Авторы: Маникало Елена Васильевна, Николаева Елена Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКУЗ Владимирской области "Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: город Владимир, Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Повышение двигательной активности детей 3 года жизни посредством подвижных игр в условиях Дома ребенка
Раздел: дошкольное образование
Повышение двигательной активности детей 3 года жизни
посредством подвижных игр в условиях Дома ребенка
Маникало Елена Васильевна,
Николаева Елена Владимировна,
воспитатели ГКУЗ Владимирской области
«Дом ребенка специализированный»
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные
позиции.
Ведь
от
состояния
здоровья
человека
зависит
качество
и
продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве,
служит фундаментом для общего развития человека.
В наш Дом ребенка специализированный дети чаще всего поступают с
ослабленным
здоровьем
и
отставанием
в
развитии,
в
том
числе
и
с
двигательным отставанием. Одна из задач, которые стоят перед нашими
педагогами – это повышение уровня двигательной активности детей через
различные виды деятельности: физкультурно-оздоровительные мероприятия,
учебные занятия, физкультурно-массовые мероприятия.
Принимая во внимание психофизиологические особенности детей
раннего
возраста
(слабость
тормозных
процессов,
склонность
к
возбуждению,
легкая
физическая
и
психическая
ранимость,
быстрая
утомляемость),
необходимо
учесть,
что
они
нуждаются
в
частой
смене
работы и отдыха.
Одним из эффективных средств повышения двигательной активности
являются подвижные игры.
Подвижная игра
относится к видам деятельности, в которых ярко
выражена роль движений. Для нее характерны активные творческие игровые
действия,
мотивированные
ее
сюжетом.
Они
часто
ограничиваются
правилами (общепринятыми, установленными педагогом или играющими),
направлены на преодоление различных трудностей на пути к достижению
поставленной цели.
Подвижные
игры
в
большей
степени
способствуют
воспитанию
физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Все
эти качества развиваются в комплексе.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают
наиболее
эффективным
комплексное
решение
задач
оздоровительных,
образовательных и воспитательных.
Таким образом, игра - средство социализации ребенка .
Игра
невозможна без общения, которое становится ее основным энергетическим
источником.
Она
объединяет
больших
и
маленьких,
помогает
им
найти
общий язык, является прообразом коллективной деятельности, так как учит
договариваться друг с другом, уступать.
Ребенок в игре ощущает себя одновременно личностью и членом
коллектива.
Игра помогает определить отклонения в развитии и поведении ребенка.
Она побуждает детей к самопознанию, они сами могут диагностировать свои
силы , возможности, личностные качества.
Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от
напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к ней как к
психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций и
эмоциональных
напряжений.
Ребенок
непросто
играет,
он
рассказывает
окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или
проблемы требуют скорейшего разрешения.
Установлено положительное влияние подвижных игр на формирование
структурных единиц психики:
•
памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
•
воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности
решения задач;
•
восприятия
-
степени
развития
наблюдательности,
объема
и
адекватности воспроизведения;
•
наглядно-образного и логического мышления - способности к анализу,
сравнению, обобщению;
•
произвольного
внимания
и
таких
его
свойств,
как
переключение,
распределение и устойчивость.
Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием,
резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему
радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется
мощная
психоэмоциональная
разрядка,
в
результате
которой
возникают
положительные эмоции. И чем больше таких эмоций получает ребенок , тем
гармоничнее и радостнее предстает перед ним мир, уютнее и увереннее
ощущает он себя в жизни.
Оздоровительный компонент подвижных игр основывается на различных
видах
жизненно
необходимых
движений,
выполняемых
в
самых
разнообразных
условиях.
Большое
количество
движений
сопровождаются
химическими процессами, активизирующими дыхание, кровообращение и
обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию
мышц,
костей,
соединительных
тканей,
повышает
подвижность
суставов,
позвонков.
Таким образом, достаточное насыщение свободного времени детей
играми содействует всестороннему их развитию. Кроме того, специально
подобранные,
с
учетом
возраста,
состояния
здоровья,
характера
функциональных
изменений
организма
и
степени
физиче ской
подготовленности
детей,
подвижные
игры,
особенно
на
воздухе,
оздоравливают , укрепляют организм, закаливают и тем самым способствуют
профилактике заболеваний.
Выбор игры зависит от общих задач образовательной деятельности, при
постановке
которых
основными
критериями
являются
возрастные
особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество
занимающихся.
Условие успешности игровой деятельности – понимание содержания и
правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов,
действий. Обучение детей начинаем с простых, некомандных игр, потом
перейти
к
переходным
и
завершить
сложными
командными
играми..
