Автор: Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Раздел: среднее образование
«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе
в рамках введения ФГОС».
Программы
обучения
действующей
сегодня
системы
российского
образования
охватывают
практически
все
сферы
жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников
к
взрослой
жизни.
Исключением
до
недавнего
времени
являлась
только
практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то
есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит
в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен
– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых
детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как
можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и
афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В
условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить
детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся
экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной
деятельности, но и в рамках семьи.
Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых
решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего
возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,
ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить
важные финансовые цели.
В
процессе
внедрения уроков
финансовой
грамотности в
школах
в
первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:
- предоставление необходимой информации — разработка учебников с
учетом возрастных категорий учеников.
-подготовка
преподавательского
состава
для
обучения
новой
дисциплине.
На
сегодняшний
день
уже
успешно
решена
проблема
подготовки
качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые
разные
специалисты:
банковские
работники,
преподаватели,
финансисты,
сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования
и другие.
Учителям
пришлось
пройти
обучение
на
спецкурсах,
где
они
познакомились с основами финансово-экономических отношений.
Школьный
курс
финансовой
грамотности охватывает
следующие
понятия и темы:
составление и расчет семейного бюджета;
денежные операции в банках и других структурах;
сделки, связанные с риском;
денежные вознаграждения;
наличие ответственных органов за финансовые услуги;
личные сбережения — излишество или прок;
тонкости кредитов и депозитов;
права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
управление денежными потоками;
агрессивная политика банков;
активы и пассивы (доходы и расходы);
страхование и пенсионные выплаты;
наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Реализация курса возможна в различных сферах образования:
- проектная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- интеграция в урочную деятельность;
- внеклассная работа;
- социальное партнерство.
Главные аспекты при реализации курса.
1. Метапредметность.
Важно
не
путать
метапредметность
с
межпредметностью,
хотя
во
многих
случаях
они
выступают
сообща.
Приставка
«мета»
означает
«за»,
«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение
знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным
областям деятельности человека.
Курс
на
формирование
финансовой
грамотности
у
школьников
—
пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.
Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в
частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и
базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.
Практически
любой
предмет
в
школе
может
использовать
элементы
финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины
цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать
финансовые
проблемы.
На
уроках
литературы
происходит
обсуждение
ситуаций,
связанных
с
прочтением
произведений,
в
которых
упоминаются
различные
социальные
и
финансовые
ситуации,
учащимися
высказывается
собственная
точка
зрения
и
формируется
устойчивое
понимание
выбора
правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,
географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы
финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.
2. Учебные пособия — это не догма, а руководство к действию.
Программа
курса
Финансовой
грамотности
должна
быть
составлена
таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.
Надо понимать, что
учитель не ставит цель вырастить из ученика
банковского
работника
или
инвестиционного
аналитика.
В
нашем
случае
финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области
финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных
финансов,
которые
позволяют
человеку
правильно
подбирать
необходимый
финансовый
продукт
или
услугу,
трезво
оценивать,
брать
на
себя
риски,
которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать
сбережения
и
определять
сомнительные
(мошеннические)
схемы
вложения
денег.
3. Основной вид деятельности — игры и кейсы.
Игра является одной из форм активного обучения.
Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу
естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и
повышается
интерес
к
учебному
процессу.
Именно
игра
позволяет
найти
спрятанные
возможности,
которые
непременно
приводят
школьника
к
успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые
навыки
и
умения.
В
игре
как
в
особом
виде
общественной
практики
воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики
изучают
работу
аукционов,
бирж,
выпускают
свои
карты,
составляют
семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают
взрослые
в
повседневной
жизни,
и
им
очень
легко
удается
соотносить
происходящее
в
игре
с
реальностью.
Это
тренирует
навыки
обращения
с
деньгами и воспитывает финансовую ответственность.
Метод
кейсов
(англ.
Case
method,
кейс-метод,
метод
конкретных
ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая
описание
реальных
экономических,
социальных
и
бизнес-ситуаций.
Обучающиеся
должны
исследовать
ситуацию,
разобраться
в
сути
проблем,
предложить
возможные
решения
и
выбрать
лучшее
из
них.
Кейсы
основываются
на
реальном
фактическом
материале
или
же
приближены
к
реальной ситуации.
4. Финансовая грамотность — элемент социализации.
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -
это
не
только
академические
знания.
Финансовая
культура
в
современном
развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым
элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность
позволит
человеку
не
зависеть
от
обстоятельств,
от
воли
других
людей,
системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые
будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для
дальнейшего развития общества».
Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача — научить
школьников пользоваться этим инструментом.
5. Деятельность учащихся на занятии.
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —
и
я
пойму.
Основная
особенность
деятельностного
метода
заключается
в
деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет
эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных
алгоритмов
действия.
Таким
образом
полученные
знания
приобретают
личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по
сути.
Безусловно,
при
реализации
курса
«Финансовая
грамотность»
не
обойтись
без
помощников.
Существует
много
сайтов,
которые
содержат
методические
разработки
и
рекомендации
по
обучению
школьников
финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.
Финансовая грамотность в школе
Ваши финансы
Сайт «Экономика для школьника»
Портал Хочу. Могу. Знаю
Дети
–
наше
будущее,
и
мы
должны
дать
им
основы
финансовой
грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для
кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.
Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и
успеху!
И как сказал Роберт Кийосаки:
"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,
попробуйте узнать, сколько стоит невежество".