Напоминание

"Надо, надо, умываться...."


Автор: Божедомова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 141".
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Проект (1 младшая группа)
Тема: "Надо, надо, умываться...."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 141 «Ладушки».

г. Дзержинск.

Проект:

«Надо, надо умываться….».

(1 младшая группа)

Воспитатель

1 квалификационной категории

Божедомова Наталья Владимировна.

2017 год.

Вид проекта: групповой

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы раннего возраста, родители.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение

детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды,

бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в

окружающей обстановке. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры,

желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями,

потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению

эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему

рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании,

кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные

произведения, стихи легко сопровождать действиями, обыгрывать их.

Актуальность проекта.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в

детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка

полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое

условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль

в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных

местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых

гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье

других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо

стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них

естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей

дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме

воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень

освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не

самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое

полотенце и горшок. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических

навыков необходимо внедрить и реализовать.

Цель проекта: Воспитание у детей раннего дошкольного возраста культурно -

гигиенических навыков в игровой форме.

Задачи проекта:

1.Формировать культурно - гигиенические навыки у детей раннего дошкольного

возраста;

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать

знания детей о необходимости гигиенических процедур;

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания,

подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

5.Обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно –

гигиенических навыков у детей раннего возраста; создать атмосферу психологического

комфорта и предупреждения утомления детей;

6.Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в

отношении своего здоровья и здоровья детей.

Гипотеза реализации проекта:

Реализация проекта ««Надо, надо умываться, по утрам и вечерам!» позволит

объединить усилия ДОУ и семьи для развития культурно-гигиенических навыков

ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Предполагаемый результат проекта

для педагогов:

-Применение педагогами здоровьесберегающих технологий.

- Укрепление связей между детским садом и семьей.

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания

детьми раннего возраста:

Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после

умывания.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила

поведения во время умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических

навыков.

Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Реализация содержания проекта.

Важной задачей в работе с детьми группы раннего возраста детского сада является

воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков

культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс

доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и

ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей

раннего возраста - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию

культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у

детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению

культурно – гигиенических навыков. В своей работе использую игровые приемы,

художественное слово. Хорошо формируют освоение культурно-гигиенических

навыков у детей дидактические игры. Существенной частью педагогического процесса

по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

являются игры-занятия с куклой.

Мною спланированы следующие игровые ситуации: «Кукла Катя не хочет мыть руки»,

«Купаем куклу», «Кукла Катя испачкалась».

Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет

использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы,

как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.

Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор

(потешки, сказки, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе

выполнения действий культурно-гигиенических навыков).

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с

семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном

учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила

рекомендации, памятки для родителей по формированию данных навыков. Провела

индивидуальные беседы консультации анкетирование родителей.

Продукт проекта: Оформление фотоальбома «Надо, надо умываться по утрам и

вечерам».

Вывод:

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя

окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и

отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать,

что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них.

Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок

выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек,

порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические

навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких

важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического

вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.

Так как основой полноценного физического развития ребенка раннего возраста

является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ

культуры гигиены. Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков

является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась

успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство

требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания

и закрепления, полученных в детском саду КГН. Культурно-гигиенические навыки

нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы,

отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их

быстрой утрате.

Реализация проекта ««Надо, надо умываться, по утрам и вечерам!» позволила

объединить усилия ДОУ и семьи для развития культурно-гигиенических навыков

ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

План работы над проектом.

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.

Проводит диагностику.

Организует предметно-развивающую среду.

Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.

Выполняют поручения.

Играют.

2 этап – реализация проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в игровую ситуацию,

формулирует проблему: «Кукла Катя

испачкалась. Как ей помочь?»

Организует занятия, беседы.

Организует игры.

Читает художественную литературу.

Вживаются в игровую ситуацию,

пытаются найти способы решения

проблемы.

Принятие решения: «Помочь кукле

Кате: научить ее умываться, следить за

внешним видом».

Оказывает помощь детям при реализации

замыслов.

Привлекает родителей.

Описывает и анализирует работу над

проектом.

