагогов, включенных в данную методику, появилось

желание узнать и применять иные педагогические технологии. Формирование критериев

компетенций

дало

возможность

сконцентрироваться

на

аналитической

стороне

педагогической деятельности.

Кураторская методика является одним из наиболее легких способов повышения

социального капитала, как отдельного педагога, так и всего учебного заведения в целом.

Несомненно, реальные видимые изменение того, что происходит в школе и классе, зависит

не

от

министра.

Оно

зависит

профессионального

педагогического

сообщества,

сформированного в учебном заведении.



В раздел образования