Автор: Лазарева Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
Раздел: среднее образование
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе
ГИА»
Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Образовательные:
повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста
(исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную
информацию.
Развивающие:
Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Воспитывающие:
воспитывать любовь к родному русскому языку;
формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Конспект урока:
1.
Организационный момент.
Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их
внимание на работе по развитию речи.
2.
Сообщение цели и задач предстоящей работы.
Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель
урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей
учащихся на примере публицистического текста.
Фронтальный опрос учащихся.
Беседа по вопросам:
1.Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом
открываются слайды презентации)
(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной
информации, при которой исключаются подробности)
2.Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика
механического запоминания и воспроизведения информации без критического
осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое
умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и
группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене
предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические
способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию
кратко и связно.)
3.Что такое микротема?
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных
одной мыслью – абзац.)
Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно
применять каждый из них? Что значит «сжать текст»?
(Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему
изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых
положений )
Какие приемы сжатия текста вам знакомы?
Повторение теоретического материала.
1. На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста.
Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки
раздаются уч-ся).
1. Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
3.
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д..
- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
1.
прослушать текст, определить тему текста (о чем текст);
2.
сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан);
3.
разбить текст на части, составить план текста;
4.
определить микротему каждой части;
5.
найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию;
6.
подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей
отказаться, что можно обобщить;
7.
обдумать средства связи между частями;
8.
записать получившийся (сжатый) текст
Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его
структуру, основные мысли и связь между ними.
Запись плана
или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними
большие
промежутки).
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто
выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо
иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение
видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и
результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это
порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое
достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы
уберечь
себя
от
равнодушия,
надо
развивать
в
своей
душе
соучастие,
сочувствие,
сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от
пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая
большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед
человеком
задачу,
которую
надо
уметь
решать.
Любовь
и
дружба,
разрастаясь
и
распространяясь на многое, обретают новые силы, становясь всё выше, а человек, их
центр, мудрее.
( По Д.С.Лихачёву). 157 слов.
1). Определите тему. Ответьте на вопрос: «О чём текст?» (по ключевым словам).
О проявлении добра ,соучастия и сострадания к окружающим тебя людям.
2). Определите основную мысль. Ответьте на вопросы: «Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел выразить?»
Человек должен уметь проявлять добро и сострадание к окружающим его людям, чтобы
не потерять свое человеческое достоинство.
3). Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура
текста). Ответьте на вопрос: «Какую коммуникативную задачу решал автор текста?».
Определите структуру текста.
Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о нравственных
ценностях, автор призывает читателей увеличивать добро в окружающем мире – в этом
заключается самая большая цель жизни.
Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства -
вывод. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.
Второе прослушивание текста.
1. Разделите текст на абзацы и определите микротемы. При прослушивании обратите
внимание на большие интонационные паузы.
2. Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их (по
композиционной структуре).
Результаты совместной работы учителя с классом.
( определение границ абзацев, формулировка микротем
Абзацы
Микротемы
1.Мы часто говорим друг другу: желаю
тебе
всего
доброго.
Это
не
просто
выражение вежливости. В этих словах
мы
выражаем
свою
человеческую
сущность. Надо иметь большую силу
духа,
чтобы
уметь
желать
добра
другим.
Умение
чувствовать,
умение
видеть по-доброму окружающих тебя
людей
–
это
не
только
показатель
культуры,
но
и
результат
огромной
внутренней работы духа.
2.Обращаясь друг к другу с просьбой,
мы
говорим:
пожалуйста.
Просьба
–
это порыв души. Отказать человеку в
помощи – значит потерять собственное
человеческое достоинство. Равнодушие
к
нуждающимся
в
помощи
–
это
душевное
уродство.
Чтобы
уберечь
себя от равнодушия, надо развивать в
своей
душе
соучастие,
сочувствие,
сострадание и в то же время умение
отличать
безобидные
человеческие
слабости от пороков, калечащих душу.
3.
Увеличивать
добро
в
окружающем
нас
мире
–
в
этом
заключается
самая
большая
цель
жизни. Добро слагается из многого, и
каждый
раз
жизнь
ставит
перед
человеком задачу, которую надо уметь
решать. Любовь и дружба, разрастаясь
и распространяясь на многое, обретают
новые
силы,
становясь
всё
выше,
а
человек, их центр, мудрее.