С помощью воспитателя выбирают

предметы – заместители, материалы для

игры, экспериментирования, книги для

рассматривания.

Повторяют за педагогом действия, слова

знакомых стихотворений.

3 этап – подведение итогов

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу

над проектом.

Представляет конспекты, планы и

другие материалы.

Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки

об умывании, сопровождая действия текстом,

отвечают на вопросы.

Узнают процессы умывания, одевания на

картинках, правильно называют эти процессы,

переживают положительные чувства в связи с

выполнением гигиенических процедур.

Оказывают помощь друг другу, проявляют

самостоятельность в умывании, одевании,

кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое

лицо. Играют в сюжетно – отобразительные

игры.

Деятельность родителей:

Выполнение рекомендаций по осуществлению проекта:

1. Изготовление заготовок к фотоальбому «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».

2. Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок.

Прослушать:

Консультации: «Развитие культурно-гигиенических навыков»,

«Формирование здорового образа жизни у детей».

Принять участие:

Круглый стол «Воспитание КГН у детей раннего возраста по средствам малых жанров

фольклора».

Анализ работы:

В целях формирования начальных форм здорового образа жизни у детей раннего

возраста проект «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» включил в себя:

чтение художественной литературы;

сюжетно – отобразительная игра: «Купание куклы Кати», «Кукла Катя испачкалась»,

«Кукла Катя не хочет мыть руки»;

Разучивание потешки «Водичка, водичка…»;

рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание,

одевание;

исследовательскую деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная);

подвижные игры: «Зайка серенький умывается».

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от

совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных

произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в

соответствии с текстом. Дети раннего возраста учились самостоятельно умываться и

вытирать руки полотенцем, выполнять поручения из 2-3 действий. С радостью

рассматривали в зеркале свое чистое лицо. Активно передавали словом, действием

содержание произведения, проявляя интерес и к рассматриванию иллюстраций.

Сделана подборка литературно – речевого материала по теме проекта, дидактических

игр, опытов с водой.

Схема реализации проекта: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»

Дата

проведения

Совместная деятельность

взрослого с детьми 1 неделя

Совместная деятельность взрослого с

детьми 2 неделя

понедельник

«Знакомство детей с мылом

Подвижная игра: «Зайка серый

умывается».

Чтение потешки «Водичка,

водичка…»

Игровая ситуация «Катя проснулась»

Загадывание загадок про предметы

гигиены.

Чтение художественного произведения

К. Чуковского «Мойдодыр»

вторник

Игровая ситуация: «Кукла Катя

не хочет мыть руки»

Пальчиковая игра:

«Умывалочка»

Хороводная игра: «Васька кот»

Игровая ситуация: «Напоим Катю чаем»

Подвижная игра: «Зайка серый

умывается».

Пальчиковая игра: «Умывалочка»

среда

Загадывание загадок про

предметы гигиены.

Хороводная игра: «Васька кот»

Хороводная игра: «Васька кот»

Пальчиковая игра: «По воду»

четверг

Дидактическая игра «Купаем

куклу»

Пальчиковая игра «По воду»

Чтение художественного произведения

А.Барто «Маша-растеряша»

Рассматривание алгоритма умывания

пятница

Беседа: «Дружим с водой»

Подвижная игра: «Все котятки

мыли лапки»

Пальчиковая игра: «Семья»

Опыты с водой (теплая, холодная,

прозрачная, непрозрачная).

Подвижная игра: «Все котятки мыли

лапки»

Чтение художественного произведения

А.Барто “Девочка чумазая

Взаимодействие с родителями

1 неделя

Взаимодействие с родителями

2 неделя

Оформление стенда в родительском уголке

«Возрастные особенности детей 2-3 лет».

Папка передвижка

«Воспитание самостоятельности,

самообслуживании у детей младшего возраста.

В рубрике читаем с нами: К. Чуковский

«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»

Запечатлеть на фото детей в режимных

моментах дома для создания Фото – альбома

«Культурно - гигиенические навыки в

домашних условиях»

Рубрика «Учите вместе с нами»

подвижные и хороводные игры,

потешки.

Стендовая информация «Растим

здорового ребёнка!"

