Автор: Выграненко Вера Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Октябрьский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Прокопьевский муниципальный район, п. Октябрьский
Наименование материала: Конспект НОД по ФЭМП
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дошкольное образование
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей разновозрастной группе
«Путешествие в Космос»
Интеграция
с
областями:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое
развитие».
Цели:
систематизировать
и
закрепить
математические
представления
детей подготовительной группы;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под
руководством
воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля.
Задачи НОД:
Воспитательные:
воспитывать
личностные
качества
у
каждого
р е бе н ка :
любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и
умениям, самостоятельность.
Развивающие:
развивать
психологические
процессы:
слуховое
и
зрительное
внимание, логическое мышление, воображение, сообразительность;
развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в
коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Образовательные:
развивать представления о порядковом счете;
закрепить знания о последовательности частей суток, дней недели,
времен года, месяцев;
продолжать
учить
составлять
простые
арифметические
задачи,
Повторить структуру задачи;
закреплять знания о геометрических фигурах;
закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на
листе бумаги;
тренировать умение считать в пределах 10 в обратном порядке;
расширение представлений детей о космосе.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (НА КОВРЕ).
Воспитатель: Ребята подскажите мне, какой праздник наша страна от-
мечает 12 апреля (ответы детей)?
Воспитатель: День Космонавтики. 56 лет назад 12 апреля Российский
космонавт совершил первый в мире космический полет.
Воспитатель: А вы знаете, кто стал первым космонавтом? (Ответы
детей).
Воспитатель: Многие мечтают о полете в космос, ведь там так много
еще неразведанных тайн.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Ребята, а хотите мы сегодня с вами станем космонавтами, как Юрий Га-
гарин и совершим полет в космос к дальним планетам?
Воспитатель: Мы должны определить, сколько космонавтов полетит в
космос. Что для этого нужно сделать? (пересчитаться).
Объяснить, что стоя толпой пересчитаться нельзя, нужно как-то
встать. Дети сами решают, как встать.
Дети встают и по очереди называет свой порядковый номер.
Воспитатель: И сколько же всего у нас космонавтов?
Воспитатель: Ребята быть космонавтом – это очень почётно, а ещё это
очень трудно. Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт
(ответы детей)?
Воспитатель: Ребята вы правильно сказали: космонавт должен много
знать и уметь, чтобы управлять современными ракетами и космическими ко-
раблями. Я предлагаю вам пройти школу юных космонавтов, где вас ждут ин-
тересные и увлекательные задания. Вы согласны?
Воспитатель: Первое задание. Я сейчас с Вами поиграю, а заодно и
проверю, на сколько вы внимательные. Вставайте полукругом. Я буду бросать
каждому из вас мяч, а вы слушайте внимательно и попробуйте ответить бы-
стро на мой вопрос. Хорошо.
1)
Какое сейчас время года?
2)
Сколько всего времен года?
3)
Какой сейчас месяц?
4)
Сколько месяцев в году?
5)
Какой сегодня день недели?
6)
Какой сегодня день недели по счету?
7)
Сколько дней в недели?
8)
Сейчас день или вечер?
9)
Какие части суток ты знаешь?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ЗА СТОЛОМ)
Воспитатель: Для выполнения следующего задания я предлагаю вам
пройти в тренировочный класс.
Решение арифметических задач
Воспитатель: Сегодня мы будем решать арифметические задачи. Вспо-
мните, из каких частей состоит задача.
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Какие арифметические действия вы знаете?
Дети: Сложение, вычитание.
Воспитатель: На каждом столе лежат наборы карточек с цифрами. Я
буду вам читать задачу, а вы мне должны показать карточку с правильным от-
ветом.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с решением за-
дач! Наводим порядок на своих рабочих местах. Приступаем к выполнению
следующего задания. Ребята, вы знаете, что для управления космической ра-
кетой нужен специальный пульт управления. У нас такого пульта нет, но мы
можем сделать его.
У каждого на столе лежат лист бумаги и геометрические фигуры. Лист
– это будет наш пульт, на пульте у нас будет расположено 10 кнопок, которые
мы сделаем из геометрических фигур. Положите лист перед собой, а я буду
читать вам инструкцию по изготовлению пульта:
в правом верхнем углу расположите желтый овал;
в правом нижнем углу – чёрный овал, а над ним – зеленый квад-
рат;
в левом нижнем углу – синий треугольник;
в левом верхнем углу – зеленый круг, а под ним красный прямо-
угольник;
внизу листа, посередине – желтый треугольник;
вверху листа, посередине – синий квадрат;
в центре листа – красный круг.
Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?
Дети: Получилось девять кнопок.
Воспитатель: А у нас должно быть десять, что нам нужно сделать?
Дети: нужно добавить еще одну кнопку.
Воспитатель: синий овал расположите слева от красного круга.
Воспитатель: Молодцы, вам под силу даже сложные задания. Посмот-
рим, как вы справитесь со следующим.
Ждет нас быстрая ракета,
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Воспитатель: У каждой ракеты должен быть маршрут, чтобы не зате-
ряться в космических далях. Сегодня мы будем учиться прокладывать косми-
ческие маршруты.
