Напоминание

"Как помочь зимующим птицам?"


Автор: Замятина Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Машенька"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: конспект занятия по формированию целостной картины мира
Тема: "Как помочь зимующим птицам?"
Дата публикации: 11.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №11 «Машенька»

МБДОУ №11 «Машенька»

Открытая интегрированная непосредственно образовательная деятельность (НОД)

по формированию целостной картины мира

в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)

Образовательная область: «Познание»

Тема: «Как помочь зимующим птицам?»

Выполнила воспитатель:

Замятина Наталья Геннадьевна

г.Сургут, 2013

Тема: «Как помочь зимующим птицам?».

Цель: обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах,

условиях их жизни, роли человека в их жизни.

Задачи:

Образовательные:

Обогащение представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни и

повадках.

Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица,

снегирь,

ворона,

воробей,

сорока,

летать,

клевать,

прыгать).

Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование

существительных, прилагательных в форме единственного числа родительного

падежа), слоговой структуры слова.

Развивающие:

Р а з в и т и е

с в я з н о й р е ч и , (совершенствовать

диалогическую

и

монологическую речь, словарный запас);

Развитие

тонкой и общей моторики, зрительного восприятия, памяти,

внимания, логического мышления.

Воспитательные:

Формирование

навыков сотрудничества,

положительной

установки

на

участие

в

занятии,

ответственного

отношения

к

выполнению

задания,

нравственно-эстетических чувств к природе.

Интеграция

областей:

«Познание»

(формирование

целостной

картины

мира); «Коммуникация» (развитие связной речи, грамматический строй речи,

звуковая культура речи); «Здоровье» (физкультминутки, развитие моторики);

«Художественное творчество» (развитие продуктивной деятельности детей);

«Чтение художественной литературы» (приобщение к словесному искусству,

развитие художественного восприятия).

Оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц, макет дерева

«ёлка», аудиозапись И. Чайковского «Январь», аудиозапись с голосами птиц,

натуральный корм для птиц, мёд, кисточки, влажные салфетки, контейнеры.

Предварительная работа: литература для чтения: К. Ушинский «Проказы

старухи

зимы»,

В.Чаплин

«Птицы

в

нашем

лесу»,

В.Бианки

«Чей

нос

лучше», «Кто, чем поёт?», «Кукушонок», «Сова», «Синичкин календарь»,

«Подкидыш»,

Г,Снегирёв

«Про

птиц»,

«Как

птицы

к

зиме

готовятся»,

М.Горький «Воробьишко», Г.Скребицкий «Лесной голосок», стихи, загадки,

рассматривание иллюстраций с изображением птиц, наблюдение за птицами

во время прогулок. Просмотр презентации «Зимующие птицы».

Содержание организованной деятельности

Вводная часть

1.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне сорока принесла письмо-приглашение в

зимний лес.

Вы готовы отправиться на прогулку?

Воспитатель: Мы пойдём всей гурьбой стихотворною тропой.

Друг за другом нужно встать и загадки отгадать.

Воспитатель достаёт конверт и загадывает загадки.

Загадка: Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится, собирает крошки

По ночам кочует, зернышки ворует. (Воробей)

Загадка: Что за птица, мороза не боится?

Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде. (Клёст)

Загадка: За синие крылья, она так зовётся.

И в холод и в зной ей так сладко поётся.

В рубашечке желтой и впрямь невеличка.

Так как же ее назовёшь ты? (Синичка)

Воспитатель: Молодцы ребята, загадки отгадали.

Чтобы путь нам продолжать нужно скороговорку быстро проговорить.

Хитрую сороку поймать морока

А сорок сорок, сорок морок.

Воспитатель: А сейчас идем мы прямо на волшебную поляну.

2.

Фонограмма с голосами птиц: Игра «Кто как кричит?».

Задание: угадать птицу по голосу. (Вот и очутились мы в зимнем лесу).

Голоса, каких птиц вы услышали? (ответы детей).

Какие птицы вам знакомы? (дети перечисляют).

Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке? (ответы

детей)

Как же можно назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?

(Зимующие).

3.

Беседа о птицах.

Рассмотрите внимательно птиц. Что можно про них сказать? Какие они?

(Снегирь – красногрудый, чернокрылый;

ворона - важная, гордая;

сорока - белобокая, длиннохвостая;

голубь - сизокрылый;

воробей - весёлый, шустрый, маленький).

Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби,

синицы, галки, сороки, вороны), круглый год живут у нас?

(Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду).

И всё же тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время

снегопадов в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто

голодают и даже погибают от холода и голода.

