Авторы: Валова Наталия Ильинична, Бирюкова Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед, воспитатель
Учебное заведение: Муниципального образовательного учреждения Центр развития ребёнка №2 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Многовариативная коррекционно - развивающая дидактическая игра " Волшебное ЧУДО _ ДЕРЕВО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка №2 Центрального района Волгограда»
Многовариативная коррекционно – развивающая
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ВОЛШЕБНОЕ ЧУДО ДЕРЕВО»
для детей 5 – 6 лет с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Составили:
учитель – логопед Валова Наталия Ильинична
воспитатель – Бирюкова Ольга Владимировна.
Волгоград 2017
Вид игры: настольная, сенсорная.
Цель: Развитие речи, формирование элементарных
математических представлений, подготовка к обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста, развитие
логического мышления и мелкой моторики.
Дидактические и игровые задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Расширять и активизировать словарь по лексическим темам:
«ОВОЩИ»; «ФРУКТЫ», «ЯГОДЫ» « ДЕРЕВЬЯ», «ОДЕЖДА».
Учить определять позицию заданного звука, делить слова на слоги.
Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный
материал.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Формировать навыки порядкового счёта.
Расширять кругозор детей.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать связную и диалогическую формы речи.
Активизировать мыслительные процессы.
Развивать логическое мышление и сообразительность,
зрительное восприятие и внимание,
общую и мелкую моторику.
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: Дерево, корень, ствол, ветви; клён, дуб,
берёза, ; обобщающие понятия. : «ОВОЩИ»; «ФРУКТЫ», «ЯГОДЫ» «
ДЕРЕВЬЯ», «ОДЕЖДА».
Дидактический материал:
Плоскостной макет дерева, плоскостные листьев( кленовые,
дубовые, березовые) плоскостные модели овощей, фруктов, ягод,
одежды.
ИГРОВЫЕ ПРАВИЛА:
Дети прикрепляют к чуду – дереву различные предметы, тактильно
обследуя их, различая по форме, материалу, затем отвечают на
поставленные вопросы.
Результат игры:
У детей обогащается тактильная чувствительность, развивается
сенсорное восприятие, расширяется активный словарь, улучшается
грамматический строй речи, связная речь, фонематическое
восприятие, что находит своё отражение в различных видах детской
деятельности (исследовательской, познавательной продуктивной).
ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:
ВАРИАНТ 1:
« ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО»
« ДЕРЕВО ВОЛШЕБНОЕ ЛИСТЬЯ ПОМЕНЯЮТ,
НА ЛИСТОЧКИ ПОСМОТРЕВ, КАЖДЫЙ УГАДАЕТ:
КЛЁН, БЕРЁЗА ИЛИ ДУБ, ЧТО ЖЕ ПЕРЕД НАМИ?
НАЗЫВАЕМ ЦВЕТ ЛИСТОЧКОВ, А ЗАТЕМ СЧИТАЕМ»
Педагог выясняет у детей название частей дерева, различают
листья по форме и цвету, считают количество листьев на ветках:
- Сколько листьев дуба, клёна и берёзы на каждой веточке и на
дереве. Сколько листьев под деревом. Варианты вопросов
меняются.
ВАРИАНТ 2
« Бывает – не бывает»
Педагог предлагает посмотреть, что же выросло на дереве и
ответить на вопрос: « Так бывает или нет?»
- ФРУКТЫ растут на дереве? А ЯГОДЫ? Растут ли ОВОЩИ на дереве?
Закрепить цветовое восприятие, посчитать овощи, фрукты, ягоды.
ВАРИАНТ 3
« Что на дереве растёт – назови, и первый звук произнеси».
Педагог предлагает «сорвать» с ветки любую картинку и назвать
первый звук в слове. Другое задание: - назвать место заданного
звука в слове: « Где спрятался звук?»
ВАРИАНТ 4
« Четвёртый лишний»
Педагог предлагает рассмотреть, что же растёт на дереве, и что
здесь лишнее:
Огурец, помидор, морковь, слива;
Клубника, яблоко, груша, абрикос;
Яблоко, слива, груша, малина;
Варианты данной игры различны.
ВАРИАНТ 5
« Свежий быстрый ветерок развесить листики помог»
Педагог предлагает прикрепить листик на правой верхней веточке;
на верхней левой веточке.
Дети выполняют алогичные задания. Считают листики и отвечают
на вопросы.
ВАРИАНТ 6
«Волшебные веточки»
Педагог обращает внимание детей на веточки волшебного дерева,
на котором выросли ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ОДЕЖДА.
Самостоятельно выбирают свою веточку, считают и составляют
предложения:
- Веточка с тремя яблоками.
- Веточка с пятью грушами.
- Веточка с четырьмя огурцами.
- Веточка с двумя платьями.
Игру можно применять на индивидуальных и фронтально –
подгрупповых занятиях.