Папка передвижка

«Прививаем КГН»

Заседание круглого стола «Воспитание

КГН у детей раннего возраста по

средствам малых жанр фольклора»

Создания фото – альбома «Культурно -

гигиенические навыки в домашних

условиях

Литература:

1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.

2. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

3.О.О.Крупечук «Тренируем пальчики – развиваем речь!»

4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа.

5.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.

6.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

7.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет.

8.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный центр

ВЛАДОС, 2007.

9.Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10.Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ

Сфера, 2005.

14.Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.:

ТЦ Сфера, 2005.

15.Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.

16.Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.

«Знакомство детей с мылом»

.

ООД с элементами экспериментирования в группе раннего

возраста.

Программное содержание:

познакомить детей со свойствами мыла; обучать элементарным способам

исследовательской деятельности; закреплять навыки самообслуживания, формировать

положительные привычки (умывание, мытье рук).

Словарная работа:

активизация словаря (мыльница, мыло, мыльная).

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: К.И.Чуковского «Мойдодыр»: рассматривание

иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов, дидактическая

игра «Назови ласково».

Оборудование:

Чудо-коробка, игрушка кот Мурлыка, «Мыльные пузыри», фартуки, мыло, салфетки.

Образовательная деятельность:

Дети находятся в группе. Раздается стук в дверь. Кто там? (входит кот)

Это я Кот Мурлыка, можно к вам в гости.

Можно (отвечают дети)

Воспитатель:

-Посмотрите, а Мурлыка пришел не один, он что-то с собой принес, посмотрим?

( воспитатель открывает и показывает чудо-коробку)

-Какая она большая, красивая, тяжелая, что же там лежит?

( воспитатель вынимает из нее поднос, на котором лежат куски мыла).

- Что это? (мыло) Какого оно цвета? (белое)

Попробуйте на него нажать, какое мыло? (твердое)

А, если его погладить рукой, то, что можно про него сказать? (Оно гладкое)

Давайте мыло понюхаем, оно пахнет? (Да) Что можно сказать, какое оно?(душистое,

ароматное) (Индивидуальные и хоровые ответы)

- А теперь давайте скажем Мурлыке, какое он нам принес мыло?

(белое) но цвету

(твердое), если на него нажать

(гладкое), если его погладить.

(ароматное, душистое), если его понюхать, (дети кладут мыло на поднос)

Дети, как вы думаете, зачем, людям нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать

белье, одежду)

Правильно, а вы знаете, как умываются животные, на пример наш Мурлыка? (лапой,

языком)

Давайте с вами выйдем на полянку, а Мурлыка нам покажет, как он умывается.

Динамическая пауза:

(Дети имитируют движения согласно текста)

- Мы теперь не мальчики и девочки, а котята.

Котик беленький проснулся,

Очень сладко потянулся.

Котик белый умывается,

Не торопится, старается.

Вымыл котик ротик,

Вымыл котик Носик,

Вымыл щечки, вымыл шейку,

Вымыл ушки хорошенько.

Белый котик чистым стал,

По дорожке побежал.

Воспитатель:

Мурлыка показал нам, как он умывается, а мы ему покажем? (Да)

Но разве при помощи одного мыло мы сможем это сделать'? Что для этого еще нужно?

(Ответы детей)

Садись. Мурлыка, на стул, а мы с ребятами тебе все покажем, только оденем сначала

фартуки, чтобы не намочить одежду. (воспитатель и помощник воспитателя одевают

детям фартуки)

(дети подходят к тазам с налитой водой. На столе лежат мыльница с мылом и

салфетка)

Какая водичка в тазу? (Ответы детей)

А, что надо сделать сначала, чтобы помыть руки? (Намочить. Дети берут мыло)

Легко или тяжело удержать мыло в воде? Почему? (стало скользким)

Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (мыло, вода, чистое полотенце)

Да, Вода и Мыло настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробов.

Как надо правильно мыть руки?

Сильно намочите руки.

Пользуйтесь мылом.

Намыливайте руки с обеих сторон.

Намыливайте руки между пальцев.

Ополощите руки чистой водой.

Вытирайте руки насухо полотенцем.

Заучивание слов:

«От простой Воды и Мыла у Микробов тают силы»

«КАТЯ ПРОСНУЛАСЬ»

.

Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с

предметами и игрушками.

Задачи:

Образовательная: Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в

игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась.

Развивающая: Развивать интерес к игре с куклой.

Воспитательная: Воспитывать любовь к игрушке.

Материал и оборудование:

В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке;

умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа:

На занятии по развитию речи разучивание потешки «Водичка-водичка».

Образовательная деятельность:

Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я

буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что

делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла.) Наша дочка

спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша поможем ей встать с постели. Я буду

одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку,

застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво

заправлена.

Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.

Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще

маленькая и просит: «Помоги, папа!» Умой, Андрюша, дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате,

какие красивые игрушки есть у нас в детском саду».

«НАПОИМ КАТЮ ЧАЕМ».

Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с

предметами и игрушками.

Задачи:

Образовательная: Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом:

Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Развивающая: Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле.

Воспитательная: Воспитывать любовь к игрушке.

Материал и оборудование:

В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке;

умывальник, полотенце, мыло (кирпичик); набор чайной посуды, «оладушки» (из

соленого теста).

Предварительная работа.

Знакомство с игровым действием «Катя проснулась»

Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».

Образовательная деятельность:

Воспитатель обращается к детям: «Хотите поиграть? Я буду мамой. А где же моя

дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

Посмотрите, какой красивый чайник (в последующих занятиях на эту тему можно

использовать игрушку заместитель). Надо налить в него воды. Открою кран. И ты

Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник

воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку.

Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя

дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с

блюдцем? А где же наши оладушки? Принеси Настя, пожалуйста. Теперь все готово.

Можно будить наших дочек. Вставай доченька. С добрым утром!» (Далее занятие

проводится по конспекту 1 «Катя проснулась»).

После того как кукол умыли, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими

детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница;

приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на

место.

Куклы-дочки в это время «играют: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т. д.

"Кукла Катя грязнуля".

Цель: Способствовать формированию элементарных правил личной гигиены,

побуждать к самостоятельному их выполнению.

Задачи:

Образовательная: Закреплять умение использовать в активной речи слова (мыло,

намыливать, вытирать, вода, кран). Расширять словарь детей и ввести

понятия «мыльница».

Развивающая: Переносить знания и умения в окружающей жизни

в умение играть с куклами. Вызывать радостное настроение, умение

подпевать и выполнять простые движения руками.

Воспитательная: Воспитывать заботливые отношения и желание помочь справиться с

заданиями других.

Подготовка: Кукла, мыло, мыльница, полотенце, умывальник, мыльные

пузыри, сумочка.

Образовательная деятельность: Дети играют. Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне, кто – то стучится? Воспитатель

вносит куклу.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кукла.

Воспитатель: А как тебя зовут?

Кукла: Катя.

Воспитатель: Здравствуй, Катя. Дети, поздоровайтесь с Катей.

Каждый ребенок здоровается с Катей.

Воспитатель: Ой! Посмотрите! Что это с Катей?

Дети: Грязные руки.

Воспитатель: «Ах ты, Машенька чумазая!

Ах, как ручки ты измазала!

Грязные ладошки -

У нашей крошки!»

Покажите, Маше, какие у вас чистые руки.

(Дети показывают Маше свои чистые руки).

Воспитатель: Сейчас мы Машу научим мыть руки. Садитесь на стульчики и

Маша сядет. Дети и кукла садятся на стульчики

Воспитатель: А что нам нужно, чтобы помыть руки?

Ответы детей.

Воспитатель: Водичка - она есть в кране. Чтобы вода побежала нужно

открыть кран. Предлагает показать детям, как капает водичка.

Воспитатель: А что лежит в этой коробочке?

Дети: Мыло.

(Воспитатель предлагает детям потрогать мыло).

Воспитатель: Какое оно?

Дети: Твердое, гладкое.

(Воспитатель спрашивает 2-3 детей).

Воспитатель: А как приятно оно пахнет?

(Воспитатель предлагает понюхать мыло).

Воспитатель: Какое оно?

Дети: Душистое, ароматное.

Воспитатель: Спрашивает 2-3 детей.

Воспитатель: Положу мыло в коробку, которая называется «мыльница».

