Напоминание

"Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с животными"


Автор: Соломонова Антонина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №30 "Кэскил"
Населённый пункт: Республика Саха(Я) Хангаласский улус с.Улах-Ан
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с животными"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

посредством ознакомления с животными.

Актуальность: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела

место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия

человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую

среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь

деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет

многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек -

это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня

не

только

как

проблема

сохранения

окружающей

среды

от

загрязнения

и

других

отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в

проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно,

целенаправленно,

планомерно

развивающееся

взаимодействие

с

нею.

Такое

взаимодействие

осуществимо

при

наличии

в

каждом

человеке

достаточного

уровня

экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с

детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании

нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной

заботы.

Формирование

экологического

сознания

-

важнейшая

задача

дошкольного

учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только

в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя

обойтись

без

радикальных

и

всесторонних

изменений

практически

всех

аспектов

общественной жизни.

На основании Указа Президента РФ Владимира Путина 2017 прошла под эгидой

Года экологии в России от 05.01.2016 г. № 7.

Целью

принятия

документа

стало

сохранение

экологического

состояния,

обеспечение разнообразия и восстановления природных ресурсов на территории страны,

привлечение внимания граждан к проблемам исчезновения редких видов животных и

растений.

Я работаю воспитателем

в МДОУ

«Кэскил» №30 с.Улах-Ан Хангаласского улуса и

являюсь руководителем кружка «Юный эколог».

Цель кружка : Формирование экологических представлений у детей дошкольного

возраста посредством ознакомления с животными.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы

2.

Разработать

перспективный

план

по

ознакомлению

с

обитателями

зоопарка

«Орто - Дойду»

3.

Подобрать

систему

занятий,

дидактические,

мультимедийные

игры

для

формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Новизна и практическая значимость: В настоящее время в зоопарке разработана

программа «Увлекательный мир живой природы», но она ориентирована только на 2

разновозрастные

группы

детей:

среднее

(учащихся

5-7

классов)

и

старшее

звено

(учащихся 8-11 классов). Результатом данной работы является разработка системы работы

по ознакомлению с обитателями зоопарка и мультимедийных игр для детей дошкольного

возраста на примере живых объектов.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение

природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник

знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести

1

детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и

словесного развития.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в

дальнейшем

вошли

в

ядро

теоретико-экспериментального

обоснования

методики

экологического

воспитания

дошкольников.

Это

было

связано

с

новыми

идеями,

инициированными

Академией

педагогических

наук.

Детскими

психологами

(В.

В.

Давыдов,

Д.

Б.

Эльконин

и

др.)

провозглашалась

необходимость:

1)

усложнения

содержания

обучения

-

привнесения

в

него

теоретических

знаний,

отражающих

закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение

которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации

природоведческих

знаний,

отражающих

ведущие

закономерности

живой

(И.

А.

Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.)

природы.

В

исследованиях,

посвященных

живой

природе,

в

качестве

ведущей

была

выбрана

закономерность,

которой

подчиняется

жизнь

любого

организма,

а

именно

зависимость

существования

растений

и

животных

от

внешней

среды.

Эти

работы

положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с

точки

зрения

экологии

процессов:

углубления

экологических

проблем

планеты

до

кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот

период

происходило

становление

нового

образовательного

пространства

-

системы

непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары,

создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных

категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного

экологического

образования,

начальным

звеном

которой

является

сфера

дошкольного

воспитания.

Именно

на

этапе

дошкольного

детства

ребенок

получает

эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются

начальные

элементы

экологической

культуры.

Но

происходит

это

только

при

одном

условии:

если

взрослые,

воспитывающие

ребенка,

сами

обладают

экологической

культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

наладить

взаимоотношения с ним.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении

детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем,

пустыней,

Арктикой.

Наглядность

в

сочетании

с

эмоциональными

пояснениями

воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

Зоопарк «Орто-Дойду» предоставляет широкое поле деятельности для ученых,

студентов,

школьников.

Ежегодно

здесь

проводят

наблюдения

студенты

биолого-

географического факультета СВФУ, якутского сельскохозяйственного техникума, делают

наброски студенты художественного училища и Арктического института искусств.

