Напоминание

коррекция речевых нарушений


Автор: Пилецкая Инна Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ - Ордынский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: р.п. Ордынское, Новосибирская область
Наименование материала: Игровая технология формирования фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
Тема: коррекция речевых нарушений
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Игровая технология

формирования фонематического

восприятия

у старших дошкольников

с нарушениями речи.

О У

Э

А

И

Ы

Л

С

Ф

Б

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории

Пилецкая Инна Геннадьевна

Пояснительная записка.

Игровая технология развития фонематического восприятия и звукового анализа-

синтеза у детей с нарушениями речи основана на методе знаково-символического

моделирования. Этот метод многократно повышает эффективность работы в процессе

развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи по принципу

«обходного пути» (опора на сохранный анализатор: зрительный, кинестетический).

Метод знаково-символического моделирования очень эффективно позволяет

ввести звуки родного языка в игровое поле ребёнка с недостаточностью речевого слуха

путём ассоциаций с предметами окружающего мира и звукоподражаниями.

«Опредмечивание» звуков помогает ребёнку в процессе коррекционной работы,

опираясь на зрительный анализатор и кинестетические ощущения, закреплять навыки

звукового анализа и синтеза.

Данная технология легко воспроизводится, так как не требует сложного оборудования

и доступна пониманию, как специалистов, педагогов, так и родителей.

I этап: Подготовительный

1.«Что ты слышишь?» -Говорю ребёнку:«Максим, закрой глаза и прислушайся к

окружающим звукам. Что ты слышишь за окном, расскажи?» (шум машин, крики

животных, музыка, стук инструментов и т. д.) Затем Максим рассказывает, что он

слышал.

2.«Угадай, что звучало?»- Прошу ребёнка: «Никита, возьми в руки эти предметы.

Назови, что это? Как они звучат?» Сначала ребёнок действует с различными

звучащими предметами (шуршит бумагой, гремит ложками, стучит скрепками в

коробке и т. д.). «А теперь отвернись, послушай и угадай, какой предмет я брала в

руки?» Постепенно звуковой ряд я увеличиваю до 3-5 «шумов».

3. «Далеко – близко» - «Андрей, закрой глаза, послушай и угадай, где звучит

бубен: далеко или близко?» (ребёнок определяет степень удалённости источника звука

по силе его звучания).

4. «Найди пару» - в капсулы из-под шоколадных яиц или в спичечные коробки я

помещаю горох, гречку, манную крупу, скрепки и т. д. По две капсулы заполняю

одинаковым веществом и они одинаково шумят. Затем я прошу ребёнка: «Арина,

найди среди этих игрушек одинаково звучащие».

2

5. «Где звенит колокольчик?» - Я прошу: « Алёша, закрой глаза и попытайся

определить, где звенит колокольчик: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади? (но

сначала надо проверить, ориентируется ли ребёнок в пространстве).

II этап: Развитие фонематического слуха

1. «Сломанный телевизор» - Я рассказываю: «Однажды сломался телевизор: звука

нет, а изображение имеется. (это зеркало и моё отражение в нём) Я покажу по

телевизору одну из «песенок», а ты угадай её. (а, о, у, и…) А теперь угадай, какое

слово говорят по телевизору? ( «ау», «уа», «иа»).

Зрительная опора на артикуляцию

звука.

2.Схемы-символы гласных звуков:

О У

Э

А

И

Ы

-показывать губами

-произносить звуки

-угадывать по губам

-«ловить» на слух

3.«Ловим звук»: - Хлопни, если услышишь…

[А]: а, о, а, у, э,а,а… (в ряду звуков)

ма, му, та, ош, аш, ру, ар…(в ряду слогов)

мак, дом, куст, Маша, кот, луна…(в ряду слов)

Аналогично с другими звуками!!!

4. Схемы-символы согласных звуков: называем звук, «ловим « на слух.

Л

С

3

Ф

Б

Д

Я

Ю

Й

Е

Ё

В

Ц

Х

Г

Ч

П

Ж

Т

Щ

М

Ш

Н

4

К

З

Р

III этап: Развитие фонематического восприятия

1. «Камень – вата» - На столе лежат два рисунка (или натуральные предметы) –

камень и вата. Я прошу ребёнка: «Максим, послушай две «песенки», подумай и скажи,

какая из них звучит нежно, мягко («вата»), а какая – грубо, твёрдо («камень»)?» (м –

мь, б – бь, ш – щ …)

2.«Голосок спит – голосок проснулся»- Перед зеркалом мы наблюдаем за работой

речевого аппарата. Накладывая ладонь на переднюю часть шеи я учу ребёнка

определять участвует ли голос в образовании данного согласного звука, звонкий он

или глухой.

3. «Чей голосок?» Я кладу перед ребёнком схемы-символы дифференцируемых

согласных звуков и, произнося попеременно эти звуки или слоги с ними или слова с

5

этими звуками, прошу ребёнка: «Арина, подумай и скажи, чья «песенка» звучала –

шарика или жука?» (звуки [з]-[ж]).

