Напоминание

"Натюрморт в графике"


Автор: Желудкова Ольга Ивановна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУДО "Рязанский городской Центр развития творчества детей и юношества "Созвездие"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Натюрморт в графике"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Разработка занятия.

ТЕМА. Натюрморт в графике

ЦЕЛЬ. Показать обучающимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное

состояние рисунка, что техника рисунка - это основа для многих художественных школ,

что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к

исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми

пользовались многие великие художники.

ЗАДАЧИ.

1.

Обучающие.

а) ознакомление с произведениями изобразительного искусства

б) формирование умения пользоваться графическими материалами

в) формирование навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон,

пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра

изобразительного искусства.

2. Воспитывающие.

а) воспитание культуры труда

б) воспитание любви и бережного отношения к природе

3. Развивающие.

а) развитие творческой фантазии

б) развитие способности выражать чувство восхищения красотой в рисунке

в) развитие художественного вкуса

г) развитие воображение, наблюдательности

д) развитие образного мышления

Оборудование: презентация на компьютере (графика), рисунки ребят, заготовки для

натюрморта.

Материалы: бумага A3, карандаши различной мягкости, ластик, тушь, перо.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент.

2. Объяснение темы.

Сегодня на занятии мы нарисуем натюрморт, только мы познакомимся с натюрмортом

выполненным в графике.

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с

этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок

— основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства,

дизайна и архитектуры.

Рисунок — структурная основа любого изображения: графического, живописного,

скульптурного, декоративного. Рисунок — средство познания и изучения

действительности.

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру

рисования, по назначению, жанрам и темам. Рисунок может служить учебным,

вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать

интерьер.

С помощью тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна — художниками создается

разнообразное восприятие мира. Все зависит оттого, как художник использует эти

средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой

пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря

рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение

художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка — линия. Линия запечатлевает неуловимое в

движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и

кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов

помогает быть линии предельно разнообразной.

Назовите какие вы знаете графические материалы?

- Карандаш, пастель, тушь, гелиевая ручка, мелки.

Правильно. Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников

современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают

особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом,

тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Все разновидности технических приёмов рисунка, дошедшие до нашего времени в

основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись

свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский

карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы — бистр, тушь,

разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями,

кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной.

Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они

первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам.

Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны,

вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью

главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой — ученик должен

был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на

стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на

последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ,

которые выработали свои технические и художественные у приёмы работы теми же

материалами.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей своей жизни. Рисунки и

гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения

искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки,

журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообразных товаров,

различные этикетки, театральные и киноафиши, дорожные и товарные знаки и даже

деловые бланки учреждений — все это произведения станковой и прикладной графики.

Так что же такое графика?

Само слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу», «черчу»,

«рисую».

Итак, графика — это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на

сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным — и карандаш,

и уголь или другой «сухой» красящий материал.

Рисунок может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных

техник, как рукотворных, так и машинных. Поэтому графику можно разделить на два

вида: непосредственный рисунок на бумаге и печатная графика

Давайте вспомним что такое натюрморт?

- Когда мы рисуем посуду, цветы в вазе.

Правильно. НАТЮРМОРТ - в переводе с французского слово «натюрморт» . означает

«мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В

произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта,

снедь', цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого

он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских

художников XV— XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник

может отразить характерные е черты их владельца, внешние приметы жизни определенной

исторической эпохи.

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят,

прежде всего, не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная

характеристика. Человек незримо присутствует на 1 картине, и порой кажется, будто он

только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо

естественная.

Физминутка.

Показываю на доске мотивы, являющиеся техническим упражнением, чрезвычайно

полезным для развития руки. Фигуры следует выполнить в указанной последовательности

в больших размерах — мягким карандашом, углем или на доске мелом безостановочно

свободно действующей рукой, не прикасаясь ею к изобразительной поверхности.

Изображение фигур продолжается до того момента, пока рука настолько разовьётся, что

фигуры будут получаться правильно, легко и уверенно.

Особенно полезно рисование подобных фигур на классной доске, потому что оно даёт

повод к широким свободным движениям руки и вносит разнообразие в упражнения.

Сущность этих упражнений должна заключаться в быстром схватывании и верной

передаче выразительной линией наиболее характерных признаков мотивов в отношении

формы.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Выполнение натюрморта.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Анализ работ.

Литература:

Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка»,

Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический

словарь юного художника,

И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западноевропейская графика XV - XX веков».

Технических средствах их достижений.



В раздел образования