Автор: Желудкова Ольга Ивановна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУДО "Рязанский городской Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Натюрморт в графике"
Раздел: дополнительное образование
Разработка занятия.
ТЕМА. Натюрморт в графике
ЦЕЛЬ. Показать обучающимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное
состояние рисунка, что техника рисунка - это основа для многих художественных школ,
что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к
исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми
пользовались многие великие художники.
ЗАДАЧИ.
1.
Обучающие.
а) ознакомление с произведениями изобразительного искусства
б) формирование умения пользоваться графическими материалами
в) формирование навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон,
пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра
изобразительного искусства.
2. Воспитывающие.
а) воспитание культуры труда
б) воспитание любви и бережного отношения к природе
3. Развивающие.
а) развитие творческой фантазии
б) развитие способности выражать чувство восхищения красотой в рисунке
в) развитие художественного вкуса
г) развитие воображение, наблюдательности
д) развитие образного мышления
Оборудование: презентация на компьютере (графика), рисунки ребят, заготовки для
натюрморта.
Материалы: бумага A3, карандаши различной мягкости, ластик, тушь, перо.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Объяснение темы.
Сегодня на занятии мы нарисуем натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом
выполненным в графике.
Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с
этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок
— основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
дизайна и архитектуры.
Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного,
скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения
действительности.
Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру
рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным,
вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать
интерьер.
С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается
разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти
средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой
пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря
рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение
художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.
Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в
движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и
кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов
помогает быть линии предельно разнообразной.
Назовите какие вы знаете графические материалы?
- Карандаш, пастель, тушь, гелиевая ручка, мелки.
Правильно. Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников
современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают
особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом,
тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.
Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в
основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись
свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский
карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь,
разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями,
кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной.
Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.
Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они
первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам.
Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны,
вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью
главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен
был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на
стене для фрески, на камне для барельефа и др.
Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на
последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ,
которые выработали свои технические и художественные у приёмы работы теми же
материалами.
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и
гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения
искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки,
журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров,
различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже
деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.
Так что же такое графика?
Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу»,
«рисую».
Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на
сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш,
и уголь или другой «сухой» красящий материал.
Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных
техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два
вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика
Давайте вспомним что такое натюрморт?
- Когда мы рисуем посуду, цветы в вазе.
Правильно. НАТЮРМОРТ - в переводе с французского слово «натюрморт» . означает
«мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В
произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта,
снедь', цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого
он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских
художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник
может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной
исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят,
прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная
характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он
только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо
естественная.
Физминутка.
Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно
полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности
в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно
свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.
Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что
фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.
Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт
повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.
Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной
передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении
формы.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Выполнение натюрморта.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Анализ работ.
Литература:
Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка»,
Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический
словарь юного художника,
И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западноевропейская графика XV - XX веков».
Технических средствах их достижений.