Автор: Сопко Любовь Андреевна
Должность: педагог компьютерной графики и дизайна
Учебное заведение: МАУ ДО ДТДМ
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование единого образовательного пространства на основе синтеза компьютерной графики и изобразительного искусства"
Раздел: дополнительное образование
Формирование единого образовательного пространства
на основе синтеза компьютерной графики и изобразительного искусства
Статья педагога высшей категории
компьютерной графики и дизайна Сопко Л.А.,
МАУ ДО «ДТДМ», г. Магнитогорск.
Сегодня
информационные
компьютерные
технологии
можно
считать
тем
способом
передачи
знаний,
который
соответствует
качественно
новому
содержанию обучения, развития и воспитания ребенка. Этот способ вызывает у
детей
большой
интерес,
значительно
повышает
мотивацию
к
обучению
и
его
эффективность,
всесторонне
развивает
ребенка.
Информатизация
образования
должна
основываться
на
комплексной,
системной
технологии
программно-
технических
и
учебно-методических
систем,
обеспечивающих
непрерывное
компьютерное образование, формирование информационной культуры. Изучение
графических редакторов становится обязательной компонентой общего среднего и
дополнительного образования.
Благодаря
компьютерной
технике
расширяются
возможности
для
изобразительного
творчества.
Компьютер
для
художника
–
это
новое
расширяющееся пространство, где нет ограничений ни в использовании цвета, ни в
применении сложных реализуемых эффектов.
Компьютерная
графика
и
дизайн
-
новый,
необычайно
интересный
и
перспективный предмет, где компьютер выступает как инструмент художника -
такой
же,
как
карандаш,
перо
или
кисть,
но
обладающий
специфическими
возможностями. Вместе с тем, обучение рисованию и разработка дизайн-проектов,
несмотря
на
кажущуюся
простоту,
должны
базироваться
на
законах
изобразительного искусства и представлять собой интегрированные занятия по
данным направлениям. Обучение в данном случае должно быть направлено не
только на изучение и формирование визуально-графических, художественных и
пространственно-пластических
средств
дизайнерского
проектирования,
но
и
включать изучение средств художественной выразительности рисунка, живописи,
композиции, графики, декоративно-прикладного искусства.
В ходе обучения детей в средней школе учащиеся на уроках изобразительного
искусства получают определённые знания и навыки рисования, расширяют свои
представления о композиции. Известно, однако, что интерес к рисованию у детей
в подростковом возрасте постепенно снижается. Причиной этого, в частности,
является
неудовлетворенность
от
результата
своей
изобразительной
деятельностью.
Напротив,
компьютерное
рисование,
обладающее
огромным
потенциалом возможностей для творчества, помогает им поверить в собственные
силы и способности, вернуть уверенность в себе, потому что, рисуя в графических
редакторах, у них всё может получиться, как по волшебству.
С учётом выше сказанного были разработаны программы «Photoshop с нуля»,
и
«Основы Adobe Illustrator». Они направлены на обеспечение подрастающего
поколения новым качеством образования, на создание единого образовательного
пространства,
опирающегося
на
интеграцию
базовых
школьных
знаний
по
предмету
«Информатика»,
«Изобразительное
искусство»
и
дополнительного
расширенного
образования
в
области
медиа
программ,
необходимого
для
полноценного личностного развития ребенка и создания основы для их успешной
адаптации в обществе и профессиональной ориентации.
Суть
программ
заключается
в
том,
что
они
представляет
собой
синтез
изучения
двух
видов
искусств:
традиционного
изобразительного
искусства
и
компьютерного
дизайна
и
включают
интегрированные
занятия
по
данным
направлениям.
Программы предусматривают изучение основ изобразительной грамотности,
средств
художественной
выразительности
в
изобразительном
искусстве,
и
практическое
применение
полученных
знаний
в
цифровой
среде
графических
редакторов: Adobe
Photoshop
и
Adobe
Illustrator.
Программы
направлены
на
развитие творческих способностей детей с учётом их индивидуальности.
Обучение по данным программам знакомит ребят с различными способами
преобразования изображений и приобщает к искусству, развивает воображение и
фантазию,
художественный
вкус.
Перед
учениками
открываются
огромные
возможности
творческого
самовыражения
и
эстетического
преобразования
окружающего мира.
Творческий
характер
учебной
деятельности,
заложенный
в
основе
этих
о б р а з о в ат е л ь н ы х
п р о г р а м м ,
в ы з ы в а е т
с т р е м л е н и е
у ч а щ и хс я
к
экспериментированию,
поиску
неординарных
решений,
вариативному
использованию цифровых инструментов, исследованию возможностей того или
иного графического редактора, тем самым постоянно стимулирует воображение,
фантазию и интеллект.
На наш взгляд, синтез образовательных предметов – компьютерной графики и
изобразительного искусства имеет очень важное значение, так как воспитывает в
детях художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего мира, чувство
красоты и гармонии, приобщает
к
мировой
художественной культуре, а также
воспитывает духовно-нравственное отношение к окружающему миру, к ценностям
духовной культуры и искусства.
Многие педагоги и психологи отмечают огромную силу нравственного
воздействия искусства на души подрастающего поколения. Просветляя и возвышая,
оно
захватывает
человека
целиком
и
универсально
воздействует,
давая
пищу
разуму,
чувству,
воле.
Сила
его
воздействия
не
исчезает
с
прекращением
непосредственного
контакта
с
произведениями
искусства,
напротив,
только
начинается, уходя в глубь нравственного существования человека, где исподволь,
незаметно
продолжает
раз
начатую
работу,
затрагивая
все
сферы
его
жизнедеятельности,
влияя
на
мотивы,
стимулы,
ценностные
установки
и
в
результате
—
на
поведение,
человеческую
личность
в
целом.
Произведения
искусства могут многому научить, указать пути к совершенствованию личности.
Литература:
1. Аксянов И.М. Роль межпредметных связей в подготовке специалистов со
средним профессиональным образованием // Информатика и образование. - 2005. -
№ 2. - С.37 -58.
2. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной графики и звука // Питер; 2006 г.; стр
640.
3. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994 .- № 8,
4. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. соч. в 4-х томах.
– Т. 1. – М.: «Московский клуб», 1992.