4. «Эхо»- я прошу: «Андрей, послушай пару слов и повтори только то, в котором ты

услышишь «песенку» гуся (звук [г]) (выделяем этот звук голосом, по возможности

используем картинки называемых предметов):

угол – укол гусь – куст

голос – колос гости – кости

гаси – коси горка – корка

5.«Слоговая зарядка» - «Алёша, послушай и повтори то, что я скажу». Экранируя рот

я произношу сначала пары слогов, а потом цепочки слогов. Ребёнок повторяет за

мной. Если он затрудняется, то я повторяю снова и использую схемы-символы звуков

для зрительной опоры. Например:

ка – га ка-га-ка

ко – го ко-ко-го

ку – гу гу-ку-ку

6. «Четвёртый лишний»: я произношу цепочку из 4 слогов. Предлагаю ребёнку:

«Максим, назови «лишний» слог, который отличается от остальных по звучанию»:

на-на-на-па гу-гу-ку-гу

ка-ка-га-ка ки-ги-ги-ги

мо-но-мо-мо го-го-ко-го

IV этап Развитие простых форм звукового анализа и синтеза

1. «Пароходик плывёт» - для игры нужен бумажный пароходик с кармашком, куда

можно поместить схему-символ согласного звука, а так же нужны схемы-символы

гласных звуков. Даю инструкцию: «Максим, давай превратим наши карточки с

«песенками» в острова к которым будет причаливать наш пароходик. Подплывая к

каждому острову, пароходик даёт «гудок». Сегодня «путешествует» звук [м]

( пароходик подаёт «гудки» ма, мо, му, ми, мы, мэ ,причаливая к

соответствующему

6

острову).

2. «Звуковой поезд»: схемы гласных звуков превращаются в вагоны.

- Составь поезд из двух (трёх) «вагонов».

- Какую песенку везёт поезд? Спой: оооиии…(аналогично другие пары звуков)

3. «Подружки поют»: послушай «песенку», угадай, кто её пел и поставь подружек на

сцену: уууааа

4. «Подбери ключик» Я учу ребёнка выделять гласный звук из слов, состоящих из 1-2

слогов. Надо подобрать «ключик» к «замку»: «Никита, послушай и угадай какой

7

«ключевой звук» спрятался в этом слове. Ребёнок слышит слово в котором я

протягиваю гласный звук, а так же он видит артикуляцию гласного звука по моим

губам. Так он угадывает, каким «ключиком» надо открыть домик. Для этой игры

подходят такие слова: лук, мох, дом, мак, сын, рис, кот, сад, шум…

Можно усложнить задачу, предложив ребёнку открыть по два замка на каждом домике.

Для этого подойдут слова, состоящие из двух слогов: утка, лиса, руки, домик,

быки… Сначала я произношу слово плавно, а затем каждый слог отдельно, выделяя

голосом первый и второй «ключики» (гласные звуки).

5.Понятия «слово», «слова звучат – состоят из звуков» :

«Я найду слова везде» - берём фишки (картонные прямоугольники) и определяем тему:

«Алёша, давай сейчас отправимся на небо и поищем там слова. Всё, что там увидишь –

называй и клади фишки в коробочку. Я тоже буду искать слова и складывать фишки в

свою коробочку, а в конце игры мы сосчитаем кто сколько слов нашёл (слова на небе:

солнце, птица, облака…)

6. «Звуковая линейка» - символ слова: Квадраты звуковой линейки символизируют

8

начало, середину и конец слова. Даю задание: - «Арина, отгадай какой звук «живёт» в

начале слова и положи схему гласного звука в первый квадрат звуковой линейки.

.Сперва я беру слова с ударным гласным в начале: аист, осы, астры, Африка, уши,

узел, эхо, Игорь, ива, Ира, Оля, Аня.

аналогично формирую умение выделять последний звук в слове: луна, кино, шаги,

шары…

7. «Где звук «живёт»?»: в начале, в середине или в конце слова? (нос, человек)

9

Вариант игры на определение позиции звука в слове: «Засели дом»

- Определи место звука [ц] в словах и «засели» картинку в нужную квартирку в доме

V этап: Полный звуковой анализ и синтез слов

1. «Звуковая линейка». Подойдут слова дом, дым, сок, сын, мак, кот, кит, бык…

Звуки в слове произношу чётко, немного растягивая их. Сначала выделяем

1-ый и последний звуки, а потом – звук в середине. «Звуковую линейку» заполняем

фишками. Ребёнок говорит из скольких звуков состоит слово, называет их по порядку.

Возможна замена фишек буквами (в подготовительной группе). Далее словарный

материал я усложняю постепенно. Включаю задания по звуковому анализу в

упражнения по закреплению новых звуков.

