Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: город Исилькуль
Наименование материала: статья
Тема: "Пластилинография, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Пластилинография, как средство развития художественно - творческих
способностей у детей дошкольного возраста.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта
является создание благоприятных условий для развития творческих
способностей и потенциала каждого ребёнка. Что же понимается под
творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы
над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С
философской точки зрения творческие способности включают в себя
способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще
не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые
проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на
окружающую действительность.
Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность
в настоящее время, ведь творчество- это работа, исходящая от сердца. В прямом
смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого
материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка.
Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия
пластилинографией. Развитие творческих способностей детей средствами
нетрадиционной техники пластилинографии я осуществляю через
кружковую деятельность.
Цель моей работы - развитие творческих способностей каждого ребенка
посредством пластилинографии.
Что же такое пластилинография? Пластилинография – это нетрадиционная
техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании
лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной
поверхности.
При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость,
пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла,
непрочность, способность сохранения придаваемой формы,
водонепроницаемость.
Но также при работе с ним нужно помнить:
1. Следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный
картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов
придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.
2. Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения
характерных особенностей декоративного предмета.
3. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её
выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и
разминок
4. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая
салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после
выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки
водой с мылом.
Важное значение играет цвет пластилина, как средство выразительности. Дети
учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка,
осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания
и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие,
образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к
художественно-творческой деятельности.
Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:
• возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать
себя свободными, возможность удивляться, радоваться;
• возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным
материалом: пластилином;
• развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.
На занятиях кружка по пластилинографии осваиваем различные приёмы,
такие как: сплющивание, налепливание, прижимание, придавливание,
примазывание и др. Все эти приёмы отрабатываем в игровых ситуациях.
Для воплощения творческих замыслов детей мы в своей работе также
используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от
конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.
Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая
мелкая моторика пальцев затрудняет процесс лепки определенных форм
предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения
познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут
передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому детям необходимо
дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами,
подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться
пластилином и стеком.
Обучение пластилинографии осуществляю в порядке повышения уровня
сложности: начиная с простых картинок и постепенно перехожу к созданию
более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством
взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и
фантазии.
Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно-
ориентированный подход к каждому ребенку. Стараюсь не навязывать
ребенку свою помощь, а дать ему возможность рисовать пластилином так,
как ему нравится. Иначе у ребёнка появляется робость и неуверенность в
своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка,
дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум
удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог
будущего успеха.
Важно подкреплять уверенность ребёнка в собственных силах и поощрять даже
за небольшие успехи в освоении новой техники.
При организации работы по формированию творческих способностей важно
уделять внимание социально- эмоциональному развитию, стимулировать
проявление детьми самостоятельности и творчества.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного
творчества является выставка детского рисунка. Выставка - очень важный
момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок
лучше видит свою работу и лучше понимает другие.
Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции,
вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают
детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и
творчество.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос
интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более
интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и
почувствовали себя маленькими творцами.