Автор: Новаковская Альбина Эдуардовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБЮОУ СОШ № 61
Населённый пункт: город Челябинск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Раздел: начальное образование
А. Э. Новаковская
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПО
ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация
Статья
посвящена
опыту
работы
школы
над
проектом
по
экологическому
воспитанию
младших
школьников.
В
статье
рассматриваются
пути
экологического образования учащихся.
Ключевые слова: экология, проект, воспитание.
Актуальность
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а
веление
времени,
продиктованное
самой
жизнью:
для
того
чтобы
сегодня
выжить
и
обеспечить
существование
человека
в
будущем,
нынешнему
поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии
с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое
просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения
становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать
неблагоприятного
влияния
на
экологию,
чтобы
не
делать
экологических
ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный
человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым
экологическим
типом
мышления.
И
в
этом
важная
роль
отводится
общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями
и жизненным опытом, работает на будущее.
Эффект
экологического
воспитания
учащихся
во
многом
определяется
состоянием
их
взаимоотношений
с
окружающей
средой
-
природной
и
социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется
как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время
специально организованной внеурочной деятельности детей.
Цель
–
воспитание
экологической
культуры,
включающей
комплекс
нравственно-этических
норм
и
деятельностных
принципов
поведения
во
взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных
проблем экологии, создание условий для социального становления и развития,
самостоятельного выбора своей мировоззренческой позиции.
Задачи:
- формировать
целостное
представление о природном и социальном
окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека,
- определять ценностные ориентиры
- понимание жизни как высшей ценности;
- признание человека как ценности всего смысла познания.
- познание природы как универсальной ценности,
- принятие ответственности человека за судьбу биосферы, природы, Земли.
- обучать методам познания окружающего мира;
-
развивать
позитивное
отношение
к
окружающей
среде,
вырабатывая
умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали,
активное присваивая нравственные запреты и предписания в отношениях с
природой;
-
обеспечивать
физическое
развитие
учащихся,
мотивируя
у
них
потребность в здоровом образе жизни;
- формировать
ответственность за собственное благополучие -экологию
своего тела, экологическое благополучие окружающей среды;
-реализовать начальный опыт защиты природной среды и своего здорового
образа жизни.
Данная программа предполагает реализацию ключевых компетентностей:
•
компетентность
в
области
общественно-политической
деятельности
(реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина
в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социальной сфере (анализ собственных склонностей и
возможностей, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный
поиск
и
получение
информации
из
различных
источников,
умение
ее
анализировать, критически мыслить и т. д.);
•
компетентность
в
эколого-практической
деятельности
(ориентация
и
практические навыки существования и сосуществования в реальных природных
условиях) и другие.
Экологическое образование, реализуемое через проектную деятельность
учащихся способствует формированию у учащихся первичных навыков участия
в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию
прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическому восприятия
природы. Важное значение имеет практическая направленность деятельности
учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела,
а
также
участие
школьников
в
разработке
и
практическом
воплощении
собственных
экологических
проектов.
Особое
место
занимает
работа
с
родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.
Сроки реализации – 4 года:
Система реализации программы.
Социально-политические
и
экономические
проблемы
современного
общества
привели
школу
к
пересмотру
ряда
педагогических
позиций,
к
переосмыслению
некоторых
сторон
научно-теоретической
и
практической
системы воспитания.
В
соответствии
с
Концепцией
развития
школы
центральное
место
в
программе экологического воспитания школьников МБОУ СОШ № 61 занимает
формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из
ответственного отношения:
– к природе (природоохранное направление) «экология природы»,
– к себе как составной части природы (здоровьесберегающее направление)
«экология здоровья»,
– к окружающему миру, к живым существам (познавательное, эстетически
– нравственное направление) «экология души».
Целевая группа программы: младший школьник (1–4 классы).
Реализация
экологического
образования
и
воспитания
в
нашей
школе
осуществляется педагогами начальной школы.
Создание
единого
образовательно-воспитательного
пространства
способствует
реализации экологического образования и воспитания через
проектную деятельность.
Целостность
системы
обеспечивается
преемственностью
содержания
экологического образования, единством требований и методических подходов,
среди
которых
объяснительно-иллюстративный,
проблемный,
частично-
поисковый, исследовательский методы.
Основное
содержание
экологического
образования
строится
с
учетом
возрастных особенностей учащихся и опирается на принципы: - сотрудничества
(построение
взаимоотношений
участников
процесса
экологического
образования на основе компетентности)
- целостности (сбалансированность процессов формирования умений и
навыков, стратегий взаимодействия с природой)
-
систематичности
и
непрерывности
(непрерывное
экологическое
образование школьников на первой ступени обучения)
У
младших
школьников
необходимо
сформировать
представления
о
красоте
родной
природы,
дать
им
начальные
сведения
об
экологии,
взаимодействии
человека
и
окружающей
среды,
ответственности
каждого
человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование
понятий о своей малой Родине (родной город, улица, школа), семье, а также
обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной
природы.