(Воспитатель предлагает повторить 2-3 детям).

Воспитатель: Мыло здесь живет - это его дом.

Воспитатель: А чем руки вытирают?

Дети: Полотенцем.

(Воспитатель предлагает потрогать его).

Воспитатель: Какое оно?

Дети: Мягкое, пушистое.

(Воспитатель спрашивает 2-3 детей).

Воспитатель: А сейчас Маше покажем, как мыть руки. Вставайте в свои

домики.

Каждый ребенок стоит в кружке, а воспитатель сидит на маленьком

стульчике.

Воспитатель: Чтобы руки нам помыть, сначала нужно кран открыть.

Возьмем мыло, намылим руки.

Положим мыло в мыльницу.

Хорошо растираем мыло, как будто руки в белых перчатках.

Смоем водой под краном.

Опять взяли мыло и намылим каждый пальчик.

Положим мыло в мыльницу.

Хорошо моем каждый палец на одной руке и на другой.

Смываем водой под краном.

Закрываем кран.

Отжимаем руки над раковиной.

Достаем свое полотенце.

Вытираем руки.

Повесим полотенце на свое место.

Воспитатель предлагает показать Маше чистые руки.

Воспитатель: Садитесь на стульчики и посмотрите, как Маша будет мыть

руки.

Воспитатель берет куклу и подносит к умывальнику.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы побежала вода?

Дети: Открыть кран.

Воспитатель: Что берем из мыльницы?

Дети: Мыло.

Воспитатель: Намыливаем руки хорошо. Молодец, Маша. Положи мыло в

мыльницу. А теперь смоем водой под краном.

Воспитатель: Когда руки помыли, что нужно сделать с краном.

Дети: Закрыть кран.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Маша закрыла кран. Чтобы вода не

вытекла и не замочила пол, что нужно сделать?

Дети: Отжать руки над раковиной.

Воспитатель: Чем вытереть руки?

Дети: Полотенцем.

Воспитатель: Оно мягкое, пушистое. Машенька вытерла руки и повесила на

место полотенце. Покажи, Маша, чистые руки.

Воспитатель: Посмотри, Маша, как дети играют с чистыми ручками.

Дети встают, проводится игра: «Где же, где же наши ручки?»

Проводится игра с мыльными пузырями.

«КУПАНИЕ КУКЛЫ КАТИ».

Цель: Закреплять разнообразные игровые действия с куклой.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знание КГН.

Развивающая: Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть,

выкупать, одеть, уложить спать.

Воспитательная: Воспитывать заботливые отношения и желание помочь справиться с

заданиями других.

Материал и оборудование:

Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3

экземплярах) кукла Катя (у нее испачканы руки).

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Образовательная деятельность:

Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала? (А.Барто «Девочка чумазая»)

Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас

ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (Теплая). Вика, принеси,

пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принесет мыло? Мочалку? Полотенце? (Дает

поручения Ване. Андрею, Коле)

Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати

чистую рубашку, трусики.

Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (В тазик). А сейчас,

Андрюша, что ты будешь делать? (Помою Кате голову чистой, теплой водой, потом

руки, ноги). Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать». В то

время, когда Андрюша «поливает из ковшика, можно прочитать стихи:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина «Аленушка»)

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай Катенька,

Мыльной ручкой глаз

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

(С. Капутикян «Хлюп-

хлюп»)

Когда мытье кукла закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем.

Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают

сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать.

Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

Баю-баю, баиньки, Зайки травку едят,

В огороде – заиньки. Кате спатеньки велят.

« Дружим с водой?».

Цель: Формировать культурно - гигиенические навыки детей через художественное

произведение К. Чуковского «Мойдодыр».

Задачи:

Образовательная: Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательная: Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание

всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными.

Развивающая:Закреплять знания детей по произведению К. Чуковского «Мойдодыр».

Доставлять радость от встречи с любимыми героями.

Образовательная деятельность:

- Сегодня у нас необычный разговор, мы поговорим с вами о том, как надо за собой

ухаживать и зачем надо дружить с водой.

Сюрпризный момент:

Дети сидят на ковре. Вбегает мальчик. Одет неаккуратно, испачкан и говорит:

- Спасите меня, ребята. От меня одеяло убежало,

улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

ускакала от меня.

