Напоминание

"Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".


Автор: Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность: учитель музыки и экономики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Раздел: среднее образование





Назад




«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

в рамках введения ФГОС».

Программы

обучения

действующей

сегодня

системы

российского

образования

охватывают

практически

все

сферы

жизнедеятельности

современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

к

взрослой

жизни.

Исключением

до

недавнего

времени

являлась

только

практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

важные финансовые цели.

В

процессе

внедрения уроков

финансовой

грамотности в

школах

в

первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

- предоставление необходимой информации — разработка учебников с

учетом возрастных категорий учеников.

-подготовка

преподавательского

состава

для

обучения

новой

дисциплине.

На

сегодняшний

день

уже

успешно

решена

проблема

подготовки

качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

разные

специалисты:

банковские

работники,

преподаватели,

финансисты,

сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

и другие.

Учителям

пришлось

пройти

обучение

на

спецкурсах,

где

они

познакомились с основами финансово-экономических отношений.

Школьный

курс

финансовой

грамотности охватывает

следующие

понятия и темы:

составление и расчет семейного бюджета;

денежные операции в банках и других структурах;

сделки, связанные с риском;

денежные вознаграждения;

наличие ответственных органов за финансовые услуги;

личные сбережения — излишество или прок;

тонкости кредитов и депозитов;

права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

управление денежными потоками;

агрессивная политика банков;

активы и пассивы (доходы и расходы);

страхование и пенсионные выплаты;

наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Реализация курса возможна в различных сферах образования:

- проектная деятельность;

- внеурочная деятельность;

- интеграция в урочную деятельность;

- внеклассная работа;

- социальное партнерство.

Главные аспекты при реализации курса.

1. Метапредметность.

Важно

не

путать

метапредметность

с

межпредметностью,

хотя

во

многих

случаях

они

выступают

сообща.

Приставка

«мета»

означает

«за»,

«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

областям деятельности человека.

Курс

на

формирование

финансовой

грамотности

у

школьников

пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

Практически

любой

предмет

в

школе

может

использовать

элементы

финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

финансовые

проблемы.

На

уроках

литературы

происходит

обсуждение

ситуаций,

связанных

с

прочтением

произведений,

в

которых

упоминаются

различные

социальные

и

финансовые

ситуации,

учащимися

высказывается

собственная

точка

зрения

и

формируется

устойчивое

понимание

выбора

правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

2. Учебные пособия — это не догма, а руководство к действию.

Программа

курса

Финансовой

грамотности

должна

быть

составлена

таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

Надо понимать, что

учитель не ставит цель вырастить из ученика

банковского

работника

или

инвестиционного

аналитика.

В

нашем

случае

финансовая грамотность — это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

финансов,

которые

позволяют

человеку

правильно

подбирать

необходимый

финансовый

продукт

или

услугу,

трезво

оценивать,

брать

на

себя

риски,

которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

сбережения

и

определять

сомнительные

(мошеннические)

схемы

вложения

денег.

3. Основной вид деятельности — игры и кейсы.

Игра является одной из форм активного обучения.

Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

повышается

интерес

к

учебному

процессу.

Именно

игра

позволяет

найти

спрятанные

возможности,

которые

непременно

приводят

школьника

к

успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

навыки

и

умения.

В

игре

как

в

особом

виде

общественной

практики

воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

изучают

работу

аукционов,

бирж,

выпускают

свои

карты,

составляют

семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

взрослые

в

повседневной

жизни,

и

им

очень

легко

удается

соотносить

происходящее

в

игре

с

реальностью.

Это

тренирует

навыки

обращения

с

деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

Метод

кейсов

(англ.

Case

method,

кейс-метод,

метод

конкретных

ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая

описание

реальных

экономических,

социальных

и

бизнес-ситуаций.

Обучающиеся

должны

исследовать

ситуацию,

разобраться

в

сути

проблем,

предложить

возможные

решения

и

выбрать

лучшее

из

них.

Кейсы

основываются

на

реальном

фактическом

материале

или

же

приближены

к

реальной ситуации.

4. Финансовая грамотность — элемент социализации.

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

это

не

только

академические

знания.

Финансовая

культура

в

современном

развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

позволит

человеку

не

зависеть

от

обстоятельств,

от

воли

других

людей,

системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

дальнейшего развития общества».

Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача — научить

школьников пользоваться этим инструментом.

5. Деятельность учащихся на занятии.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —

и

я

пойму.

Основная

особенность

деятельностного

метода

заключается

в

деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

алгоритмов

действия.

Таким

образом

полученные

знания

приобретают

личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

сути.

Безусловно,

при

реализации

курса

«Финансовая

грамотность»

не

обойтись

без

помощников.

Существует

много

сайтов,

которые

содержат

методические

разработки

и

рекомендации

по

обучению

школьников

финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

Финансовая грамотность в школе

Ваши финансы

Сайт «Экономика для школьника»

Портал Хочу. Могу. Знаю

Дети

наше

будущее,

и

мы

должны

дать

им

основы

финансовой

грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

Ведь правильное распоряжение финансами — верный ключ к богатству и

успеху!

И как сказал Роберт Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".



В раздел образования