Автор: Куликова Людмила Евгеньевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП
Населённый пункт: город Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.
Раздел: среднее образование
Тема:
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании
предметов декоративно-прикладного искусства.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средствами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
1.
Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
2.
Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на
примере предметов декоративного искусства.
3.
Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
4.
Научить
составлять
графические
композиции
на
листе
бумаги
в
клетку
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27),
примеры гармо-
ничных цветовых композиций.
Формы работы учащихся : в группах, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный,
метапредметный.
Оборудование: ноутбук, презентация, тест, оформление классной доски изделиями ДПИ,
иллюстрациями ДПИ для проверки знаний учащихся, коллекция лоскута фактурного
материала, шаблоны, цветные карандаши, лист бумаги в клетку.
Термины и понятия урока: композиция, статика, динамика, ритм, симметрия,
асимметрия, фактура, текстура, колорит.
Формируемые УУД:
Регулятивные
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер
формы, декор, цветовое решение);
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.
Познавательные
умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях,
презентациях, использовать свой жизненный опыт.
Коммуникативные
научатся участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с
одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их;
точно выражать свои мысли.
Ход занятия
1. Организация урока
1.1.Активизация учащихся: – Добрый день!
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
А теперь поздоровайтесь друг с другом, 1. с рядом сидящим по плечу,
2. с рядом сидящим по лицу.
2. Проверить знания учащихся полученные на прошлом уроке по теме «Декоративно-
прикладное искусство»
2.2. - На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты
они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял и зашифровал.
Помогите навести порядок.
(Учащиеся рассматривают подписанные вещи, расшифровывают и прикрепляют верное
название)
- Давайте проговорим верно ли вы справились с задачей. ВЫШИВКА, ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО,
ВЯЗАНИЕ, РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, РОСПИСЬ ПО ТКАНИ, ШИТЬЁ, ТКАЧЕСТВО,ЛОСКУТНОЕ
ТВОРЧЕСТВО.
-Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете сохранились ли эти виды ремесел в сегодняшнее
время?
-Какие вещи несут в себе народные и традиционные исполнения.( сувениры, костюмы)
3. Изложение нового материала.
Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её
вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад,
прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек
своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих
детей.
Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам И перенося
объекты природы в своё творчество мастера подчинялись законам композиции.
Подвести учащихся к осознанию целей и задач.
Какова же тема урока? (СЛАЙД 2)
О композиции в вещах и предметах.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с
определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока)
Цвет. Композиция на основе контрастов.
С давних времен человек стремится создать изделия, отличающиеся гармонией функций,
формы и декоративной отделкой. Вот почему очень важно сделать за ранее эскиз изделия,
чтобы оно гармонировало с последующей отделкой.
На уроках технологии важно не только освоить основы мастерства, но и творчески
соединить при изготовлении изделия технологические знания и знания полученные на
уроках изобразительного искусства.
Цветовое решение изделия также имеет очень важное значение для восприятия.
Контрастные по цвету сочетания получаются при произвольном сопоставлении чистых
цветов: красного, желтого, синего.
В цветовом решении изделия важную роль играет не только цветовой контраст, но и
гармоничное сочетание различных цветов.
Из уроков изобразительного искусства вам известен цветовой круг, в котором цвета
радуги расположены в определенной последовательности: шесть основных цветов и шесть
промежуточных.
В
э т о м
к р у г е
д и а м е т р а л ь н о
п р о т и в о п о л о ж н ы е
н а ч и н а ю т с я
дополнительными(красный и зеленый, синий и оранжевый).Сочетание двух или более
цветов называются ГОРМОНИЧНЫМИ.
В
цветовом
круге
гармоничными
цветами
являются
любые
сочетания
трех
цветов,
связанные через равносторонние и равнобедренные треугольники, или четырех цветов,
связанные через квадрат и прямоугольники.
Треугольники, прямоугольники, квадраты можно вращать внутри круга получая все новые
гармоничные цвета.
Работа в группах
-задания для групп
1 группа. написать на листочках сочетание двух цветов
2. группа. написать сочетание трёх цветов равностороннего треугольника.
