Напоминание

Блокадный Ленинград глазами писателей-орловцев Павла Шубина и Николая Брауна


Автор: Калганова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы с правом преподавания истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: город Орёл Орловская область
Наименование материала: статья в методический журнал
Тема: Блокадный Ленинград глазами писателей-орловцев Павла Шубина и Николая Брауна
Раздел: полное образование





Назад




«Блокадный Ленинград глазами писателей-

орловцев Николая Брауна и Павла Шубина»

Аннотация:

Схожесть судеб поэтов, их любовь к Орлу и Ленинграду автор раскрывает уже на

этапе изложения таких биографических фактов, которые это почёркивают.

Интересные данные из жизни поэтов логично включаются в повествование, что

помогает провести сопоставительный анализ их творчества по этапам войны, а для

усиления воздействия на читателей приведены аналогии с литературным

творчеством других поэтов фронтового поколения.

Бередят душу строки эпиграфа «Опять война, опять блокада…»да и яркие

строки из стихотворений поэтов.

Глубокий анализ стихотворений лаконичен и выразителен. Он будит память о нашем

героическом прошлом, о котором необходимо помнить вечно! Это великий подвиг

русского народа!

Дм. Благовещенский

__________________________________________________________________

Эпиграф:

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда-

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

1

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…

Ю. Воронов

Да, действительно, иногда рассказы о Великой Отечественной войне современному

человеку, увлечённому компьютерами, айфонами и т. п., могут показаться скучными и

наивными. Но разве можно об этом забыть?

Нет, ведь память о войне - это наша совесть!

Меня заинтересовала тема: «Блокадный Ленинград в стихотворениях поэтов-орловцев

Николая Брауна и Павла Шубина». Своё исследование я посвятила знаменательной

дате-450-летию Орла, ведь имена данных орловских поэтов фронтового поколения не

очень известны и их биографии малоизученны.

Нельзя забывать ничего! У Победы нет конца, она требует ежедневного подтверждения

и продолжения, требует от каждого из нас любви к своей Родине, готовности стать на её

защиту в любой момент, как поступили во время Великой Отечественной войны тысячи

и тысячи солдат, партизан, медсестёр, врачей, ополченцев, писателей, поэтов.

Поэты во все времена мировой истории, начиная от Троянской войны, от Игорева

похода и штурма российских войск, сокрушавших полчища Наполеона, воспевали

доблесть храбрых, оплакивали погибших, прославляли мир, пришедший на смену

ненависти, попиранию доброты, уничтожению жизни.

Большой вклад в дело Победы над фашистами внесли и мои земляки Николай Браун и

Павел Шубин.

Справка:

Николай Леопольдович Браун родился 28 ноября 1902 года в селе Парахино

Белёвского уезда Тульской губернии (ныне Арсеньевский район Тульской области).

Сын сельского учителя. Юность провёл в средней России, учился в школе, потом в

гимназии в Орле. В 1919 году переезжает в Ленинград, чтобы продолжить

образование, и поступает в 1921 году в Педагогический институт им. Герцена,

который окончил в 1929 году. Работал учителем и сотрудничал в различных

ленинградских журналах. Во время войны служил во флоте, перешёл на одном из

кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 27-28 августа 1941 года,

позднее был назначен военным корреспондентом в осаждённый Ленинград. Умер 12

февраля 1975 года в Ленинграде.

Много схожего в судьбах этих людей. Родились они на Орловщине: Николай Браун в

селе Парахино, недалеко от Мценска,в 1902 году, а Павел Шубин- в селе Чернава

Елецкого уезда, в 1914. Наверное, не случайно стали они поэтами, ведь Орловщина-

родина многих замечательных литераторов.

«Тульская и орловская земля,- писал Н. Браун впоследствии, - воспитали во мне

глубокое чувство поэтическое. Это были тургеневские, фетовские, бунинские места.

2

На этой земле я с детских лет вслушивался в полновесное, красочное народное

слово, слушал народные песни, частушки, сказки»

Павла Шубина же к литературе приучил отец-человек, судя по тому немногому,

что о нём известно, прелюбопытный: слесарь по профессии и книгочей - по

увлечениям. Мама будущего поэта - малограмотная крестьянка - знала наизусть

Блока, Есенина, и их стихи звучали в доме.

