Автор: Хизова Любовь Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике
Тема: Парад математических знаний "Эрудиты нашего класса"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Мичуринск Тамбовской области
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Парад математических знаний
«Эрудиты нашего класса»
в Неделю младшего школьника
для учащихся 3-х классов
Учитель
Хизова Любовь Николаевна
г. Мичуринск
2016 г.
Цель – математическое развитие младшего школьника – формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности
(логического
и
знаково-
символиче ского
мышления),
про странственного
в о о б р а же н и я ,
математической речи, умение строить рассуждения, выбирать аргументацию,
различать
обоснованные
и
необоснованные
суждения,
вести
поиск
информации.
Задачи:
•
научить использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
•
создать
условия
для
овладения
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного
воображения
и
математической речи,
•
помочь приобрести начальный опыт применения математических
знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач;
•
научить выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
У третьеклассника будут
формироваться:
- внутренняя позиция школьника на
уровне положительного отношения к
урокам математики, к школе;
- понимание значения математики в
собственной жизни;
- интерес к предметно-
исследовательской деятельности,
- ориентация на понимание предложений
и оценок учителей и товарищей, на
самоанализ и самоконтроль результата;
- понимание оценок учителя и
одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной
деятельности;
- восприятие нравственного содержания
поступков окружающих людей;
- этические чувства на основе анализа
поступков одноклассников и
собственных поступков.
Третьеклассник получит
возможность для формирования:
- широкого интереса к познанию
математических фактов,
количественных отношений,
математических зависимостей в
окружающем мире, способам
решения познавательных задач в
области математики;
- восприятия эстетики
логического умозаключения, точ-
ности математического языка;
- - ориентации в поведении на
принятые моральные нормы;
Регулятивные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
Третьеклассник
п о л у ч и т
-
п л а н и р о ват ь
с во и
д е й с т в и я
в
соответствии
с
учебными
задачами,
р а з л и ч а я
с п о с о б
и
р е з у л ь т а т
собственных действий;
- выполнять действия (в устной форме),
опираясь
на
заданный
учителем
или
сверстниками ориентир;
-
осуществлять
самооценку
своего
участия
в
разных
видах
учебной
деятельности;
- принимать участие в групповой работе;
- выполнять учебные действия в устной,
письменной речи.
возможность научиться:
-
понимать
смысл.
заданий,
развивающих смекалку;
- на основе результатов решения
п р а к т и ч е с к и х
з а д а ч
в
сотрудничестве
с
учителем
и
одноклассниками
делать
не-
сложные теоретические выводы
о
с в о й с т в а х
и з у ч а е м ы х
математических объектов;
-
контролировать
и
оценивать
свои
действия
при
работе
с
наглядно-образным,
словесно-
образным
и
словесно-логическим
материалом при сотрудничестве
с учителем, одноклассниками;
-
самостоятельно
адекватно
о ц е н и в а т ь
п р а в и л ь н о с т ь
выполнения
действия
и
вносить
необходимые
коррективы
в
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- самостоятельно осуществлять поиск
необходимой информации при работе со
справочной литературой и
дополнительных источниках ;
- строить небольшие математические
сообщения в устной и письменной
форме;
- проводить сравнение (последовательно
по нескольким основаниям; наглядное и
по представлению;
- сопоставление и противопоставление),
самостоятельно строить выводы на
основе сравнения;
- осуществлять анализ объекта (по
нескольким существенным признакам);
Третьеклассник получит
возможность научиться:
-
самостоятельно
осуществлять поиск необходимой
и дополнительной информации в
открытом информационном
пространстве;
- самостоятельно формулировать
выводы на основе аналогии,
сравнения, обобщения;
- проводить сравнение,
- расширять свои представления
о математических явлениях;
- пользоваться эвристическими
приемами для нахождения
решения математических задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Третьеклассник научится:
- принимать участие в работе парами и
группами, используя речевые и другие
Третьеклассник получит
возможность научиться:
- корректно формулировать и
коммуникативные средства, строить
монологические высказывания, владеть
диалогической формой коммуникации;
- допускать существование различных
точек зрения, учитывать позицию
партнера в общении;
- координировать различные мнения о
математических явлениях в
сотрудничестве; приходить к общему
решению в спорных вопросах;
- использовать правила вежливости в
различных ситуациях;
- адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач при изучении
математики;
- контролировать свои действия в
коллективной работе и понимать
важность их правильного выполнения
(от каждого в группе зависит общий
результат);
-
задавать вопросы, использовать
речь для передачи информации, для
регуляции своего действия и действий
партнера;
-
понимать необходимость
координации совместных действий при
выполнении учебных и творческих
задач; стремиться к пониманию позиции
другого человека.