Таким образом,
эффективность проведения игры зависит от правильного
решения следующих факторов:
•
умение доходчиво и интересно объяснить игру;
•
размещение игроков вовремя ее проведения;
•
определение ведущих, помощников, судей;
•
распределение на команды;
•
руководство процессом;
•
дозирование нагрузки;
•
окончание.
Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие ребенка за
счет
энергии,
получаемой
извне.
О
значении
двигательной
активности
ребенка говорится в трудах выдающихся педагогов - Я. А. Каменского, Е. А.
Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко.
Так, в группах раннего возраста должно быть в достаточном количестве
наборы
игрушек,
пособий
и
оборудования,
способствующих
развитию
движений. Размещается это так, чтобы дети могли свободно пользоваться
колясками, каталками, лошадками, всевозможными надувными игрушками
(рыбы, черепахи и т.д.). Как показывает практика, особую радость доставляет
детям подвешенные и прикрепленные к потолку бабочки, ленточки, шарики,
а также имеющиеся в группе качалки, горки, велосипеды и всякого рода
модули.
Малыши
с
удовольствием
ползают,
лазают,
прыгают.
Поэтому
хорошо иметь в группе и наличие спортивного инвентаря: обручи, разные по
размеру мячи, по высоте дуги и кубики, кегли и кольцебросы, скамейки и т.д.,
которые должны быть удобно расположены в физкультурном уголке группы.
Чтобы научить детей лучше ориентироваться в пространстве, в групповой
комнате
следует
разложить
и
расставить
игрушки,
фанерные
фигурки,
картинки
по
разным
сторонам
группы,
каждый
раз
придумывая
новые
задания
и
интересные
игровые
упражнения.
Подобные
игровые
условия,
способствуют
двигательной
активности
детей
раннего
возраста,
а
также
развивают интерес к физическим упражнениям.
Вместе с тем, при организации двигательной активности детей раннего
возраста
необходимо
учитывать
и
их
физические
особенности.
Так,
например, физически развитые дети, как правило, не нуждаются в помощи,
выполняют
упражнения
само стоятельно
и
непринужденно,
а
малоподвижные,
робкие
дети
нуждаются
в
поддержке
педагога,
который
должен дифференцировать свои требования. Учитывая особенности возраста
(порой
малышам
трудно
выполнять
движения
по
слову
взрослого)
подбираются и придумываются игровые ситуации, побуждающие ребенка
выполнять различные движения и двигательные задания (например, зайка
прыгает, колобок покатился к Ане, а потом к Сереже, самолетик полетел и
т.д.). Вызвать интерес к движениям помогают стихи, песенки , потешки.
Рациональное построение педагогического процесса, разнообразие
форм и методов предусматривает постепенность усложнения содержания и
увеличения
объема
нагрузок
при
обучении
детей.
Это
учитывается
при
планировании каждого занятия и распределении программного материала на
неделю и учебный год.
Обобщая вышесказанное, в качестве условий двигательной активности
ребенка,
являющихся
основой
физического
воспитания
детей
раннего
возраста, мы остановились на следующих:
работа будет строиться поэтапно с использованием разнообразных
форм, методов, средств;
систематически
будут
применяться
игры,
разнообразные
по
содержанию;
при проведении будут использоваться различные атрибуты;
будет осуществляться индивидуально - дифференцированный подход к
детям при обучении подвижным играм.
Подобные условия благоприятствуют развитию двигательной активности
ребенка
и
выступают
основой
физического
воспитания
детей
раннего
возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые
ею
положительные
эмоции
усиливают
все
физиологические
процессы
в
организме детей раннего возраста, улучшают работу всех органов и систем.
Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и
обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на
психическую деятельность. Все это улучшает физическое развитие детей,
благотворно воздействует на нервную систему и укрепляют здоровье детей
раннего возраста. В своей работе мы использовали подвижные игры,
направленные
на
повышение
двигательной
активности.
Они
состоят
из
хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности.
Каждая игра должна быть очень емкой: давать наибольший
двигательный и эмоциональный эффект; она должна быть короткой .
Проводя игру, необходимо напоминать детям об игровом образе.
Значительно оживляют игру различные атрибуты. Для проведения многих
игр нами были собраны разнообразные яркие, красочные атрибуты, которые
находятся в уголке двигательной активности и активно нами применяются.