Воспитатель: Возьмите листы в клетку и карандаши. Найдите точку
начала работы. Сейчас я буду называть направление движения и количество
клеток, обозначающих длину линии. Если вы правильно выполните задание,
то попадете на нужную планету.
Маршрут № 1 (красная планета)
Из точки начала работы вверх проведите линию в 1 клетку, поверните
направо и проведите линию в 4 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведи-
те вправо линию в 3 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку, проведите вправо
линию в 4 клетки, поднимитесь вверх на 3 клетки, проведите линию вправо в
3 клетки. Первый маршрут проложен. Куда привел вас маршрут?
Маршрут № 2 (голубая планета)
Из точки начала работы проведите вправо линию в 3 клетки, опусти-
тесь вниз на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, поднимитесь вверх
на 1 клетку, проведите вправо линию в 4 клетки, опуститесь вниз на 1 клетку,
проведите вправо линию в 3 клетки. Второй маршрут проложен. Куда привел
вас маршрут?
Воспитатель: Вы справились с очень сложным заданием. Теперь я уве-
ренна, что вы не затеряетесь в космосе среди звезд и планет, а точно выберете
нужный маршрут. Чтобы быть космонавтом нужно быть не только умным и
внимательным, а ещё и сильным. А чтобы быть сильным, что нужно делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю всем перед стартом сделать зарядку.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Мы отправимся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
Туловище вперёд наклонили.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Воспитатель: Молодцы. Ребята вот мы и пришли на космодром, а вы
знаете, что такое космодром (ответы детей)?
Я вас поздравляю, вы со всеми заданиями справились, школу юных
космонавтов прошли. Для полёта в космос готовы. Но для полета в космос,
что нам нужно? Ответы детей (ракета).
Воспитатель: А где нам взять ракету? Ответы детей (подвести детей
к тому, что ракету можно построить из мягких модулей).
Во время строительства ракеты, уточнять модули какой формы, цве-
ты мы используем.
Включаем презентацию.
1. Космонавты, я прошу вас занять свои места (дети по желанию мо-
гут принести стулья, или сесть на модули). Ракета к запуску готова. Начина-
ется предстартовый отсчёт: нам нужно посчитать в обратном порядке от 10
до 0.
Дети считают в обратном порядке.
Пуск. И наша ракета полета в космос.
2. В каком направлении летит ракета? Ответы детей. Ребята мы в не-
весомости. Давайте посмотрим в иллюминатор, что вы видите (звезды)? Ка-
кие они? Мы можем их сосчитать?
3. Посмотрите,
мимо
что-то
пролетает (ответы
детей).
В
каком
направлении она летит? Какой у неё хвост?
4. А наша ракета движется дальше. Посмотрите на схему, куда должна
полететь наша ракета?
5. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся?
Ответы детей. Мы можем высадиться на эту планету? Почему?
6. А наша ракета движется дальше. Куда нужно лететь нашей ракете?
7. Мы снова приближаемся к планете. Кто узнал эту планету? Ответы
детей.
8. Внимание! Внимание! Мы подлетаем к красной планете нашей сол-
нечной системы – Марс. Ребята, вы слышите музыку? Послушайте внима-
тельно, что вы представляете? А что вам хочется сделать под эту музыку?
Мне кажется, эта музыка доносится с планеты Марс. Космонавты я предла-
гаю совершить вам высадку на планету. Но сначала нам нужно надеть вооб-
ражаемый скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать.
9. Сейчас мы выходим в открытый космос.
И мы попадаем
в невесо-
мость. (Дети под космическую музыку изображают движения в невесомо-
сти).
10.
Ой, ребята! Нас встречают марсиане. Сколько их вышло нас встре-
чать? А кого больше нас с вами или марсиан, а на сколько нас больше? Да-
вайте им помашем.
11.
Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в ракету. Космонавты
займите свои места. Пристегнитесь, наша ракета возвращается на землю.
12.
Посмотрите на схему, куда должна полететь наша ракета?
13.
Ребята, посмотрите в иллюминаторы, к какой планете мы прибли-
жаемся?
14.
Ракета качнется – раз!
Ракета качнется – два!
Ракета качнется – три!
Вот и Земля – посмотри!
Вот мы и дома.
Воспитатель:
Ребята, где мы сегодня побывали?
Вам понравилось путешествие в космос?
Что было самым трудным, а что было самым лёгким?
Что бы вам хотелось повторить?
Чему бы вам ещё хотелось научиться?
Мы с вами сегодня побывали в космосе, узнали много интересного,
справились со сложными заданиями. И на память о нашем путешествии вы
все получаете значок Космонавта. Молодцы!
Ребята если вам понравилось наше путешествие, и вы справились со
всеми заданиями, приклейте (прикрепите) значки на одежду с правой сторо-
ны, а если вы считаете, что с чем-то не справились или вам наше путеше-
ствие не понравилось – то тогда с левой стороны.
Не забудьте рассказать о путешествии, ребятам из группы.