Автор: Соломонова Антонина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №30 "Кэскил"
Населённый пункт: Республика Саха(Я) Хангаласский улус с.Улах-Ан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с животными"
Раздел: дошкольное образование
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
посредством ознакомления с животными.
Актуальность: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела
место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия
человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет
многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек -
это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня
не
только
как
проблема
сохранения
окружающей
среды
от
загрязнения
и
других
отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в
проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно,
целенаправленно,
планомерно
развивающееся
взаимодействие
с
нею.
Такое
взаимодействие
осуществимо
при
наличии
в
каждом
человеке
достаточного
уровня
экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с
детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании
нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной
заботы.
Формирование
экологического
сознания
-
важнейшая
задача
дошкольного
учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только
в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя
обойтись
без
радикальных
и
всесторонних
изменений
практически
всех
аспектов
общественной жизни.
На основании Указа Президента РФ Владимира Путина 2017 прошла под эгидой
Года экологии в России от 05.01.2016 г. № 7.
Целью
принятия
документа
стало
сохранение
экологического
состояния,
обеспечение разнообразия и восстановления природных ресурсов на территории страны,
привлечение внимания граждан к проблемам исчезновения редких видов животных и
растений.
Я работаю воспитателем
в МДОУ
«Кэскил» №30 с.Улах-Ан Хангаласского улуса и
являюсь руководителем кружка «Юный эколог».
Цель кружка : Формирование экологических представлений у детей дошкольного
возраста посредством ознакомления с животными.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы
2.
Разработать
перспективный
план
по
ознакомлению
с
обитателями
зоопарка
«Орто - Дойду»
3.
Подобрать
систему
занятий,
дидактические,
мультимедийные
игры
для
формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна и практическая значимость: В настоящее время в зоопарке разработана
программа «Увлекательный мир живой природы», но она ориентирована только на 2
разновозрастные
группы
детей:
среднее
(учащихся
5-7
классов)
и
старшее
звено
(учащихся 8-11 классов). Результатом данной работы является разработка системы работы
по ознакомлению с обитателями зоопарка и мультимедийных игр для детей дошкольного
возраста на примере живых объектов.
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение
природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник
знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести
1
детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и
словесного развития.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в
дальнейшем
вошли
в
ядро
теоретико-экспериментального
обоснования
методики
экологического
воспитания
дошкольников.
Это
было
связано
с
новыми
идеями,
инициированными
Академией
педагогических
наук.
Детскими
психологами
(В.
В.
Давыдов,
Д.
Б.
Эльконин
и
др.)
провозглашалась
необходимость:
1)
усложнения
содержания
обучения
-
привнесения
в
него
теоретических
знаний,
отражающих
закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение
которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации
природоведческих
знаний,
отражающих
ведущие
закономерности
живой
(И.
А.
Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.)
природы.
В
исследованиях,
посвященных
живой
природе,
в
качестве
ведущей
была
выбрана
закономерность,
которой
подчиняется
жизнь
любого
организма,
а
именно
зависимость
существования
растений
и
животных
от
внешней
среды.
Эти
работы
положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с
точки
зрения
экологии
процессов:
углубления
экологических
проблем
планеты
до
кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот
период
происходило
становление
нового
образовательного
пространства
-
системы
непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары,
создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных
категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного
экологического
образования,
начальным
звеном
которой
является
сфера
дошкольного
воспитания.
Именно
на
этапе
дошкольного
детства
ребенок
получает
эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются
начальные
элементы
экологической
культуры.
Но
происходит
это
только
при
одном
условии:
если
взрослые,
воспитывающие
ребенка,
сами
обладают
экологической
культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения с ним.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении
детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем,
пустыней,
Арктикой.
Наглядность
в
сочетании
с
эмоциональными
пояснениями
воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
Зоопарк «Орто-Дойду» предоставляет широкое поле деятельности для ученых,
студентов,
школьников.
Ежегодно
здесь
проводят
наблюдения
студенты
биолого-
географического факультета СВФУ, якутского сельскохозяйственного техникума, делают
наброски студенты художественного училища и Арктического института искусств.