Воспитатель: - А от чего или от кого тебя спасти?

«От Мойдодыра! Он хочет, чтобы я помылся!»

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем этому мальчику.

Дети: - Да, поможем.

Воспитатель: - Но только спасать мы его будем не от Мойдодыра, а от грязи.

Давайте вместе вспомним строки из сказки, где говорится о том, как все любят

умываться.(дети произносят хором строки из сказки)

Рано утром на рассвете

Умываются мышата

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ребёнок обращается к мальчику.

Ты один не умывался и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А немытым трубочистам - стыд и срам! Стыд и срам!

Воспитатель: - Купаться, умываться любят все животные и насекомые. Ребята, кто из

вас видел, как они умываются? Что они делают?

Как умывается кошка?

Дети: - Лапками и язычком.

Воспитатель: - Правильно, а как умывается собака?

Дети: - Тоже лапками и язычком.

Воспитатель: - Кто знает, как купается слон?

Дети: - Хоботом.

Воспитатель: - Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок

умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.

Воспитатель: А зачем человек умывается?

Дети: - Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.

Воспитатель:- Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки

мы с вами моем.

А когда надо умываться, мыть руки?

Дети: - По утрам, перед сном, после игры, туалета и т. д

Воспитатель:- Правильно! Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и

уши. Мойте руки и ноги перед сном каждый день. Мойте руки после игры, прогулки и

туалета. Мойте руки перед едой с мылом.

Воспитатель: - Ребята, а ведь у нас с вами есть помощники, которые помогают нам

быть чистыми и опрятными. Я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать. (показ

слайдов)

Воспитатель, просит детей подойти к экрану и сесть на стульчики.

Загадки, которые загадывает воспитатель:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится!

(Мыло)

Резинка – Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала.

Губка (Мочалка)

Перед сном и после сна

Гигиена всем нужна!

Промыв глазки, ушки, губы...

Очень важно чистить ... ЗУБЫ

Всех микробов, точно плеткой,

Выгонит зубная ... ЩЕТКА

Целых 25 зубов для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком лягут волосы рядком.

( Расчёска)

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

-Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(Полотенце)

Воспитатель : - Так какие у нас с вами есть помощники? (ответы детей)

Молодцы!

Давайте вспомним строки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

(стихи читают дети)

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане

И в ванне и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Дети стоят, повернувшись к взрослому, и вместе с ним говорят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Ребенок выполняет соответствующие движения. Затем прыгает на двух ногах,

продвигаясь вперед за взрослым, зайки идут в гости. После этого малыш возвращается

на свое место.

Подвижная игра «Все котятки мыли лапки»

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту:

Все котятки,

Мыли лапки: Вот так! Вот так!

Мыли ушки.

Мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали: Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!

Хороводная игра: «Васька-кот»

Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6 «мышей». «Мыши» идут за круг, а «кот» - в

середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят

вправо и влево по кругу, поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой утирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот, серых мышек ждет…

По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота». «Кот» начинает ловить

«мышей», пробегая в «ворота». Игра заканчивается, когда все «мыши» будут

пойманы.

Мышки, мышки, вам беда,

Не бегите никуда! Всех поймает кот!

Пальчиковая игра: «По воду»

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили,

("человечки" обеими кистями)

Принесли в ведре водицы,

("ведро")

Чтоб детишкам всем умыться

(умываемся)

Вымыть уши, глазки наши

(движения пальцами около глаз, ушей )

И сварить на завтрак каши.

(круговые движения правой кистью)

Пальчиковая игра: «Умывалочка»

Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).

Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).

А над ручками, как тучки (руки вверх).

Пузыри... пузыри... (прыжки, руки на поясе).

Опыты с водой

(теплая, холодная, прозрачная, непрозрачная).

Цель: достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОСДО.

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг другу в глазки и подарите свою самую

очаровательную улыбку.

- Посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости? Показывает капельку воды (из

картона). Что это? (капелька). Правильно, капелька принесла нам что – то интересное,

что это? Стаканчик с водой.

Воспитатель: - Ребятки, а хотите, я вам расскажу про воду.