Это головные уборы с изображениями птиц, животных, рули автомобиля ,
султанчики, ленточки, а также маски животных для водящего(заяц, волк,
лиса, медведь, петух, курица, лягушка и др.), дополнительные предметы для
исполнения
ролей:
корзинки;
различные
шляпы,
муляжи
ягод,
грибов.
овощей, фруктов; предметы для кукольных инсценировок.
Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без них.
Она вызывает азарт к игре, огромное желание играть.
Мы постоянно пополняем уголок двигательной активности. Данный
инвентарь
для
игр
соответствует
возрасту,
навыкам,
потребностям
детей
раннего возраста.
При
организации
подвижных
игр
нами
осуществляется
индивидуальный
подход.
Дети
нашего
специализированного
учреждения
особенные. В группе много неусидчивых, гиперактивных детей; детей со
сниженным самоконтролем и вниманием; есть агрессивные дети. Все дети
любят
привлекать
к
себе
внимание.
Поэтому
при
организации
игры
мы
учитываем особенности детей: договариваемся, кто будет водящий сейчас, а
кто потом. Очень активных, нетерпеливых детей просим быть помощником в
проведении игры.
Есть в нашей группе и застенчивые, и замкнутые дети. Они
малоактивны.
Их
трудно
заставить
играть
и
вообще
двигаться.
Мы
привлекаем таких детей индивидуально. Вместе с ними выполняем действия,
движения. Таких детей мы поощряем, давая им почувствовать уверенность в
себе. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
Таким образом, подвижные игры создают атмосферу радости и потому
делают
наиболее
эффективным
комплексное
решение
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных
задач.
Активные
действия,
обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции
и усиливают все физиологические процессы.
Как мы видим, подвижные игры – действенное средство физического
развития детей, развития их двигательной активности.
Повышение двигательной активности посредством подвижных игр
обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект.
Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых
упражнений, направленных на повышение двигательной активности детей в
дальнейшем позволит:
избежать гиподинамии;
обогатить детей знаниями о многообразии подвижных игр;
сформировать привычку к здоровому образу жизни;
создать оптимальные условия для повышения двигательной
активности детей раннего возраста.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от
удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее
развитие.
Двигательная
активность
является
производной
не
только
от
индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который
установлен в детском учреждении и дома.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество
двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной
жизни.
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно
распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая
подвижность).
Каждая
подгруппа
детей
характеризуется
определенными
сочетаниями
уровней
объема,
продолжительности
и
интенсивности
двигательной активности.
К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью
двигательной
активности
независимо
от
объема
и
продолжительности
двигательной
активности.
Для
них
характерны
высокая
подвижность,
хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый
двигательный
опыт,
позволяющий
обогащать
свою
самостоятельную
деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью
и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и
выполнении заданий.
Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех
показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют
высокие
и
средние
показатели
физической
подготовленности
и
хороший
уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным
поведением,
преимущественно
хорошим
настроением,
положительными
эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются
инициаторами коллективных игр.
Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности
в
сочетании
с
низкими
и
средними
показателями
продолжительности
и
интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных
видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего
они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять
трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении
сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны
взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.
Для определения уровня двигательной активности была изучена
длительность
проведения
различных
видов
деятельности
детей
раннего
возраста, таких как утренняя гимнастика, физкультурное занятие, подвижные
игры, физкультурные упражнения, музыкально-ритмические движения.
Ежедневную двигательную активность наших малышей мы стараемся
обеспечивать следующими мероприятиями:
утренняя
гимнастика.
Проводим
ежедневно
утром
5-7
минут.
Для
повышения интереса упражнения проводим с различным материалом
(флажки, кубики, мячи, платочки, ленточки и др.);
физическая культура (занятия);
двигательная активность на прогулке;
физкультминутки;
гимнастика после дневного сна;
активный
отдых:
физкультурные
досуги,
спортивные
праздники,
развлечения, забавы;
индивидуальная работа;
самостоятельная двигательная деятельность.
В основу диагностики легли разработки Кинеман, Хухлаевой, разработки
Л. Г. Виноградовой - « Диагностики двигательной подготовленности детей
дошкольного возраста ».
Начальные показатели уровня двигательной активности детей
представлены на рис.1
Как мы видим, показатели детей, принимавших участие в
диагностическом
исследовании, имеют низкий, средний и выше среднего
уровень
двигательной
активности.
Это
объясняется
неблагоприятным
анамнезом и неблагоприятным биологическим анамнезом наших детей.
Рисунок1.