10

Например: НОС, Н – твёрдый согласный звук (синий), О – гласный звук (красный),

С – твёрдый, согласный (синий). Зелёный – для обозначения мягкого согласного звука.

2.«Слово рассыпалось» -«Никита, я назову тебе по порядку несколько звуков, угадай,

какое слово рассыпалось?» ( К, о, т – кот, т, о, к – ток, к, т, о – кто).

VI этап: Формирование фонематических представлений.

Когда я говорю человеку «представь себе…», то я предполагаю, что в его памяти

есть образ за которым стоит реальный предмет или явление воспринятое ранее.

Фонематические «образы» я формировала в процессе всей проделанной работы.

Теперь я вправе предложить ребёнку задания:

«Выбери картинки»: в названии которых есть звук [ш]

«Вспомни и назови»:слова, в которых слышится звук [с]

«Чего не хватает в слове?»: самолё…, цвето…, топо…, сто…

Постепенно происходит переход к полному анализу и синтезу слов без наглядной

опоры. При дальнейшем усложнении материала я предусматриваю анализ слов со

стечением согласных ( стол, шкаф), некоторых трёхсложных слов (канава). Ввожу

упражнения на преобразование слов путём замены отдельных звуков (лук – лак). За это

же время дети практически усваивают понятия: слог, звук, слово, предложение,

звонкий звук, глухой звук, твёрдый и мягкий звук.

VII этап: Знакомство с буквами, основы слогослияния.

Постепенный переход к игровому обучению чтению с использованием пособия

«Буквы на кубиках». Упражнения предлагается выполнять в указанной

последовательности:

1. Найти изученные буквы (гласные, согласные )

2. Вспомнить и назвать «имя» буквы (алфавитное название), её «голос» (звучание).

3. «Паровоз гудит»: присоединение к паровозику кубиков-вагончиков (гласные буквы)

и «пропевание» последовательности гласных (АИУ, УАИ, ИАУ, ОЭЫ и т.д.).

11

4. «Буквы ходят в гости»: согласные буквы «ходят в гости» к гласным и «поют» с

ними песни (составление и чтение слогов-слияний и обратных слогов ПА, ПО, ПУ,

АП, ОП, УП)

5. «Я найду слова везде»: составление и различение слогов и слов

МА, МУ, МЫ, МО, УМ (слово обязательно что-то обозначает, а слог – это часть

слова).

6. «Превращалочки»:

- преобразование слога в слово – БА – БАК, КО – КОТ, НО – НОС,

ДО – ДОМ, БА – БАБА, МА – МАМА, ПА - ПАПА

- преобразование слова в другое путём замены гласного звука

БАК – БОК – БУК – БЫК

ДАМ – ДОМ – ДЫМ

- анаграммы НОС – СОН, КОТ – КТО – ТОК, ДОМА – МОДА, МЫШКА - КАМЫШ

- перевёртыши – КАЗАК, ДОМ МОД, ЗАКАЗ

- «буква убежала» - М Л (МЫЛ, МИЛ, МЕЛ, МЁЛ, МЯЛ, МАЛ, МУЛ)

- «буква прибежала» - ПАР – ПАРК, ЛИС – ЛИСТ, РОТ – КРОТ, ИГРЫ – ТИГРЫ

- «слово в слове» - ПОБЕДА (ОБЕД, БЕДА, ЕДА, ДА )

- «родные слова» - КОТ – КОШКА – КОТЁНОК

- «один – много» - КОТ – КОТЫ, ЖУК – ЖУКИ, ДОМ - ДОМА

7. «Слово рассыпалось»: И, М, Р (МИР), Ы, С, Р (СЫР)

8. «Слоговой конструктор»: ХА, МУ (МУХА), КО, МО, ЛО (МОЛОКО)

9. «Слоговое лото»: из предложенных 5-7 слогов предлагается составить как можно

больше слов

ГУ, СИ, ТЫ, КИ, БЫ, РА, НО (ГУСИ, ГУБЫ, КИНО, РАКИ, КИРА, НОРА, РАНО,

БЫКИ, КИТЫ )

10. Кроссворды: например, «части лица» (ЛОБ, НОС, РОТ)

О

О

О

11. Ребусы ТЕ 100 (тесто), КА (канава), КОМ (комната) и др.

ВА ТА

12. «Шутки»: - Что можно видеть с закрытыми глазами (СОН)

- Как записать «сухая трава» четырьмя буквами (СЕНО)

13. Шарады: С О – я вам рассказ кончаю,

С У – дождём вас поливаю,

С А – ваш груз перевожу,

12

С К – с волнами я дружу,

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе. (ТОЧКА-ТУЧКА-ТАЧКА-КАЧКА)

14. «Угадай слово»: даётся ряд картинок, надо определить первый звук в названии

каждой картинки и составить из соответствующих букв слово-отгадку

Картинки: иголка, груша, рыба, улитка, шар, кот, индюк (ИГРУШКИ).

13



В раздел образования