Напоминание

Программа "БУСИНКА" по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования для дошкольников 4-5лет.


Автор: Бардеева Лилия Рашатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад№239"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа "БУСИНКА" по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования для дошкольников 4-5лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

«БУСИНКА»

по декоративно-прикладному искусству в качестве

дополнительного образования

для дошкольников 4-5лет.

(в рамках кружковой работы)

МБ ДОУ№239 г. Новокузнецка.

Бардеева Лилия Рашатовна

воспитатель

2018г

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-

прикладному искусству в качестве дополнительного образования,

организованного по принципу «от простого – к сложному». Данный вариант

программы «Бусинка» разработан на основе устава МБ ДОУ№239 г.

Новокузнецка.

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран

установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений

пальцев рук.

Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора

НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика

пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде

бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках

пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем

быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после

упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением

конгитивных способностей».

М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями

доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием

руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой

уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием,

связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. По

желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут

превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.

Поделка из бисера, даже выполненная самым простым способом плетения,

всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные

из бисера, у дошкольника возникает непосредственная мотивация сплести такие

украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и

разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых

изделий.

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению

и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дети

непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными

геометрическими формами. В процессе обученья по нашей программе у детей

развивается кисть, мелкая моторика (что очень важно для детей с нарушениями

речи), пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается

концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и

терпеливость.

Мы полностью согласны с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это

не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного

искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость

творчества».

Цели и задачи программы.

Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста, со

второй половины учебного года и направлена на ознакомление и

расширения знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы: Развитие мелкой моторики рук, творческих

способностей через занятия с бусинками разной величины, бисером,

пайетками, атласными лентами приобщение детей к основам рукоделия.

Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому

развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая

принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике

различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности,

логического мышления у детей.

4. Развивать мелкую моторику рук, согласованность движений пальцев,

умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его

в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус,

воспитывая при этом чувства формы, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к

декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей

желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями из бисера.

9. Приучать, не отвлекаться во время работы с мелким материалом,

завершать начатое дело (поделку), убирать за собой свое рабочее место.

10. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Занятия

проводятся

один

раза

в

неделю

по

20

мин

:

во

второй

половине

дня

.

Программа

в

объеме

19

занятий

,

включая

организацию

выставок

.

Каждое

занятие

состоит

из

нескольких

частей

.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу,

установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев,

согласованность движений рук и формировать художественные навыки и

эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно -

прикладному искусству

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника

чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от

работы на занятиях.

Занятия

проходят

фронтально

.

Оптимальное

количество

детей

- 10

человек

.

Возраст

детей

(4-5

лет

)

средняя

группа

.

Как

правило

,

работой

с

бисером

больше

интересуются

девочки

,

хотя

и

для

мальчиков

она

весьма

полезна

.

И

мы

считаем

,

что

по

нашей

программе

мальчикам

тоже

будет

интересно

заниматься

в

нашем

кружке

.

Дети

,

занимающиеся

такой

творческой

работой

,

становятся

более

внимательными

,

дисциплинированными

,

и

целеустремленными

,

их

успеваемость

ощутимо

повышается

.

Условия реализации программы.

Групповая комната площадью51кв.м. В группе иметься уголок для

творчества, где храниться весь требуемый материал для работы по

программе.

Освещенность в группе соответствтвует нормам СанПиН. Помещение

имеет естественное освещение, направленность светового потока от

окна на рабочую поверхность левостороннее (детей леворуких

усаживаем особым образом). А так же в помещении применятся

система общего освещения, светильники равномерно располагаться в

виде прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

Оснащение уголка для творчества необходимым методическим

материалом:

1.

Тематические подборки схем низания демонстрационных и

раздаточных;

2.

Технологические карты демонстрационные, раздаточные;

3.

Коллекция образцов;

4.

Библиотека литературы по бисероплетению;

5.

Витрина (полочка) для демонстрации работ.

Технологическое оснащение уголка для творчества:

1.

Мебель по количеству и росту детей;

2.

Учебная доска

3.

Ножницы, подставки для бисера., пяльца ,подушечки -

игольницы.;

4.

Необходимый материал, приобретённый родителями для детей.

5.

Шаблоны для составления схем низания.

Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой

бисероплетения, методикой обучения.

В нашей программе «Бусинка» представлены начальные этапы плетения, с

которыми справятся даже дети 4 -5 лет.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с

использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой

гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях,

знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети

овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с

бусинками.

Организация работы по ручному труду предполагает:

- подбор материала (бисер, стеклярус, бусинки, пайетки, атласные ленты,

проволока, леска…);

- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2

человека).

При работе с ножницами особое внимание уделяется технике

безопасности:

1.

Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии

взрослых.

2.

Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо.

3.

Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко.

4.

Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-

ножах, окошками - колечками вперед.

5. Закончив работу надо поставить свои ножницы в стаканчик окошками-

колечками вверх.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит

от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время

занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают,

обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие

используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя

взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его

усвоения, систематического посещения занятий и т.д.

Ожидаемый результат:

1.

Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;

2.

Формирование умений работать с данным материалом;

3.

Стремление детей к созданию поделок в качестве подарков для

близких, украшений для кукол…;

4.

Более высокий уровень развития мелкой моторики рук.

5.

Приобретение навыка безопасного обращения с колюще-режущими

предметами.

6.

Работы и общения в коллективе.

7.

Развивается умение сочетать цвета; замечать красивое вокруг себя;

8.

Организовывать свое рабочее место.

Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,

воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.

Значение

этого

увлекательного

процесса

огромно,

т.к.

подобные

занятия

успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию,

развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что

напрямую связано с речевым и умственным развитием.



В раздел образования