Автор: Ермошенкова Маргарита Львовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Можайский техникум"
Населённый пункт: г. Можайск
Наименование материала: статья
Тема: Работа по профессиональной ориентации Можайского техникума с инвалидами и лицами с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Работа по профессиональной ориентации
Можайского техникума с инвалидами и лицами с ОВЗ
Профессиональная
ориентация
–
комплекс
социальных
мер
в
профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости
гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и
возможностей,
а
также
востребованности
профессии
(специальности)
на
рынке труда.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1. профпросвещение;
2. профдиагностику;
3. профконсультацию;
4. профапробацию.
Рассмотрим подробно эти термины с точки зрения образовательного
процесса:
1. профпросвещение – это ознакомление различных групп населения с
современными
видами
производства,
состоянием
рынка
труда,
потребно-
стями в квалифицированных кадрах, возможностями профессионально-ква-
лификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой дея-
тельности.
2. профдиагностика
–
предоставление
рекомендации
человеку
о
возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соот-
ветствующих
его
психологическим,
психофизическим,
физиологическим
особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологиче-
ской и медицинской диагностики.
3. профконсультация – оказание помощи человеку в профессиональном
самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе про-
фессионального пути с учетом его психологических особенностей и возмож-
ностей, а также потребностей общества.
4. профапробация – система мер, способствующих профессиональному
становлению работника, формированию у него соответствующих социальных
и
профессиональных
качеств,
установок
и
потребностей
к
активному
творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Можайский техникум проводит профессиональный отбор поступаю-
щих лиц с инвалидностью и ОВЗ с учетом показателей профессиональной
пригодности, прогнозируемой успешности освоения профессии, специально-
сти.
Для
привлечения
к
обучению
инвалидов
и
лиц
с
ОВЗ
наша
образовательная
организация
взаимодействует
с
центрами
социальной
защиты
населения,
службами
занятости
населения.
Особое
внимание
Можайский
техникум
уделяет
просветительской
работе
с
семьей,
информационной
работе
со
школами
города
и
района,
информационной
работе с потенциальными работодателями. К профориентационной работе с
инвалидами
и
лицами
с
ОВЗ
привлекаются
специалисты:
психологи,
социальные педагоги, тьюторы, специалисты по специальным техническим и
программным
средствам
обучения.
Мероприятия
по
ознакомлению
с
профессией
и
профотбору
проводятся
в
специально
подготовленном
помещении,
индивидуально
с
каждым
абитуриентом,
в
комфортной
обстановке
и
доброжелательной
атмосфере.
Педагогические
работники
должны
быть
ознакомлены
с
психофизическими
о собенностями
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и учитывать их при организации
образовательного процесса, они должны владеть педагогическими техноло-
гиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе.
Инклюзивное образование – обеспечения равного доступа к образова-
нию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей
и
индивидуальных
возможностей.
Правильно
заметил
французский философ Пьер Тейяр да Шарден: «Долг каждого человека –
действовать так, словно его возможности ничем не ограничены».