Напоминание

"Пластилинография, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста"


Автор: Краснолобова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 7"
Населённый пункт: город Исилькуль
Наименование материала: статья
Тема: "Пластилинография, как средство развития художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пластилинография, как средство развития художественно - творческих

способностей у детей дошкольного возраста.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта

является создание благоприятных условий для развития творческих

способностей и потенциала каждого ребёнка. Что же понимается под

творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как

способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы

над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С

философской точки зрения творческие способности включают в себя

способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще

не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые

проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на

окружающую действительность.

Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность

в настоящее время, ведь творчество- это работа, исходящая от сердца. В прямом

смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого

материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка.

Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих

способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия

пластилинографией. Развитие творческих способностей детей средствами

нетрадиционной техники пластилинографии я осуществляю через

кружковую деятельность.

Цель моей работы - развитие творческих способностей каждого ребенка

посредством пластилинографии.

Что же такое пластилинография? Пластилинография – это нетрадиционная

техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании

лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной

поверхности.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость,

пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла,

непрочность, способность сохранения придаваемой формы,

водонепроницаемость.

Но также при работе с ним нужно помнить:

1. Следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный

картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов

придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.

2. Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения

характерных особенностей декоративного предмета.

3. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её

выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и

разминок

4. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая

салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после

выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки

водой с мылом.

Важное значение играет цвет пластилина, как средство выразительности. Дети

учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка,

осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания

и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие,

образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к

художественно-творческой деятельности.

Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:

• возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать

себя свободными, возможность удивляться, радоваться;

• возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным

материалом: пластилином;

• развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

На занятиях кружка по пластилинографии осваиваем различные приёмы,

такие как: сплющивание, налепливание, прижимание, придавливание,

примазывание и др. Все эти приёмы отрабатываем в игровых ситуациях.

Для воплощения творческих замыслов детей мы в своей работе также

используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от

конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.

Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая

мелкая моторика пальцев затрудняет процесс лепки определенных форм

предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения

познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут

передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому детям необходимо

дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами,

подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться

пластилином и стеком.

Обучение пластилинографии осуществляю в порядке повышения уровня

сложности: начиная с простых картинок и постепенно перехожу к созданию

более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством

взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и

фантазии.

Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно-

ориентированный подход к каждому ребенку. Стараюсь не навязывать

ребенку свою помощь, а дать ему возможность рисовать пластилином так,

как ему нравится. Иначе у ребёнка появляется робость и неуверенность в

своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка,

дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум

удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог

будущего успеха.

Важно подкреплять уверенность ребёнка в собственных силах и поощрять даже

за небольшие успехи в освоении новой техники.

При организации работы по формированию творческих способностей важно

уделять внимание социально- эмоциональному развитию, стимулировать

проявление детьми самостоятельности и творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного

творчества является выставка детского рисунка. Выставка - очень важный

момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок

лучше видит свою работу и лучше понимает другие.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции,

вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают

детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и

творчество.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос

интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более

интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и

почувствовали себя маленькими творцами.



В раздел образования