1.Перед вами два стаканчика. Один с водой, а другой пустой.

Если перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой?

(она льется)

-Как вы думаете почему? Потому, что вода жидкая, её можно налить во что-нибудь. Во

что её можно налить?

2.Давайте теперь узнаем, какой формы вода.

-Если я поставлю кубик на стол, что он будет делать? А если шар?

-Теперь немножко нальём водички на стол. Что с ней стало? (растеклась)

-Какой стала формы? Что она вам напоминает? (лужицу)

-Нальем водичку в блюдце. Какой она стала формы? (форма блюдца)

Вода принимает форму того предмета, в который она налита, а на ровном месте

расползается лужицей.

3.В пустые стаканчики я налью молоко. У нас две соломинки. Опустим одну

соломинку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

-В каком стакане соломинка видна, а в каком нет? Почему?

Вода прозрачная. Через воду мы можем смотреть на предметы как через стекло.

-Когда на улице появляются лужицы? (после дождя).

Вот и мы сейчас поиграем в дождик.

Физкультминутка.

Капля первая упала - кап! Сверху пальцем правой руки показать траекторию

движения.

И вторая прибежала - кап! То же проделать другой рукой.

Мы на небо посмотрели, Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица. Вытереть лицо руками.

Мы их вытирали. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. Показать руками, посмотреть вниз.

Плечами дружно поведем Поднять и опустить плечи.

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим Бег на месте.

Под кусточком посидим. Присесть.

Воспитатель. Молодцы.

3.Попробуйте, ребята воду понюхать. Чем она пахнет?

-Есть у воды запах? У воды запаха нет.

4.А я принесла краски. Давайте попробуем размешать краски в воде. Вода

окрашивается в тот цвет, какую краску в нее добавили.

Сейчас мы расскажем , что мы узнали про водичку? (дети рассказывают)

Релаксация «Отдых у водопада»

–Сейчас послушаем, какую песню поёт вода. Детям показывают картину

изображающую водопад и включают музыку.

Игровая ситуация «Кукла Катя не хочет мыть руки»

Задачи: Образовательные:

• Учить правильно называть предметы гигиены.

• Расширять и уточнять словарь по теме (мыло, мыльница, мыть, намыливать,

вытирать, теплая, холодная, горячая.) .

Развивающие:

• Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

• Развитие общей моторики;

• Развитие познавательных интересов.

Воспитательные:

• Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

• Воспитание культурно гигиенических навыков;

Образовательная деятельность:

Стук в дверь, входит чумазая девочка.

- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Девочка, как тебя зовут? Почему ты такая

чумазая? «Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя… » Ребята, а вы бы хотели бы

поиграть с такой грязнулей? (нет)

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

На локтях – дорожки. – Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

- Катя, ты не загорела, а испачкала руки и лицо.

- Я думаю, что никто не захочет играть с тобой. Ребята, как вы думаете, что нужно

сделать Кате, чтобы стать чистой?

- Умыться! (Хоровые и индивидуальные ответы) .

- Правильно! Мы сегодня утром рано умывались из – под крана.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты одна не умывалась

И грязнулею осталась.

Воспитатель снимает покрывало.

А чтобы Катя стала такой же чистой, как вы, что она должна сделать? (Умыться)

Прежде чем взять мыло. Что должна сделать Катя (засучить рукава) .

Катя подворачивает рукава и берет мыло.

- что взяла Катя? Что она делает? Какие руки стали у Кати? Что нужно сделать, чтобы

смыть мыло?

Хлюп, хлюп ручкам

Полон пены таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А теперь что нужно сделать Кате? (умыть лицо)

Водичка, водичка,

Умой Катино личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель поливает из кувшина на руки Кати. Она умывается.

- Ребята, а что нужно взять Кате, чтобы вытереть лицо и руки?

- Полотенце. (Хоровые и индивидуальные ответы) .

- Катя, полотенце должно быть у каждого свое, поэтому на тебе от наших деток

подарок. (Воспитатель подает Оле полотенце) .

Катя берет полотенце и вытирается.

Ребята, посмотрите какая Катя чистая! Какая теперь Катя?

- Чистая! (Хоровые и индивидуальные ответы) .