Таким образом, исходя из результатов диагностики развития
двигательной активности детей раннего возраста, считаем, что существует
необходимость создания определенной системы работы для полноценного
физического
развития
детей,
развития
двигательной
активности
у
детей
раннего возраста. Эта работа должна проходить с учетом индивидуальных
особенностей малышей, подбора наиболее эффективных методов и средств,
создания благоприятных условий, методического просвещения по данной
проблеме. Использование подвижных игр является одним из таких средств.
Ранний возраст в развитии ребенка является периодом, когда
закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры
движений. Анализ имеющихся данных показывает, что состояние здоровья
детей
в
настоящее
время
далеко
не
соответствует
ни
потребностям,
ни
потенциальным возможностям современного общества. Достижение задачи
укрепления физического и психического здоровья детей возможно в том
числе через развитие двигательной активности.
Констатирующая диагностика детей показала, что у всех наблюдается
отставание в развитии двигательной активности.
Мы составили систему мероприятий для улучшения показателей
развития двигательной активности детей раннего возраста.
В своей работе мы использовали подвижные игры, направленные на
повышение
двигательной
активности.
Они
состоят
из
хорошо
знакомых
подвижных игр разной интенсивности.
Каждая игра должна быть очень емкой: давать наибольший
двигательный и эмоциональный эффект; она должна быть короткой.
Проводя игру, необходимо напоминать детям об игровом образе.
Значительно оживляют игру различные атрибуты. Для проведения многих
игр нами были собраны разнообразные яркие, красочные атрибуты, которые
находятся в уголке двигательной активности и активно нами применяются.
Это головные уборы с изображениями птиц, животных, рули автомобиля,
султанчики, ленточки, а также маски животных (заяц, волк, лиса, медведь,
петух, курица, лягушка и др.), дополнительные предметы для исполнения
ролей: корзинки; различные шляпы, муляжи ягод, грибов, овощей, фруктов;
предметы для кукольных инсценировок.
Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без них.
Она вызывает азарт к игре, огромное желание играть.
Как мы видим, подвижные игры – действенное средство физического
развития детей, развития их двигательной активности.
Повышение двигательной активности посредством подвижных игр
обеспечивает оздоровительный, общеукрепляющий эффект.
Тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых
упражнений, направленных на повышение двигательной активности детей в
дальнейшем позволит:
избежать гиподинамии;
обогатить детей знаниями о многообразии подвижных игр;
сформировать привычку к здоровому образу жизни;
создать оптимальные условия для повышения двигательной
активности детей раннего возраста.
Наблюдения за группой проводились в течение нескольких месяцев.
После проведения систематических занятий, направленных на
повышение двигательной активности детей
посредством подвижных игр
нами была проведена повторная диагностика .
Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень
двигательной
активности,
позволил
установить
достоверное
изменение
результатов .
После проведения опытной работы по использованию подвижных игр
показатели уровня двигательной активности повысились. Каждый ребенок
повысил
свои
показатели.
И
если
не
повысили
уровень
двигательной
активности, то в числовом показателе улучшили свои результаты.
Итоговая диагностика показателей уровня двигательной активности
детей показаны на рис.2
Рисунок 2.
1
0
5
10
15
20
25
30
35
40
12,50
37,5
25
12,5
низкий
выше среднего
средний
высокий
Но, как мы видим, показатели уровня двигательной активности детей
третьего года жизни стали преимущественно низкие, высокие, средние и
выше среднего . Это зависит от задержки их психического и физического
развития, виной которым являются неблагоприятные социальные условия , в
которых находились дети, их биологических особенностей . Поэтому нам
предстоит
и дальше работа по
физическому развитию детей раннего
возраста, так как показатели детей нашего специализированного учреждения
довольно низкие.
По результатам диагностики отмечаем:
рост двигательной активности малоподвижных детей - они стали более
активно включаться во все виды физической деятельности;
дети
с
высоким
уровнем
активности
стали
более
сдержанными,
повысились их качественные характеристики физического состояния:
выносливость, ловкость;
рост сопротивляемости детей к простудным и вирусным заболеваниям;
гиперактивные
дети
получили
возможность
использовать
разнообразные физические упражнения и игры для улучшения своего
психического состояния;
рост
интеллектуальной
и
познавательной
активности
детей
на
различных видах занятий.
Итак, проведенный опыт позволил сделать вывод, что поэтапная работа
с
использованием
разнообразных
средств,
форм
и
методов,
а
также
разнообразие
подвижных
игр
с
использованием
ярких
и
красочных
атрибутов, индивидуальный подход к детям, использование подвижных игр
эффективно влияет на повышение двигательной активности детей раннего
возраста.