В
якутском
зоопарке
предоставляется
уникальная
возможность
наряду
с
удовольствием от общения с природой, получать знания и прививать подрастающему
поколению любовь и уважение к живой природе. Экологическое просвещение – одна из
важных сторон деятельности зоопарка. Работа кружка юных биологов, занятия которого
проводятся в г. Якутске; массовые мероприятия, приуроченные к экологическим датам;
работа со средствами массовых информаций и с организациями республики – все эти виды
работ направлены на воспитание экологической культуры и привлечение внимания к
проблемам охраны природы.
2
Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
необходимо
строить
на
усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.
Детям
следует
дать
знания
о
природе,
формировать
трудовые
умения
и
навыки,
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
любовь
к
природе,
желание
защитить
и
умножить её богатства.
Использование экологической игры у детей дошкольного возраста
Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в
воспитании экологической культуры. Экологические игры — это форма экологического
образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой
игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса
к
природе.
В
практике
дошкольного
воспитания
экологической
культуры
существует
следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры,
ролевые экологические игры, дидактические экологические игры (данная классификация
представлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным.
Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе
дидактической
игры
дети
уточняют,
закрепляют,
расширяют
имеющиеся
у
них
представления
о
предметах
и
явлениях
природы,
растениях,
животных.
Игры
дают
возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать
изменения
отдельных,
внешних
признаков.
Многие
игры
подводят
детей
к
умению
обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который
мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Игра
— самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.
Игровые
переживания
оставляют
глубокий
след
в
сознании
ребёнка
и
способствуют
формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли
поставленной цели.
Таким образом, большие возможности в воспитании и формировании экологических
знаний заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в
активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей
между
предметами
и
явлениями
позволяет
именно
игра.
Весь
сложный
комплекс
практических и умственных действий, выполняется ребёнком в игре неосознанно им как
процесс преднамеренного обучения — ребёнок учится, играя.
3
С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются
навыки умственной деятельности, умения использовать приобретённые знания в новой
ситуации.
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в
нашу
жизнь.
Для
повышения
эффективности
образовательного
процесса,
качества
обучения,
познавательного
интереса
у
детей,
воспитатели
ДОУ
и
учителя
школ
используют в педагогическом процессе информационно - коммуникативные технологии
(компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа,
Мы,
воспитатели,
должны
идти
в
ногу
со
временем,
стать
для
ребенка
проводником
в
мир
новых
технологий.
Воспитатели
ДОУ
обязаны
обеспечить
полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования,
дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для
этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Мною разработаны следующие мультимедийные экологические игры на якутском
языке:
1. «Кыьыл кинигэ»; (Красная книга)
2. «Ийэбин буларга комолос»; (Помоги найти маму)
3. «4 хартыына-биир тыл» ;(4картины-1слово)
4. «Тыа5а сылдьыы быраабылалара»; (Правила поведения в лесу)
5. «Халлаан куйаара»; (Космос)
6. «Туох сыыьа киирбитий?»; (Найди ошибку)
7. «Боло5унэн сааьылаа»; (Травоядные и хищники)
8. «Туох ханна олороруй?»; (Кто где живет?)
9. «Орто-Дойду зоопаркатыгар ханнык эьэлэр баалларый?»; (Медведи зоопарка «Орто-
Дойду)
10. «Тылы элбэх-а5ыйах ахсаанна уонна кыччатар –атаахтатар коруннэ уларыт» (Назови
правильно)
Цель этих игр не только экологического характера но и большое внимание уделено на
развитие речи дошкольника.
Также
разработала
сборник
мультимедийных
загадок
о
животных
со
стихотворениями якутских авторов-писателей, которые можно использовать на различных
занятиях.
Таким образом на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни. Таким образом, в этот период формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только
при одном условии
1.
Если
взрослые,
воспитывающие
ребенка,
сами
обладают
экологической
культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
маленькому
человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
2. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и
исключает
авторитарную
модель
обучения.
Широко
использовать
современные
ИКТ
чтобы сделать более привлекательным для дошкольника процесс обучения.
3. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на
усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.
Детям
следует
дать
знания
о
природе,
формировать
трудовые
умения
и
навыки,
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
любовь
к
природе,
желание
защитить
и
умножить её богатства.
4
4. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, который
доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых
организмов от факторов окружающей среды.
5
6
7