обосновывать свою точку зрения;
строить понятные для партнера
высказывания;
- адекватно использовать
средства общения для решения
коммуникативных задач;
- аргументировать свою позицию
и соотносить ее с позициями
партнеров;
- понимать относительность
мнений и подходов к решению
задач;
- стремиться к координации
различных позиций в
сотрудничестве;
-
контролировать свои
действия и соотносить их с
действиями других участников
коллективной работы;
- осуществлять взаимный
контроль и анализировать
совершенные действия;
- активно участвовать в учебно-
познавательной деятельности;
задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
деятельности;
- продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми на
уроке и во внеурочной
деятельности.
Предметные результаты
Числа и величины
Третьеклассник научится:
- устанавливать отношения между
любыми изученными натуральными
числами и записывать эти отношения
с помощью знаков;
- выявлять закономерность ряда
чисел, дополнять его в соответствии с
этой закономерностью.
Звучит музыка. Учащиеся входят в класс.
Учитель
Я рада вас приветствовать на нашем празднике «Математические забавы»,
который проходит в рамках Недели младшего школьника.
Ученик 1
Математика
всегда
сопровождала
человека
в
жизни.
Она
способствует
развитию
у человека
таких важных
качеств
личности, как логическое
мышление.
А
также
целеустремлённость,
устойчивое
внимание,
сосредоточенность.
Хорошую
память,
умение
логически
мыслить,
сравнивать,
сопоставлять,
классифицировать.
Умение
прикидывать
и
оценивать результаты, работоспособность, чёткость в своих суждениях и
выводах, находчивость и смекалку.
Ученик 2
Систематические занятия математикой обогащают человека, Тот, кто хоть раз
испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть
маленького,
но
всё
же
открытия
тот
будет
стремиться
познать
ещё
и
использовать полученные знания в жизни.
Ученик 3 Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?.
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
Ученик 4 Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
Ученик 5 Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт.
Ученик 6 Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовёт её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
Ученик 7 Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить её нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать
Учитель Строгая, любящая точности математика иногда страшит вас –
учеников своей точностью и правильностью. Сегодня мы постараемся,
что бы вы поняли, что математика может быть интересной,
познавательной и весёлой, а иногда и смешной.
Звучит музыка и начинается математическая сказка
Ведущий: Некоторым царством, некоторым государством правил царь
Лодырь. И дел у него государственных было видимо – невидимо. И чтобы с
ними справляться, изучал царь математику. А не любил он её всей душой. И
вот как – то один раз отправился он со слугами своими на охоту.
(Идут, высматривают добычу. Хватает зазевавшегося зайца)
Царь: Ага, попался косой. Будут у меня теперь заячьи рукавицы!
Заяц. Отпусти меня, царь Лодырь!
Царь: Ну уж нет. Уж очень мне хочется рукавицы.
Заяц: Отпусти меня, пожалуйста. А я любое твоё желание исполню.
Царь: Любое?
Заяц: Любое.
Царь: А что бы мне такое пожелать?! Вроде бы у меня всё есть. Я же царь. А,
придумал. Сделай так, чтобы не пришлось мне математику учить. Пусть вон
Марфа и Еремей учат.
Заяц: Хорошо, пусть по – твоему будет.
(Заяц произносит волшебные слова и убегает. Царь возвращается на трон. А
Марфа и Еремей занимаются математикой)
Учитель: С одной ветки собрали 8 яблок, а с другой на 3 больше. Сколько
яблок собрали со второй ветки?
Марфа: 11.
Учитель: Молодец! А с обеих веток?
Еремей: 19.
Учитель: Прекрасно!
1 сестра: Царь –батюшка, помоги. Приехал купец.
2 сестра: Ткани шёлковые продаёт. И одна такая красивая-красивая.
3 сестра: Хотели бы купить весь отрез, все 12 метров. Чтоб уж точно на всех
хватило. А купец говорит, что продаст только треть. А сколько это?
1 сестра: Сколько это одна третья часть от 12?
Царь: Да это проще простого! Чтобы найти третью часть нужно… Нужно…
Забыл…
2 сестра: (плачет) И что же нам теперь без платьев оставаться?
Царь: Что же мне делать? Еремей, Марфа, помогите.
Еремей: Чтобы найти третью часть числа, нужно просто разделить на 3.
Разделите 12 на 3, получите 4 метра.
3 сестра: На всех не хватит.
1 брат: Царь-батюшка, помоги. Карту новую нашего царства делать
собираются.
Царь: Так и пусть делают.
2 брат: А площадь - то какая? Спрашивают, какова площадь нашего царства.
Царь: Да это проще простого! Чтобы найти площадь нужно… Нужно…
Забыл…
3 брат: Как же нам быть?
Царь: Что же мне делать? Еремей, Марфа, помогите.
Марфа: Чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину.
