Напоминание

"Проблемы развития музыкальных способностей учащихся в классе специального инструмента".


Автор: Салимова Тамина Равильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЛГ МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы развития музыкальных способностей учащихся в классе специального инструмента".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

«Проблемы развития музыкальных способностей учащегося в классе

специального иструмента».

докладчик Салимова Т. Р. - преподаватель ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» г. Лангепас

Введение

Характерная черта отечественной музыкальной педагогики, которая традиционно

признаётся наиболее прогрессивной и результативной в мире, содержится в её творческом

характере, несовместимом с проявлениями формализма и догматизма. Живое, творческое

отношение к педагогическому процессу содержится в самой природе музыки и выявляется

из

понимания

её

как

искусства,

которое

многогранно

отражает

объективную

действительность. Музыкальное исполнительство всегда является синтезом раскрытия

объективного содержания музыки и субъективного, творческого отношения к ней самого

артиста-исполнителя.

Поэтому

процесс

обучения

музыканта

не

может

быть

стандартизированным, а должен опираться на применение индивидуальной методики,

которая диктуется конкретными, неповторимыми особенностями художественной натуры

ученика.

Чем

раньше

педагог

найдёт

методы

раскрытия

творческой

индивидуальности

своего воспитанника, тем эффективней будет протекать учебный процесс. В музыкальной

педагогике наряду с применением индивидуальной методики обучения обязательно и

первоначально должны осуществляться общие принципы преподавания. Индивидуальный

«почерк» работы педагога никогда не должен выходить за рамки реализации основных

принципов музыкальной педагогики. Он должен являться лишь способом для достижения

главной цели. А главная цель – это глубокое понимание и претворение в жизнь наиболее

общих

закономерностей,

лежащих

в

сложном

и

многогранном

процессе

воспитания

всесторонне развитого музыканта.

Понимание этих закономерностей и путей их осуществления является основной

педагогического мастерства. Без глубокого и всестороннего знания этих закономерностей

невозможны

настоящие

творческие

достижения

в

педагогической

работе.

Поэтому

рассмотрим

основные

принципы

отечественной

музыкальной

педагогики,

которыми

должен руководствоваться учебный процесс.

Индивидуальный подход к ученикам.

Успех педагогической работы зависит от умения педагога индивидуально подойти к

своим

воспитанникам,

умения

учитывать

все

факторы,

которые

либо

тормозят,

либо

благотворно

влияют

на

развитие

ученика.

Проблема

воспитания

индивидуальности

требуют внимательного изучения психических особенностей ученика, его склонностей,

круга интересов, вкуса, творческие и исполнительские возможности. При пробуждении

педагогом

заинтересованности

к

работе

ученика,

эффективность

деятельности

несравненно повысится. Поэтому педагог должен владеть методикой обучения и гибко

применять

к

каждому

ученику.

Вряд

ли

можно

найти

двух

учеников

одинакового

психического склада. Первое что отличает учеников друг от друга – это их интересы,

которые являются важнейшим стимулом в приобретении знаний, очень важно, чтобы

основной интерес был стойким, так как без этого человек не достигнет значительного

успеха. Все выдающиеся музыканты имели глубокий, стойкий и действенный интерес к

музыке. Именно поэтому, не взирая на всякие трудности и неудачи, они добивались

прекрасных

результатов. Вторая

отличительная

черта

это

способности

ученика.

Совокупность способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности

е с т ь одарённость. Высшей

степенью

развития

одарённости

психология

называет

талантом. К основным способностям, которые выявляют степень одарённости ученика

относятся; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внимательность

(умение сосредоточиться), эмоциональное воображение, эмоциональная память (т. е.

способность вспоминать ранее пережитое), эстрадные данные и др. Выбор тех или иных

методов воздействия в обучении зависит от правильного понимания типа нервной системы

ученика,

то

есть

эмоциональной

возбудимости.

Эта

индивидуальная

способность

называется темпераментом. Темперамент

делится

на

4

вида:

сангвинический,

холерический, меланхолический, и флегматический.

Проведённые по ним исследования доказали, что они отличаются а) силой возбуждения и

торможения; б) степенью уравновешенья этих процессов; в) способностью к быстрой или

медленной смене процессов возбуждения и торможения. Ярко выраженные черты какого

либо одного темперамента встречаются крайне редко. А в темпераментах абсолютного

большинства

людей

соединяются

в

комплексе

отдельные

черты

всех

четырёх

типов.

Неправильно

считать

один

темперамент

лучшим,

другой

худшим.

