Автор: Пилецкая Инна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ - Ордынский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирская область
Наименование материала: Игровая технология формирования фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
Тема: коррекция речевых нарушений
Раздел: среднее профессиональное
Игровая технология
формирования фонематического
восприятия
у старших дошкольников
с нарушениями речи.
О У
Э
А
И
Ы
Л
С
Ф
Б
Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Пилецкая Инна Геннадьевна
Пояснительная записка.
Игровая технология развития фонематического восприятия и звукового анализа-
синтеза у детей с нарушениями речи основана на методе знаково-символического
моделирования. Этот метод многократно повышает эффективность работы в процессе
развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи по принципу
«обходного пути» (опора на сохранный анализатор: зрительный, кинестетический).
Метод знаково-символического моделирования очень эффективно позволяет
ввести звуки родного языка в игровое поле ребёнка с недостаточностью речевого слуха
путём ассоциаций с предметами окружающего мира и звукоподражаниями.
«Опредмечивание» звуков помогает ребёнку в процессе коррекционной работы,
опираясь на зрительный анализатор и кинестетические ощущения, закреплять навыки
звукового анализа и синтеза.
Данная технология легко воспроизводится, так как не требует сложного оборудования
и доступна пониманию, как специалистов, педагогов, так и родителей.
I этап: Подготовительный
1.«Что ты слышишь?» -Говорю ребёнку:«Максим, закрой глаза и прислушайся к
окружающим звукам. Что ты слышишь за окном, расскажи?» (шум машин, крики
животных, музыка, стук инструментов и т. д.) Затем Максим рассказывает, что он
слышал.
2.«Угадай, что звучало?»- Прошу ребёнка: «Никита, возьми в руки эти предметы.
Назови, что это? Как они звучат?» Сначала ребёнок действует с различными
звучащими предметами (шуршит бумагой, гремит ложками, стучит скрепками в
коробке и т. д.). «А теперь отвернись, послушай и угадай, какой предмет я брала в
руки?» Постепенно звуковой ряд я увеличиваю до 3-5 «шумов».
3. «Далеко – близко» - «Андрей, закрой глаза, послушай и угадай, где звучит
бубен: далеко или близко?» (ребёнок определяет степень удалённости источника звука
по силе его звучания).
4. «Найди пару» - в капсулы из-под шоколадных яиц или в спичечные коробки я
помещаю горох, гречку, манную крупу, скрепки и т. д. По две капсулы заполняю
одинаковым веществом и они одинаково шумят. Затем я прошу ребёнка: «Арина,
найди среди этих игрушек одинаково звучащие».
2
5. «Где звенит колокольчик?» - Я прошу: « Алёша, закрой глаза и попытайся
определить, где звенит колокольчик: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади? (но
сначала надо проверить, ориентируется ли ребёнок в пространстве).
II этап: Развитие фонематического слуха
1. «Сломанный телевизор» - Я рассказываю: «Однажды сломался телевизор: звука
нет, а изображение имеется. (это зеркало и моё отражение в нём) Я покажу по
телевизору одну из «песенок», а ты угадай её. (а, о, у, и…) А теперь угадай, какое
слово говорят по телевизору? ( «ау», «уа», «иа»).
Зрительная опора на артикуляцию
звука.
2.Схемы-символы гласных звуков:
О У
Э
А
И
Ы
-показывать губами
-произносить звуки
-угадывать по губам
-«ловить» на слух
3.«Ловим звук»: - Хлопни, если услышишь…
[А]: а, о, а, у, э,а,а… (в ряду звуков)
ма, му, та, ош, аш, ру, ар…(в ряду слогов)
мак, дом, куст, Маша, кот, луна…(в ряду слов)
Аналогично с другими звуками!!!
4. Схемы-символы согласных звуков: называем звук, «ловим « на слух.
Л
С
3
Ф
Б
Д
Я
Ю
Й
Е
Ё
В
Ц
Х
Г
Ч
П
Ж
Т
Щ
М
Ш
Н
4
К
З
Р
III этап: Развитие фонематического восприятия
1. «Камень – вата» - На столе лежат два рисунка (или натуральные предметы) –
камень и вата. Я прошу ребёнка: «Максим, послушай две «песенки», подумай и скажи,
какая из них звучит нежно, мягко («вата»), а какая – грубо, твёрдо («камень»)?» (м –
мь, б – бь, ш – щ …)
2.«Голосок спит – голосок проснулся»- Перед зеркалом мы наблюдаем за работой
речевого аппарата. Накладывая ладонь на переднюю часть шеи я учу ребёнка
определять участвует ли голос в образовании данного согласного звука, звонкий он
или глухой.
3. «Чей голосок?» Я кладу перед ребёнком схемы-символы дифференцируемых
согласных звуков и, произнося попеременно эти звуки или слоги с ними или слова с
5
этими звуками, прошу ребёнка: «Арина, подумай и скажи, чья «песенка» звучала –
шарика или жука?» (звуки [з]-[ж]).