Звездочёт: Здравствуй, царь – батюшка. Хорошие новости у меня.
Царь: Хоть ты с хорошими новостями.
Звездочёт: Звёзды показали мне, что богатство твоё увеличится в 2 раза.
Царь: Ничего себе!
Счетовод: Так сколько теперь богатства – записать?
Царь: Да это проще простого! Чтобы увеличить число в 2 раза нужно…
Нужно…Забыл…
Счетовод: Так сколько теперь богатства – записать?
Царь: Что же мне делать? Еремей, Марфа, помогите.
Еремей: Чтобы увеличить число в 2 раза нужно просто умножить на 2.
Царь: Да это что же теперь мне даже по самому пустяковому вопросу к
Еремею с Марфой обращаться. Какой же я тогда царь?! Видимо никак без
математики не обойтись. Учитель, учитель, давайте продолжим наши занятия
математикой.
Учитель
Продолжим наше занятие, а девизом его станет высказывание
Пифагора Самосского (древнегреческий философ, математик)
«Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
Как вы понимаете смысл этого девиза? (Ответы детей)
Наше мероприятие будет проходить в форме соревнования между тремя
командами, а разбиться на эти команды нам поможет игра «Касса».Я буду
задавать
вопросы,
а
вы,
за
правильные
ответы,
будете
получать
билеты
«Треугольник», «Круг», «Квадрат».
Вопросы для получения билетов. На этапе «Касса»
1.
1 яйцо варится 15 мин. Сколько будет варится 4 яйца? (15мин.)
2.
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили, сколько углов стало?
(5 углов.)
3.
Что весит больше 1 кг. Гвоздей или 1кг. Пуха? (одинаково.)
4.
Отгадай ребус:
(сумма).
5.
Чему равен пуд? (16 кг)
6.
Отгадай ребус:
(Точка).
7.
Сколько всего натуральных чисел? (Множество)
8.
Назовите компоненты сложения? (первое слагаемое, второе слагаемое,
сумма )
9.
Сколько рогов у трех коров? (6)
10.Сколько музыкантов в квартете? (4)
11.Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
12.Назовите компоненты умножения? (первый множитель, второй
множитель, произведение).
13.Отгадай ребус:
(Минус).
14.Каких камней в море не бывает? (сухих)
15.Назовите компоненты вычитания? (Уменьшаемое, вычитаемое,
разность).
Учитель
- Молодцы! Теперь у каждого есть билеты, а у нас есть 3 команды.
Команда «Треугольник», «Круг», «Квадрат».
(Дети, отвечающие правильно на вопросы, получают билетики разные по
форме (треугольник, квадрат, круг). Учащиеся рассаживаются соответственно
за столы, на которых лежат математические фигуры: треугольник, квадрат,
круг).
Учитель
Задача
каждой
из
команд
–
посетить
как
можно
больше
аттракционов, т.е. набрать как можно больше баллов. За каждый правильный
ответ команда получает 1 балл. Команды отвечают по очереди, если команда
не может дать ответ, помогают её болельщики, если и они не отвечают,
вопрос «переходит» команде соперников. На празднике у нас присутствуют
гости. Это наши родители. Попросим быть их в жюри.
Разминка для всех – отгадаем ребусы.
Аттракцион 1
Учитель
Великий
полководец
А.В.Суворов
сказал
о
математике:
«Математика – гимнастика ума».
Норберт Виннер - американский учёный, выдающийся математик и философ
писал: «Высшее
назначение
математики – находить порядок в хаосе,
который нас окружает».
А вот что сказали о математике
Со́
фья Васи́
льевна Ковале́
вская - русский математик. Первая в мире
женщина — профессор математики.
Михаи́
л
Васи́
льевич
Ломоно́
сов
- первый
русский
учёный-
естествоиспытатель
мирового
значения,
энциклопедист,
химик
и
физик.
Иоганн
Генрих
Песталоцци
—
швейцарский
педагог,
один
из
крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века
мы узнаем, когда вы составите эти выражения из карточек, находящихся в
конверте на столах.
Пока
команды
выполняют
работу,
мы
смотрим танец
«Геометрические
фигуры»
А теперь проверим, что получилось:
1 Математика – это царица наук (С.Ковалевская)
2 Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок
приводит (М.В.Ломоносов)
3 Счёт и вычисления – основа порядка в голове (Иоганн
Песталоцци)
Всё это верно! Молодцы!
Аттракцион 2: «Тир»
Учитель Вопросы для команды «Круг»:
1.
Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
2.
Из какой посуды не едят? (Из пустой)
3.
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, потом уже человек
будет не голодный.)
4.
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
5.
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз
увеличилось число? ( в 11 раз).
Вопросы для команды «Квадрат»:
1.
Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
2.
У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в
семье? (7)
3.
Какое число приказывает? (Три)
4.