Впечатления от расширяющегося с годами мира вызвали у начинающих поэтов

желание обойти землю, узнать жизнь городов и обо всём рассказать поэтическим

языком. Так в разные годы (Браун в годы революции, а Шубин в 1929 году) переехали

наши герои в город Ленинград.

Город-музей, город-памятник ошеломил поэтов, вошёл в их жизнь белыми

ночами и графически чёткими дугами мостов, силуэтами влюблённых на взморье,

архитектурными шедеврами. А новые впечатления-это новые стихи!

В 1926 году выходит первый поэтический сборник Н. Брауна, а П. Шубин

поступает на филологический факультет Ленинградского педагогического

института имени А. И. Герцена.

В довоенных стихотворениях поэтов явственно звучат две темы: тема родной

орловской земли, «городка над тихой Окой», о котором они никогда не забывают, и

тема Ленинграда, который каждый из них называл своей второй родиной.

«Лебяжья канавка», «золотой Исакий», «Всадник Медный», «Адмиралтейства

славная игла»- вот сквозные образы поэзии довоенных лет Николая Брауна, поэзии,

посвящённой Ленинграду. Павел Шубин называет этот город «городом любви»,

«младшим братом», «городом башен, и арок, и улиц простых, полуночных,

прозрачных, как пушкинский стих»

Да, поэты-орловцы полюбили Ленинград всей душой, ведь этот город помог им

возмужать, многому научиться, стал их второй духовной родиной.

Постоянно помня о верности слову, расширяя тематику своих стихотворений,

оттачивая перо, поэты создают лирику, в которой бьются тревога и любовь,

ожидание и песенная радость. Любовь для наших поэтов- это, прежде всего, любовь

к Родине, к матери, к родному языку. Например, Николай Браун в стихотворении

«Родина», созданном в 1940 году, пишет:

Я рос в глуши, где русская природа.

С младенчества я знал её язык,

Простой и мудрый, как язык народа,

Что сердцем чист и разумом велик.

А Павел Шубин в стихотворении «Орёл», написанном в 1936 году, признаётся в

любви своей малой родине:

Площадь за водонапорной башней,

Городок в черешневых садах,

Ты минутой прожитой, вчерашней

3

От меня уходишь навсегда.

…………………………………..

Но и всё измерив новой мерой,

Не отдам тебя во власть годов,

Первая моя любовь и вера,

Светлый город яровых садов!

Так писали поэты о родной земле, но пока ещё они не знали, что скоро Родина

попросит от них доказательства их верности и мужества, попросит, чтобы их

стихи служили священному делу защиты от врага.

Пришёл грозный 41… Великая Отечественная война потрясла своими

неслыханными размерами. А любимый поэтами город Ленинград оказался в

блокадном кольце в сентябре 1941 года. Ленинград в огне! Любимый город

подвергается разрушению! Что может быть страшнее этого? И рождались стихи,

посвящённые военному Ленинграду-городу, который сражался, жил, держался

несмотря ни на что…

Уже в сентябре 1941 года П. Шубин пишет стихотворение «Ополченцы», где

изображает тех, кто встал на помощь регулярной армии, пошёл добровольно

воевать за Родину. Все встал в строй, объединились против общего врага:

Сивая встала старость

С юностью – без усов,

Их побратала ярость

Против фашистских псов.

Ритм этого стихотворения напоминает чеканный шаг тех, кто взял в руки

оружие и идёт «под пули».

В Ленинграде первых месяцев войны поражали не только размеры нападения, но и

размеры обороны. Над городом повисли в воздухе десятки невиданных ранее

аэростатов заграждения, улицы перегородили массивные укрепления, и даже в

стенах Пушкинского дома появились узкие бойницы. Невидимые стены! Это стены,

которыми Ленинград окружил себя за несколько недель. В подмогу этим невидимым

стенам вырастали укрепления, которые делали женщины, старики, инвалиды,

подростки - короче, все, кто не мог взять в руки ружьё, тот брал лопату.