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения,
беседы,
экскурсии,
встречи
с
людьми
эколого-биологических
профессий,
обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание
сочинений,
викторины,
этические
эмоциональные
беседы
с
опорой
на
художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в
природоохранных мероприятиях.
Основные векторы реализация программы
1. Отражение экологической работы в заседаниях педсовета.
2. Заседания Совета школы по реализации Программы в текущем учебном
году и организации различных мероприятий.
3. Разработка учебных уроков с экологической направленностью.
4. Внедрение системы приемов, методов и мероприятий, направленных на
экологическое
воспитание
учащихся
через
предметные
недели,
месячники,
декады.
5. Закрепление в практике работы классных руководителей мероприятий
по развитию культуры взаимоотношений с окружающей средой.
6. Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных
методических объединений, кружковая работа, организация детских научных
сообществ.
7. Исследовательская и проектная деятельность учащихся, направляемая
педагогами школы.
8. Организация и проведение разнообразных экологических праздников и
мероприятий:
- День птиц
- празднование экологических дат
- экологические игры, КВН, викторины
9. Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных
уровней: муниципальном, региональном, всероссийском.
10. Практическая реализация экологической работы: экологические рейды,
субботники, природоохранные акции.
11. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания.
12. «Экология вокруг нас» - комплекс мероприятий по благоустройству.
13. Организация и проведение на базе школы летнего оздоровительного
лагеря.
14. Привлечение дошкольного образования к экологизации школьников.
15.
Освещение
на
сайте
школы
и
блогах
учителей
результативности
экологической работы.
Планируемый результат реализации программы – свободная творческая
личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания
-
к
нашему
общему
дому,
обладающая
знаниями
экологических
законов
и
экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы
природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность,
противодействующая
нарушителям
связей
в
биосфере
-
социально
ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства
духовно
–
нравственного
развития
и
воспитания
школьников,
т.
е.
уклада
школьной
жизни,
определяющего
урочную,
внеурочную
и
внешкольную
деятельность
обучающихся.
Эти
идеи
отражены
в
Концепции
духовно
–
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
начальным
образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить
не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему
должны
привить
две
группы
новых
умений.
Речь
идет,
во-первых,
об
универсальных
учебных
действиях,
составляющих
основу
умения
учиться:
навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации.
Во-вторых,
речь
идет
о
формировании
у
детей
мотивации
к
обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Мы,
как
учителя
начальных
классов,
заинтересовались
проектной
деятельностью как средством экологического воспитания и выбрали данную
технологию,
поскольку
она
представляет
собой
соединение
практической
деятельности младших школьников с усвоением ими необходимых научных
знаний в доступной форме.
Экологические проекты - это увлекательная игра для детей в «учёных»,
«исследователей»,
«защитников
природы».
Они
способствуют
активному
вовлечению учащихся и педагогов в процесс экологического просвещения и
стимулируют
комплексный
подход
в
решении
экологических
задач.
Исследовательское
поведение
–
один
из
важнейших
источников
получения
ребёнком
представлений
о
мире.
Исследовать,
открыть,
изучить
–
значит
сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно
научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание
найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться
ставить
эксперименты,
обсуждать
результаты,
прислушиваться
к
чужому
мнению.
В
качестве
примера
использования
проектирования
в
экологическом
воспитании младших школьников предлагаем проект «Покормите птиц зимой»,
разработанный и проведенный нами и учащимися 2 и 4 классов в нашей школе.
Работая над данным проектом, дети учились формулировать и записывать свои
мысли, подкрепляя их иллюстративными материалами, наблюдениями, работой
с научно-популярной литературой, атласом-определителем, поиском нужного
материала в интернете, тесным сотрудничеством с родителями. Эта работа
обогатила
интеллект
учащихся
и
способствовала
в
полной
мере
их
экологическому
воспитанию.
Целью
данного
проекта
является
расширение
представлений детей о зимующих птицах края, их образе жизни, о связи с
окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитание эмоционально-
положительного отношения к птицам, желание помочь им.
Началом
проекта
стало
письмо
из
рекламно-информационного
отдела
зоопарка,
где
было
предложено
стать
участником
международной
акции
«Покормите
птиц».
Для
этого
нужно
направить
свои
индивидуальные
или
коллективные отчёты о работе птичьей столовой. Возникает проблема, как
помочь
птицам,
как
их
правильно
кормить,
как
сделать
кормушки.
Недостаточно знаний о зимующих птицах нашего края.
Мы предлагаем детям принять участие в проекте «Покормите птиц зимой».
Выясняем,
что
такое
проект.
Что
значит
проектировать?
Обсуждаем
план
работы. И всё это начинаем уже в первом классе.
Второй этап – это практическая работа учащихся.
1. Наблюдение. Какие птицы зимуют в нашем городе. Изучение образа
жизни и поведения птиц зимой.
2.
На
втором
этапе
собирали
информационный
материал
про
наших
зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, галку, синицу, снегиря, свиристеля.