4. «Эхо»- я прошу: «Андрей, послушай пару слов и повтори только то, в котором ты
услышишь «песенку» гуся (звук [г]) (выделяем этот звук голосом, по возможности
используем картинки называемых предметов):
угол – укол гусь – куст
голос – колос гости – кости
гаси – коси горка – корка
5.«Слоговая зарядка» - «Алёша, послушай и повтори то, что я скажу». Экранируя рот
я произношу сначала пары слогов, а потом цепочки слогов. Ребёнок повторяет за
мной. Если он затрудняется, то я повторяю снова и использую схемы-символы звуков
для зрительной опоры. Например:
ка – га ка-га-ка
ко – го ко-ко-го
ку – гу гу-ку-ку
6. «Четвёртый лишний»: я произношу цепочку из 4 слогов. Предлагаю ребёнку:
«Максим, назови «лишний» слог, который отличается от остальных по звучанию»:
на-на-на-па гу-гу-ку-гу
ка-ка-га-ка ки-ги-ги-ги
мо-но-мо-мо го-го-ко-го
IV этап Развитие простых форм звукового анализа и синтеза
1. «Пароходик плывёт» - для игры нужен бумажный пароходик с кармашком, куда
можно поместить схему-символ согласного звука, а так же нужны схемы-символы
гласных звуков. Даю инструкцию: «Максим, давай превратим наши карточки с
«песенками» в острова к которым будет причаливать наш пароходик. Подплывая к
каждому острову, пароходик даёт «гудок». Сегодня «путешествует» звук [м]
( пароходик подаёт «гудки» ма, мо, му, ми, мы, мэ ,причаливая к
соответствующему
6
острову).
2. «Звуковой поезд»: схемы гласных звуков превращаются в вагоны.
- Составь поезд из двух (трёх) «вагонов».
- Какую песенку везёт поезд? Спой: оооиии…(аналогично другие пары звуков)
3. «Подружки поют»: послушай «песенку», угадай, кто её пел и поставь подружек на
сцену: уууааа
4. «Подбери ключик» Я учу ребёнка выделять гласный звук из слов, состоящих из 1-2
слогов. Надо подобрать «ключик» к «замку»: «Никита, послушай и угадай какой
7
«ключевой звук» спрятался в этом слове. Ребёнок слышит слово в котором я
протягиваю гласный звук, а так же он видит артикуляцию гласного звука по моим
губам. Так он угадывает, каким «ключиком» надо открыть домик. Для этой игры
подходят такие слова: лук, мох, дом, мак, сын, рис, кот, сад, шум…
Можно усложнить задачу, предложив ребёнку открыть по два замка на каждом домике.
Для этого подойдут слова, состоящие из двух слогов: утка, лиса, руки, домик,
быки… Сначала я произношу слово плавно, а затем каждый слог отдельно, выделяя
голосом первый и второй «ключики» (гласные звуки).
5.Понятия «слово», «слова звучат – состоят из звуков» :
«Я найду слова везде» - берём фишки (картонные прямоугольники) и определяем тему:
«Алёша, давай сейчас отправимся на небо и поищем там слова. Всё, что там увидишь –
называй и клади фишки в коробочку. Я тоже буду искать слова и складывать фишки в
свою коробочку, а в конце игры мы сосчитаем кто сколько слов нашёл (слова на небе:
солнце, птица, облака…)
6. «Звуковая линейка» - символ слова: Квадраты звуковой линейки символизируют
8
начало, середину и конец слова. Даю задание: - «Арина, отгадай какой звук «живёт» в
начале слова и положи схему гласного звука в первый квадрат звуковой линейки.
.Сперва я беру слова с ударным гласным в начале: аист, осы, астры, Африка, уши,
узел, эхо, Игорь, ива, Ира, Оля, Аня.
аналогично формирую умение выделять последний звук в слове: луна, кино, шаги,
шары…
7. «Где звук «живёт»?»: в начале, в середине или в конце слова? (нос, человек)
9
Вариант игры на определение позиции звука в слове: «Засели дом»
- Определи место звука [ц] в словах и «засели» картинку в нужную квартирку в доме
V этап: Полный звуковой анализ и синтез слов
1. «Звуковая линейка». Подойдут слова дом, дым, сок, сын, мак, кот, кит, бык…
Звуки в слове произношу чётко, немного растягивая их. Сначала выделяем
1-ый и последний звуки, а потом – звук в середине. «Звуковую линейку» заполняем
фишками. Ребёнок говорит из скольких звуков состоит слово, называет их по порядку.
Возможна замена фишек буквами (в подготовительной группе). Далее словарный
материал я усложняю постепенно. Включаю задания по звуковому анализу в
упражнения по закреплению новых звуков.