Всем, кому дорог был Ленинград, шли на оборонительные рубежи.

Весь Ленинград за ними,

Ротам потерян счёт,-

Улицами прямыми

Словно река течёт,-

так пишет П. Шубин, характеризуя масштаб самообороны Ленинграда.

Сентябрь был в 41 году сухим и ясным. А совсем скоро наступила суровая зима, и

ленинградцы с мужеством переносили тяготы блокады. Грандиозные атаки с

воздуха, с моря и на земле, сотни танков, огромные массы артиллерии,

массированные налёты, систематически, минута в минуту, начинающиеся

обстрелы и бомбёжки Ленинграда! Как страшно! Боль, страх, ярость - вот

чувства, которые испытывает лирический герой стихотворения «Разрывы всю

ночь грохотали», написанного Николаем Брауном зимой 1942 года. Совсем рядом

война:

4

Над крышей свистели снаряды,

Снаряды в проулках рвались…

Куда спрятаться? Куда укрыться? Лишь в свои воспоминания:

Разрывы всю ночь грохотали,

Я слушал, как вздрагивал дом,

И снились мне русские дали,

И мирный за рощею гром…

Но самым страшным для поэта кажется то, что «землю багрит чистейшая

детская кровь», что «кровавый полёт» унёс жизни многих ленинградцев.

Николай Браун- мастер бытовых зарисовок. Одно-два слова, и мы представляем

себе тяготы блокадной ленинградской зимы. «Зверел мороз», «свет не горел», « с

утра хозяйки за водой студёной к Неве, тропинки протоптав, брели», « порой

снаряды, воя, пролетали» - страх, безысходность в этих образах? Нет. Ведь

стихотворение поэт называет «Военная весна». Весна. Это не просто смена

сезонов. Для многих в окружённом кольцом Ленинграде- это возможность

выстоять, отогреться, просто выжить:

Зима прошла. Её мы пережили.

Нам не забыть, какой она была.

Весна- это ещё и надежда на освобождение, надежда на Победу в этой суровой

войне. Оживает природа, и появляются новые силы у защитников Ленинграда:

Пускай у нас чуть-чуть погнулись плечи

И в волосах чуть больше седины-

Мы, как бойцы, идём боям навстречу,

Как воины, мы слышим клич весны.

Сам поэт, Николай Браун, воевал в рядах бойцов действующего Красного флота.

Его корабль подорвался на мине, в ледяной воде залива провёл поэт много времени,

плавая на длинной доске, не видя спасения, но его нашли и отогрели в тёплой

каюте. И родились строки:

Сине море, сине море,

Неизвестные края!

За родную землю споря,

В сине море вышел я…

Поэт стал одним из защитников Ленинграда, но помогало и его слово, которое

поддерживало бойцов, давало веру в победу. Роль поэта с его мощным, громким

словом-песней, с точки зрения Николая Брауна, огромна:

Я уходил от берега родного,

И смерть и подвиг видел я в бою,

И мне открылось песенное слово,

И отдал бою песню я свою.

Это строки из стихотворения «Подруга-песня», написанного поэтом в 1942 году.

Павел Шубин начал войну недалеко от тех мест, где прошла его юность,- под

Ленинградом, на Волховском фронте. Для того чтобы в первый период войны

каждодневно удерживать линию фронта, нужно было многое: мужество, героизм,

стойкость и даже одержимость защитников Ленинграда. Именно в этот период

5

поэт создаёт чудо-песню «Волховскую застольную», которую поёт весь фронт. Вот

строки из неё:

Выпьем за тех, кто неделями долгими

В мёрзлых лежал блиндажах,

Бился на Ладоге,

дрался на Волхове,

Не отступал ни на шаг.

А припев этой песни хорошо знаком каждому, кто воевал:

Выпьем за Родину,

Выпьем за Сталина,

Выпьем и снова нальём.

Наверное, многим эти слова помогали подниматься из мёрзлых окопов и идти

вперёд.