Ошибаются

и

те

педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать скорости

действий,

а

от

сангвиника

и

холерика

сдержанность.

Большие

способности

и

одарённость

могут

иметь

ученики

различного

темперамента. Задача

педагога

направить

работу

ученика

так,

чтобы

он

мог

овладеть

своим

темпераментом,

боролся с его негативными чертами и развивал позитивные.

Изучение учеников осуществляется путём наблюдения за их действиями как на

уроке, так и во внеурочное время, в беседах с ними. При этом необходимо использовать и

те сведения, которые могут дать об ученике педагоги других дисциплин, родители и

товарищи. Большую роль здесь играет наблюдательность педагога. Педагогу необходимо

также вдумчиво изучать характер своего ученика и постоянно помнить, что в каждой

индивидуальности есть всегда положительные и отрицательные черты. Иногда педагоги

концентрируют своё внимание преимущественно на недостатках ученика и, стремясь к

гармоническому развитию его личности, прилагают свои усилия, главным образом, к

«подтягиванию

отстающих»

элементов.

При

этом,

однако,

нередко

мало

внимания

уделяется тому наиболее ценному, самобытному, что есть в индивидуальности ученика.

Конечно, важно знать недостатки ученика и систематически работать над их устранением.

Но достигать этого лучше всего на основе развития его сильных сторон.

В связи с различием индивидуальности учеников, приходится использовать самые

различные пути воспитания. Вот некоторые из них.

Встречаются

ученики

крайне неорганизованные.

Они

небрежны

в

работе,

неаккуратны в выполнении своих обязанностей. Неорганизованность нередко объясняется

отсутствием стойкого интереса к делу и слабостью воли. Возникновение «соблазна» -

лишний раз поиграть с товарищами, посмотреть мультики, кинофильм и др. – отодвигает

на задний план главное. Утешая себя тем, что «авось, как-нибудь» ученик откладывает

приготовление задания, в результате плохо его выполняет, а иногда из-за этого – и вовсе не

приходит на урок.

Очевидно, при работе с таким учеником особенно важно обращать внимание на

развитие у них интереса к музыке, изучаемому произведению. Целесообразно вначале

исходить

из

того,

к

чему

у

него

проявляется

наибольший

интерес.

Наряду

с

этим

необходимо укреплять волю, чувство ответственности, настойчивости к работе.

Некоторым ученикам особенно недостаёт инициативы. Они просят, чтобы им всё

показали, объяснили. Таких учеников особенно важно поставить в условия, при которых

они должны систематически и всемерно проявлять свою самостоятельность. Необходимо,

кроме того, быть очень чутким ко всем проблескам их собственной инициативы.

Иногда

успешному

развитию

вредит

чрезмерная

скромность,

застенчивость,

вызывающая эмоциональную скованность, боязнь «раскрыться» во время исполнения.

Неуверенность в себе, если не преодолеть её в молодости, будет мешать человеку на

протяжении всей жизни и не даст ему возможности проявить в полной мере природные

данные. Имея дело с учениками такого рода, надо с особой заботой отнестись к тому,

чтобы занятия музыкой приносили им удовольствие и поменьше разочарования, чтобы

они ощущали собственный рост, чтобы успехи окрыляли их, использовать малейшую

удачу ученика в преодолении эмоциональной скованности.

Преодолению застенчивости способствует систематическое общение с коллективом

– игра в концертах и ансамблях, выступления на собраниях и т.д.

Педагогу необходимо знать, к каким произведениям больше тяготеет ученик – к

виртуозным или кантиленным, и к каким видам техники более приспособлен его игровой

аппарат. Отсюда, от особенностей ученика зависит и подбор репертуара, который должен

быть очень разнообразным и гибким.

На

выбор

тех

или

иных

методов

и

приёмов

обучения

влияют

и

возрастные

особенности ученика. Чем младше ученик, тем обучение в большей мере включает в себя

элементы дидактической игры.

Педагог воздействует на эмоции ученика, применяя при пояснениях метод образных

сравнений

и

аналогий.

С

учениками

старшего

возраста

следует

применять

научно

обоснованные

аргументы,

что

имеет

большое

влияние

на

интеллектуальную

сферу,

которая интенсивно развивается именно в переходном возрасте.

Итак, задание настоящего педагога в конечном результате состоит в том,

чтобы

воспитать

не

учеников

близнецов,

а

разных

по

творческой

индивидуальности, не похожих один на другого музыкантов.



В раздел образования