Как мы можем помочь птицам пережить зиму? (подкармливать, развешать

кормушки).

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то,

что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с

нашего стола. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

Назовите правила подкормки птиц.

(Во время подкормки не сорить, не оставлять мусор, не шуметь. Кормить

ежедневно, корма класть понемногу).

Где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки за окном в парках. Кормушки могут

быть

разные:

в

виде

домиков

с

крышей

и

небольшими

входными

отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок.

Напомните, пожалуйста, мне у кого мы сегодня в гостях? Каких зимующих

птиц мы встретили в лесу?

У кого мы были в гостях?

Кто такие птицы?

Почему птицы, у которых мы были, в гостях называются

зимующими?

Как люди помогают зимующим птицам?

Как называется “птичья столовая”?

Из чего можно изготовить кормушки?

Каких птиц мы можем видеть на наших кормушках?

4.

Дидактическая игра «Части тела» «Что общего у птиц?»

Что общего в строении птиц? (Ответы детей).

Назовите части тела?

Для чего птицам нужен клюв?

Для чего нужен хвост?

Чем птицы отличаются от животных?

Чем птицы отличаются друг от друга?

(Каждая птица имеет своё оперение, по которому мы их узнаём).

С заданьем справились друзья, теперь нас ждет весёлая игра.

5.

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри (4 хлопка по бокам)

В красных майках снегири (4 поворота головы в сторону)

Распушили перышки (отряхиваются)

Греются на солнышке

Головой вертят (повороты головы)

Улететь хотят (повороты головы вправо – влево)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью полетели! (бегают, машут «крыльями»).

6.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

«Как дети помогли воробью выжить»

Рассматривание каждой картины из серии отдельно.

1.

Сюжет: Дети нашли на снегу воробушка.

(Однажды

холодным,

зимним

днём,

дети

нашли

воробушка.

Воробушек замёрз, обледенел, был холодный как лёд……)

2.

Сюжет: Дети несут воробушка домой.

(Дети

воробушка

положили

в

рукавичку,

понесли

домой.

Дети

спешили, чтобы поскорей отогреть его).

3.

Сюжет: Дети кормят воробушка.

(Воробей клевал, ел, подкреплял силы. Воробушек согрелся, остался в

живых).

4.

Сюжет: дети выпустили воробушка и кормят других птиц.

(Мальчик смастерил кормушку. И теперь все дети могли подкармливать

птиц).

Вывод: подкармливать птиц в зимний период необходимо. Питание является

источником

существования

для

птиц

зимой.

Голодная

птица

быстро

замерзает.

7.

Пальчиковая гимнастика. «Кормушка».

Сколько

птиц

к

кормушке

нашей

(Ритмично

сжимать

и

разжимать

кулачки)

Прилетело, мы расскажем.

Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибать по пальчику).

Дятел в пестрых пёрышках. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Всем хватило зёрнышек

Воспитатель: Зима - трудное время для птиц. Не найти птицам под снегом

корма.

Голодная

птица

сильно

страдает

от

холода.

Чтобы

выжить

и

не

замёрзнуть,

пищи

нужно

съесть

гораздо

больше,

чем

летом.

Для

корма

пригодны семена различных растений. Рассматривание зерновой смеси.

8.

Продуктивная деятельность. (Приготовление лакомства).

Воспитатель:

демонстрирует,

приготовление

«лакомства»

из

зерновой

смеси. (Показ).

Для этого нам понадобятся бумажные «трубочки - сосульки», которые мы с

вами

скрутили

заранее.

На

«трубочку»

нужно

нанести

кисточкой

мёд

(жидкий), и обкатать трубочку в зерновой смеси. Зерновая смесь прилипнет

на мёд. Лакомство готово!

Дети готовят «лакомство». На заранее скрученные бумажные трубочки,

наноситься кисточкой жидкий мёд. Тщательно и аккуратно обкатать трубочку

в зерновой смеси. Зернова смесь прилипает на мёд. Лакомство готово.

9.

Заключительная часть. Художественное слово.

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробами крепко земля,

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На зиму долгую в нашем саду

Мы приготовили птицам еду.

Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться.

Сегодня, мы, с вами выйдя на прогулку, развесим приготовленное нами

лакомство для птиц на веточках деревьев. И может быть, этим мы спасём не

одну птичью жизнь.

Воспитатель: Для кого мы приготовили лакомство? (Для птиц).

Напомните мне, пожалуйста, технологию приготовления лакомства для птиц?

Теперь вы можете сами дома готовить такое угощенье для птиц.



В раздел образования