Сколько единиц в дюжине? (12)
5.
Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
Вопросы для команды «Треугольник»:
1.
Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
2.
Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на
двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
3.
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули
репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
4.
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и
при их сложении? (2 и 2)
5.
Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во
дворе? (3)
Учитель Пока жюри подводит итоги,
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Сценка Треугольник и квадрат.
Автор: Жили – были два брата: треугольник с квадратом.
Старший – квадратный – добродушный, приятный.
Младший – треугольный – вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
Квадрат: “Почему ты злишься, брат?”
Автор: Тот кричит ему:
Треугольник: “Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.”
Автор: Но квадрат ответил:
Квадрат: “Брат! Я же старше, я – квадрат.”
Автор: И сказал ещё нежней:
Квадрат: “Неизвестно кто нужней!” (ложится спать)
Автор: Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
Треугольник: “Приятных я желаю тебе снов!
Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!”
Автор: Но на утро младший брат страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата. Онемел…Стоял без слов…
Треугольник:
Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.
Учитель Аттракцион 3
Кроссворды. Каждая команда находит на своем столе конверт с кроссвордом
и начинает его отгадывать. А для болельщиков
Фокус « Угадаю день твоего рождения»
Запиши число твоего рождения
Умножь его на 2
К полученному числу припиши нуль
К результату прибавь 73
Полученное число умножь на 5
Прибавьте номер месяца, в котором вы родились
Вычтете 365
Назовите полученный результат
Кроссворд по математике для учащихся начальной школы
Команда «Треугольник»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
Геометрическая фигура, у которой равны противоположные стороны.
2.
Знак, используемый для записи числа.
3.
Единица длины, равная10 миллиметров.
4.
Операция, обратная умножению.
5.
Единица измерения расстояний.
6.
Результат вычитания.
7.
Часть прямой, ограниченная с двух сторон.
8.
Некоторое количество единиц.
9.
Геометрическая фигура, у которой все стороны равны.
10.Основная единица массы.
Ответы: 1. Прямоугольник. 2. Цифра. 3. Сантиметр.4. Деление. 5. Километр.
6. Разность. 7. Отрезок. 8. Число. 9.Квадрат. 10. Килограмм.
Команда «Круг»
Команда «Квадрат»
Учитель Жюри подводит итоги.
Аттракцион 4 «Город задач»
Команда «Треугольник»
В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
Команда «Круг»
У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
Команда «Квадрат»
Про циплят.
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят ,У наседки моей?(10)
Учитель Жюри подводит итоги.
Вопросы для болельщиков:
1.
Чему равна треть суток? (8 часов)
2.
Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
3.
Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2
свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
4.
Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна,
остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
5.
На какое число невозможно деление? (на 0)
6.
Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
7.
Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
8.
Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
9.
Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
10.Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
11.Какое число делится на все числа без остатка? (0)
12.Чему равно произведение всех цифр? (0)
13.Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала
каждая лошадь? (30)
14.Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из
них? (4)
15.В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
16.У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего
детей в семье? (6)
17.Наименьшее натуральное число? (1)
18.Наибольшее натуральное число? (не существует)
19.Единица скорости на море? (узел)
20.Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
21.Что ищем, решая уравнение? (корень)
22.Результат вычитания. (разность)
23.Результат деления? (частное)
24.Сколько центнеров в тонне? (10)
25.Сколько существует цифр? (10)
26.Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
27.Наименьшее трехзначное число? (100)
28.Сколько вершин у куба? (8)
29.Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
30.Ограниченная часть прямой? (отрезок)
31.Результат деления? (Частное)
32.Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
Аттракцион 5
Лист Мёбиуса «Колесо обозрения»
Учитель
Ребята, вы все, наверное знаете, что в математике как и в другой любой науке,
есть выдающиеся личности.
Но я сегодня расскажу вам про такого ученого как Августин Мёбиус.
Его
выдающаяся
заслуга
это Лист
Мёбиуса.
С
чем
мы
сегодня
вас
и
познакомим.
Лист Мёбиуса относится к числу «Математических неожиданностей».
(У всех учащихся лист бумаги и ножницы. Выполняют работу под
руководством учителя)
Получить его очень просто: Склейте из бумажной полоски кольцо, только
перед склеиванием поверните один конец на 360
0
. Следующим действием для
получения листа Мёбиуса- это разрез кольца по вдоль.
Ведущий вместе со всеми участниками команд делают лист Мёбиуса. За
каждый правильно сделанный лист, команда получает балл.
Учитель Наше путешествие по математическим аттракционам закончилось.
Просим жюри огласить результаты и наградить победителей и участников.
(Награждение)
Учитель А теперь попросим высказаться ребятам:
Я удивился……
Я запомнил…….
Я хочу дальше узнать…….
Мне понравилось…..
Мне было интересно……
Учитель Всем спасибо!