В

якутском

зоопарке

предоставляется

уникальная

возможность

наряду

с

удовольствием от общения с природой, получать знания и прививать подрастающему

поколению любовь и уважение к живой природе. Экологическое просвещение – одна из

важных сторон деятельности зоопарка. Работа кружка юных биологов, занятия которого

проводятся в г. Якутске; массовые мероприятия, приуроченные к экологическим датам;

работа со средствами массовых информаций и с организациями республики – все эти виды

работ направлены на воспитание экологической культуры и привлечение внимания к

проблемам охраны природы.

2

Экологическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста

необходимо

строить

на

усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.

Детям

следует

дать

знания

о

природе,

формировать

трудовые

умения

и

навыки,

воспитывать

эмоциональную

отзывчивость,

любовь

к

природе,

желание

защитить

и

умножить её богатства.

Использование экологической игры у детей дошкольного возраста

Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в

воспитании экологической культуры. Экологические игры — это форма экологического

образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой

игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса

к

природе.

В

практике

дошкольного

воспитания

экологической

культуры

существует

следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры,

ролевые экологические игры, дидактические экологические игры (данная классификация

представлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе

дидактической

игры

дети

уточняют,

закрепляют,

расширяют

имеющиеся

у

них

представления

о

предметах

и

явлениях

природы,

растениях,

животных.

Игры

дают

возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать

изменения

отдельных,

внешних

признаков.

Многие

игры

подводят

детей

к

умению

обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который

мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Игра

— самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.

Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.

Игровые

переживания

оставляют

глубокий

след

в

сознании

ребёнка

и

способствуют

формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли

поставленной цели.

Таким образом, большие возможности в воспитании и формировании экологических

знаний заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в

активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей

между

предметами

и

явлениями

позволяет

именно

игра.

Весь

сложный

комплекс

практических и умственных действий, выполняется ребёнком в игре неосознанно им как

процесс преднамеренного обучения — ребёнок учится, играя.

3

С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются

навыки умственной деятельности, умения использовать приобретённые знания в новой

ситуации.

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в

нашу

жизнь.

Для

повышения

эффективности

образовательного

процесса,

качества

обучения,

познавательного

интереса

у

детей,

воспитатели

ДОУ

и

учителя

школ

используют в педагогическом процессе информационно - коммуникативные технологии

(компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа,

Мы,

воспитатели,

должны

идти

в

ногу

со

временем,

стать

для

ребенка

проводником

в

мир

новых

технологий.

Воспитатели

ДОУ

обязаны

обеспечить

полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования,

дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для

этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

Мною разработаны следующие мультимедийные экологические игры на якутском

языке:

1. «Кыьыл кинигэ»; (Красная книга)

2. «Ийэбин буларга комолос»; (Помоги найти маму)

3. «4 хартыына-биир тыл» ;(4картины-1слово)

4. «Тыа5а сылдьыы быраабылалара»; (Правила поведения в лесу)

5. «Халлаан куйаара»; (Космос)

6. «Туох сыыьа киирбитий?»; (Найди ошибку)

7. «Боло5унэн сааьылаа»; (Травоядные и хищники)

8. «Туох ханна олороруй?»; (Кто где живет?)

9. «Орто-Дойду зоопаркатыгар ханнык эьэлэр баалларый?»; (Медведи зоопарка «Орто-

Дойду)

10. «Тылы элбэх-а5ыйах ахсаанна уонна кыччатар –атаахтатар коруннэ уларыт» (Назови

правильно)

Цель этих игр не только экологического характера но и большое внимание уделено на

развитие речи дошкольника.

Также

разработала

сборник

мультимедийных

загадок

о

животных

со

стихотворениями якутских авторов-писателей, которые можно использовать на различных

занятиях.

Таким образом на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает

представления о разных формах жизни. Таким образом, в этот период формируются

первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только

при одном условии

1.

Если

взрослые,

воспитывающие

ребенка,

сами

обладают

экологической

культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

маленькому

человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

2. Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и

исключает

авторитарную

модель

обучения.

Широко

использовать

современные

ИКТ

чтобы сделать более привлекательным для дошкольника процесс обучения.

3. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на

усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях.

Детям

следует

дать

знания

о

природе,

формировать

трудовые

умения

и

навыки,

воспитывать

эмоциональную

отзывчивость,

любовь

к

природе,

желание

защитить

и

умножить её богатства.

4

4. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, который

доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых

организмов от факторов окружающей среды.

5

6

7



В раздел образования