Про каждую птицу мы постарались узнать как можно больше.
Собрали картинки и фотографии с изображением зимующих у нас птиц.
Нашли описание внешнего вида, условий обитания, размножения этих птиц.
Прочитали
специальную
литературу
о
птицах.
Оформили
выставку
«Зимующие птицы города». Работа с энциклопедиями, справочным материалом,
атласом – определителем, работа в Интернете.
3. Экскурсия в библиотеку. Поиск ответов на вопросы: «Почему зимой о
птицах надо заботиться?», «Какие бывают кормушки?». Библиотекарь Елена
Владимировна подготовила выставку книг о птицах. Дети сами искали в книгах
интересные факты о жизни разных птиц. В справочной литературе нашли
несколько советов при изготовлении кормушки.
На четвёртом этапе работы мы делали кормушки для птиц. Некоторые
ребята сделали кормушки сами из пластиковых бутылок, коробок сока из-под
сока,
молока.
Помощь
в
изготовлении
столовых
для
птиц
оказали
папы
и
дедушки,
поэтому
многие
кормушки
были
выполнены
из
деревянных
материалов. В классах был объявлен конкурс на лучшую кормушку. Дипломом
за 1 место в конкурсе «Кормушка для птиц» в каждом классе был награждён
один ученик, все остальные ребята получили сертификаты.
Открытие птичьей столовой на территории начальной школы. Заготовка
различного корма. Птичьи столовые готовы, надо заготовить корм птицам.
Но
прежде,
чем
принести
корм
для
птиц,
мы
прочитали
рассказ
Н.
Сладкова «Жалобы на сугробе». Корм для птиц ребята приносили из дома. Это
были хлебные крошки, крошки сухариков и печенья, крошки вафель, сесена
подсолнечника. Все кусочки пшеничного хлеба мы мелко крошили и хорошо
просушивали, т. к. на морозе влага превращается в лёд, а для птиц это плохо.
Нельзя кормить птиц и ржаными крошками, у них тогда болят животы. Крошки
хлеба очень хорошо клюют воробьи.
Многие птицы любят семена подсолнуха. На наших кормушках их быстро
съедали снегири и особенно синички. Но для синиц мы подбирали мелкие
семена подсолнуха, а все крупные семена раздавливали в ступке. Кормили мы
птиц и пшеницей. Но пшеницу они клевали только тогда, когда в кормушке
ничего другого не оставалось.
Кроме семян для синиц на тонкие веточки мы развешивали несолёное сало.
Корм мы старались насыпать в кормушки в одно и то же время после уроков.
Также в классах был проведён необычный классный час по изготовлению
птичьей столовой из тубы от туалетной бумаги. Дети намазывали её мёдом, а
затем приклеивали к ней семена подсолнечника, пшено и так далее. Затем
продевали в отверстие шпагат и вот такое красивое лакомство развешивали на
ветках деревьев у школы.
5. Наблюдение за птицами, посещающими кормушки. Ведение дневника
наблюдений, зарисовки, фотосъемки.
6. Конкурс сочинений про кормушки, о птицах.
Третий этап – заключительный.
1. Праздник «День птиц» с участием всех учеников начальной школы. Дети
разгадывали загадки о птицах, читали стихи, играли “Распредели птиц на
перелетных и зимующих, приготовили ребята сценку: " Воробей и Синица".
Проведена
викторина
“Что
ты
знаешь
о
зимующих
птицах?”.
Победитель
отмечен грамотой. В завершении праздника всем ребятам раздали памятку «Как
помочь зимующим птицам».
2. Приняли участие в экологической акции «Покорми птиц зимой» (Отчет)
3. Результаты работы (наблюдения, зарисовки, фото) отправили в рекламно
-
информационный
отдел
зоопарка
для
участия
в
международной
акции
«Покормите птиц» до 31 марта 2017 г.
4. Подведение итогов проекта (прошло в апреле) - награждение активных
учащихся.
На лето дети получили задание высушить семена дыни и арбуза, которыми
также мы будем подкармливать птиц следующей зимой.
Мы считаем, что цель проекта достигнута. Проведение данной работы
воспитывает
у
детей
чувство
ответственности
за
судьбу
птиц,
вызывает
желание заботиться о них, делать для них кормушки. Повышает мотивацию
учащихся
в
получении
дополнительных
знаний,
освоение
практических
навыков.
Учит
работать
в
сотрудничестве
с
взрослыми.
Расширяет
представления учащихся о птицах; умение оценить их значимость в природе и
жизни человека.
Также в нашей школе мы реализуем проект «Посади дерево». Учащиеся
посадили маленькие отростки дубков, ухаживали за ними. Впереди высадка.
Таким
образом,
проектная
деятельность
способствует
формированию
ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в
окружающий мир.
Использованная литература.
1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и
интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО,
2004.
2.
Господникова
М.
К.
«Проектная
деятельность
в
начальной
школе».
«Учитель», Волгоград, 2011
3.
Шумакова
Н.
Б.
Развитие
исследовательских
умений
младших
школьников.- М.: Просвещение, 2011