3.Работа с текстом. Ответьте на вопросы: «Какие части текста являются основными?»,
«Какие способы сжатия текста вы используете?» Запишите кратко содержание каждого
абзаца
Основной текст
Сжатие текста
Способы сжатия текста
1.Мы
часто
говорим
друг
другу:
желаю
тебе
всего
доброго.
Это
не
про сто
выражение
вежливости.
В
этих
словах
мы
выражаем
с в о ю
ч е л о в е ч е с к у ю
сущно сть .
Н адо
и м е т ь
большую
силу
духа,
чтобы
уметь желать добра другим.
Умение чувствовать, умение
в и д е т ь
п о - д о б р о м у
окружающих
тебя
людей
–
это
не
только
показатель
культуры,
но
и
результат
о г р о м н о й
в н у т р е н н е й
работы духа.
Мы часто говорим друг
другу: желаю тебе всего
доброго. Это не просто
выражение вежливости. В
этих словах мы выражаем
свою человеческую
сущность. Надо иметь
большую силу духа, чтобы
уметь желать добра другим.
Умение чувствовать, умение
видеть по-доброму
окружающих тебя людей -
это не только показатель
культуры, но и результат
огромной внутренней
работы духа.
Обобщение, исключение.
2.Обращаясь друг к другу с
просьбой,
мы
го во р и м :
пожалуйста.
Просьба
–
это
поры в
души.
О т к а з а т ь
человеку в помощи – значит
п о т е р я т ь
с о б с т в е н н о е
человеческое
достоинство.
Обращаясь друг к другу с
просьбой, мы говорим:
пожалуйста. Просьба - это
порыв души. Отказать
человеку в помощи - значит
потерять собственное
человеческое достоинство.
Обобщение,
исключение,
замена.
Равнодушие к нуждающимся
в
помощи
–
это
душевное
уродство.
Чтобы
уберечь
себя
от
равнодушия,
надо
развивать
в
своей
душе
соучастие,
с о ч у в с т в и е ,
сострадание и в то же время
умение отличать безобидные
человеческие
слабости
от
пороков, калечащих душу.
Равнодушие к нуждающимся
в помощи - это душевное
уродство. Чтобы уберечь
себя от него , надо развивать
в своей душе соучастие,
сочувствие, сострадание и в
то же время умение отличать
безобидные человеческие
слабости от потоков,
калечащих душу.
3.
Увеличивать
добро
в
окружающем
нас
мире
–
в
этом
заключается
самая
большая цель жизни. Добро
слагается
из
многого,
и
каждый
раз
жизнь
ставит
перед
человеком
задачу,
которую надо уметь решать.
Л ю б о в ь
и
д р у ж б а ,
р а з р а с т а я с ь
и
распространяясь на многое,
обрет ают
нов ы е
с и л ы ,
становясь
всё
выше,
а
человек, их центр, мудрее.
Увеличивать добро в
окружающем нас мире - в
этом заключается самая
большая цель жизни. Добро
слагается из многого, и
каждый раз жизнь ставит
перед человеком задачу,
которую надо уметь решать.
Любовь и дружба,
разрастаясь и
распространяясь на многое,
обретают новые силы,
становятся все выше, а
человек, их центр, мудрее.
Обобщение, исключение.
4.Заключительное слово учителя .
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика,
отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о
тексте.
Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в
информации о тексте;
5.Самостоятельная работа с черновиком. Написание и проверка со словарем созданного
текста.
В результате работы над сжатием получился текст:
Пожелание людям добра - это не просто выражение вежливости, в этих словах мы
выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь
желать добра другим. Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей - показатель
культуры, результат внутренней работы духа.
Просьба - это порыв души. Отказать человеку в помощи - значит потерять
собственное человеческое достоинство. Равнодушие - это душевное уродство. Чтобы
уберечь себя от него, надо развивать в своей душе соучастие и сострадание.
Увеличивать добро в окружающем нас мире - самая большая цель жизни. Любовь и
дружба обретают новые силы , а человек становится мудрее.
6.Итоги урока.