Воспитатель вместе с детьми проговаривает строчки стихотворения:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам!

Стыд и срам!

- Что ещё осталось сделать ей?

- Причесаться!

- Правильно, но расческа тоже должна быть индивидуальная.

Воспитатель подает Кате расческу. Катя причесывается.

- Спасибо, ребята! Вы меня многому научили. Я теперь умею правильно мыть руки и

умываться. И я знаю, полотенце и расческа у каждого должны быть свои.

- Теперь Катя вам нравится? Можно с ней и поиграть.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какая к нам Катя пришла. Что Катя делала?

Чем умывалась?

Катя подарит вам подарочки. (мыльные пузыри). Чтобы вы играли, пузыри надували,

и умываться не забывали. Будьте всегда чистыми и аккуратными.

Круглый стол «Воспитание КГН у детей раннего

возраста по средствам малых жанр фольклора».

Дорогие родители!

Сегодня я посвящаю нашу встречу с вами, теме очень важной, актуальной, требующей

терпения в организации самообслуживания ребенка. Это формирование культурно –

гигиенических навыков у детей раннего возраста. Многие родители чрезмерно

опекают детей, за все делают сами, поэтому стремление к самостоятельности у детей

нет. Мы стараемся формировать простейшие навыки самообслуживания детей: учим

их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования

умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую

работу, чтобы их реализовать! Одновременно с созданием необходимых условий мы

обучаем детей правилам поведения: за столом – во время пищи мы учим детей держать

спину прямо, кушать аккуратно, пользоваться салфеткой. В процессе

самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие,

аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками

самообслуживания, ребенок не только может обслуживать себя, но и приучается к

аккуратности.

Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно, требует

особой выдержки, терпения у нас, взрослых. При этом необходимо учесть

индивидуальные особенности ребенка, продумать доступные детям правила действия

и их последовательность. С начала учебного года мы договорились с няней о правилах

одевания и раздевания. Прежде всего, мы учим детей последовательно и рационально

выполнять действия.

Формируя навыки самообслуживания, мы воспитываем бережное отношение к вещам.

Показываем и рассказываем, как надо складывать вещи, вешать в шкаф.

Формирование навыков гигиены мы начинаем с показа картинок, где изображены

процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных,

птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность

неприятных ощущений, например: закатывать рукава во время умывания, постепенно

приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой

и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры всегда сопровождаются чтением любимых

потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании. Мы используем

множество русских народных потешек:

• Утренние потешки.

Просыпаемся, умываемся.

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки – ножки,

Потягушки – пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Мама поцелует!

Просыпайся, доча! (Славный мой сыночек)

Как тебя люблю я!

Мы проснулись, мы проснулись.

- Сладко – сладко потянулись.

-Маме с папой улыбнулись.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдем,

Да водичку найдем.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

• Кушаем с потешкой.

Это ложка,

Это чашка.

В чашке гречневая чашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

Пышка, лепешка,

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед,

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу сьели.

• Купаем малыша с потешкой.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Кто тут будет куп - куп,

По водичке хлюп - хлюп?

В ванну быстро - прыг - прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пенится,

И грязь куда - то денется.

Кран откройся,

Нос умойся,

Мойтесь сразу

оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся шейка!

Шейка, мойся

хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь смывайся!

Грязь смывайся!

• Одевание, раздевание

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Тушки-тутушки,

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

Укройте меня,

А засну

Я сам!

Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает

малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять

различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано

с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать

своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать

ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его

успехи.

Личная гигиена ребенка заключается в основном в поддержании чистоты кожных и

волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в

одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с

игрушками.

Очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. И здесь

важна, прежде всего, последовательность. Пожалуйста, обеспечьте постоянное

выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Объясните ему их

значение и конечно, помогите ребенку правильно усвоить нужный навык. И тогда

хорошо сформированные навыки будут выполняться ребенком легко и быстро, по

собственной инициативе, без напоминаний.

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой

целью?

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

4. Какие потешки Вы знаете?

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные

песни?

Какие?

6. Как Вы считаете, какое значение имеют

малые формы фольклора в

жизни ребенка?



В раздел образования