10
Например: НОС, Н – твёрдый согласный звук (синий), О – гласный звук (красный),
С – твёрдый, согласный (синий). Зелёный – для обозначения мягкого согласного звука.
2.«Слово рассыпалось» -«Никита, я назову тебе по порядку несколько звуков, угадай,
какое слово рассыпалось?» ( К, о, т – кот, т, о, к – ток, к, т, о – кто).
VI этап: Формирование фонематических представлений.
Когда я говорю человеку «представь себе…», то я предполагаю, что в его памяти
есть образ за которым стоит реальный предмет или явление воспринятое ранее.
Фонематические «образы» я формировала в процессе всей проделанной работы.
Теперь я вправе предложить ребёнку задания:
«Выбери картинки»: в названии которых есть звук [ш]
«Вспомни и назови»:слова, в которых слышится звук [с]
«Чего не хватает в слове?»: самолё…, цвето…, топо…, сто…
Постепенно происходит переход к полному анализу и синтезу слов без наглядной
опоры. При дальнейшем усложнении материала я предусматриваю анализ слов со
стечением согласных ( стол, шкаф), некоторых трёхсложных слов (канава). Ввожу
упражнения на преобразование слов путём замены отдельных звуков (лук – лак). За это
же время дети практически усваивают понятия: слог, звук, слово, предложение,
звонкий звук, глухой звук, твёрдый и мягкий звук.
VII этап: Знакомство с буквами, основы слогослияния.
Постепенный переход к игровому обучению чтению с использованием пособия
«Буквы на кубиках». Упражнения предлагается выполнять в указанной
последовательности:
1. Найти изученные буквы (гласные, согласные )
2. Вспомнить и назвать «имя» буквы (алфавитное название), её «голос» (звучание).
3. «Паровоз гудит»: присоединение к паровозику кубиков-вагончиков (гласные буквы)
и «пропевание» последовательности гласных (АИУ, УАИ, ИАУ, ОЭЫ и т.д.).
11
4. «Буквы ходят в гости»: согласные буквы «ходят в гости» к гласным и «поют» с
ними песни (составление и чтение слогов-слияний и обратных слогов ПА, ПО, ПУ,
АП, ОП, УП)
5. «Я найду слова везде»: составление и различение слогов и слов
МА, МУ, МЫ, МО, УМ (слово обязательно что-то обозначает, а слог – это часть
слова).
6. «Превращалочки»:
- преобразование слога в слово – БА – БАК, КО – КОТ, НО – НОС,
ДО – ДОМ, БА – БАБА, МА – МАМА, ПА - ПАПА
- преобразование слова в другое путём замены гласного звука
БАК – БОК – БУК – БЫК
ДАМ – ДОМ – ДЫМ
- анаграммы НОС – СОН, КОТ – КТО – ТОК, ДОМА – МОДА, МЫШКА - КАМЫШ
- перевёртыши – КАЗАК, ДОМ МОД, ЗАКАЗ
- «буква убежала» - М … Л (МЫЛ, МИЛ, МЕЛ, МЁЛ, МЯЛ, МАЛ, МУЛ)
- «буква прибежала» - ПАР – ПАРК, ЛИС – ЛИСТ, РОТ – КРОТ, ИГРЫ – ТИГРЫ
- «слово в слове» - ПОБЕДА (ОБЕД, БЕДА, ЕДА, ДА )
- «родные слова» - КОТ – КОШКА – КОТЁНОК
- «один – много» - КОТ – КОТЫ, ЖУК – ЖУКИ, ДОМ - ДОМА
7. «Слово рассыпалось»: И, М, Р (МИР), Ы, С, Р (СЫР)
8. «Слоговой конструктор»: ХА, МУ (МУХА), КО, МО, ЛО (МОЛОКО)
9. «Слоговое лото»: из предложенных 5-7 слогов предлагается составить как можно
больше слов
ГУ, СИ, ТЫ, КИ, БЫ, РА, НО (ГУСИ, ГУБЫ, КИНО, РАКИ, КИРА, НОРА, РАНО,
БЫКИ, КИТЫ )
10. Кроссворды: например, «части лица» (ЛОБ, НОС, РОТ)
О
О
О
11. Ребусы ТЕ 100 (тесто), КА (канава), КОМ (комната) и др.
ВА ТА
12. «Шутки»: - Что можно видеть с закрытыми глазами (СОН)
- Как записать «сухая трава» четырьмя буквами (СЕНО)
13. Шарады: С О – я вам рассказ кончаю,
С У – дождём вас поливаю,
С А – ваш груз перевожу,
12
С К – с волнами я дружу,
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе. (ТОЧКА-ТУЧКА-ТАЧКА-КАЧКА)
14. «Угадай слово»: даётся ряд картинок, надо определить первый звук в названии
каждой картинки и составить из соответствующих букв слово-отгадку
Картинки: иголка, груша, рыба, улитка, шар, кот, индюк (ИГРУШКИ).
13