Автор: Бардеева Лилия Рашатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад№239"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа "БУСИНКА" по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования для дошкольников 4-5лет.
Раздел: дошкольное образование
Программа
«БУСИНКА»
по декоративно-прикладному искусству в качестве
дополнительного образования
для дошкольников 4-5лет.
(в рамках кружковой работы)
МБ ДОУ№239 г. Новокузнецка.
Бардеева Лилия Рашатовна
воспитатель
2018г
Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-
прикладному искусству в качестве дополнительного образования,
организованного по принципу «от простого – к сложному». Данный вариант
программы «Бусинка» разработан на основе устава МБ ДОУ№239 г.
Новокузнецка.
Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран
установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук.
Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора
НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика
пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде
бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках
пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем
быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг…, который после
упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением
конгитивных способностей».
М.И.Кольцова, Е.И.Исена, А.В.Антакова и др. своими исследованиями
доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием
руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой
уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием,
связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.
Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. По
желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут
превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир.
Поделка из бисера, даже выполненная самым простым способом плетения,
всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетенные
из бисера, у дошкольника возникает непосредственная мотивация сплести такие
украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и
разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых
изделий.
Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению
и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дети
непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными
геометрическими формами. В процессе обученья по нашей программе у детей
развивается кисть, мелкая моторика (что очень важно для детей с нарушениями
речи), пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается
концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и
терпеливость.
Мы полностью согласны с А.А.Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это
не подготовка будущих мастеров…, а приобщение ребенка к истокам народного
искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки…, почувствовать радость
творчества».
Цели и задачи программы.
Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста, со
второй половины учебного года и направлена на ознакомление и
расширения знаний с установкой на поисковую деятельность.
Цель программы: Развитие мелкой моторики рук, творческих
способностей через занятия с бусинками разной величины, бисером,
пайетками, атласными лентами приобщение детей к основам рукоделия.
Приобщение к рукоделию способствует интеллектуальному и эстетическому
развитию, тренирует пальцы и стимулирует развитие мелкой моторики.
В соответствии с целью были сформированы задачи программы:
1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая
принцип «от простого – к сложному».
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике
различные идеи.
3. Способствовать развитию воображения, сообразительности,
логического мышления у детей.
4. Развивать мелкую моторику рук, согласованность движений пальцев,
умение управлять своими движениями.
5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его
в речи детей.
6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус,
воспитывая при этом чувства формы, симметрии.
7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к
декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей
желание заниматься бисероплетением.
8. Познакомить с изделиями из бисера.
9. Приучать, не отвлекаться во время работы с мелким материалом,
завершать начатое дело (поделку), убирать за собой свое рабочее место.
10. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Занятия
проводятся
один
раза
в
неделю
по
20
мин
:
во
второй
половине
дня
.
Программа
в
объеме
19
занятий
,
включая
организацию
выставок
.
Каждое
занятие
состоит
из
нескольких
частей
.
Вводная часть.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу,
установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть.
Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев,
согласованность движений рук и формировать художественные навыки и
эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно -
прикладному искусству
Завершающая часть.
Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника
чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от
работы на занятиях.
Занятия
проходят
фронтально
.
Оптимальное
количество
детей
- 10
человек
.
Возраст
детей
(4-5
лет
)
средняя
группа
.
Как
правило
,
работой
с
бисером
больше
интересуются
девочки
,
хотя
и
для
мальчиков
она
весьма
полезна
.
И
мы
считаем
,
что
по
нашей
программе
мальчикам
тоже
будет
интересно
заниматься
в
нашем
кружке
.
Дети
,
занимающиеся
такой
творческой
работой
,
становятся
более
внимательными
,
дисциплинированными
,
и
целеустремленными
,
их
успеваемость
ощутимо
повышается
.
Условия реализации программы.
Групповая комната площадью51кв.м. В группе иметься уголок для
творчества, где храниться весь требуемый материал для работы по
программе.
Освещенность в группе соответствтвует нормам СанПиН. Помещение
имеет естественное освещение, направленность светового потока от
окна на рабочую поверхность левостороннее (детей леворуких
усаживаем особым образом). А так же в помещении применятся
система общего освещения, светильники равномерно располагаться в
виде прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.
Оснащение уголка для творчества необходимым методическим
материалом:
1.
Тематические подборки схем низания демонстрационных и
раздаточных;
2.
Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
3.
Коллекция образцов;
4.
Библиотека литературы по бисероплетению;
5.
Витрина (полочка) для демонстрации работ.
Технологическое оснащение уголка для творчества:
1.
Мебель по количеству и росту детей;
2.
Учебная доска
3.
Ножницы, подставки для бисера., пяльца ,подушечки -
игольницы.;
4.
Необходимый материал, приобретённый родителями для детей.
5.
Шаблоны для составления схем низания.
Кадровые условия: педагог, владеющий необходимой техникой
бисероплетения, методикой обучения.
В нашей программе «Бусинка» представлены начальные этапы плетения, с
которыми справятся даже дети 4 -5 лет.
Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с
использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой
гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях,
знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети
овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с
бусинками.
Организация работы по ручному труду предполагает:
- подбор материала (бисер, стеклярус, бусинки, пайетки, атласные ленты,
проволока, леска…);
- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2
человека).
При работе с ножницами особое внимание уделяется технике
безопасности:
1.
Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии
взрослых.
2.
Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо.
3.
Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко.
4.
Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-
ножах, окошками - колечками вперед.
5. Закончив работу надо поставить свои ножницы в стаканчик окошками-
колечками вверх.
Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит
от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время
занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают,
обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие
используемого инвентаря.
Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя
взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его
усвоения, систематического посещения занятий и т.д.
Ожидаемый результат:
1.
Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;
2.
Формирование умений работать с данным материалом;
3.
Стремление детей к созданию поделок в качестве подарков для
близких, украшений для кукол…;
4.
Более высокий уровень развития мелкой моторики рук.
5.
Приобретение навыка безопасного обращения с колюще-режущими
предметами.
6.
Работы и общения в коллективе.
7.
Развивается умение сочетать цвета; замечать красивое вокруг себя;
8.
Организовывать свое рабочее место.
Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,
воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.
Значение
этого
увлекательного
процесса
огромно,
т.к.
подобные
занятия
успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию,
развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что
напрямую связано с речевым и умственным развитием.