В стихотворениях Павла Шубина мало бытовых деталей. Он мастер

психологического портрета, в отличие от Николая Брауна. Например, в

стихотворении «В секрете», написанном 13 декабря 1942 года не изображён бой,

здесь мы видим солдат-разведчиков. Они очень молоды. Мечтают о любви, снятся

им девчонки, но мы верим, что через миг они забудут о личном и вступят в бой, если

этого потребует Родина. Нет пути назад, в «свою избу», ведь «родина…одна она,

одна!»-«горит Россия», и нет пути назад.

Какое надо было иметь мужество, как надо было любить Родину, чтобы с

гранатой пойти на вражеский танк! Что вело бойцов на подвиг? «Верность»

-отвечает П. Шубин, называя так стихотворение, написанное в 1942 году. Вот

строки из него:

Был зелен лес,

И ясный день - безмерен,

И тихо плыли облака в реке,

Когда он встал, своей присяге верен,

С тяжёлою гранатою в руке…

С гранатой в руке – на танк! Сколько таких бойцов было? Тысячи!..Они были

верны своей присяге даже в беду. Истоки подвига… В чём они? С точки зрения П.

Шубина, в любви к родине, прежде всего к малой:

И где-то смутно-смутно, на мгновенье,

Мелькнул далёкий волжский городок,

Окошко в сад, закрытое сиренью…

И он всем телом ринулся в бросок.

В хрестоматийном стихотворении «Полмига», написанном в 1943 году, подобный

же характер взят «на срезе»-перед последним, решающим рывком:

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить-

Мне б только

До той вон канавы

Полмига,

6

Полшага прожить…

Читая это стихотворение, забываешь, что это стих: до того прямо, экспрессивно,

пружинисто выразилась в нём вскипающая, как волна, благородная ярость

защитников Ленинграда. Многие исследователи творчества П. Шубина считают

стихотворение «Полмига» шедевром поэзии военных лет, ставят его в один ряд

стихотворениями С. Орлова, К. Симонова и других поэтов-фронтовиков.

А сам С. Орлов в статье «Биография поколения» пишет, что «поэт на войне

становится солдатом, воином- мстителем», а «осознание роли личности, роли

солдата в смертельной ошибке двух миров- это главная заслуга фронтовой

лирики».Конечно, свой огромный вклад в осознание истоков силы и крепости

человека на войне внёс и Павел Шубин. Сила русского человека в его любви к Родине.

А вторая родина П. Шубина, как мы уже писали, - Ленинград.

Одно из своих центральных стихотворений 1944 года поэт так и называет:

«Ленинград». Лирический герой этого стихотворения испытывает чувство вины,

так свойственное почти всей фронтовой поэзии тех лет. Но это вина не только

перед павшими, а и перед разрушенным врагом городом. Этот город, «до безумия –

прежний, до горя-иной», вызывает чувство сострадания, жалости, печали:

И на чёрную, смертную рану похож

Жаркий бархат оглохших Михайловских лож.

Чувство вины не даёт защитникам остановиться, отдохнуть хоть минуту.

Надо идти вперёд. Освобождён любимый город, но не закончен святой и правый бой.

Солдат пойдёт дальше, чтобы освободить и другие города. А Ленинград-это

надежда на возвращение, это маяк в далёком пути. Слова: «Ленинград, я к тебе по-

иному вернусь!» звучат как клятва, как выражение любви и надежды, ведь

«слишком мало обратных дорог у солдат» А «вернусь по-иному» - значит с Победой!

Гневом, праведным гневом наполнено это стихотворение. Оно созвучно

стихотворению «Песня гнева» Николая Брауна» Своё стихотворение поэт

посвятил памяти композитора Бориса Гольца, автора «Песни гнева», погибшего в

дни ленинградской блокады. Ярость, праведный гнев охватывают сердца

композитора и передаются слушателям. Эта песня поднимает в поход, ведёт в бой,

заставляет забыть о себе, грудью встать на защиту родной земли:

Всё забыто:

Голод, сумрак, стужа.

Он опять могуч-

И в полный рост,

В чёрных душах сея чёрный ужас,

Музыка встаёт до самых звёзд.

