Автор: Смирнова Инна Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Правописание безударных гласных в корне слова" 2 класс
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17 город Тверь
Тема урока:
Правописание безударных гласных в
корне слова.
Цель:
Повторить правописание безударной
гласной в корне слова;
Предметные
- обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;
- развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в
корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;
-совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;
- способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их
оценивать в процессе выполнения работы.
Метапредметные:
-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
-развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять
её написание, проверять себя ;
- развивать умение анализировать, делать вводы;
-развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность;
-развивать навыки самооценки ;
- развивать умения работать в группе.
Планируемые результаты:
- различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;
- объясняют выбор орфограммы.
Оборудование:
Учебник русский язык .2 класс (авт. Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.)
Тетради
Презентация
Музыкальное сопровождение «Дождик песенку поёт»
Конвертик с заданиями
Алгоритм проверки безударной гласной
Сигнальные карточки
П. А. Грушников «Орфографический словарик»
А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова «Толковый словарь для учащихся начальных
классов»
Учитель: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Ученик: Постараемся понять,
Чтобы грамотно писать.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу,
пожелайте удачи.
– Какие качества для успешной работы нам сегодня будут
нужны?
(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум).
а
о
ё
е
и
я
ю
ы
у
э
Дождик песенку поет::
-Кап! Кап!
Только кто ее поймет?
-Кап! Кап!
е
Задание: определите порядок написания букв и запишите письменными
буквами
Ааа Ооо Еее Иии Яяя
Ребята, какую цель мы сегодня поставим на уроке?
Продолжите фразы:
- Повторить правило проверки слов с … (безударными гласными в корне)
- Учиться применять правило: при написании слов, требующих ….(проверки безударных гласных в корне)
- А теперь вспомним стихотворение
– цель нашего урока.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!
Вывод:
- Для чего нам нужно это знать?
СОРОКА МЕДОК
КОРЗИНА ЗЕМЛЯ
ЯБЛОКО ГОРА
ДЕКАБРЬ РЕКА
- Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма?
- Какие звуки слышите? Напишите эти звуки рядом со словами.
ПРОВЕРКА: РАБОТА ПО ЦЕПОЧКЕ
СОРОКА
[a] МЕДОК
[ и]
КОРЗИНА
[a] ЗЕМЛЯ
[и]
ЯБЛОКО
[а] ГОРА
[а]
ДЕКАБРЬ
[и] РЕКА
[и]
- Ребята, а чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?
- Как можно проверить безударную гласную?
ПОДБЕРУ ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ ГЛАСНАЯ СТАЛА
УДАРНОЙ. (ИЛИ ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА)
ПИШУ В КОРНЕ ТУ ЖЕ ГЛАСНУЮ, ЧТО И В ПРОВЕРОЧНОМ СЛОВЕ
ПОД УДАРЕНИЕМ.
ОБОЗНАЧАЮ ОРФОГРАММУ
МЕДОК
ЗЕМЛЯ
ГОРА
РЕКА
- Взаимопроверка работы.
МЕДОК [и] МЁД
ЗЕМЛЯ [и] ЗЕМЛИ
ГОРА [а] ГОРЫ
РЕКА [и] РЕЧКА
Вывод:
- Как можно проверить безударную гласную
в корне слова?
С..РОКА
К..РЗИНА
ЯБЛ..КО
Д..КАБРЬ
Проверка:
с помощью сигнальных
карточек
•
- Ребята, а как не ошибиться в написании слов 1 столбика?
1. Откройте конвертики и достаньте синюю карточку с заданием.
- А сейчас у нас с вами будет очень интересная групповая исследовательская работа.
Задание
: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.
Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните.
(работа на карточках)
КОТЕНОК СЛ…ЗАЛ СМЕТАНУ.
ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ
ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ
МИША СЛ..ЗАЛ С ДЕРЕВА.
Проверка:
- Какое слово выбрали?
- Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?
- Какие слова не будут являться проверочными и почему?
-Какую безударную гласную выбрали?
- Каким алгоритмом пользовались?
ПРОВЕРКА:
КОТЕНОК СЛИЗАЛ (ЛИЖЕТ) СМЕТАНУ.
ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ
ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ
МИША СЛЕЗАЛ ( ЛЕЗЕТ) С ДЕРЕВА.
Вывод:
- Какие же слова могут быть проверочными для написания
безударной гласной в корне слова?
•
Работа с текстом.
Достаньте из конверта белую карточку с заданием.
Задание: Прочитайте.
Белым снегом покрылись п..ля и л..са. На сн..гу сл..ды зв..рей.
Вот сл..ды лося. Он близко подошёл к д..ревне. Люди часто
обижают лосей. У лося сильные ноги и р..га. Это красивое
животное.
-Что вы прочитали?
-Докажите.
- Определите тему текста.
- Озаглавьте.
-Ребята, скажите , написание какого слова с пропущенной буквой вам незнакомо?
- А можем мы проверить безударную гласную букву в слове?
- Значит это, какое слово?
- Найдите слово в орфографическом словаре, проговорите верное написание слова .
-
А что обозначает, и почему так назвали населённый пункт, нам расскажет Миняева Юлия.
Вывод:
- Ребята, как вы будете действовать при написании слов с изучаемой орфограммой ?
- С каким новым словом с непроверяемой гласной мы сегодня познакомились?
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
( Один ученик работает у доски. Взаимопроверка. )
. Снежок, снежный, водный,
водяной, травинка,
травушка, земля, река,
реки, домашний, дом, коса,
косы, след, следы
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 153, правило
Рефлексия
Итог урока.
Рефлексия
- Какую орфограмму повторяли на уроке?
- Закончите предложения:
1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется –
(ударной)
2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется –
(безударной)
3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)
4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело –
А теперь пишите смело.
- Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить
нельзя?
Достаньте из конвертика птичку. На
доске у нас красивое дерево. Вам
нужно оценить свою деятельность
на уроке и разместить птичку на
дереве.
(Учащиеся подходят к
дереву и размещают свою птичку)
-
У меня все получилось (птичку
размещаем в верхней части
дерева).
- Я все понял, но не могу объяснить
( птичку размещаем в средней части
дерева).
- У меня многое не получалось
( птичку размещаем в нижней части
дерева)