3. горуппа написать сочетание четырёх цветов квадрата,
4 группа. написать сочетание четырёх цветов прямоугольника.
-каждый ученик зачитывает свои цвета.
Самостоятельная работа.
на разграниченных квадратах выполнить рисунок из треугольников и квадратов и
закрасить в сочетании из четырех цветов.
рефлексия первого урока:
итог: полученные работы прикрепляются на доске и делаем общее обсуждение, что
получилось или не получилось.
2. урок.
Вопросы к обучающимся:
Посмотрите на слайды (слайд №1, №2) и скажите, что общего вы здесь увидели? Сможете
ли вы определить, чем мы будем заниматься на уроке? работа с учебником пар 26-27.
Вопрос: Знаете ли вы, что означает понятие композиция?
Составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом
порядке называется композицией. (слайд №2) Взятые вместе, эти части должны
создавать определенную форму. В декоративно- прикладном искусстве композиция – это
расположение изобразительных элементов по определенной схеме с целью наибольшей
выразительности содержания произведения.
В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь
невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и
композиция утратит свою гармонию.
Вопрос: Как вы считаете, что нужно знать при составлении композиции?
Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и
средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.
(составление кластера) Задание учащимся по группам: найдите в учебнике
правила, приемы и средства композиции.
1-2я группы --Правила.
Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя,
устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд
№4) Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика?
3-4 я группы- Приемы композиции.
Симметрия и асимметрия.
Симметрия ( с греческого переводится как соразмерность.)- это принцип построения
композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или
центра.
Асимметрия – отсутствие симметрии. Это не значит, что не соблюдается равновесие
композиции- асимметричная форма воспринимается постепенно.
Задание: на столе лежат картинки с изображением симметричных и асимметричных
изображений определить и прикрепить на доску(или показать, подняв карточки в верх)
Вопрос: В чем различие симметрии от асимметрии? (слайды № 5, 6)
Передача ритма. (Ритм – чередование, каких либо элементов)
Выделение центра, равновесие частей. (В композиции есть главное и второстепенное,
соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание,
заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть
логически связана и уравновешена с второстепенными деталями. Главное не всегда может
быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета,
контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины,
формы и т. д.)
Задание: Ребята, посмотрите, на эту кайму, что вы замечаете? ( Приложение 2)
( чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм.
Найдите, в представленных работах, ритм.
3-я группа - Средства композиции (слайды №7-9)
Фактура - внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и
гладкая, матовая и глянцевая и т. д.
Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут
имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.
Колорит – (от лат. – «цвет», «краска») - одно из самых важных средств эмоциональной
выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.
Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать
реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их (слайд №10).
Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых
отношений. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно
открывая его новые стороны в зависимости от поставленной задачи
(пример рис. 106, с. 160 учебника, стилизация лебедя, бабочки).
Задание. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно?
на доске прикреплены ваши работы с первого урока. Охарактеризуйте их.
физ минутка. Игра « верю- не верю»
верю- хлопаем в ладоши
не верю – топаем ногами
я читаю утверждения ,если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем.
1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция)
2.Асимметрия – это отсутствие симметрии – руки
3. Композиция означает составление, соединение – руки
4. Фактура – средство эмоциональной выразительности – ноги ( колорит)
5.Стилизация – средство композиции связанное с изменение реальных форм( руки)
Практическая работа.
Построение чертежа шаблона квадрата.
1.На картоне вычертить квадрат 7Х7 , самоконтроль углы должны быть прямые
2. Во внутрь квадрата отступить на 1 см. в каждом углу квадрата, самоконтроль 1х1.
3. вершины маленьких квадратов соединить, самоконтроль внутренний квадрат 5х5.
уборка рабочего места.
Рефлексия деятельности
Я узнала сегодня на уроке, что..
Я поняла,что…
Мне было интересно…
Самое трудное для меня было…
Домашнее задание:
По учебнику стр. 158-161, вопросы 1,2.