Да, действительно, «музы не молчали», ведь всем хорошо известны бессмертная

блокадная симфония Дмитрия Шостаковича, «Песня о Ладоге» П. Богданова и

многие другие произведения, созданные в годы войны.

Конечно, у каждого фронтового поэта свои образы, свой стиль, свои

художественные приёмы, но верой в скорую Победу пронизано каждое

стихотворение той поры.

И Николай Браун, и Павел Шубин увидели Победу своими глазами. Оба были

награждены высокими наградами за литературную, агитационную работу во время

7

войны. У каждого из них есть медаль «За оборону Ленинграда». И это не случайно,

ведь каждый внёс вклад в дело освобождения любимого города.

Одно из своих стихотворений Н. Браун так и назвал - «Медаль». «Адмиралтейская

игла»- это символ непобедимости города, символ стойкости и мужества его

защитников. А тем, кто не дошёл до Победы, погиб в боях, посвящены слова,

передаваемые от имени павших:

Мы так за город наш стояли,

Что нынче музыкою стали,

Из боя в песню перешли.

На миг оживают герои и уходят в бессмертие. Их подвиг так высок и прекрасен,

что поднимается до небес, как и легендарная игла. Павел Шубин тоже не может не

вспомнить тех, кто «ковал» Победу, и в одном из лучших своих стихотворений «

Степные вихри - вольница стрибожья», написанном в 1946 году, очень

натуралистично пишет:

Товарищи,

Изодранные в лоскут

В днепровских плавнях,

На дуге Орловской,

Затянутые илом Сиваша,-

Они ведь тоже звёздам удивлялись,

В грязи кровавой под огнём валялись.

…………………………………………….

Я с ними был…

Автор замечает усталость бойцов, их скромность, сдержанность, ведь никто не

требует наград и почестей, солдат-победитель просто «привалу рад».

Как эволюционировал в стихотворениях наших поэтов образ Родины! Родная

земля-это не только Орёл и не только Ленинград. Это вся Россия (и даже Земля!).

Павел Шубин в стихотворении «Волховцы» пишет:

Припомним просторы, пропахшие гарью,

Где мы побеждали в боях:

У стен Ленинграда, у стен Заполярья,

На дымных маньчжурских полях.

А Николай Браун с наслаждением пишет о милых предосенних закатах России-

«где-нибудь над Мологой, над Мгой, над Окой».

Как хорошо, что кончилась война! И хотя ещё долго будут помнить её ужасы

те, кто их видел, но писать о мире - это уже счастье. Блокаду, войну, горечь утрат

и потерь ещё не раз вспомнят в своих стихотворениях наши поэты, но слова:

«Жизнь», «Слово»,» Родина»-уже слились для них в одно неразделимое целое.

Доказательством этому служит послевоенное стихотворение Н. Брауна, которое

он назвал «Пушкин»:

Читал я вслух.

И оживала Русь,

И отступал блокады мрак холодный.

…И Пушкин, грудью всех прикрыв собой,

Стал в строй, солдат правофланговый…

8

…Умолк обстрел. И прозвучал отбой.

И стала печь. И согревало Слово.

Слово не просто согревало. Оно вело в бой, поднимало настроение, помогало

пережить трудности войны, блокады.

И в этом великая заслуга наших земляков, поэтов-орловцев, Николая Брауна и

Павла Шубина.

Изучение данной темы стало для меня серьёзной и важной работой. Я многое

узнала о двух своих земляках-поэтах-орловцах Николае Брауне и Павле Шубине.

Поэзия этих авторов ещё мало изучена, много неясного в фактах их биографии, но

те стихи, которые посвящены блокадному Ленинграду, на мой взгляд, являются

настоящими шедеврами, ведь поэты выразили в них не только чувство огромной

любви к своей второй родине, но и преподали всем урок силы, стойкости, мужества.

Враги пытались сломить Ленинград, окружили его кольцом блокады, но каждый из

защитников этого легендарного города стоял до конца. Настоящим оружием стало

яркое, образное слово поэтов фронтового поколения, к которому по праву можно

отнести творчество наших земляков.

Музы не молчали! И в этом был залог Великой Победы

9



В раздел образования